kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка итогового урока по истории: «СССР в 1953-1964 гг.»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное итоговое занятие стало возможным в связи с введение ФГОС, а также необходимостью воспитания гражданских и нравственных качеств человека, становлению личностных характеристик человека. Занятие решает задачи воспитания человека, умеющего учиться, осознающего важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способного применять полученные знания на практике. Кроме того, уважающего других людей, умеющего вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов. 

Данное занятие может быть расчитано на один урок, а так и на 2 часа. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка итогового урока по истории: «СССР в 1953-1964 гг.» »










Методическая разработка итогового урока для учащихся

11 класса по истории

Тема: «СССР в 1953-1964 гг».





























Методическая разработка итогового урока по истории:

«СССР в 1953-1964 гг.»

(урок в 11-м классе)

Занятие рассчитано на два часа.

Цель: Обобщение и систематизация знаний по теме: «СССР в 1953-1964 гг.»

Задачи:

1. Образовательные

-формирование навыков выполнения заданий части А, В, С единого государственного экзамена;

- закрепить, систематизировать и обобщить знания об изученном периоде;

2. Развивающие

- закрепить умение работать в группах;

- закрепить умение работать с историческими источниками, собирать, анализировать и обобщать информацию;

- закрепить умение устанавливать причинно-следственные связи;

- развивать коммуникативные способности;

3. Воспитательные

- формирование гражданско-общественной позиции по данному периоду;

-воспитывать уважение к истории своей страны.

Этапы: Подготовительный, основной, заключительный

Содержательные элементы: ХХ съезд КПСС и осуждение культа личности. Экономические реформы 1950-1960-х гг., причины их неудач. Замедление экономического роста.

Виды заданий на хронологию событий, систематизацию фактов, анализ исторических ситуаций, анализ исторических версий и оценок.

Характерные для эпохи документы:

1. Из книги «Н.С.Хрущёв: материалы к биографии»;

2. Из постановления Пленума ЦК КПСС «Об очередных задачах идеологической работы партии». Июнь 1963 г.;

3. Из заявления советского правительства по германскому вопросу;

4. Из речи Н.С.Хрущёва на девятой сессии Верховного Совета СССР 21 декабря 1957 г.;

5. М.Ромм «Четыре встречи Н.С.Хрущёва»  (О встрече Хрущёва с деятелями культуры в 1962 г.);

6. Из воспоминаний художника Э. М. Белютина о посещении Н. С. Хрущевым выставки произведений московских художников;

7.  Из доклада секретаря ЦК КПСС Н.С.Хрущёва на Пленуме ЦК КПСС 3 сентября 1953 г.;

8. Из речи Председателя Совета Министров СССР Г.М.Маленкова на V сессии Верховного Совета СССР 7 августа 1953 г.;

9.  «О культе личности и его последствиях»;

10.  Ф.М.Бурлацкий «Хрущёв. Штрихи к политическому портрету».

Закрепляемые умения и навыки:

- умение определять хронологию событий, устанавливать соответствие между фактами, событиями, явлениями;

- обобщение и систематизация исторического материала;

- уметь анализировать историческую ситуацию;

- умение проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

- умение участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения.




Ход урока

I. Подготовительный этап


Учащимся к уроку необходимо было подготовить материалы, отражающие изучаемую эпоху: вырезки из газет либо газеты, журналы, портреты известных личностей, отрывки из произведений, значки, книги, дневники и мемуары.

  1. Организационный момент. Приветствие учителя. Сообщение темы и цели урока.

  1. Актуализация опорных знаний. Решение тестов (Приложение 1). В качестве домашнего задания ученикам предлагается написать по теме раздела вопросы для теста (по типу части А ЕГЭ). На основе этих вопросов составлены тесты. Составление тестов представляют собой индивидуальную творческую работу учащегося, которая представляет не только знания, подготовленность, но и мотивацию. Наиболее удачные вопросы впоследствии послужат материалом для критической оценки, учащимся будет предложено письменно объяснить, почему некоторые из них были признаны не очень удачными. После выполнения тестов сообщаются правильные ответы. Происходит разбор тестов.


II. Основной этап


I. Применение знаний, умений и навыков. Групповая работа.

Учащиеся рассаживаются в группы по 6 человек. У каждой группы на рабочем столе приготовлены маркеры, ватман, исторические источники по изучаемой теме (Приложение 2).

Учитель: Почему возможность жестких методов управления страной была связана именно с личностью И. В. Сталина?

Примерный ответ учащихся: в обществе послевоенного периода был развит культ личности вождя; никто другой в руководстве партии и правительства не обладал сравнимым авторитетом.

Учитель: Смерть И. В. Сталина 5 марта 1953 г. Положила начало десятилетнему периоду борьбы за власть в руководстве СССР, поиска новых путей развития советского общества. Необходимость изменения внутренней и внешней политики определялось и объективными, и субъективными причинами.

Вам необходимо определить с какими проблемами столкнулось советское руководство после смерти И. В. Сталина и выяснить какие пути выхода из сложившихся ситуаций были выбраны. Подвести итоги правления Н. С. Хрущева. И ответить на главный вопрос: можно ли считать приход к власти Н. С. Хрущева как самый оптимальный вариант из всех предложенных весной 1953 г.?

(На доске создано поле для создания стенгазеты «Оттепель». В ходе работы ученики закрепляют все наработки на поле. Таким образом, к концу урока будет создан коллаж, отражающий основные проблемы эпохи).

Учитель формулирует задание по каждой сфере общественной жизни. Группам даётся небольшое время для её обсуждения, коллективной выработки точки зрения и выстраивания системы аргументации своей позиции (обучающиеся работают и историческими источниками).

На листе бумаги в произвольной форме ученики каждой группы выделяют проблемы в каждой сфере общества: социальной, духовной, экономической, политической (учитель предлагает проиллюстрировать их рисунками, символами, графиками и другими материалами, которые ученики заготовили к уроку).

От каждой группы выделяется человек, представляющий её позицию. Представители групп собираются в центре класса за отдельным столом и начинают публичную дискуссию. Остальные, молча, следят за ходом обсуждения. Группы могут помочь своим представителям только с помощью записок (подсказать дополнительные доводы, сформулировать контрвопрос оппонентам).

Обсуждение проблемы заканчивается после истечении определенного времени. В заключении проводится критический разбор дискуссии всеми учениками, которые наблюдали со стороны. Внимание необходимо обращать на сам процесс представления точки зрения, обоснованность при обсуждении. На втором этапе при обсуждении проблем в другой сфере выходят другие представители от малых групп1. Для наиболее эффективного наблюдения за дискуссией ученикам предложено составлять «Лист аргументов». (Приложение 3)

Результаты дискуссии и общие выводы фиксируются на поле для коллажа, формируется стенгазета «Оттепель».

В конце урока кратко подводятся итоги развития 1953-1964 гг. наиболее успешный ученик на уроке делает общие выводы.


III. Заключительный этап


Учитель: Недовольны все. Следовательно, в скором времени стоит ожидать перемен. Кто больше виновен в сложившейся ситуации: личность или система?

Примерные ответы учащихся.


Личность

Система

  1. Н. С. Хрущев не смог реформировать командно-административную систему, а только лишь смягчил её;

  2. Основные методы управления – волюнтаризм и субъективизм.

  1. За такое короткое время невозможно изменить все общество;

  2. Чиновники не готовы к переменам и не желали их. В результате произошел заговор.


Учитель: Можно ли считать приход к власти Н. С. Хрущева как самый оптимальный вариант из всех предложенных весной 1953 г.?

Ученики: Приход к власти Н. С. Хрущева не самый оптимальный вариант, были более демократические варианты, например Г. М. Маленков.

В качестве домашнего задания предлагается заполнить опросные листы, которые заполняют ученики, отвечая на 3 вопроса. (Приложение 4)


На втором уроке обучающимся предлагается выполнить контрольную работу в формате ФГОС (Приложение 5)














Приложение 1

А1. И. В. Сталин умер в:

1-1953 г.

2-1956 г.

3-1959 г.

4-1951 г.

А2. Лидером КПСС с сентября 1953 г. был избран:

  1. Л. П. Берия

  2. Н. С. Хрущев

  3. Г. М. Маленков

  4. Ю. В. Бернов

А3. Какое событие произошло раньше других?

  1. «Ленинградское дело»

  2. Расстрел рабочих в Новочеркасске

  3. Арест и казнь Л. П. Берия

  4. Корейская война

А4. Одним из соперников Н. С. Хрущева в борьбе за власть в 1953-1957 гг. был

  1. Г. М. Маленков

  2. Л. И. Брежнев

  3. А. А. Жданов

  4. Б. Н. Ельцин

А5. Одним из первых главных редакторов «Нового мира» в период «Оттепели» был:

  1. А. И. Солженицын

  2. А. В. Сафронов

  3. М. А. Шолохов

  4. А. Т. Твардовский

А6. Прочтите отрывок из документа и укажите, когда происходило это событие

«После смерти Сталина Центральный комитет партии строго и последовательно проводить курс на разъяснение недопустимости чуждого духу марксизма-ленинизма возвеличивания одной личности, превращение её в какого-то сверхчеловека, обладающего сверхъестественными качествами, наподобие Бога. Этот человек будто бы все знает, все видит, за всех думает, все может сделать; он непогрешим в своих поступках»

  1. 1953 г.

  2. 1951 г.

  3. 1956 г.

  4. 1961 г.

А7. Кто является лишнем в ряду: соперники Н. С. Хрущева за власть после смерти И. В. Сталина:

  1. В. М. Молотов

  2. Л. П. Берия

  3. Н. А. Вознесенский

  4. Г. М. Маленков

А8. Какая из перечисленных реформ была проведена в период руководства Н. С. Хрущева

  1. Отмена государственной монополии на внешнюю торговлю

  2. Принятие закона об индивидуальной трудовой деятельности

  3. Ликвидация МТС и передача их материальной базы колхозам

  4. Перевод всех предприятий на самоокупаемость

А9. Назовите причину ухудшения положения в сельском хозяйстве в начале 1960-х гг.

  1. Списание долгов с колхозов

  2. Сокращение посевных площадей

  3. Развитие рыночных отношений

  4. Появление фермерских хозяйств

А10. Что не относится к основным направлениям социальной политики Н. С. Хрущева?

  1. Широкомасштабное жилищное строительство

  2. Рост заработной платы в промышленности

  3. Сокращение продолжительности рабочей недели

  4. Курс на снижение цен на продукты питания

А11. Первый в мире полёт в космос Ю. А. Гагарин был совершен на космическом корабле-спутнике:

  1. «Восток»

  2. «Союз»

  3. «Восход»

  4. «Апполон»


































Приложение 2


Исторические источники:

I. Политической сфера


(Задание: Какие изменения и противоречия проявились в развитии политической сферы в период оттепели?

1. Ф.М.Бурлацкий «Хрущёв. Штрихи к политическому портрету»

Хрущёв пришёл к власти не случайно и одновременно случайно. Не случайно потому, что он был выразителем того направления в партии, которое в других условиях, и, вероятно, по-другому оказалось представлено такими во многом непохожими деятелями, как Дзержинский, Бухарин, Рыков, Рудзутак, Киров. Это были сторонники развития нэпа, демократизации, противники насильственных мер в промышленности или в сельском хозяйстве, а тем более в культуре. Несмотря на жестокие сталинские репрессии, это направление никогда не умирало. В этом смысле приход Хрущёва был закономерным. Но, конечно, здесь был и большой элемент случайности. Если бы Маленков не столкнулся с Берия, если бы «сталинская гвардия» сплотилась в 1953 г., а не в июне 1957 г., не быть бы Хрущёву лидером. Сама наша история могла пойти по несколько иному руслу. Нам трудно сделать это допущение, но на самом деле всё висело на волоске. И всё же история сделала правильный выбор. То был ответ на реальные проблемы нашей жизни. Всё более нищавшая и, по сути, полуразрушенная деревня, технически отстававшая промышленность, острейший дефицит жилья, низкий жизненный уровень населения, миллионы заключённых в тюрьмах и лагерях, изолированность страны от внешнего мира — всё это требовало новой политики, радикальных перемен.

Ф.М. Бурлацкий 
в 1960-е гг. работал в аппарате ЦК КПСС,
 
был помощником Н.Хрущёва

Вопросы к документу:

1. Каковы исторические условия создания документа? Где и когда он появился?

2. Как автор документа относится к описываемым событиям? Подтвердите свои рассуждения текстом источника.

3. Чем вы объясните именно такое отношение автора к событиям? К его участникам?

4. В чем совпадают или чем отличаются свидетельства этого автора от других источников по данному историческому факту?

5. Разделяете ли вы суждения, оценки, выводы автора документа?





2. «О культе личности и его последствиях». 


В сознании не только марксиста-ленинца, но и всякого здравомыслящего человека не укладывается такое положение, как можно возлагать ответственность за враждебные действия отдельных лиц или групп на целые народы, включая женщин, детей, стариков, коммунистов и комсомольцев, и подвергать их массовым репрессиям, лишениям и страданиям.

Нам нужно решительно, раз и навсегда развенчать культ личности, сделать надлежащие выводы... Вести борьбу против всяких попыток возродить его... Проводить работу по соблюдению принципа коллективности руководства... Полностью восстановить ленинские принципы советского социалистического демократизма.

Произвол одного лица поощрял и допускал произвол других лиц. Массовые аресты и ссылки тысяч и тысяч людей, казни без суда и нормального следствия порождали неуверенность в людях, вызывали страх и даже озлобление.



Из доклада Н.С.Хрущёва на ХХ съезде КПСС (1956 г.)

Вопросы к документу:

1. Когда, где, почему появился этот документ?

2. Какое значение для общества мог иметь данный документ?

3. Объясните выделенные в тексте понятия.


II. Социально-экономическое развитие

(Задание: Какие изменения и противоречия проявились в развитии социально-экономической сфере в период оттепели?)


1. Из речи Председателя Совета Министров СССР Г.М.Маленкова на V сессии Верховного Совета СССР 7 августа 1953 г.

До сих пор у нас не было возможностей развивать лёгкую и пищевую промышленность такими же темпами, как тяжёлую промышленность. В настоящее время мы можем и, следовательно, обязаны в интересах обеспечения более быстрого повышения материального и культурного уровня жизни народа всемерно форсировать развитие лёгкой промышленности.

Правительство и Центральный Комитет партии считают необходимым значительно увеличить вложения средств на развитие лёгкой, пищевой и, в частности, рыбной промышленности, на развитие сельского хозяйства и поправить в сторону значительного увеличения задания по производству предметов народного потребления; шире привлечь к производству предметов потребления машиностроительные и другие предприятия тяжёлой промышленности...

Для того чтобы обеспечить крутой подъём производства предметов народного потребления, мы, прежде всего, должны позаботиться о дальнейшем развитии и подъёме сельского хозяйства, снабжающего население продовольствием, а лёгкую промышленность сырьём...

В этой связи Правительство и Центральный Комитет партии сочли необходимым пойти на значительное снижение норм обязательных поставок с личного подсобного хозяйства колхозников, решили... изменить систему обложения колхозников сельскохозяйственным налогом, снизить денежный налог примерно в два раза с каждого колхозного двора и снять полностью оставшуюся недоимку по сельскохозяйственному налогу прошлых лет...



Вопросы к документу:

1. Можно ли на основе данных документов утверждать, что Г. М. Маленков предлагал широкий круг мероприятий по изменению экономической политики советского государства?

2. Могли ли такие меры «подорвать основы марксистского понимания экономики»?

3. Вспомните, как развивалась экономика страны в годы руководства Н. С. Хрущева. Можно ли говорить, что критики Маленкова использовали многие его тезисы, отстранив от власти их автора?



2.  Из доклада секретаря ЦК КПСС Н.С.Хрущёва на Пленуме ЦК КПСС 3 сентября 1953 г.

Важное значение имеет повышение материальной заинтересованности колхозов и совхозов в росте урожайности сельскохозяйственных культур и развитии общественного животноводства. В этих целях Совет Министров СССР и Президиум Центрального Комитета партии признали необходимым повысить существующие в настоящее время заготовительные и закупочные цены на продукты животноводства, картофель и овощи... Важно вместе с тем отметить, что розничные цены на продукты животноводства, картофель и овощи не повышаются, а, наоборот, ежегодно снижаются. Линия на снижение розничных цен на предметы потребления будет проводиться и впредь.



Вопросы к документу:

1. Интересы каких слоев, групп, классов общества отражают статьи этого документа или весь он в целом?

2. Какие мероприятия в экономической сфере предлагал провести Н. С. Хрущев?

3. Насколько реалистичны экономические проекты Н. С. Хрущева?







III. Культурной сфера



(Задание: Какие изменения и противоречия проявились в развитии духовной жизни в период оттепели?



1. Из воспоминаний художника Э. М. Белютина о посещении Н. С. Хрущевым выставки произведений московских художников.

Хрущев три раза обежал довольно большой зал, где были представлены художники нашей группы. Его движения были очень резки. Он то стремительно двигался от одной картины к другой, то возвращался назад… Первый раз взгляд Хрущева задержался на портрете девушки.
- Что это? Почему нет одного глаза? Это же морфинистка какая-то! - с каждым словом голос его становился визгливее.
Начав с портрета девушки А. Россаля, Хрущев стремительно направился к большой композиции Л. Грибкова "1917 год".
- Что это такое? - спросил Хрущев. Чей-то голос сказал:
- 1917 год.
- Что это за безобразие, что за уроды? - Где автор?

Люциан Грибков вышел вперед.
- Вы помните своего отца? - начал Хрущев.
- Очень плохо.
- Почему?
- Его арестовали в 37-м, а мне было мало лет. Наступила пауза…
- Ну, ладно, это неважно, но как вы могли так представить революцию? Что это за лица? Вы что, рисовать не умеете? Мой внук и то лучше нарисует.
Он побежал дальше, почти не глядя на картины.
Ну, ладно, - сказал Хрущев, - а теперь рассказывайте, в чем тут дело.
- Эти художники, работы которых вы видите, - начал я… - много ездят по стране, любят ее и стремятся ее передать не только по зрительным впечатлениям, но и сердцем…
Их картины передают не копию природы, а ее преображенный их чувствами и отношением образ … Вот взять, например, эту картину "Спасские ворота". Их легко узнать. А цветовое решение усиливает к тому же ощущение величия и мощи.
- Да что вы говорите, какой это Кремль! Это издевательство! Где тут зубцы на стенах - почему их не видно? Очень общо и непонятно. Вот что, Белютин, я вам говорю как Председатель Совета Министров: все это не нужно советскому народу. Понимаете, это я вам говорю!



Вопросы к документу:

1. Каково социальное положение автора документа, его должность, занятия?

2. Что увидел автор документа? Как он относиться к описываемым событиям?

3. Подтвердите свои рассуждения текстом источника.

4. Доверяете ли вы свидетельствам автора этого документа? Почему?



2. М.Ромм «Четыре встречи Н.С.Хрущёва» (О встрече Хрущёва с деятелями культуры в 1962 г.)

«Наконец берёт заключительное слово...Ну вот, говорит он, мы вас тут, конечно, послушаем, поговорим, но решать-то будет кто? Решать в нашей стране должен народ. А народ — это кто? Это партия. А партия кто? Это мы. Мы — партия. Значит, мы и будем решать, я вот буду решать. Понятно?»

М.И.Ромм (1901–1971) — кинорежиссёр и сценарист.





3. Из постановления Пленума ЦК КПСС «Об очередных задачах идеологической работы партии». Июнь 1963 г.

Партия будет и впредь вести бескомпромиссную борьбу против любых идейных шатаний, проповеди мирного сосуществования идеологий, против формалистического трюкачества, за партийность и народность советского искусства — искусства социалистического реализма.

Вопросы к документам:

1. О каких явлениях в культурной жизни можно говорить на основе анализа данных документов?

2. Может ли партия всецело определять направления развития культуры?

3. Что такое «оттепель» в области духовной жизни?



IV. Международная политика



(Задание: Определите факторы, влиявшие на сохранение международной напряжённости)



1. Из заявления советского правительства по германскому вопросу

(15 янв. 1955 г.)

 В настоящее время еще имеются неиспользованные возможности достижения соглашения по вопросу объединения Германии с должным учетом законных интересов германского народа и о проведении с этой целью в 1955 году общегерманских свободных выборов. Такие возможности имеются, если будет устранено основное препятствие, стоящее теперь на пути воссоединения Германии - планы ремилитаризации Западной Германии и ее вовлечения в военные группировки. 
        Германский народ путем проведения всеобщих свободных выборов во всей Германии, включая Берлин, должен иметь возможность выразить свою свободную волю, дабы единая Германия возродилась как великая держава и заняла достойное место среди других держав… При этом никакая часть Германии не должна быть связана какими бы то ни было условиями сепаратных соглашений об ее участии в военных группировках. 


Вопросы к документу:

1. Охарактеризуйте исторические условия создания данного документа.

2. Назовите основные положения документа

3. Какой характер носит этот документ: открытый или секретный. Почему?

4. Какие выводы можно извлечь из документа?

2. Из речи Н.С.Хрущёва на девятой сессии Верховного Совета СССР 21 декабря 1957 г.

Мы говорим представителям западных стран и, прежде всего, США — отправьте вашу неразумную и уже достаточно скомпрометированную политику «с позиции силы» на свалку истории. Ей там место. Давайте решать спорные вопросы путём мирных переговоров и трезво, без диктата, на равноправных началах обсуждать волнующие человечество вопросы, исключим войну как средство решения международных проблем, признаем статус-кво, т.е . Признаем сложившееся в мире положение, когда существуют социалистические и капиталистические государства, не будем вмешиваться во внутренние дела друг друга.

Вопросы к документу:

1. Назовите основные положения документа

2. Оцените его плюсы и минусы документа для каждой из сторон, других стран, международной ситуации в целом.

3. Какие изменения предполагались по этому документу?

3. Из книги «Н.С.Хрущёв: материалы к биографии»



В международных делах, в решении спорных проблем мир возможен, если будут государства ориентироваться не на то, что разделяет современный мир, а на то, что сближает государства. Никакие социальные и политические различия не должны мешать государствам... договориться о том, чтобы принципы мирного сосуществования и дружеского сотрудничества свято и неукоснительно соблюдались всеми государствами...

Мы готовы идти на любые шаги для обеспечения мира, в частности в вопросе о разоружении. Но для того, чтобы прийти к соглашению, требуется взаимное желание достигнуть полезных результатов. Готовы ли вы сейчас ликвидировать военные базы на чужой территории и отвести войска в национальные границы? Мы к этому готовы!

...В наше время, видимо, только сумасшедшие могут надеяться на решение спорных вопросов между государствами путём войны.



Вопросы к документу:

1. Какие принципы внешней политики выдвинул Н.Хрущёв в документе?

2. Назовите плюсы и минусы документа для каждой из сторон, других стран, международной ситуации в целом.

















































Приложение 3


ЛИСТ АРГУМЕНТОВ


Аргумент

Убедительный

Неубедительный







Приложение 4


ОПРОСНЫЕ ЛИСТЫ


  1. Чему я научился?

  2. Какие вопросы остались для меня неясными?

  3. Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал?


Такие отчеты позволяют обеспечить обратную связь, с помощью которой ученики сообщают, чему они научились за неделю и какие трудности у них возникли.




























Приложение 5

Тематическая контрольная работа в формате критериального оценивания

Пример

Тема: «СССР в 1953-1964 гг.»

Раздел тематической контрольной работы

Содержание заданий

Предметные знания

Проверены на 1 уроке (тест Приложение 1)

Уровень познавательных УУД

1. Прокомментируйте выделенные слова и выражения.

Режиссер М.Ромм о Хрущеве сказал: "Забудется и Манеж, и кукуруза… А люди долго будут жить в его домах. Освобожденные им люди…. И зла к нему никто не будет иметь."

2. За что еще люди могли бы быть благодарны Хрущеву?

3. Как вы думаете, о каких авторах подобные строки были написаны в Постановлении ЦК ВКП(б):

" … является типичной представительницей чуждой нашему народу пустой, безыдейной поэзии. Ее стихотворения проникнуты духом пессимизма и упадничества, выражающие вкусы старой салонной поэзии, застывшей на позициях буржуазно-аристократического эстетства и декаденства - "искусства для искусства", не желающей идти в ногу о своим народом, наносят вред делу воспитания нашей молодежи…"

Уровень коммуникативных УУД

1. Составить подписи к кроссворду







1













2

О

В

Д













3

О

Т

Т

Е

П

Е

Л

Ь


4

Д

Е

С

Т

А

Л

И

Н

И

З

А

Ц

И

Я



5

Б

Е

Л

Ю

Т

И

Н












Н









6С

У

Б

Ъ

Е

К

Т

И

В

И

З

М






7

К

У

Б

А










8

К

У

К

У

Р

У

З

А






9

Г

А

Г

А

Р

И

Н














З














10

М

А

Л

Е

Н

К

О

В



Способность решать компетентностные задачи + уровень регулятивных УУД

1. Составить план устного ответа:

«Успехи и неудачи социально-экономического развития СССР в годы правления Н. С. Хрущева».

2. Доказать верность или опровергнуть утверждения:

Хрущевская «оттепель» проявилась во всех сферах жизни общества и везде имела определенные грани.




Список литературы

1. Загладин Н. В., Козленко С. И., Минаков С. Т.. Петров Ю. А. История Отечества. XX- начало XXI века: Учебник для 11 класса средних общеобразовательных учреждений.-М.: 2003

2. Серкин А. В. Тематическое и поурочное планирование по истории России XX- начало XXI века: 11 кл. – М.: 2007

3. Клевцова Н. Двухчасовое практическое занятие на тему «СССР в 1953–1964 гг.: попытка реформирования общества». 10—11 классы // http://his.1september.ru/article.php?ID=200800906

4. Пинская М. А. Оценивание в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта: курс на 36 часов. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2013

5. Саплина Е. В., Безносов А. Э. ЕГЭ по истории и обществознанию – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010

1 Техника «Аквариум»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка итогового урока по истории: «СССР в 1953-1964 гг.»

Автор: Васильева Мария Анатольевна

Дата: 11.12.2014

Номер свидетельства: 142553

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Методическая разработка итогового урока по истории. Тема: СССР в 1953-1964 гг. "
    ["seo_title"] => string(84) "mietodichieskaia-razrabotka-itoghovogho-uroka-po-istorii-tiema-sssr-v-1953-1964-ghgh"
    ["file_id"] => string(6) "123987"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414607325"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(30) "Философия войны "
    ["seo_title"] => string(16) "filosofiia-voiny"
    ["file_id"] => string(6) "230745"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1442248885"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства