Обучающая обеспечить усвоение следующих основых знаний, понятий и фактов, входящих в содержание темы урока: борьба султанов Керея и Жанибека за создание Казахского ханства, территория Казахского ханства и его население.
Развивающая в целях развития у учащихся умения выделить главное, основное в изучаемом материале продолжить обучению навыкам составления схем и планов, формулированию выводов и контрольных вопросов,
Воспитательная содействовать в ходе урока формиррованию мирововозренческих понятий развития природы и общества.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Образование Казахского ханства.»
Поурочный план-конспект урока.
Дата:
Предмет: История Казахстана
Тема : Образование Казахского ханства.
Цель:
Обучающая обеспечить усвоение следующих основых знаний, понятий и фактов, входящих в содержание темы урока: борьба султанов Керея и Жанибека за создание Казахского ханства, территория Казахского ханства и его население.
Развивающая в целях развития у учащихся умения выделить главное, основное в изучаемом материале продолжить обучению навыкам составления схем и планов, формулированию выводов и контрольных вопросов,
Воспитательнаясодействовать в ходе урока формиррованию мирововозренческих понятий развития природы и общества.
Тип урока: комбинированный урок
Методы : интерактивный, объяснительно-иллюстративный
Оборудование: карта, доска, учебник
Содержательная часть урока:
Этапы урока
Этап урока
Время
Приемы, методы
Что делают ученики
Что делает учитель
Организационный
1-3 минут
Уяснение порядка и темпа совместной работы.
Приветствие, контроль присутствия учащихся на уроке, определение порядка и темпа совместной работы.
Усвоение положения в Центральной Азии после распада Тюркского каганата.
Объяснение значения тюрков и перечисление тюркоговорящих народов. Руководство и управление деятельностью учащихся
Усвоение новых знаний
15-20 минут
Объяснительно-иллюстративный,
самостоятельной познавательной деятельности учащихся
Создание опорного конспекта
Объяснение нового материала с упором на составление плана-схемы темы
Закрепление новых знаний
1-3 минуты
Репродуктивный
Ответы на вопросы учителя, определение уровня первоначального усвоения, при необходимости – коррекция знаний
Вопросы на усвоение по объясненному материалу (при необходимости – объяснение моментов, вызывающих трудности в усвоении)
Информация о домашнем задании, инструктаж
1-3 минуты
Запись в дневник
(при необходимости в тетрадь)
При необходимости – возможные варианты выполнения домашнего задания
Времени всего
45 минут
2.Тексты всех заданий, новый учебный материал, решение задач, рекомендации по выполнению домашнего задания.
Проверка домашнего задания
Устный индивидуальный опрос.
Назовите племена, населявшие к XIV-XV векам территорию Казахстана. Как вы считаете, какое племя несло главную нагрузку в деле формирования современного казахского народа? Какими географическими объектами была ограничена территория Казахстана в средневековье? Сравните ее с территорией современного Казахстана.
Назовите государственно-территориальные объединения, в состав которых входили племена уйсунов, ногаев, кыпчаков, канглов, найманов, кереев. Что способствовало укреплению различных связей между разными племенами и государствами, расположенных на территории Казахстана? С какими родственными народами проживавшими в соседних государствах, поддерживали связи казахи, ногаи, кыргызы?
Что общего было между родственными народами, населявшими территорию Казахстана? Какие схожие черты имели в своем составе следующие государства – Белая Орда, Золотая Орда, Ногайская Орда и государство кочевых узбеков Абулхаира? Кто такие Чингизиды? Расскажите об их значении в жизни общества. Какие факторы мешали объединению населявших Великую степь народов?
Назовите причины образования единого государства на территории Казахстана. Как влияла на образование государства борьба в степи между потомками Орда-Еджена и Шайбана? Почему хозяйственные связи между кочевыми и оседло-земледельческими районами оказались разорванными?
В чем главное отличие процесса образования Казахского ханства от подобных же процессов образования других средневековых государств, существовавших на территории Казахстана в XIII-XV веках? Назовите географические области, которые в конечном итоге оказались объединенными под руководством Жанибека и Керея.
Подготовка к усвоению нового материала
В середине XV века на обширной территории Кыпчакских степей – от Урала на западе до Иртыша на востоке, которые населяли многочисленные тюркоязычные племена – сложились возможности и целый ряд причин для объединения племен и народностей в единое целое, образование нового государства. К тому же в это время появилось два лидера, во круг которых стала происходить консолидация народа, недовольного существовавшей на тот момент властью. Именно в таких условиях и просходило образование Казахского государства.
Усвоение новых знаний
Предпосылки образования Казахского государства.
Историческими предками казахского государства выступали Белая Орда и «Государство кочевых узбеков» Абулхаира. При этом следует отметить, что в начале XV века Белая Орда прекратила свое существование и ее место заняло государство АБУЛХАИРА. Для него было характерно:
Нестабильность совместного существования кочевых и оседлых народов;
Постоянная вражда многочисленных кланов Чингизидов;
Усиление феодального гнета приводили к выступлению масс;
Для укрепления власти Абулхаир жестоко подавлял инакомыслие.
Все это вызывало стремление народа к освобождению от его тиранического правления.
Еще больше обострило внутренний кризис сначала поражение, а затем бегство Абулхаира от нашествия ойратов (1456-1457 годы). В такой обстановке против непопулярного правителя стали отворачиваться отдельные племена, в ответ Абулхаир стал расправляться со своими политическими врагами.
В таких условиях состоялась откочевка султанов ЖАНИБЕКА (сына хана Барака, последнего правителя Белой Орды) и КЕРЕЯ (сына старшего брата Барака - Болата) на территорию Моголистана. Узнав об этом, к Жанибеку и Керею присоединились многочисленные рода и племена, недовольные правлением Абулхаира.
«Государство кочевых Узбеков»
Моголистан
АБУЛХАИР (1428-1468 годы)
ЕСЕН-БУГА (1434-1462 годы)
Пытался укрепить свою власть за счет жестокого подавления инакомыслия;
Поддерживал претендента на трон в Моголистане – брата Есен-Буги ЙУНУСА;
Боролся с ойратами (неудачно)
Расширял свое влияние за счет установления дружественных отношений;
В ответ на это поддерживал Жанибека и Керея, поселив их на западных границах Моголистана;
Успешно противостоял ойратам.
Причины принятия казахских султанов ханом Могулистана Есен-бугой:
Обеспечить безопасность границ Могулистана от территориальных претензий Абулхаира;
Использование казахов как военную силу против своих внешних врагов – тимуридов и ойратов;
Использование казахов во внутренней междоусобной борьбе против своих противников за власть.
Ход образования Казахского государства.
Есет-буга поселил Жанибека и Керея в Западном Могулистане в долинах рек ЧУ и ТАЛАС, ставкой казахских султанов стала местность КОЗЫБАСЫ.
Причины: оборона от поползновений Абулхаира, Йунуса и ойратов.
На протяжении 1458-1465 годов к Жанибеку и Керею откочевало 200 тысяч казахов – узбеков.
1462 год – умирает Есет-буга. В Могулистане начинаются междоусобицы и вновь возобновляются нападения ойратов. Часть жителей Могулистана присоединяются к Жанибеку и Керею.
1465-1466 годы – устав от междоусобных распрей в Могулистане, Керей объявляет о создании своего собственного - КАЗАХСКОГО – ханства. Несмотря на это, многие племена казахов входили в состав других ханств. На южные границы Казахского ханства часто совершал набеги хан Абулхаир. Несмотря на это, откочевки казахских племен из Могулистана, Ногайской орды и Сибирского ханства.
1468 год – собрав силы, Абулхаир хан отправляется в поход против Жанибека и Керея. Но внезапно заболев, в ходе этого похода Абулхаир хан умирает, в результате чего военный поход прекращается, не достигнув своей цели.
Закрепление новых знаний. Вопросы для повторения и закрепления по новой теме.
Что было характерно для государства Абулхаира? В чем причины массовых откочевок племен из пределов Государства кочевых узбеков Абулхаира?
Кто такие султаны Жанибек и Керей? Расскажите об их происхождении. В чем причины их недовольства правлением Абулхаира? Расскажите о том куда переселились Жанибек и Керей. Почему правитель Могулистана Есен-буга принял их и выделил земельные улусы?
Дайте сравнительный анализ правления Абулхаира в «Государстве кочевых узбеков» и Есен-буги в Могулистане. Какие территории выделил Есен-буга для Жанибека и Керея? В чем причина наделения казахских султанов землями именно в западном Могулистане?
После какого события в 1462 году часть жителей Могулистана стали переселяться к Жанибеку и Керею? Расскажите о внутреннем положении в Могулистане после смерти Есен-буги.
Когда было образовано Казахское ханство? В чем причины создания Казахского ханства? Из каких государств переселялись казахские племена к Жанибеку и Керею?
Что произошло в 1468 году? Почему военный поход Абулхаир хана закончился, не достигнув своей цели?
Информация о домашнем задании, инструктаж
Домашнее задание – записи в тетради, § 35, стр. 144-148 учебника