Просмотр содержимого документа
«"Образование Казахского ханства"»
КГУ «Тохтаровская средняя школа»
Открытый урок по истории Казахстана в 7 классе
ТЕМА: «Образование Казахского ханства».
2014-2015 учебный год
Тема: Образование Казахского ханства Дата
Цели урока:
Образовательная: определить предпосылки и ход образования Казахского ханства, закономерность его возникновения, основные направления политики первых казахских ханов.
Развивающая: развитие логического мышленя, умения устанавливать причинно-следственные связи, переносить знания в новую ситуацию, аргументировать выводы.
Воспитательная: формирование патриотизма и гордости за свою историю.
Методы: беседа, работа в группах. Описание метода см. с. 193-194, 198.
Оборудование: учебник, карта «Кзахстан в XV-XVII вв.».
Домашнее задание: $$32-33, решить тесты к параграфу, по рабочей тетради №№132,135.
Понятия для закрепления: государство.
Исторические личности: Керей, Жанибек, Абулхаир, Есен-Буга, Мухаммад Шейбани.
План урока:
I. Проверка домашнего задания.
II.Изучение новой темы:
1.Предпослылки образования казахского ханства.
2.Процесс складывания казахской государственности
3.Политика первых казахских ханов.
III. Закрепление.
Ход урока:
I. Проверка домашнего задания
Опрос методом интеллектуальной цепочки по вопросам к параграфу.
II. Изучение новой темы:
1.Предпосылки образования Казахского ханства.
Тема раскрывается объяснением учителя с активным привлечением знаний учащихся.
Что такое государство?(Необходимо отметить признаки:единство территории, наличие границ, формирование аппарата власти).
Вспомните, какие государственный образования существовали на территории Казахстана.Какие государства возникли в ходе распада улуса Джучи?Какие государства возникли в ходе распада улуса Чагатая?Какие государства возникли в ходе распада Ак Орды? К концу 50-х гг.15 века ситуация внутри ханства Абулхаира осложнилась.Вспомните почему и в чем это выразилось?Какие источники сообщают нам об образовании Казахского ханства?
Около 1459-60 гг. султаны керей и Жанибек с подвластными им родами, всего около 100 тыс. человек, откочевали от Абулхаира в Могулистан. Хан могулистана Есен-Бууга принял их и выделил им земли в долинах Чу и Таласа, где и были заложены основы Казахского ханства.
Что же способствовало возникновению этого государства? Определите предпосылки образования Казахского ханства в группах.
1 группа-экономические предпосылки;
2 группа- политические предпосылки;
3 группа- этнические и культурные предпосылки.
(экономические- хозяйственно-культурная близость населения на территорий Казахстана, укреплениехозяйственных связей между кочевым и оседлым населением.политические –политические объединение территории Казахстана в составе государства Могулистан и Белая Орда, а также Ногайской Орды и ханства Абулаира; междоусобицы, распри в ханстве Абулхаира, ослабление государств Абулхаира и Могулистан, которые не могли обеспечит уже безопаснось населения, что привело кс сплочению казахских племен вокруг новых лидеров, в частности, вокруг Жанибека и Керея. Этнические- завершение формирование казахской народности и выделение из групп тюркских языков казахского языка в 14-15 вв., укреплению культурных связей)
Таким образом, объективные и субъективные условия сложились так, что назрело образование нового государства-государства казахов.
2. Процесс образования казахской государственности.
Группы получают задание:прочесть п.2 и ответить на вопросы
1 группа. Каковы причины откочески султанов Керея и Жанибека? (Записать по пунктам)
2 группа. Почему Есен-Буга принял султанов и выделил им земли? (Записать по пунктам)
На основании выстеплении групп предлагается высказать мнения о характере процесса образования государства:Насколько он был мирным?какие группы населения заинтересованы в образовании государства?
3.Политика первых казахских ханов.Используя текст п.3 и ранее известные вам сведения, определите основные политические задачи первых казсхких ханов.(Задачи:укрепление автори тета ханской власти;объединение племен под властью Жанибека и Керея ;противостояние Абулхаиру и его преемником в восточном Дешт-и-Кыпчаке;борьба за присоединение причырдарьинских городов; оборона от ойратов)
Все задачи пишутся в колонку, после чего методом ранжирования по группам предлагается оценить их важность(Первостепенной задачей была борьба за присырдарьинские города).
Объясните, чем была обусловлена важность основных задач:
1 группа- борьба за присырдарьинские города;
2 группа- противостояние Абулхаируи его преемникам в Центральном Казахстане;
После выступления групп делается вывод о взаймосвязи всех задач и о том, в чьих интересах они выполнялись (В интнресах не только степной знати, но и огромного большинства населения, нуждающегося в безопасности и обеспечении стабильного развития хозяйства)
Закрепление
Проанализируите документ на странице 210 и ответьте на вопросы к нему.