kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Народное образование в Калмыкии в условиях Великой Отечественной войны

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образование в период Великой Отечественной войны.

22 июня 1941 года гитлеровская Германия без объявления войны вторглась на территорию СССР. Началась Великая Отечественная война, потребовавшая решительной перестройки всех сфер жизни страны на военный лад. Несмотря на отсутствие специальных трудов по истории развития культуры  в военный период в целом, тема заслуживает внимания хотя бы в плане рассмотрения положения дел в отдельных её отраслях, в частности народного образования.

С первых же дней войны перед советской школой были поставлены задачи: решительно усилить идейно-политическое воспитание учащихся, что придало преподаванию патриотический характер, общеобразовательную и военно-физическую подготовку школьников, помощь колхозам и совхозам в уборке урожая, развитии животноводства, обеспечить полный охват обучением детей школьного возраста. Школы Калмыкии уже в тяжелейший начальный период войны перестроили весь учебный процесс в соответствии с задачами военного времени, направили усилия на организацию военно-оборонной работы не только среди учащихся, но и населения республики.

В 1940-41 учебном году в 227 начальных, 48 неполных средних, 26 средних школах республики обучалось 42708 детей, преподавательский состав насчитывал 1425 человек (в т.ч. 615 калмыков), из них имели высшее образование – 196, неоконченное высшее – 186, среднее специальное – 568, незаконченное среднее специальное – 347.

Выросло число учителей,  отличных и хороших показателей в своей работе (Дидковская Ю.Н. преподаватель средней щколы №2 г. Элисты, засл учитель РСФСР Гайворонская)

Наряду с этим Наркомпрос не обеспечил полного охвата детей школьного возраста школами и не вел борьбу с отсевом детей из школ. (Не были вовлечены в школу 390 детей и отсеяны 1 полугодие – 857 детей) Успеваемость учащихся с на низком уровне. Успеваемость школ г.Элисты сотавляла – 72,5%, в Черноземельском улусе – 76, 8 %.

Особенно неудовлетворительно было поставлено преподавание русского языка в калмыцких школах. Оно носило книжный, формальный характер и сводилось к заучиванию грамматических праивл и определений.

Наркомпросс и улусные отделы народного образования недостаточно занимались вопросами повышения квалификации учителей. Неудовлетворительно была поставлена методическая работа.

Наркомпросс, улускомы партии и уисполкомы Долбанского, Кетченеровского, Уланхольского и Сарпинскго улусов не обеспечили окончание в установленные сроки строительства новых школ.

Пятый Пленум Калмыцкого Обкома ВКР (б) (1941г.) постановил: обеспечить полный охват обучением всех детей, неохваченных и отсеявших в течение первого полугодия 1940-41 учебного года, обязать Наркомпросс организовать систематическую работу по повышению квалификации учителей, охватить всех учителей, не имеющих образование, заочным обучением, улучшить методическую работу среди учителей, принять необходимые меры к улучшению постанвоки преподавания военного дела и физкультуры в школах.

В условиях войны осуществление всеобуча в республике осложнялось тем, что многие дети не могли посещать школу по причине отсутствия одежды и обуви, материальной обеспеченности.

Занятия в школах республики в 1942-43 учебном году в тех улусах, которые не были в оккупации – Приволжском, Долбанском, Лаганском, Улан-Хольском, начались воврем; в начальных школах – 1 сентября. В районах, которые были оккупированы, занятия начались только после освобождения их от оккупации  в промежуток временис 15 декабря по 16 февраля.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Народное образование в Калмыкии в условиях Великой Отечественной войны »

Образование в период Великой Отечественной войны.

22 июня 1941 года гитлеровская Германия без объявления войны вторглась на территорию СССР. Началась Великая Отечественная война, потребовавшая решительной перестройки всех сфер жизни страны на военный лад. Несмотря на отсутствие специальных трудов по истории развития культуры в военный период в целом, тема заслуживает внимания хотя бы в плане рассмотрения положения дел в отдельных её отраслях, в частности народного образования.

С первых же дней войны перед советской школой были поставлены задачи: решительно усилить идейно-политическое воспитание учащихся, что придало преподаванию патриотический характер, общеобразовательную и военно-физическую подготовку школьников, помощь колхозам и совхозам в уборке урожая, развитии животноводства, обеспечить полный охват обучением детей школьного возраста. Школы Калмыкии уже в тяжелейший начальный период войны перестроили весь учебный процесс в соответствии с задачами военного времени, направили усилия на организацию военно-оборонной работы не только среди учащихся , но и населения республики.

В 1940-41 учебном году в 227 начальных, 48 неполных средних, 26 средних школах республики обучалось 42708 детей, преподавательский состав насчитывал 1425 человек (в т.ч. 615 калмыков), из них имели высшее образование – 196, неоконченное высшее – 186, среднее специальное – 568, незаконченное среднее специальное – 347.

Выросло число учителей, отличных и хороших показателей в своей работе (Дидковская Ю.Н. преподаватель средней щколы №2 г. Элисты, засл учитель РСФСР Гайворонская)

Наряду с этим Наркомпрос не обеспечил полного охвата детей школьного возраста школами и не вел борьбу с отсевом детей из школ. (Не были вовлечены в школу 390 детей и отсеяны 1 полугодие – 857 детей) Успеваемость учащихся с на низком уровне. Успеваемость школ г.Элисты сотавляла – 72,5%, в Черноземельском улусе – 76, 8 %.

Особенно неудовлетворительно было поставлено преподавание русского языка в калмыцких школах. Оно носило книжный, формальный характер и сводилось к заучиванию грамматических праивл и определений.

Наркомпросс и улусные отделы народного образования недостаточно занимались вопросами повышения квалификации учителей. Неудовлетворительно была поставлена методическая работа.

Наркомпросс, улускомы партии и уисполкомы Долбанского, Кетченеровского, Уланхольского и Сарпинскго улусов не обеспечили окончание в установленные сроки строительства новых школ.

Пятый Пленум Калмыцкого Обкома ВКР (б) (1941г.) постановил: обеспечить полный охват обучением всех детей, неохваченных и отсеявших в течение первого полугодия 1940-41 учебного года, обязать Наркомпросс организовать систематическую работу по повышению квалификации учителей, охватить всех учителей, не имеющих образование, заочным обучением, улучшить методическую работу среди учителей, принять необходимые меры к улучшению постанвоки преподавания военного дела и физкультуры в школах.

В условиях войны осуществление всеобуча в республике осложнялось тем, что многие дети не могли посещать школу по причине отсутствия одежды и обуви, материальной обеспеченности.

Занятия в школах республики в 1942-43 учебном году в тех улусах, которые не были в оккупации – Приволжском, Долбанском, Лаганском, Улан-Хольском, начались воврем; в начальных школах – 1 сентября. В районах, которые были оккупированы, занятия начались только после освобождения их от оккупации в промежуток временис 15 декабря по 16 февраля.

Преподвание русского языка страдало недостатком, что большинство учителей вело русский язык в калмыцких классах так же, как и в русских, без учета особенностей работы с нерусским классом.

В преподавании географии были серьезные недостатки: во многих школах отсутствовали карты, обучение велось в отрыве от событий войны.

Недостатком в преподавании иностранного языка мало внимание уделено обогащению лексики учащимися.

Вся внеклассная и внешкольная работа была подчинена задаче разгрома немецко-фашистких захватчиков. В систему воспитания учащихся в эти годы входило чтение лекций и проведение бесед об истории Красной Армии. Вся внешкольная работа была подчинена военно- патриотическому прошлому. Даже в учебное время, на школьных переменах или перед началом занятий учителя проводили читку сообщений Совинформбюро, комментируя текщуие события.

В школах были организованы хоровые, драматические, литературные, военно-физкультурные кружки. Их участники выступали перед бойцами Красной Армии. Например, силами драмкружка Кануковской средней школы были осуществлены такие постановки, как: «Дни войны», «Сердце девушки», «Однако комната». А в Лаганской средней школе ребята организовали платные концерты, и сборы от своих спектаклей в размере 1000 рублей перечислили в фонд Красной Армии.

Обстановка и методы военного времени вынуждена была изменить формы и методы учебного процесса. Учащиеся помогали фронту, принимали участи в сельскохозяйственных работах, собирали металлолом. Так, на постройку самолётов и танков учителя и учащиеся Калмыкии внесли 64270 рублей, на восстановление г.Элисты и Сталинграда - 43926 рублей, собрано – 30140 кг металлического и цветного лома.

Школьниками Лаганского улуса было приобретено бтлетов денежно-вещевой лотереи на сумму 5908 рублей, учащиеся Яшалтинского и Западного улусов каждый выходной день отправляли подарки в подшефный госпитатль в г. Сальск. В малодербетовском улусе учителя и учщиеся собрали бойцам икомандирам Красной Армии 234 пары носко, 317 перчаток, 6 фуфаек, 14 меховых телогреек, 235 платков.

Помимо основных предметов учащиеся изучали агротехнику и устройство сельскохозяйственных машин. (было подготовленео 370 агротехниокв,43 тракториста, 15 комбайнёров).

Учителя и учащиеся включились во Всесоюзное социалистическое соревнование школ на лучшее участие в сельскохозяйственных работах.

Учителя занимались пропагандой культурных, политических знаний. В избах-читальнях, библиотеках читались доклады о международном положении Советского государства проводились вечера –встречи с читателями.

Ряд конкретных направлений по подготовке молодёжи к участию в войне был обозначен в принятом 3 декабря 1942 года постановления СНК Калмыцкой АССР «О введении начальной и допризывной военной подготовки в неполных средних и средних школах»В нем говорилось ввести с 1 декабря 1942 года начальную и допризывную военную подготовку в неполных средних и средних школах КАССР по новой программе, учебному плану.

Для учащихся 5-7х классов общеобразовательных школ вводилась начальная военная подготовка, 8 – 10 классов – как обязательная учебная дисциплина допризывная подготовка.

Однако полноценной военной подготовке учащихся мешало несовершенство самих программ обучения, нехватка учебных пособий, слабая в целом матреиальная база школ. Отсутствие в школах преподавателей военного дела и фикултуры тормозило работу по военному обучению школьников.

Война губительно сказалась на народном образовании в Калмыкии, сведя почти на нет все достижения предшествующих лет. До времменой оккупации части ее территории в КАССР насчитывалось 225 начальных, 44 неполных средних и 27 средних школ, в которых обучалось 39784 детей, работали 920 учителей и 560 преподавателей – предметников.

В оккупированных в г.Элисте и 8 улусах были разрушены и закрыты: 118 начальных школ на 14560 учащихся 1-4 классов;

32 неполных средних школ на 5803 учащихся 5-7 классов;

17 средних школ на 1046 учащихся 8-10 классов, 3 детдома на 280 воспитанников, 13 детсадов на 325 детей, 21 библиотека, 8 домов культуры, 72 избы-читальни, музей, республиканская библиотека. Немцами сожжены и уничтожены все школьные здания средних школ в г.Элисте и десятки школьных зданий начальных и средних школ в сельских местностях. В результате немецкого разбоя в населенных пунктах сократилось количество детей школьного возраста. Так, например, до немецкой оккупации в Элисте обучались 3200 детей, а в 1943 г. – 800 человек. В Троицком улусе обучались обучались более 2000 учащихся, в 1943 г. – 700 детей. Такое же положение и в других улусах республики.

Материальный ущерб, причиненный только учреждениям народного образования республики, составил 38 млн. рублей.В самом начале январе 1943 года Советская армия осовободила от фашистких оккупантов территорию Калмыкии. Начались восстановительные работы во всех отраслях народного хозяйства. Нужно было возобновить учебный процесс в школах, средних, и высших учебных заведениях республики. В селах, сели за парты в 95 начальных школах 8125 детей, 3143 учащихся 5-8 классов в 30 школах, в Элисте только в одной школе из 6.

В 1943 году было выделено 12072 тыс.рублей на развитие просвещения в республике. На осуществление всеобщего обязательного обучения детей школьного возраста приходилось 7010 тыс.рублей. На восстановление школьных зданий в г.Элисте, в селах Садовое, Яшалта и других было отпущено 3,5 млн.рублей. Наркомпросс РСФСР выделил школам Калмыкии 62 тыс. экземпляров учебников, пособий, 75 тыс. тетрадей.

В 1943 году во всех улусах были открыты и работали следующие школы: в Кетченеровском 13 начальных и 2 неполные средние школы, охвачено 1658 детей; в Малодербетовском 10 начальных и средних школ с охвтом 713 человек, в Троицком – 12 школ из 13 бывших до оккупации с охватом 556 детей. К 1943-1944 учебном году успели подготовить 197 начальных школах, к занятиям приступили 19600 школьников,38 семилетних школ, 24 средние школы.

Одним из тяжелых последствий оккупации Калмыкии стало значительное сокращение численности учащихся в школах. Это было вызвано тем, большинство учащихся 9-10 классов были призваны в ряды Советской Армии, и тем, что число учащихся среднего возраста (6-9 классов) были заняты производственной деятельностью в колхозах, совхозах, на предприятиях.

Строительств школьных зданий в силу ряда причин не было выполнено. Отсутствовали лесоматериал и транспорт. Интернатам не хватало обмундирования, постельных принадлежностей, столовой посуды и продуктов питания.

Остро ощущалась нехватка учителей. В связи с призывом в армию военнообязанных учителей-мужчин, вся тяжесть учебно-воспитательного процесса в школах легла на плечи женщи-учителей, проявивших высокий патриотизм, энтузиазм и силу духа. В их числе были заслуженная учительница КАССР А.Михайлова, Д.Л. Польшинова, Б.Д. Мацакова, Л.С. Лапшина, К.Ф. Акимова и многие другие.

На защиту Родины ушла одна треть комсомольской организации республики. Героизи молодых сынов не знал предела. Около 120 комсомольцев Калмыкии были удостоены высоких правительственных наград за мужество и отвагу. Ими было изготовлены1026 винтовок, 986 учебных гранат. В авгучте 1942г. добровольно ушли 32 санитарки п. Кануково на Сталинградсктй фронт. 5 тыс. комсомольцев участвовали в строительстве железной дороги Кизляр - Астрахань.В весеннее-полевых работах в 1942г. участвовали 279 комсомольцев.

Совершиди бессмертные подвиги и удостоились высокого звания Герое Советского Союза выпускник средней школы № 1 г. Элисты, отважный партизан Брянских лесов Михаил Сельгиков, воспитанник Красинской школы Каспийского района, артиллерист Лиджи Манджиев. Имена Героев Советского Союза Георгия Лазарева и Николая Санджирова, погибших на фронте, присвоены средним школам, их воспитавшим. Благодарная память народа навсегда сохранит имена героев-партизан: учащихся Юрия Клыкова и Володи Косиева, студентки Тамары Хахлыновой, учительницы Натальи Говенко, отдавшие свои юные жизни за светлое будущее.

Представители учительства республики воевали почти на всех фронтах Великой Отечественной войны. Несколькими правительственными наградами были отмечены ратные подвиги учителей: Н.Л.Иванова, М.М. Чиряева, А.Э Тачиева, Ф.Г. Манцынова, Г.Д. Баева, П.В. Хомутникова, Ц.У.Болдырева, К.Ц. Шалбурова, Г.Б. Уладжиева.

В боях с врагом смертью храбрых пали педагоги: зам.министра просвещения КАССР Лиджи Матвеевич Куйкунов, начальник отдела министерства Яргис Энкядаевич Энкядаев, зав. Районо Боля Лиджиевич Мучкаев; директора школ – А.П. Хачинов, А.Б.Манцинов, Э.С.Барашкинов, Ф.И. Сидоров; учителя Ч.А. Мучов, Г.М. Косевцев, Н.Л. Лиджиев, Ф.А. Донской, К.М. Панкаев, Б.А. Кичиков, Д.Д. Лавгинов, Ш.Л. Ташнинов и многие другие.

В заключении, нужно отметить, что основная задача по сохранению школ и снижению отсева учащихся в республики, проведению в жизнь закона о всеобщем обучении общими усилиями народа была решена. Народное образование сумело выстоять в условиях войны, создав предпосылки для дальнейшего своего развития.

28 декабря 1943 года было объявлено, что все калмыки «навечно» выселяются в Сибирь. Поэтому начатый учебный год был прерван выселением калмыков в канун зимних школьных каникул. В связи с депортацией прекратили учебы в школах в 1943-44 учебном году до 14 тыс. детей,не считая, тех подростков, котрые работали в колхозаъ, заменяя отцов ,братьев, ушедших на фронт.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Народное образование в Калмыкии в условиях Великой Отечественной войны

Автор: Бадмаева Гиляна Петровна

Дата: 15.03.2015

Номер свидетельства: 186718


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства