kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Нюрнбергский процесс - Суд народов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

  • показать бессмертный подвиг советского народа, духовное величие человека, перенесшего суровые испытания, самоотверженность и мужество тех, кто отстоял свободу и независимость в борьбе с фашизмом;
  • сохранять и приумножать славные традиции стойкости, мужества и безграничной преданности Родине;
  • воспитывать патриотизм, мужество, духовное Братство;
  • сохранять связь поколений, развивать чувство осознанности безграничной силы духа и воли человека.

Три события, произошедшие 70 лет назад, позволили человечеству по сей день жить без крови и ужасов мировой войны. Это наша Великая Победа, Нюрнбергский процесс, или Суд народов над фашизмом, и создание Организации Объединенных Наций.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Нюрнбергский процесс - Суд народов»

Нюрнбергский процесс-Суд народов



Цели урока:

  • показать бессмертный подвиг советского народа, духовное величие человека, перенесшего суровые испытания, самоотверженность и мужество тех, кто отстоял свободу и независимость в борьбе с фашизмом;

  • сохранять и приумножать славные традиции стойкости, мужества и безграничной преданности Родине;

  • воспитывать патриотизм, мужество, духовное Братство;

  • сохранять связь поколений, развивать чувство осознанности безграничной силы духа и воли человека.

Три события, произошедшие 70 лет назад, позволили человечеству по сей день жить без крови и ужасов мировой войны. Это наша Великая Победа, Нюрнбергский процесс, или Суд народов над фашизмом, и создание Организации Объединенных Наций. Как ни странно, эти эпохальные победы добра над злом сегодня подвергаются сомнениям и пересмотру. Тогда, в 1945-м, истина была очевидной и неоспоримой: советский солдат пришел в Берлин и уничтожил бесчеловечную машину зла, перемоловшую во Второй мировой войне 50 миллионов жизней. Почему вдруг теперь освободителей кое-где называют "оккупантами", а нацистских последышей опять подкармливают? Каково же было значение Нюрнбергского процесса в борьбе с фашистской идеологией и его значение в наши дни? На эти вопросы мы постараемся ответить.

Несколько вопросов:

  1. Когда проходил Нюрнбергский процесс? (С 20 ноября 1945 по 1 октября 1946 года)

  2. Где это было? (в Международном военном трибунале в Нюрнберге (Германия).)

  3. Кто был участником? ( 8 августа 1945 г., через три месяца после Победы над фашистской Германией, правительства СССР, США, Великобритании и Франции заключили соглашение об организации суда над главными военными преступниками. В дальнейшем к соглашению официально присоединились еще 19 государств, и Трибунал стал с полным правом называться Судом народов.

  4. Какова цель? (осудить главных военных преступников и юридически закрепить окончательный разгром фашизма)



Идея Международного трибунала утвердилась не сразу. Еще 27 апреля 1942 г. правительство СССР официально направило послам и посланникам всех стран ноту "О чудовищных злодеяниях, зверствах и насилиях немецко-фашистских захватчиков в оккупированных советских районах и об ответственности германского правительства и командования за эти преступления". Но некоторые государственные деятели Запада думали расправиться с военными преступниками, не заботясь о юридической процедуре и формальностях. Так, премьер-министр Великобритании У. Черчилль уже в 1942 г. решил, что нацистская верхушка должна быть казнена без суда. Это мнение он не раз высказывал и в дальнейшем. Похожие идеи существовали и по другую сторону Атлантики. В марте 1943 г. госсекретарь США К. Хэлл заявил, что предпочел бы "расстрелять и уничтожить физически все нацистское руководство". Генерал Д. Эйзенхауэр предлагал просто расстреливать их "при попытке к бегству".

Президент США Франклин Рузвельт за год до начала Нюрнбергского трибунала говорил: "Мы должны быть по-настоящему жесткими с Германией, и я имею в виду весь германский народ. Немцев нужно либо кастрировать, либо обращаться с ними таким образом, чтобы они забыли и думать о возможности появления среди них людей, которые хотели бы вернуть старые времена и снова продолжить то, что они вытворяли в прошлом". Американский министр Моргентау, например, предлагал сразу после окончания войны сделать из Германии одно большое картофельное поле. Вот такая судьба могла ожидать Германию, если бы не последовательная, принципиальная позиция нашей страны.

Когда Черчилль пытался навязать Сталину свое мнение, Сталин твердо возразил: "Что бы ни произошло, на это должно быть... соответствующее судебное решение. Иначе люди скажут, что Черчилль, Рузвельт и Сталин просто отомстили своим политическим врагам!"

После победы 9 мая, в конце месяца 1945 года началась подготовка к судебному процессу по делу над главными нацистскими военными преступниками.

Задолго до начала агрессии против Советского Союза Гитлер говорил одному из своих приближенных Раушнингу: «Мы должны развить технику обезлюживания. Если вы спросите меня, что я понимаю под обезлюживанием, я скажу, что имею в виду устранение целых расовых единиц, и это то, что я намерен осуществить, это моя задача. Природа жестока, поэтому и мы можем быть жестокими... Я имею право устранить миллионы низших рас, которые размножаются, как черви».

Фашизм – это идеология, при помощи которой один человек хочет поставить ногу на шею другого человека и сделать этого другого человека рабом. Он ставит своей целью разжигать вражду, пропагандируя шовинизм и человеконенавистничество. Там где начинал господствовать фашизм, о людях забывали, об их достоинствах, об их уме, об их великих достижениях, если они действовали вопреки фашистским интересам. Вторая мировая война показала всю пошлость фашизма, человеконенавистничество, дикость, зверство, до отупения и т. п. За 6 лет Второй мировой войны погибло свыше 62 миллионов человек. В руины были превращены тысячи городов и сёл.

В комитет главных обвинителей входили:

  • СССР - Р. А. Руденко;

  • США - Роберт Х. Джэксон;

  • Великобритания - Х. Шоукросс;

  • Франция - Ф. де Ментон, затем Ш. де Риб.

Состоялось 403 открытых судебных заседания;

Допрошено 116 свидетелей;

Рассмотрены многочисленные письменные показания и документальные доказательства.

Судебное разбирательство строилось по принципу состязательности. Подсудимым предоставили 27 защитников из немцев, которым платили хорошие деньги. Причем многие из них были в прошлом членами нацистской партии. Им помогали 54 ассистента-юриста и 67 секретарей. Подсудимые имели возможность знакомиться со всеми документами на немецком языке. Все они понимали, что говорится на процессе, так как был организован синхронный перевод на четыре языка - английский, французский, русский и немецкий. Подсудимые могли представлять свидетелей, доказательства, давать объяснения. В целом на защиту было затрачено в три раза больше времени, чем на обвинение. Достаточно сказать, что один только Геринг однажды выступал на процессе беспрерывно почти два дня.

Во-вторых, Нюрнбергский процесс был гласным в самом широком смысле этого слова. В ходе него состоялось 403 открытых судебных заседания. В зал суда были выданы 60 тысяч пропусков, причем в основном их получили немцы. Благодаря радио, кино, печати люди во всем мире следили за ходом процесса. Представителям прессы была отдана большая часть мест в зале суда: 250 из 350.



Обвинения предусматривали:

  • Преступления против мира:

«Все обвиняемые и различные другие лица в течение ряда лет до 8 мая 1945 года участвовали в планировании, подготовке, развязывании и ведении агрессивных войн, которые также являлись войнами в нарушение международных договоров, соглашений и обязательств».

Что вы знаете о плане «Барбаросса»

  • Преступления против человечности:

– Обвиняемые проводили политику преследования, репрессий и истребления врагов нацистского правительства. Нацисты бросали в тюрьмы людей без судебного процесса, подвергали их преследованиям, унижениям, порабощению, пыткам, убивали их.

  • Военные преступления:

–Убийства и жестокое обращение с гражданским населением на оккупированных территориях;

–Увод гражданского населения оккупированных территорий в рабство и для других целей;

–Убийства и жестокое обращение с военнопленными и военнослужащими стран, с которыми Германия находилась в состоянии войны;

–Бесцельные разрушения больших и малых городов и деревень, опустошения, не оправданные военной необходимостью;

–Германизация оккупированных территорий.



Вопрос к классу: А какие обвинения можете вы можете предъявить фашизму?



Многие в мире забыли прошлое. Сегодня мы видим попытки пересмотреть историю Второй мировой войны, принизить роль нашей страны, Советской армии в победе над фашизмом. Пособников нацистов кое-где пытаются признать героями и борцами за свободу, им ставят памятники...



Какие потери понес Советский союз в этой войне?

27 миллионов советских граждан всех живших тогда в единой стране республик погибло во время Великой Отечественной войны. Это во много раз больше, чем погибло граждан вместе взятых США, Англии и Франции, участвовавших в войне против фашистской Германии. На территории СССР нацисты уничтожили 1710 городов, более 70 тысяч сел и деревень, свыше 6 миллионов зданий, лишили крова около 25 миллионов человек. И нам сегодня некоторые советуют забыть об этом, память отрубив?

Суду были преданы:

  • Герман Геринг -главнокомандующий военно-воздушными силами Германии

  • Рудольф Гесс - заместитель Гитлера по руководству нацистской партией.

  • Иоахим фон Риббентроп - министр иностранных дел нацистской Германии.

  • Роберт Лей - глава Трудового фронта

  • Вильгельм Кейтель - начальник штаба Верховного главнокомандования вооруженными силами Германии.

  • Эрнст Кальтенбруннер - руководитель РСХА.

  • Альфред Розенберг - один из главных идеологов нацизма, рейхсминистр по делам Восточных территорий.

  • Ганс Франк - глава оккупированных польских земель.

  • Вильгельм Фрик - министр внутренних дел Рейха.

  • Юлиус Штрейхер - главный редактор газеты «Штурмовик» .

  • Ялмар Шахт - министр экономики перед войной.

  • Вальтер Функ - министр экономики после Шахта.

  • Густав Крупп фон Болен унд Гальбах - глава концерна «Фридрих Крупп».

  • Карл Дёниц - главнокомандующий военно-морского флота Германии, после смерти Гитлера по его завещанию — президент Германии.

  • Эрих Редер - главнокомандующий ВМФ.

  • Бальдур фон Ширах - глава Гитлерюгенда.

  • Фриц Заукель - руководитель принудительными депортациями в рейх рабочей силы с оккупированных территорий.

  • Альфред Йодль - начальник штаба оперативного руководства ОКВ.

  • Мартин Борман - глава партийной канцелярии, обвинялся заочно.

  • Франц фон Папен - канцлер Германии до Гитлера, затем посол в Австрии и Турции.

  • Артур Зейсс-Инкварт - канцлер Австрии, затем имперский комиссар оккупированной Голландии.

  • Альберт Шпеер - имперский министр вооружений.

  • Константин фон Нейрат - в первые годы правления Гитлера министр иностранных дел.

  • Ганс Фриче - руководитель отдела печати и радиовещания в министерстве пропаганды.

Нюрнбергский трибунал осудил не только лидеров Третьего рейха, но и его политическую систему, идеологию, преступные организации - СС и Гестапо, дал жесткую оценку пособникам нацистов, отменил срок давности за преступления против человечности, определил ответственность не только для тех, кто отдавал преступные приказы, но и для тех, кто их исполнял. А выработанные на процессе принципы международного права стали определяющими в работе Организации Объединенных Наций.



Приговор :

Международный военный трибунал приговорил:

К смертной казни через повешение: Геринга, Риббентропа, Кайтеля, Кальтенбруннера, Розенберга, Франка, Фрика, Штрайхера, Заукеля, Зейсс-Инкварта, Бормана (заочно), Йодля.

К пожизненному заключению: Гесса, Функа, Редера.

К 20 годам тюремного заключения: Шираха, Шпеера.

К 15 годам тюремного заключения: Нейрата.

К 10 годам тюремного заключения: Дёница.

Оправданы: Фриче, Папен, Шахт



Нюрнбергский Суд народов дал большой позитивный толчок, направленный на искоренение "коричневой чумы". Тогда были разоблачены и подвергнуты уголовному преследованию тысячи и тысячи нацистов и их пособников. В работе по розыску и уголовному преследованию принимали участие огромное количество юристов и просто честных людей из разных европейских стран, а также Израиля, Канады, США. СССР активно сотрудничал с другими странами в выявлении и предании суду нацистов. Нельзя не сказать и о том, что политические и правовые реалии позволили многим нацистским преступникам уйти от ответственности. Не так давно в США был опубликован скандальный доклад о жизни многих деятелей Третьего рейха, нашедших после войны прибежище в Америке. Перебравшиеся за океан фашисты и их пособники, как выяснилось, были очень востребованы в ЦРУ и военно-промышленном комплексе. Сколько всего нацистов перетекло после войны в США, не называется, но дается понять - несколько тысяч.



16 октября 1946 года приговор был приведен в исполнение.

Приговор в исполнение приводил "по собственному желанию" американский сержант Джон Вуд.

Приговоренные к пожизненному заключению Функ и Редер были помилованы в 1957 году. После того, как в 1966 году на свободу вышли Шпеер и Ширах, в тюрьме остался один Гесс. Правые силы Германии неоднократно требовали помиловать его, но державы-победительницы отказались смягчить приговор. 17 августа 1987 года Гесс был найден повешенным в своей камере.



Итог :



Как вы думаете, а нужен ли был процесс? Может следовало воспользоваться предложением Черчилля?



Нюрнбергский процесс приобрел всемирно-историческое значение как первое и по сей день крупнейшее правовое деяние Объединенных Наций. Единые в своем неприятии насилия над человеком и государством народы мира доказали, что они могут успешно противостоять вселенскому злу, вершить справедливое правосудие.

Помните, какой ценой завоеваны свобода, счастье и независимость

нашей Родины!

«Мы говорим о Нюрнбергском процессе, потому что необходимо напомнить молодому поколению про весь ужас фашизма. К сожалению, мы видим возрождение фашизма во многих странах Европы, особенно на Украине. Нынешнее общество забывает про вторую мировую войну, не знает, кто победил в ней, кто освобождал Европу и концлагеря, находящиеся на ее территории. Исторические факты «переделываются» и «переписываются» в соответствии с политическими взглядами, поэтому необходимо вспоминать итоги второй мировой войны и Нюрнбергский процесс, чтобы люди помнили уроки истории».



















МБОУ «СОШ с. Каменный Яр»













Нюрнбергский процесс – Суд народов



Урок истории в 9 классе



Учитель истории

Мурашкин Е.А.



































2015 год


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Нюрнбергский процесс - Суд народов

Автор: Мурашкин Евгений Алексеевич

Дата: 12.12.2015

Номер свидетельства: 265486

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Нюрнбергский процесс - суд народов"
    ["seo_title"] => string(37) "niurnbierghskii_protsiess_sud_narodov"
    ["file_id"] => string(6) "366383"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1481018408"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(40) "Нюрнбергский процесс."
    ["seo_title"] => string(27) "niurnbierghskii-protsiess-1"
    ["file_id"] => string(6) "253571"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447608399"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Урок-путешествие "Наши права" "
    ["seo_title"] => string(32) "urok-putieshiestviie-nashi-prava"
    ["file_id"] => string(6) "157208"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421571651"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства