Просмотр содержимого документа
«Музейный урок "Мир русской деревни"»
«На крестьянском подворье»
Цели и задачи урока:
Познакомить учащихся с хозяйством крестьян, орудиями их труда, используя экспонаты музея
Продолжить формирование умений выделять главное, умение извлекать информации, обобщать, описывать музейные экспонаты.
Формирование навыков поведения в музее.
Учить изложению мыслей вслух перед аудиторией.
Воспитывать интерес и уважение к истории Отечества.
Класс: 6
Методы обучения: репродуктивный, эвристический, исследовательский, проблемно- поисковый.
Форма организации занятия: беседа, самостоятельная работа, практическая работа.
Средства обучения: таблица, карточки для описания экспонатов, экспонаты музея.
Форма организации работы в классе: фронтальная, индивидуальная, индивидуально-дифференцирована.
Место проведения урока: школьныйкраеведческий музей, экспозиция «Крестьянское подворье»
План урока:
1.Орудия труда в крестьянском подворье.
2.Занятия крестьян.
3.Закрепление.
Ход урока:
Мотивационная беседа: Вводное слово учителя
Сегодня мы проводим урок в музее. Прежде всего, напомню вам правила нахождения на экскурсии.
Музей – рабочее место ученика.
В музее мы будем учиться слушать, запоминать, записывать.
Экспонат музея – это история края. Хочется увидеть всё сразу. Не надо спешить. Всему своё время. Заставь себя не отвлекаться и ты увидишь много нового, тебе неведомого, интересного.
Тема нашего занятия: «На крестьянском подворье».
Учитель: Сегодня мы познакомимся с некоторыми экспонатами музея, которые помогут лучше представить занятия крестьян. И работать мы будем на «крестьянском подворье», так называется экспозиция школьного музея.
Учитель: Почему мы пришли в музей? ( ответы учащихся)
Учитель обобщает ответы учащихся:
Здесь живая история. Всё что здесь находится – сделано руками наших предков, во всём – душа людей. Многие предметы исчезают, глядя на некоторые орудия труда, мы не догадываемся, как ими пользовался человек. 1. В этом и заключается наш проблемный вопрос: «Определить, для выполнения каких работ нужны орудия труда, с которыми мы познакомимся? Применяются ли они сейчас?» По ходу урока мы будем заполняете таблицу.
№
Орудия труда
Их предназначение
- Итак, мы начинаем наше урок. Посмотрите внимательно на экспонаты «Крестьянского подворья» и укажите какие орудия труда крестьян вы уже знаете? Запишите в таблицу.
- Кто из вас знает предназначение каждого из них?
( учащиеся рассказывают о плуге, граблях и записывают в таблицу)
2.Учитель: Предлагаю вам текст и ответить на вопросы:
- О каких занятиях говорится в тексте.
- Назовите орудия труда, которые были необходимы для работы в поле? Для чего они были нужны? Заполняете таблицу.
Текст «Крестьянский год начинался весной. Впереди ждало поле, крестьянский труд. Пахать выходили, лишь только вдали прогремит первый гром. Был обычай «нарекать запашника» - того, кому первому предстояло выйти в поле. По завершению святой недели крестьяне выходили в поле. Первым выходил запашник. Перед началом работы он съедал просвиру и хлеб, крошки высыпал на будущую пашню и брался за соху, которой пахали землю. А затем наступал черёд сеять. Крестьянин в белой рубашке с лукошком, привязанным на груди, выходил в поле. Сеятель ходил по полю босым. Неторопливо шел пахарь и бросал пригоршни отборного зерна, взятого из лукошка. Горсть за горстью сеял молча, словно совершал священный обряд. Специально для сева выбирали безветренную сухую погоду, чтобы зерно сеялось равномерно. На нашей земле сев начинался с крестьянского хлеба – овса, о котором говорили: «Сей хоть в грязь – будешь князь». Затем сеяли пшеницу, ячмень, гречиху. С 23 апреля выгоняли в поле скот. Затем начиналась работа в огороде. Особая пора подходила с сенокосом. Сушить траву выходила вся семья – переворачивали траву граблями, укладывали вилами. Сенокос длился от 20 дней до месяца. Не успели разделаться с сеном, а уже зарницы напоминают о хлебе. Убирали хлеб серпами и косами. Если рожь высокая и густая – серпом, не очень высокую и густую рожь косили косой. Косили утром – пока зерно сырое от росы. Жатва – тяжелый труд. Дальше хлеб отвозили на ток, где цепом били по снопам, чтобы отделить зерно от колосьев. Уборка затягивалась на много дней: за рожью идёт пшеница, затем ячмень, гречиха. Далее – работы в огороде. По осени заканчивались работы в поле, но оставалась работа в крестьянском дворе.
Ещё раз показываются экспонаты, которые есть в музее. Проверяется правильность заполнения таблицы.
Учитель: Сейчас мы попробуем описать экспонаты по предлагаемому плану, каждый может выбрать себе экспонат.
План:
название
материал из чего сделан предмет
предназначение предмета
(по выбору учащиеся описывают экспонаты)
III.Закрепление.
Учитель: Возвращаемся к нашему проблемному вопросу: «Определить, для выполнения каких работ нужны орудия труда, с которыми мы познакомимся? Применяются ли они сейчас?»
(ответы учащихся с опорой на таблицу)
Учитель: итак, мы познакомились с некоторыми экспонатами нашего музея. А сейчас давайте отгадаем загатки.
Блестит, сверкает, по полю гуляет, Всю траву срезает. (Коса).
Кто берёт сено тремя зубами? (Вилы).
Щука – вертуха хвостом вильнула: Все леса пали, горами стали. (Коса).
Месяц новец днём на поле блестел, К ночи на небо слетел. (Серп).
IV. Рефлексия: - Если урок вам понравился поднимите знак (!)
- Если у вас остались вопросы по уроку, знак (?)
- Если, что-то не устроило в уроке, знак (-)
Учитель: Я рада, что урок прошёл плодотворно. Молодцы.
(Выставление оценок)
V. Домашнее задание. Из рассказов родных, дополнительной литературы узнать, какие еще орудия труда применялись в крестьянском доме.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Материалы для сообщений
ЛАПТИ
На крестьянском дворе занимались и ремёслами. Крестьянин считался мастером на все руки: плёл лукошки, короба, лапти, выстругивал посуду и домашнюю утварь, изготовлял из дерева мебель. А искусство плетения крестьяне осваивали в совершенстве. Обувь, которую они делали для себя, должна быть непромокаемой и тёплой. Такими были крестьянские лапти. Лапти представляли из себя башмаки, которые плели из узких полос коры.
Лапоть был неглубоким, с относительно коротким носком и закреплялся особым способом. В задник вплеталась петля, в которую продевали тонкую лыковую верёвку, ей-то и обматывали ногу крест-накрест и завязывали под коленом. Верёвка наматывалась летом на полосы холста, а зимой – на полосы сукна. Для тепла в лапти подкладывали ещё и сена.
Плели лапти из мочала, лыка, коры ивы, вяза. С коры снимали верхний слой, а пласты нижнего нарезали узкими полосами. Из них и плели лапти простым инструментом – шилом. Тонкое лыко подходило для работы над праздничными лаптями. Грубое и широкое лыко годилось для будничных дней. Хороший работник за сутки мог сделать не больше двух пар.
Свой цвет лапти приобретали после опускания в горячую воду. Делали и лыковые ступни – подобие галош, которые носили для удобства по хозяйству или зимой их надевали на валяную обувь.
ОРУДИЯ ТРУДА КРЕСТЬЯНКИ
Жилище крестьянина было приспособлено к его образу жизни. Оно состояло из холодных помещений и тёплого – избы с печью.
Печь ставили на фундамент из брёвен, внутри выкладывали под – днище, где горели дрова и готовили пищу. Отверстие печи называли устьем. Печь занимала почти ¼ часть крестьянской избы. Небольшое пространство между стеной и печью называли запечье. Здесь хозяйка хранила необходимые принадлежности для работы – ухваты разных размеров, кочергу, чапельник, большую лопату.
Я вам расскажу о некоторых орудиях труда хозяйки.
Ухваты – это «рогатые» полукруглые приспособления для того, чтобы ставить горшки в печку. Низ горшка или чугунка входил между рогами ухвата.
Чапельником доставали сковороды из печи: для этого посередине железной полосы делали отогнутый язык. Эти приспособления насаживали на деревянную рукоять.
А это кочерга. Ей выгребали угли, золу.
Посуда была деревянная, позднее глиняная. Горшки – глиняные.
Очень интересны печные чугуны – горшки с округлым туловищем и узким дном: такая форма делалась специально для того, чтобы печной жар равномерно распределялся по его поверхности. Их делали из чугуна. Жидкости хранили в глиняных крынках с круглым туловищем, небольшим донцем и вытянутым горлом.
СТИРКА И ГЛАЖЕНИЕ
Для стирки использовали валёк – массивный слегка изогнутый деревянный брусок с ручкой, которым «выбивали» грязную воду при стирке.
Чтобы вещи после стирки не были мятыми, использовали рубель с валиком. На валик наматывали постельное бельё, одежду, а затем прокатывали рубелем – рифлёной с одной стороны доской с ручкой на конце. Так поступали с грубыми тканями.
А для тонких тканей и сложных фасонов применялись утюги. Маленький утюжок нагревался на печке и предназначался для кружев.
А это духовой утюг, топившийся углём. У него откидывающаяся крышка для загрузки угля, по бокам корпуса отверстия – «иллюминаторы» для поддува.
ПРЯДЕНИЕ
Всю одежду крестьяне делали дома. Как тогда говорили, одежда была домотанной. Льняные нити получали из волокна, содержавшегося в стеблях растения. Стебли льна долго вымачивали в воде. Наружная оболочка сгнивала, а внутреннюю часть стебля вытаскивали на берег, сушили, трепали, - отметая отходы. Мяли и трепали специальными приспособлениями – мялкой и трепалкой.
После этого лён чесали на гребне с редкими и длинными зубьями. Постепенно получали льняную кудель – волокно для прядения нитей. Кудель пристраивали в верхнюю часть прялки.
Прялка состояла из лопасти, к которой привязывали кудель, тонкой ножки и донца, которое ставилось на лавку, и на него садилась пряха. Левой рукой пряха вытягивала прядиво, а правой вращала веретено, представляющее собой суживающуюся к концам палочку длиной около 30 сантиметров, один конец которой был утолщен. На нее и наматывали крестьянки нити.
Прядение было очень тяжелым занятием.
К весне прядение заканчивалось и крестьянка бралась за ткачество.
Воспоминания о сенокосе
«При благоприятных условиях, уборка сена считалась одною из приятнейших сельских работ. Время года, тёплые ночи, купанье после утомительного зноя, благоуханный воздух лугов, - всё вместе имеет что-то обаятельное, отрадно действующее на душу. Бабы и девки имеют обычай для работы в поле надевать на себя не только чистое бельё, но даже одеваться по-праздничному». « Покосы – самое весёлое время. Все участники наряжались в лучшее платье, особенно девушки; много пели…»