Просмотр содержимого документа
«Монгольская империя и изменение политической карты мира»
6 класс
Тема урока: Монгольская империя и изменение политической карты мира
Цели и задачи: познакомить с особенностями образования державы Чингисхана; исследовать завоевательные походы Чингисхана; оценить историческое наследие Монгольской империи.
Планируемые результаты:
Предметные УУД: овладеть целостным представлением об историческом пути Руси в середине XIII- XIV в.; объяснять причины возникновения Монгольской империи; оценивать последствия монгольских завоеваний и историческое наследие Монгольской империи; применять понятийный аппарат исторического знания; соотносить историческое время и историческое пространство; действия и поступки личностей в историческом пространстве; доказывать, что история России является частью мировой истории; соотносить и систематизировать информацию из различных источников;
Метапредметные УУД:
Коммуникативные: организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения; осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности;
Регулятивные: формировать новые задачи в учебной и познавательной деятельности; составлять план действий; соотносить свои действия с планируемым результатом, осуществлять контроль своей деятельности; оценивать правильность решений учебной задачи; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата;
Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения; анализировать материал учебника и дополнительный материал;
Личностные УУД: формировать познавательный интерес к изучению истории России, уважение к историческому наследию России; оценивать исторические события и роль личности в истории; развивать навыки анализа, индивидуального и коллективного проектирования.
Оборудование: учебник, рабочий материал для работы в группах, историческая карта, мультимедийная презентация.
Тип урока: урок открытия нового знания
Ход урока
Организационный момент
Мотивационно-целевой этап
- Я хочу начать наш урок со стихотворения. А вы, попробуйте сформулировать тему нашего урока.
Одна огромная империя Столицей ей КарАкорУм Из разных стран войною склеена - Создал её монгольский ум.
Великий хан и основатель Империи, что без конца, Был Чингисхан - Завоеватель Каких не видела земля. ( Ученики определяют тему )
Исходя из темы, скажите, что мы сегодня должны с вами узнать нового, каких целей достичь?
(Ответы детей, постановка целей:
Кто такие монголы? Устройство государства монгол, начало монгольского нашествия, последствия нашествия монгол).
План урока
Образование державы Чингисхана
Начало завоевательных походов Чингисхана
Битва на Калке
Историческое наследие Монгольской империи
Проблемный вопрос
- Какие последствия для различных стран и народов Европы имели монгольские завоевания и образование Монгольской империи?
III. Введение в новый материал
Сегодня мы узнаем, как монгольская империя стала самой большой в мировой истории державой. Как начиналось образование державы Чингисхана. Какую цель преследовали монголы? Каково историческое наследие монгольской империи? Эти и другие вопросы мы обсудим с вами на нашем уроке.
IV. Работа по теме урока
Образование державы Чингисхана
- Работая с п. 1 параграфа 15 учебника и дополнительных материалов ответьте на вопросы.
Дополнительный материал
Главным занятием монголов было скотоводство (лошади, овцы), дополнявшиеся охотой. Земледелия монголы не знали. В 12 веке у монголов шел процесс разложения родо-племенного строя и становления ранне-феодальных отношений. Выделялась родо-племенная знать – нойоны и багатуры. Их окружали дружинники - нукеры. Знать постепенно захватывала в свои руки скот и пастбища – главное богатство кочевников. Таким образом, складывается тип кочевого феодализма, для которого характерно феодальная собственность не на землю, а на стада и пастбища.
Рядовые монголы работали на знатных: пасли скот, стригли овец, делали кумыс из кобыльего молока. Стремясь завести как можно больше скота, нойоны вынуждены были осваивать все новые и новые пастбища –
старые истощались. Традиционные территории кочевий оказались тесны для разросшихся стад и табунов. Начались межплеменные столкновения, сопровождавшиеся истребление целых родов и обращение пленников в рабство.
В начале 13 века создаются предпосылки для объединения Монголии. Кочевое скотоводство, основное занятие народов, населявших монгольское государство, было малопродуктивным. Путь к быстрому и легкому обогащению монгольская знать видела в ограблении других стран, накопивших за свою многовековую историю большие богатства.
Вопросы к классу.
- Каковы были главные занятия монголов?
- Когда монголам удалось покорить и объединить соседние кочевые племена?
- Когда полководец Темучин был провозглашен великим ханом?
- Какова была главная задача нового правителя?
- Какая система управления была принята в Монголии в н. 13 века?
- Какие законы регламентировали правила поведения и жизнь монголов?
- Как называлась столица нового государства, где она располагалась?
- Какие факты свидетельствуют о том, что у монголо-татар появилось государство? (Власть Войско Законы Территория)
2. Начало завоевательных походов Чингисхана
- Разделившись на 2 группы, изучите п. 2 параграфа 15 учебника и дополнительный материал, выполните задания и ответьте на вопросы.
1 группа составляет психологический портрет Чингисхана (характеризует его как человека и политического деятеля)
2 группа составляет таблицу «Первые победы монголов» и анализирует причины военных успехов монголов.
Дополнительный материал для первой группы.
Чингисхан происходил из знатного найонского рода. Он родился 1155 году. В 9 лет потерял отца. Несколько лет провел в рабстве. Вырвавшись на свободу, стал собирать вокруг себя старых соратников своего отца. Чингисхан сумел объединить большие силы и беспощадно расправиться со своими врагами. Татары были вырезаны едва ли не поголовно.
Чингисхан отличался беспощадностью и коварством в борьбе с врагами, умением стравливать между собой, лавировать, отступать, когда этого требовали обстоятельства. Он показал себя исключительно отважным воином, смелым до безрассудства. В ходе сражения Чингисхан старался сохранить как можно больше человек из улуса (удел) противника, чтобы в дальнейшем привлечь их к себе на службу.
«Среди воинственных татарских ханов по имени Темучин, отличался особой удачей в битвах, жесткостью к врагам и стремительностью в нападениях». Ему было уже 50 лет, когда ханы провозгласили великим каганом и подняли его «белом войлоке» почета в надежде, что Темучин будет исполнять желания знатнейших ханов. Но Темучин подчинил всех своей воле, разгромил и обратил в рабство непокоренные племена, а их вождей сварил живыми в котлах…Тяжелыми шагами и неуклюжими ухватками на медведя, хитростью – на лисицу, злобой – на змею, стремительностью – на барса, неутомимостью – на верблюда. Все ханы и простые воины боятся его больше пожара или грома, а если он прикажет десяти воинам напасть на тысячу врагов, то воины бросятся, не задумываясь, т.к. они верят, что победят…» (В.Г.Ян).
Подчинив себе большую часть монголов Чингисхан провел ряд реформ:
Ввел десятичную систему организации общества и армии – все взрослое население делилось на тумены( по 10 тыс. человек), каждый из которых состоял из тысяч, сотен, десятков. Во главе этих отрядов, которые действовали и в мирное время и в военное, стояли соответствующее предводители;
Создал личную гвардию, окружил себя надежной охраной;
Ввел управление своим личным имуществом;
Дал большие преимущества своим нойнам и нукерам, освободив их от всяких налогов;
Создал единый для всех монголов свод законов «Великая Яса», который регламентировал правила поведения и жизни населения.
Статьи Ясы, относящиеся к уголовному законодательству и наказанию, привлекали большее внимание историков, нежели любая другая часть кодекса. В нем главное место занимали статьи о взаимопомощи в походе и запрещении обмана доверившегося. Нарушевшего эти установления казнили, а врага монголов, оставшегося верным своему хану, щадили и принимали в свое войско. Добром считались верность и храбрость, а злом – трусость и предательство.
Все военачальники были обязаны производить смотр войск и вооружение до вступления в поход, а так же следить, чтобы у воинов было все необходимое. Если у воина не было в наличии какой -либо вещи (которой он был ранее обеспечен, но потерял ее), начальник должен был наказать его строго. Если из 10 человек один бежал с поля боя, то все они умерщвлялись, а если бежали 10 из 100, то все 100 умерщвлялись, а если бежали 100, то 1000.
При встрече с сильным противников, монголы обычно инсценировали отступление малыми силами, которое могло продолжаться несколько дней. Создавалось впечатление, что происходит беспорядочное бегство. Противник начинал преследование, но монголы неожиданно поворачивали назад и окружали врага.
Вопросы к первой группе
- В каком году Чингисхан пришел к власти?
- Какими личностными качествами он обладал?
- Насколько была успешна политика Чингисхана?
- Какой путь он избрал для удовлетворения потребности монголов в новых пастбищах? Почему?
- Опишите структуру монгольского общества и войска.