Методическая разработка урока истории. Тема: "Нашествие с Востока"
Методическая разработка урока истории. Тема: "Нашествие с Востока"
Методическая разработка содержит цели и задачи занятия, технологическую карту урока. Соотвествует ФГОС. В технологической карте указаны основные этапы урока (создание проблемной ситуации, предложение задач, актуализация знаний, поиск и решение проблемы, выражение решения проблемы, применение новых знаний, рефлексия), действия учеников и учителя, формируемые УУД ( универсальные учебные действия). В имеющихся приложениях представлен разнообразный материал, который используется на уроке. Это тексты документов, схемы. изображения видов вооружений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока истории. Тема: "Нашествие с Востока" »
Методическая разработка урока истории 6 класс ФГОС
Учитель: Емельянова Татьяна Николаевна,
учитель истории и обществознания,
МБОУ «Гимназия № 8» г. Рубцовска.
Тема: «Нашествие с Востока»
Цель: формирование представления о нашествии монголо-татар на нашу страну,
установление причинно-следственных связей между положением русских земель и
причинами их поражения , создание условий для осознания роли русских людей в защите
своей страны.
Задачи.
Образовательная: сформировать представление у учащихся о татаро-монгольском
нашествии; причинах и последствиях покорения Руси, усвоить основные понятия :
монголо-татары, нашествие, тьма (тумен)
Развивающая: продолжить работу по формированию общеучебных интеллектуальных умений: сравнивать однотипные исторические процессы и делать выводы, работать с историческими источниками, картой.
Воспитательная: воспитывать чувства патриотизма на примере героизма русского
народа в борьбе с монголо-татарами.
Обязательный минимум содержания:
борьба против внешней агрессии в XIII веке, монгольские завоевания, Золотая Орда.
Оборудование:
учебник «История России. С древнейших времен до конца XVI века. 6 класс» под
1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.
2. Выдвигать версии.
3. Планировать деятельность в учебной ситуации.
4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.
II Предложение задач
Как вы считаете, на какие вопросы мы должны ответить, чтобы найти решение проблемы?
Предлагают версии. Появляется примерный план, который записывается на доске. регулятивные УУД)
III. Актуализация знаний.
- Что мы знаем о положении Руси в
середине 13 века?
– Вспомните, что мы знаем о монгольской
армии из курса Всемирной истории?
– Кто такой Чингисхан и какую роль он
сыграл в истории монгольских племён?
Какими были его планы?
По ходу ответов на вопросы на доску
вывешиваются иллюстрации (см.
приложение № 2)
- Дети говорят о политической
раздробленности, называют основные
княжества, характеризуют последствия.
Работа с раздаточным материалом по
рядам и в группах.
( см. приложение № 1)
1-й ряд – характеристика монгольского войска,
2-й ряд – вооружение монголов,
3-й ряд – заимствования у Китая.
– Монгольское войско было сильным и хорошо
организованным. Монголы завоевали Китай и
использовали его технические изобретения для
завоевания народов.
Презентация на тему «Чингисхан»
Самооценка выступления. Взаимооценка
учеников.
– Предводитель монголов объединил разрозненные племена в одно государство, которое путём завоеваний превратилось в огромную державу. Её границы должны были дойти до «последнего моря на западе».
(познавательные, коммуникативные, личностные УУД)
Познавательные УУД
1. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, схемы).
2. Анализировать (выделять главное).
3. Определять понятия.
4. Обобщать, делать выводы.
5. Выделять причины и следствия.
6.Представлять информацию в разных формах (схема, таблица).
Коммуникативные УУД
1. Умение работать в парах.
2. Излагать своё мнение, аргументируя его.
3. Создавать устные и письменные тексты.
4. Использовать речевые средства в
соответствии с ситуацией общения.
Личностные УУД
1. Оценивать свои и чужие
поступки.
2 Давать нравственную оценку подвигу наших предков.
iV.Поиск решения проблемы (открытие нового знания).
1. «Покоритель вселенной» и Русь
– Используя карту учебника, документ и
ЭП скажите, когда произошло первое
столкновение между русскими и
монголами?
Каков был результат сражения?
– Сколько лет было у русских князей до
вторжения Батыя после Калки? Как это
время было использовано русскими
князьями?
2. «Батыево нашествие»
– Давайте обратимся к карте. Пожалуйста, опишите нашествие Батыя на Восточную Европу в 1236–1242 гг., составьте хронику событий.
– Что происходило на пути армий Бату-
хана?
Рассмотрите диораму «Взятие Рязани» и
составьте рассказ по плану. На экране
диорама из ЭП. ( см. приложение № 3)
На доску вывешиваются распечатки с
основными датами.
Проанализируйте документ « О Евпатии
Коловрате» Ответьте на вопросы к нему.
Какой крупный русский город не
подвергся нашествию и
разорению?(Отрывок из романа В. Яна см.
в распечатках)
– Как вы думаете, почему, несмотря на
отчаянное сопротивление, русские
княжества терпели поражение?
Ученики должны назвать дату 1223 год и
указать место – р. Калка.
Ученики должны ответить, что до
вторжения было около 15 лет. В течение
этого времени князья по-прежнему ссорились
друг с другом, продолжались усобицы.
Ученики должны назвать основные события
периода 1237–1242 годов.
Ученики должны рассказать о сопротивлении
городов, массовой гибели людей. Составляют в
парах рассказ о взятии Рязани. Дают
самооценку, делают взаимооценку.
Рассказывают о примерах героизма русских
людей. Выделяют главные события, записывают
даты.
(познавательные, коммуникативные, личностные УУД)
V. Выражение решения
проблемы.
Вернёмся к проблеме урока. Обобщите всё, что вы знали до урока, узнали на
уроке и попробуйте ответить на вопрос.
Ученики при помощи текста параграфа и
материала, рассмотренного на уроке,
должны сформулировать основные причины
поражения русских княжеств .
VI. Применение
нового знания.
Закрепление.
Выполните задание из раздаточного материала. Заполните пропуски, исправьте ошибки. Поставьте себе оценки.
Ученики выполняют задание ( см. приложение №4). Делают самооценку выполнения задания.
(регулятивные, личностные, коммуникативные УУД)
VII. Домашнее задание.
п. 12, вопросы и задания , по желанию сообщения « Ледовое побоище», «Невская битва»
VIII.Рефлексия
Что нового вы узнали на уроке? Что осталось непонятным? Что хотели бы узнать? Отметьте в таблице( в конце тетради) настроение, степень участия в уроке, поставьте отметку за урок. Объясните, почему ?
Дети отвечают на вопросы. Делают самоанализ и самооценку.
(регулятивные, личностные УУД)
Список литературы.
Б.Н. Серов, К.А. Соловьев. Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до к XVI в. 6 класс. М.: Веко, 2006 г.
А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России с древнейших времен до к XVI в. (учебник). М.: Просвещение, 2013г.
А.А. Преображенский,, Б.А.Рыбаков. История Отечества. 6 класс (учебник). 2005г.
А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России с древнейших времен до к XVI в. (рабочая тетрадь). М.: Просвещение, 2006г.
Ян В. Батый.М.:1972г.
История в художественно-исторических образах стр. 83-84 М.:1986г.
Энциклопедия для детей. История России. М.: «Аванта+», 1998 г.
Приложение № 1.
Раздаточный материал к уроку истории
Ряд 1. Организация монгольского войска ( по парам)
Монгольская армия отличалась чёткой внутренней организацией и железной дисциплиной. Армия монголов подразделялась на десятки, сотни и тысячи, во главе которых стояли десятники, сотники и тысячники. Десять тысяч образовали тумен, или тьму, во главе с темником. В монгольском войске существовала железная дисциплина, любые, даже самые незначительные проступки сурово наказывались. При этом за провинность одного или двух воинов наказывали весь десяток, а за провинность десятка — всю сотню. Так, если во время сражения два воина бежали с поля боя, то казнили весь десяток, если бежал десяток — сотню, если же с поля боя бежала сотня, то казнили всю тысячу. Благодаря чёткой организации войска и железной дисциплине монгольская армия была одной из самых боеспособных армий своего времени.
Ряд 2.Вооружение монголов ( по парам)
Для того чтобы сделать свои стрелы более смертоносными, монголы обрабатывали железные наконечники стрел ядом, который получали от изобилующих в степях гадюк. Змей ловили весной, когда яд у них наиболее опасен. Полученный яд высушивали и возили с собой. Перед сражением высушенный яд разводили с водой и полученным составом намазывали наконечники. От стрелы с таким наконечником уже не требовалось прицельного попадания — достаточно было небольшой царапины, чтобы надолго, если не навсегда, вывести противника из строя. Кроме змеиного яда, монголы также использовали яд, получаемый из различных растений
Ряд 3.Заимствования у завоёванного Китая ( по парам)
Кроме того, монголы ввели китайскую письменность, приняли на службу китайских учёных и
Царь Батый окаянный стал воевать Рязанскую землю и пошёл к городу Рязани. И обступили город, и начали биться пять дней не отступая. Воины Батыева войска переменялись и отдыхали, а горожане бились бессменно. И многих горожан убили, а других ранили, а иные от долгой битвы обессилели. А в шестой день рано утром пришли язычники к городу, одни — с факелами, а иные — со стенобитными орудиями, а иные — со множеством лестниц. И взяли город Рязань в декабре месяце в 21 день. И пришли в соборную церковь Успения Пресвятой Богородицы, и великую княгиню Агриппину — мать великого князя, и со снохами, и с прочими княгинями изрубили мечами, а епископа и священнослужителей предали огню — в святой церкви сожгли, и иные многие пали от оружия, и в городе многих людей и с жёнами, и с детьми мечами изрубили, иных — в реке утопили. [...] И не осталось во граде ни одного живого, все заодно погибли и одну на всех чашу смертную испили.
Из «Повести о разорении Рязани Батыем» (XIII в.)
И собрал Евпатий небольшую дружину — тысячу семьсот человек, которых Бог сохранил возле Рязани, и погнались в след безбожного царя, и едва нагнали его в земле Суздальской, и внезапно напали на станы Батыевы. И начали сечь без милости, и смешалися все полки татарские. И стали татары, точно пьяные или безумные. И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские, и сёк ими. Почудилось татарам, что мертвые восстали. Евпатий же, насквозь проезжая сильные полки татарские, бил их нещадно. И ездил средь полков татарских так храбро и мужественно, что и сам царь устрашился... И возбоялись татары, видя, какой Евпатий — крепкий исполин. И навели на него множество орудий для метания камней, и стали бить по нему из бесчисленных камнеметов, и едва убили его.
Что вы можете рассказать о подвиге Евпатия Коловрата?
Взятие Владимира
Отрывок из Лаврентьевской летописи (XIV в.)
В субботу мясопустную начали татары готовить леса и пороки устанавливали до вечера, а на ночь поставили ограду вокруг всего города Владимира. В воскресенье мясопустное после заутрени пошли они на приступ к городу, месяца февраля в седьмой день, на память святого мученика Федора-стратилата. И стоял в городеиз-за наших грехов и несправедливости великий плач, а не радость. За умножение беззаконий наших привёл на нас Бог поганых, не им покровительствуя, но нас наказывая, чтобы мы воздержались от злых дел. Такими карами казнит нас Бог — нашествием поганых, ведь это бич его, чтобы мы свернули с нашего дурного пути. Поэтому и в праздники Бог насылает на нас печаль, как говорит пророк: «Обращу праздники ваши в плач и песни ваши в рыдание». Взяли татары город до обеда от Золотых ворот; у церкви Святого Спаса они перешли по примету через стену, а с севера от Лыбеди подошли к Ирининым воротам и к Медным, а от Клязьмы подступили к Волжским воротам и так вскоре взяли Новый город (одна из частей древнего Владимира).
Поход на Новгород
Отрывок из романа В. Яна «Батый» (1942 г.)
Всю ночь и утро монгольское войско продвигалось в направлении богатой северной урусутской столицы Новгорода. Но к полудню идти вперёд уже стало невозможно. Кони постоянно проваливались по брюхо в рыхлый снег. Ростепель обращала ещё недавно крепкие дороги в набухшие бурные потоки. Кони падали. Всадники, подымая их, выбивались из сил. Проводники из пленных урусутов говорили, что дальше дорога будет ещё хуже, что на пятьдесят дней всякая езда по дорогам прекратится, пока поднявшаяся вода в реках не утечёт в море.
Поход на Юго- Западную Русь и в Центральную Европу ( 1239- 1242 гг.)
из Ипатьевской летописи (XV в.)
В год 6748 (1240). Пришёл Батый к Киеву с большой силой, с многим множеством воинов своих, и окружили они город, и обступила сила татарская, и был город в великой осаде. Был Батый у города, а воины его окружали город. И нельзя было голоса слышать от скрипения телег его, от рёва множества верблюдов его, ржания стад коней его, и была вся земля Русская наполнена воинами.
Поставил Батый пороки около города, у Ляшских ворот. Тут вплотную подступали заросшие лесом овраги. Пороки непрестанно били день и ночь и пробили стены. Вышли горожане на остатки стены, и было видно, как тут ломались копья, разлетались в щепки щиты, стрелы помрачили свет. Горожане были побеждены, и Дмитр ранен, а татары взошли на стены и там засели. Но в тот же день и ночь горожане построили другие стены около церкви Святой Богородицы. На другой день татары начали приступ, был большой бой между ними и защитниками. Люди укрылись в церкви, влезли на церковные своды вместе со своим добром, и от тяжести рухнули вместе с ними стены церковные. Так город был захвачен воинами. Дмитра вывели раненым и не убили его мужества его ради.
Приложение № 4
Исторический диктант.
Найдите ошибки в тексте. Вставьте пропущенные слова и даты.
В _________ году начался новый поход монголов на Русь. Возглавил его хан Берке. Первым пал
город Козельск. Русские без боя сдавались на милость победителя. Только житель
Рязани________________ со своей дружиной преследовал татар и мужественно вступил с ними в
бой.
В феврале 1238 года монголы захватили главный город Северо-Восточной
Руси_________________. Княжеская семья и жители с почётом встретили захватчиков в
Успенском соборе.
Решающая битва состоялась _________ года у р. Сити. Был захвачен г. Новгород. Не подверглись
разрушениям только города Южной и Юго-Западной Руси.
object(ArrayObject)#862 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(273) "Методическая разработка урока по географии в 8 классе по теме "Географическое положение Нижегородской области и его влияние на природу и хозяйство". "
["seo_title"] => string(172) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-ghieoghrafii-v-8-klassie-po-tiemie-gieoghrafichieskoie-polozhieniie-nizhieghorodskoi-oblasti-i-iegho-vliianiie-na-prirodu-i-khoziaistvo"
["file_id"] => string(6) "158695"
["category_seo"] => string(10) "geografiya"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1421774211"
}
}