Вступление человечества в Информационную эру и повсеместное использование информационных ресурсов, являющихся продуктом интеллектуальной деятельности наиболее квалифицированной части трудоспособного населения общества, определяет необходимость подготовки в подрастающем поколении творчески активного резерва. По этой причине становится актуальной разработка определенных методических подходов к использованию новых информационных технологий для реализации идей развивающего обучения, развития личности обучаемого. В частности, для развития творческого потенциала индивида, формирования у обучаемого умения осуществлять прогнозирование результатов своей деятельности, разрабатывать стратегию поиска путей и методов решения задач — как учебных, так и практических.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методика преподавания мультимедийного урока »
Мультимедийные средства в процессе преподавания истории в
общеобразовательном учреждении.
2.1.Методика проведения мультимедийного урока.
Вступление человечества в Информационную эру и повсеместное использование информационных ресурсов, являющихся продуктом интеллектуальной деятельности наиболее квалифицированной части трудоспособного населения общества, определяет необходимость подготовки в подрастающем поколении творчески активного резерва. По этой причине становится актуальной разработка определенных методических подходов к использованию новых информационных технологий для реализации идей развивающего обучения, развития личности обучаемого. В частности, для развития творческого потенциала индивида, формирования у обучаемого умения осуществлять прогнозирование результатов своей деятельности, разрабатывать стратегию поиска путей и методов решения задач — как учебных, так и практических.
Не менее важна- задача обеспечения психолого-педагогическими и методическими разработками, направленными на выявление оптимальных условий использования НИТ в целях интенсификации учебного процесса, повышения его эффективности и качества.
Актуальность вышеперечисленного определяется не только социальным заказом, но и потребностями индивида к самоопределению и самовыражению в условиях информатизации современного общества.
С учетом вышесказанного, в данной работе одной из задач является разработка методики проведения мультимедийного урока, т.е. урока с привлечением таких средств НИТ, как персональный компьютер, проектор, программное обеспечение, а также Интернет-ресурсов.
В силу всего вышесказанного встает вопрос - а для чего персональный компьютер (ПК) может пригодиться гуманитарию на уроке? Ответ оказывается банально простым - если не рассматривать использование ПК как самоцель, а сам компьютер как «заменитель» преподавателя, то его нишей является сфера оптимизации труда учителя. При таком подходе ПК превращается в универсальное Техническое Средство Обучения (ТСО). Такое ТСО позволит упорядоченно хранить огромное количество материала и готовых разработок уроков. Весь вопрос сводится к тому, чтобы найти программное обеспечение (ПО), которое бы отвечало потребностям учителя.
В результате работы с ПО различного типа, я сформулировал для себя следующие принципы выбора программного продукта для использования на уроке:
1.Программа должна быть понятна с первого знакомства, как преподавателям, так и ученикам. Управление программой должно быть максимально простым. 2.Преподаватель должен иметь возможность компоновать материал по своему усмотрению и при подготовке к уроку заниматься творчеством, а не запоминанием того, в каком порядке будет выводиться информация. 3.Программа должна позволять использовать информацию в любой форме представления (текст, таблицы, диаграммы, слайды, видео- аудиофрагменты и т.д.)
В итоге, как оказалось, этим требованиям при проведении мультимедийного урока обладает любая программа создания презентаций. В своей практической работе я остановилась на программе Power Point из пакета Microsoft Office. Данный выбор объяснялся, прежде всего, распространенностью данного пакета и его унифицированностью - любой человек имеющий представление о хотя бы одном продукте пакета, быстро может освоить работу и в других программах.
При работе с презентациями необходимо выводить изображение на экран с достаточно большой диагональю. В своей работе я применяю проектор, дающий на экране изображение с диагональю до 1,5 м. Конечно подобная техника относится к категории наиболее дорогостоящего оборудования (наиболее дешевые модели стоят на уровне 3000 $), но опыт показывает, что в классе можно использовать и обыкновенный телевизор с диагональю 20 х дюймов, при наличии платы вывода AV-сигнала или переходника SVGA-TV. Если компьютер оснастить и платой ввода изображения, то он превратиться в многофункциональное мультимедийное устройство. В настоящее время на рынке можно найти видеоплаты с возможностью ввода - вывода видеоизображения, стоимость которых не превышает 40 $. Конечно, для многих школ даже такая сумма является огромной, но в данном случае, игра стоит свеч - оборудованный таким образом кабинет может с успехом применяться и для уроков информатики, и для проведения внеклассных мероприятий, и для проведения педагогических советов.
Оценив средства НИТ, что мы имеем, двигаемся дальше. Приступая к планированию мультимедийных уроков с привлечением Интернет-ресурсов, педагогу необходимо:
1. Исследовать сайты по интересующей тематике.
2. Посмотреть некоторые уроки для примера, изучить имеющийся опыт.
3. Определить четкий перечень работ, которые будут делать ученики.
4. Использовать традиционные ресурсы в ваших уроках так же, как Интернет-материалы.
Примерная схема:
1. Педагог планирует свои уроки с привлечением ресурсов Интернет. Необходимо выбрать курсы, темы, при изучении которых Интернет-ресурсы и используемые мультемидийные средства органичнее всего впишутся в процесс
обучения и, соответственно, будет достигнут максимальный образовательный эффект.
2. Учителю необходимо предварительно найти самые лучшие ресурсы и составить список Weboв, с которыми надо познакомиться. «Итоговым продуктом данной деятельности при изучении, использовании и систематизации Интернет-ресурсов может быть создание Webлиографии. Предметная специфика Webлиографии окажет значительную помощь учителям и ученикам в достижении поставленных образовательных задач»11.
3. После подбора необходимой информации (текст, таблицы, диаграммы, слайды, видео- аудиофрагменты и т.д.) и ее копирования с Интернет-ресурсов на персональный компьютер, начинается создание презентации, которая должна гармонично вписаться в ход урока.
Подготовка презентаций. Power Point позволяет любому преподавателю владеющему навыками работы в одной из программ входящих в Microsoft Office, стать разработчиком программных продуктов в поддержку преподавания своего предмета. Мой Опыт работы в данном направлении показал, что на подготовку одной презентации к конкретному уроку с использованием средств анимации, графики, аудиосредств, фрагментов тех же мультимедийных энциклопедий уходит порядка 2-2,5 часов. В идеале для ввода в ПК графики необходимо иметь сканер, цифровую камеру, или, если ПК оборудован платой ввода видеосигнала, видеокамеру (правда качество изображения при этом может оказаться достаточно низким). В крайнем случае, можно воспользоваться набором картинок из коллекций ClipArt'od широко представленных на многочисленных CD-ROM'ax. В случае необходимости преподаватель может заменить текст, рисунок, диаграмму, или просто скрыть не нужные слайды. Эти
Роберт И. Современные информационные технологии в образовании / Пер. с англ. - М.: Школа-Пресс, 1994.-с.103
возможности Power Point'a позволяют максимально настраивать любую имеющуюся презентацию под конкретный урок в конкретном классе.
Задание типа слайда, его оформление и информационное наполнение легко осуществляются благодаря хорошо продуманной системе работы в Power Point'e.
Выбор макета слайда. Выбора шаблона оформления. Слайд в режиме заполнения.
Готовая продукция позволяет отказаться от всех остальных видов наглядности и максимально сосредоточить внимание преподавателя на ходе урока, так как управление программой сводится к простому нажатию на левую клавишу мыши.
В случае имеющихся сложностей в создании презентации, можно воспользоваться, имеющимися в Интернете, готовыми презентациями. В частности на сайте http://som.fsio.ru/items.asp?id=10001589&archive
представлены поурочные пакеты презентаций в поддержку преподавания курсов: «История Древнего Мира» (5 класс), «История Средних Веков» (6 класс), «Новая История» (7-8 классы), «История Отечества» (6-8 класс), «Введение в обществознание» (8 класс), «Обществознание» (10-11 класс), разработанные лауреатом Всероссийского открытого конкурса«Педагогические инновации» 2001 года, преподавателем истории МОУ СОШ № 46 ЮЗАО г. Москвы Алексеем Ивановичем Черновым.
В ходе исследования представленных на сайте презентаций А.И. Чернова все программы постепенно были сведены к трем основным типам:
1 .Компьютерный диафильм с использованием элементов анимации.
2.Программы для повторительно - обобщающих уроков, 3.Классические компьютерные презентации.
В качестве примера рассмотрим проект урока истории в 8 классе с использованием презентацией «Отечественная война 1812 года» из пакета «История России XIX века» (относится к презентациям первого типа).
Тема: Отечественная война 1812 года.
Форма урока: мультимедийный-урок.
Цели урока:
Образовательная: учащиеся должны знать причины, характер, основные этапы, ход войны, основные сражения и итоги, историческое знание войны.
Развивающая: учащиеся должны уметь работать с картой атласа, контурной картой, уметь моделировать понятие «война», а затем применять ее в аналогичных ситуациях, устанавливать причинно-следственные связи.
Воспитательная: учащиеся должны осознавать справедливый характер войны, понимать роль народа в победе в Отечественной войне 1812 года и чувство национальной гордости.
Оборудование урока: персональный компьютер, проектор, экран.
Интернет-ресурсы: презентация А.И. Чернова «Отечественная война 1812 года» из пакета «История России XIX века» на сайте А.Б. Драхлера http://som.fsio.ru/items.asp?id=10001589&archive.
Литература: Афнер И.Я. Дидактические основы методов обучения.-М., Педагогика, 1981, Колосков А.Г. и др. Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе. Пособие для учителя.- М., 1984, Загладин Н.В. и др. История Отечества. XX век. Учебник для 9 классов. - М.: Русское слово, 2005.