kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Образование Казахского ханства

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок посвящен теме образования Казахского ханства, предпосылкам его возникновения, выдающимся деятелям казахского народа Керею и Жаныбеку, стоявшим у истоков казахской государственности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Образование Казахского ханства»

Тема урока: Образование Казахского ханства ( 7 класс)

Цели урока:

Образовательная: Раскрыть исторические условия создания Казахского ханства, сформировать знания о становлении суверенного Казахского ханства.

Развивающая: Создать условия для развития умственных умений по выделению главного от косвенного, установлению причинно-следственных связей, анализа исторических событий и явлений.

Воспитательная: На примере деятельности казахских султанов Керея и Жаныбека воспитание патриотизма и национального самосознания.

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование: Карта Казахского ханства и Республики Казахстан, портреты султанов Керея и Жаныбека, таблицы, схема, материалы для дополнительного чтения.

Ход урока

1. Организационный момент. Проверка готовности учащихся к началу занятия.

2. Вступительное слово учителя: Дорогие ребята! В этом году в истории нашего государства отмечаются очень важные события - 550-летие образования Казахского ханства, 70-летие великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне,

20-летие Конституции РК, 20-летие создания Ассамблеи народа Казахстана.

События большой исторической важности, посвященные самым главным ценностям - Независимости, свободе, единству, миру и согласию народа Казахстана. Наша с вами задача помнить, учить, ценить уроки прошлого. Ведь как сказал Абу Насыр аль-Фараби:

" Не зная прошлого, истории, трудно знать настоящее время, предположить будущее".

3. Сообщение темы и целей урока.

4. Заполнение первой части таблицы

Бортовой журнал


Что я знаю по теме

Что нового узнал

Что не понял





5. Групповая работа.

Задание 1 группе: Ознакомиться с текстом параграфа и составить таблицу основных событий.


Основные события


В начале XV века

Белая Орда прекратила свое существование как независимое государство

1428-1468гг.

Ханство Абулхаира ( Узбекское ханство)

Около 1456-1457гг.

Абулхаир хан потерпел поражение от правителя ойратов Уз-Темира близ г. Сыгнака

1465-1466гг.

Откочевка казахских племен во главе с Кереем и Жаныбеком в Западное Жетысу

В 50-70-х гг. XVв.

Число подданных Керея и Жаныбека достигло 200 тысяч человек.


Задание 2 группе: Ознакомление с приложениями 1и 2 и ответить на вопросы.

Задание 3 группе: Работа с контурной картой. Отметить территорию созданного Казахского ханства, определить путь движения казахских родов во главе с Кереем и Жаныбеком.

Вопрос: А как повел себя в этой ситуации Абулхаир хан? Работа с приложением 3





6. Прием "тонких" и "толстых" вопросов.


"Тонкие" вопросы

"Толстые" вопросы

Кто возглавил откочевку казахских родов из ханства Абулхаира?

Когда произошли эти события?

Где находилась ставка Казахского ханства?

Какие тюркоязычные племена внесли вклад в создание единого государства казахского народа?

Объясните, почему хан Могулистана Есен-Буга благосклонно встретил султанов Керея и Жаныбека?

В чем различие Казахского ханства от других государственных образований?

Предположите, что было бы, если бы не сложились определенные исторические условия для создания независимого ханства?




7. Работа со схемой. Схема «Фишбоун» в переводе означает «рыбья кость». В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы. Напротив верхних – располагаются нижние, на которых по ходу вписываются факты, подтверждающие наличие сформированных ими причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть факты.





В ходе беседы заполняется схема.

В "голове"- Почему султаны Керей и Жаныбек выступили против Абулхаира и перекочевали в Жетысу?

"Верхние косточки" - Борьба за власть, феодальный гнет, беспрерывные войны и нашествие ойратов.

"Нижние косточки" - подавление Абулхаир ханом своих политических противников, стихийные выступления против ханской власти, ослабление ханства.

В "хвосте" - Образование независимого Казахского ханства.

8. Подведение итогов урока. Заполнение бортового журнала.

9. Рефлексия.
1. Если вы по утрам с радостью идете в школу, помашите правой рукой. 
2. Если вы цените в людях честность и порядочность, сделайте шаг вперед. 
3. Если вы уверены в своих силах, топните ногой. 
4. Если вы считаете, что мы должны уважать права людей, независимо от их национальной и социальной принадлежности, сделайте шаг назад. 
5. Если вас волнует судьба вашей страны, хлопните в ладоши. 
6. Если вы считаете себя патриотами, поднимите обе руки вверх. 
7. Если вы верите в то, что ваша страна займет достойное место в мире, протяните обе руки вперед. 
8. Если вы верите, что будущее страны зависит от вас, возьмитесь за руки

10. Комментирование оценок.

11. Домашнее задание: параграф 36 подготовить ответы на вопросы


Приложение 1

Из книги « Казахское ханство», с. 49-53

Абулхаир не доверял местным племенам. Он приглашал людей из Ногайской Орды и Сибири, стараясь тем самым обеспечить безопасность своего правления. Переселенцы переезжали со своими семьями в Присырдарьинский регион с запада и севера. При этом представители ногайских, кыпчакских, коныратских и других племен, смешиваясь с местным населением, постепенно увеличивали количество недовольных. Люди стали объединяться вокруг внуков Урус-хана- султанов Керея и Жаныбека.

Летом 1457г. ойраты под предводительством Уз-Темир-тайши выступили в поход на запад. Они устремились на столицу ханства Абулхаира- город Сыгнак.

В Присырдарье в местности Коккесене армия Абулхаир-хана была разбита и отступила в Сыгнак. Ойраты не стали штурмовать город. Вместо этого они разграбили Туркестан, Ташкент с прилегающими к ним территориями. На обратном пути Уз-Темир-тайши предложил Абулхаиру заключить мирный договор на унизительных условиях.

Сокрушительное поражение Абулхаир-хана и заключение с ойратами позорного договора окончательно подорвали доверие местных племен к правителю Государства кочевых узбеков. В этой ситуации Абулхаир занял жесткую позицию. Он начал наводить порядок в своих владениях. Это вызвало недовольство основной массы населения, которая стала еще теснее сплачиваться вокруг законных наследников престола Ак Орды-султанов Керея и Жаныбека.

Незадолго до этого Кобланды-батыр из рода каракыпчак был приглашен Абулхаир-ханом из Ногайской Орды. Правитель Государства кочевых узбеков назначил его военачальником своего войска. Однако в августе 1459г. из-за давней вражды Кобланды-батыр убил в степи авторитетного бия Дайыркожу ( Акжол бия) из племени аргын.

Возмущенные гибелью уважаемого бия, джигиты племени аргын открыто высказали свое недовольство Абулхаир-хану. Срочно созванный ханский совет не смог принять решения, удовлетворившего всех. Предложение на совете султанов Керея и Жаныбека о взыскании с каракыпчака Кобланды-батыра выкупа за смерть Акжол бия не было удовлетворено. Более того, Абулхаир-хан заподозрил внуков Урус-хана в организации народных волнений.

У хана не было достаточно сил для подавления недовольства народа. Поэтому Абулхаир-хан поручил старшему сыну Шахбутаху защиту столицы Государства кочевых узбеков- город Сыгнак, а сам он с небольшим отрядом отправился в Ногайскую Орду, чтобы пополнить свое войско.

Тем временем местное население окружило Сыгнак. Произошло вооруженное столкновение между восставшими и воинами Абулхаира, в котором его сын Шахбутах погиб. Такое развитие событий заставило вождей местных племен срочно отправить гонцов к султанам Керею и Жаныбеку, которые после ханского совета вернулись в свои аулы. Узнав о гибели Шахбутаха, они поняли, что за гибель своего старшего сына Абулхаир-хан жестко накажет виновных. Поэтому султаны приняли решение…

Какое решение приняли султаны Керей и Жаныбек? Какие причины вынудили их принять такое решение?













Приложение 2

Ильяс Есенберлин « Кочевники», с.130-131

На четвертый день поспешной откочевки султаны Джаныбек и Керей собрали всех вождей, биев и батыров ушедших с ними аулов. Джаныбек был более красноречив и начал говорить первым.

- Не думайте, что нас ждут с распростертыми объятиями!- сказал султан Джаныбек.-

« Ближний не рад, когда ты богат, но когда ты нищий, пожалеет для тебя и пищу». Я не хочу предрекать плохое, но неизвестно еще, как примет нас Могулистан. Поэтому необходимо пройти этот длинный путь и сохранить силы и здоровье. Увидят, что мы сильны, станут уважать, а если придем изможденными, то станут только жалеть. Прогнать, возможно, и не прогонят, но какая радость быть бедным родственником!..

С этого дня, выяснив, что ханские отряды не пошли в погоню, двигались уже медленней, давая подкормиться скоту.

Через неделю Джаныбек и Керей собрали на семейный совет своих сыновей, внуков, многочисленных старших и младших братьев. Султан Джаныбек велел одному из своих джигитов нарезать сноп стеблей таволги, толщина которых достигает толщины рукоятки от камчи. В древних легендах рассказывалось о таком испытании для сыновей. Прежде всего он обратился к старшему сыну Джадику и первенцу Керея- Бурундуку.

- Возьмите по одному стеблю!

Те взяли, сосредоточенно глядя на Джаныбека.

- Переломите их!

С легким хрустом переломились меж сильными пальцами джигитов зеленые прутья.

- Теперь возьмите по два вместе!

Им пришлось приложить усилия, чтобы переломить сдвоенные прутья.

- Возьмите по четыре вместе!

Лишь с помощью колена удалось переломить прутья таволги.

- По шесть!- приказал Джаныбек.

Джадик и Бурундук взяли каждый по шесть стеблей таволги и принялись мять и ломать их со всевозможными ухищрениями. Еле-еле удалось им сделать это.

- Ну а по десять!

Снова принялись за дело тонкий , жилистый Джадик и квадратный, длиннорукий Бурундук. Они знали это степное предание и старались изо всех сил, чтобы на их примере учились младшие братья. Потрудившись вдосталь, оба отбросили от себя прутья:

- Не получается!

Султан Джаныбек некоторое время сидел молча, потом обвел всех взглядом. И хотя даже дети знали это наставление, он повторил его в слово в слово, как говорили его своим детям другие батыры и султаны, как из века в век пели об этом жырау:

- Вот так бывает и с народом. Одного в поле просто убить. А когда сплочены люди, никакой враг им не страшен. Сообща можно море завалить. Если сплотятся казахские роды, то грозной силой станут они. Десять родов - это десять пальцев на двух руках. Пусть же сожмутся они в кулаки!

С какой целью провел Жаныбек испытание? К чему призывал казахские роды и племена? Объясните причину, по которой произошло описанное событие.











Приложение 3

Ильяс Есенберлин « Кочевники», с.116-117

Вот этот последний уходящий от него аул и увидел перед собой хан Абулхаир, выехав на невысокий степной холм. Отборная сотня телохранителей была с ним и еще два десятке конных нукеров. Два десятка острых стрел было заготовлено для них в колчанах у телохранителей, эти стрелы должны были вонзиться в спины недовольных при первой же схватке с врагом.

Сотник охраны, ехавший рядом с Абулхаиром, оглянулся, дал знак, и сразу же десяток всадников отделился и поскакал к кошу. Объехав его, они во весь опор поскакали обратно.

- Они идут за Джаныбеком и Кереем, мой повелитель-хан!- крикнул, упав с коня на колено, охранник.

- Пригнать их сюда!- тихо сказал хан Абулхаир и указал на подножие холма.

Полусотня телохранителей помчалась к кошу. Послышались крики, женский плач, мычание коров, жалобное овечье блеяние. Вскоре весь аул был согнан на поросшую жесткой колючкою низинку. Люди испуганно смотрели наверх холма, где виднелась неподвижная фигура хана Абулхаира. Лишь старик Конурбай смотрел гордо и спокойно, и в лице его не было страха.

Когда крик утих, аксакал Конурбай медленно пошел вверх и остановился перед самой мордой ханского коня. С достоинством склонив голову, он сказал:

- Перед вами, великий повелитель-хан, преклоняет голову девяностолетний Конурбай из рода жабагайлы!..

- Куда кочуете?- тихо спросил хан Абулхаир, не ответив на приветствие аксакала.

- К реке Чу, повелитель-хан…Туда, куда ушли все наши люди!

- Зачем вам это нужно?

- Страшно стало жить здесь, повелитель-хан. Твои сборщики налогов сделались как голодные волки!

- А разве там, куда вы идете, не будут собирать ясак?

- Будут, но мы надеемся, что только один. А здесь, помимо того, что берут родовые султаны, берешь и ты. Да так берешь, что в глазах у людей становится темно!

- Но я же ваш хан. Испокон веков люди платят хану его часть. Или ты забыл главный завет предков, старик?!

- Нет, не забыл. Но по этому завету хан, получивший свою часть, должен защищать своих подданных от врагов и несправедливости. Ты не делаешь ни того, ни другого. Войско свое ты увел в Междуречье и бросил нас на произвол судьбы. Со всех сторон остались мы беззащитны. А справедливость… Спроси у своих сборщиков налога, сколько скота и людей на продажу было угнано из наших аулов минувшей весной. Так что вместо ожидаемой помощи нам приходилось защищаться от твоих слуг-разбойников!

Старик говорил ровным, бесстрастным голосом, и во взгляде его серых глаз была непоколебимая твердость. Вспыхнувшие было желтые огоньки в глазах Абулхаира бессильно потухли. Он сделал вялый знак рукой. Сотник поспешно кивнул головой, жестокая ухмылка скривила его синие губы.

- Повернись, неблагодарный старик, и посмотри на гибель своего семени!- сказал он.

Старик медленно повернулся лицом к своему аулу. В тот же миг озверелые ханские телохранители с оголенными саблями бросились на безоружных и беззащитных людей. Многоголосый человеческий вопль поднялся в светлое пустое небо. Вспугнутый степной орел рванулся в сторону и быстро полетел от этого проклятого места.

Многие мужчины и подростки схватились за дубины и ножи, но что могли они поделать против вооруженных до зубов, молодых и сильных воинов! Женщины прикрывали руками и телами своих детей. Сами дети в ужасе заползали под брюхо к коровам, и ханские телохранители доставали их оттуда пиками. Двое держали за руки аксакала Конурбая. Он стоял все так же ровно, и только две маленьких старческих слезы светились в уголках его глаз.

Зато глаза хана Абулхаира уже по-молодому горели желтым неистовым огнем. Человеческая кровь, слезы, насилие всегда оживляли его, заставляли сильнее биться сердце. Словно оттаяли, расползлись в улыбке толстые губы.

- Что ты бормочешь там, старик?- хрипло спросил он

Да, губы старика беззвучно шевелились. Абулхаир наклонился к самому его рту, чтобы услышать.

- О аллах, если существуешь ты во всем, то накажи этого грязного шакала… Из всех зверей только сытый шакал может рвать зубами чужих детенышей!

Поняв по лицу хана, о чем говорит старик, сотник привстал на стременах и с размаху хлестнул старика плетью по лицу.

Но старик не пошевелился. Губы его продолжали шептать все то же:

- О аллах, если ты существуешь, накажи…

Почему, по вашему мнению, казахские роды уходили от Абулхаир хана?

Как этот эпизод характеризует самого хана?




















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Образование Казахского ханства

Автор: Бексеитова Гульнар Орумбаевна

Дата: 26.09.2016

Номер свидетельства: 345947

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Тема: Образование Казахского  ханства (урок по истории Казахстана в 7 классе) "
    ["seo_title"] => string(80) "tiema-obrazovaniie-kazakhskogho-khanstva-urok-po-istorii-kazakhstana-v-7-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "101200"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402410162"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "«550 лет образования Казахского ханства»."
    ["seo_title"] => string(43) "550-liet-obrazovaniia-kazakhskogho-khanstva"
    ["file_id"] => string(6) "269097"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450767019"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "статья на тему "550 лет образованию казахского ханства" "
    ["seo_title"] => string(60) "stat-ia-na-tiemu-550-liet-obrazovaniiu-kazakhskogho-khanstva"
    ["file_id"] => string(6) "148149"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419599839"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Конспект урока на тему: "Образование Казахского ханства" "
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekt-uroka-na-tiemu-obrazovaniie-kazakhskogho-khanstva"
    ["file_id"] => string(6) "217317"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433310811"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "«ОБРАЗОВАНИЕ КАЗАХСКОГО ХАНСТВА» "
    ["seo_title"] => string(33) "obrazovaniie-kazakhskogo-khanstva"
    ["file_id"] => string(6) "200840"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428926466"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства