Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока "Коренной перелом"»
Методическая разработка урока
по истории в 10 классе
на тему «Коренной перелом»
Или иное авторское название разработки (при наличии)
Выбранная номинация: Читательская грамотность
Автор разработки: Емелина Ольга Валентиновна, учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ №55» г. Чебоксары
Учебный предмет: история
Класс: 10
Тема урока Коренной перелом
Ссылки на источники, использованные в разработке: собственная разработка
(название ресурса, ссылка на сайт-источник - при наличии; или указание на собственно авторскую разработку)
Необходимое оборудование и материалы к уроку: доска, проектор, УМК «История России» О.В. Волобуев, С.П. Карпачев, В.А. Клоков, раздаточный материал
Приложения к разработке: презентация, раздаточный материал (Приложение 1)
Краткий методический комментарий к уроку: урок изучения нового материала; проблемно-диалогический урок
Краткие цель и задачи урока: проанализировать события коренного перелома, определить их значение и последствия в ходе Великой Отечественной войны и Второй мировой войны в целом.
Задачи урока по линиям развития личности:
Линии 1-2. Картина мира в фактах и понятиях.
На основании фактов сформировать общее представление о предпосылках коренного перелома и его важнейших событиях (Сталинградской и Курской битвах). Понятия: коренной перелом, партизанское движение, советский тыл, тыл немецкой армии.
Линия 3. Историческое мышление.
Осмысление предпосылок коренного перелома, причин и последствий победы Красной Армии в Сталинградской битве и на Курской Дуге.
Линия 4-5. Нравственное и гражданско-патриотическое самоопределение.
Оценить значимость героизма советских военнослужащих с позиции гражданственности, патриотизма.
Ход урока.
План урока:
I. Создание проблемной ситуации.
1. Формулировка проблемы урока: благодаря чему произошел коренной перелом в Великой Отечественной войне?
2. Актуализация знаний
II. Поиск решения проблемы:
1. Результаты военных действий к лету 1942 г.
2. События коренного перелома
а) Победа советских войск под Сталинградом
б) Победа советских войск на Курской Дуге
3. Значение коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны и Второй мировой войны.
III. Выражение решения проблемы, применение нового знания.
I. Создание проблемной ситуации (7 минут).
1. Формулировка проблемы урока: благодаря чему произошел коренной перелом в Великой Отечественной войне?
1. Для постановки проблемы урока используется 2 документа (раздаточный материал), которые нужно проанализировать и сравнить. Ученики зачитывают первый документ («Немецкие генералы и офицеры о причинах своего поражения») и определяют, что немецкие генералы и офицеры считали причинами своего поражения в войне с СССР огромную территорию Советского Союза и неблагоприятные природные условия («генерал Мороз») (после того, как ученики сформулировали мнение немецких военных, ответ обучающихся появляется на экране). Прочитав второй документ («Английский историк А. Кларк»»), ученики формулируют мнение английского историка о причинах коренного перелома в Великой Отечественной войне: твердость и мужество советских солдат (мнение английского историка также появляется на экране). Далее ученики выявляют противоречие и формулируют проблему урока (предлагают разные варианты): почему произошел коренной перелом в Великой Отечественной войне в пользу СССР? Почему инициатива перешла в руки советского командования? В тетрадях записывается окончательный вариант проблемы: благодаря чему произошел коренной перелом в Великой Отечественной войне? (ребята записывают вопрос, формулировка проблемы демонстрируется на экране).
Далее ученики предлагают свои версии решения проблемы. Зачастую ребята уже на этом этапе дают ответы, которые находят свое подтверждение при подведении итогов урока. Так, обратившись к своим ученикам с вопросом, какие у них есть версии, я получила следующие ответы: мужество советских солдат, талант советских военачальников, превосходство в вооружении благодаря героическому труду советского народа, помощь союзников по антигитлеровской коалиции (все версии подтвердились в ходе урока).
2. Актуализация знаний. Перед тем как начать поиск проблемы, я предложила ученикам вспомнить основные этапы Второй мировой войны, назвать хронологические рамки и краткими фразами охарактеризовать их сущность. Данный материал был рассмотрен на предыдущих уроках. Сначала ребята самостоятельно называют этапы, потом проверяют себя по записям в тетради.
Далее учитель задает вопрос: на какие вопросы нам необходимо ответить, чтобы найти решение проблемы урока? Ученики предлагают следующие варианты ответов: нужно выяснить итоги военных действий к лету 1942 г., рассмотреть важнейшие события коренного перелома и их значение в ходе Великой Отечественной войны. Ученики составляют план работы:
1. Результаты военных действий к лету 1942 г.
2. События коренного перелома (Сталинградское сражение, Курская битва)
3. Значение коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны и Второй мировой войны.
II. Поиск решения проблемы (28 минут).
1. Результаты военных действий к лету 1942 г. (7 минут).
Учитель делит ребят на 2 группы (по вариантам), раздает раздаточный материал и предлагает выполнить задание: 1 группа (1 варианты во всех рядах), используя карту в учебнике, выясняет последствия победы Красной Армии под Москвой, 2 группа (2 варианты во всех рядах), используя карту в учебнике, анализируют причины немецких успехов летом 1942 г.
Поработав с текстом и картой в учебнике, ученики 1 группы пришли к следующим выводам:
- благодаря контрнаступлению Красной Армии на северо-западном направлении был освобожден город Тихвин, на центральном направлении - Калинин, Можайск, Калуга, на южном направлении удалось освободить Керчь, Феодосию, отбить штурм осажденного Севастополя (по просьбе учителя, один из учеников показывает освобожденные территории на карте у доски);
- международные последствия разгрома немецких войск под Москвой: активизация движения Сопротивления на оккупированных территориях, отказ Японии и Турции вступить в войну против СССР, ускорение образования антигитлеровской коалиции (СССР, США, Великобритания, Китай).
Поработав с текстом и картой в учебнике, ученики 2 группы пришли к следующим выводам:
- одной из причин немецких успехов летом 1942 г. стало принятие 5 января 1942 г. Ставкой решения наступления по всему советско-германскому фронту, что привело к рассредоточению советских войск по всей линии фронта;
- Красная Армия не успела подготовить крупные воинские резервы, в результате наступления под Ленинградом в окружение попала 2-я ударная армия под командованием А. Власова (один из учеников показывает на карте у доски наступление 2-й ударной армии и место ее окружение); трагедией завершилось наступление на Харьков силами Юго-Западного фронта под командованием С. Тимошенко: советские войска были окружены, в плен попали 200 тыс. бойцов (один из учеников показывает на карте у доски наступление Юго-Западного фронта и место его окружения); наступление из Керчи на помощь осажденному Севастополю также завершилось провалом: советские войска были растянуты в узкую линию, которую немецкий командующий Манштейн рассек, собрав свои силы в «кулак». В результате 3 июля 1942 г. после 250-дневной осады пал Севастополь (один из учеников показывает на карте у доски наступление советских войск из Керчи, отмечает Севастополь);
- немецкий успех летом 1942 г. также связан с успешной реализацией операции «Кремль» по дезинформации советского руководства о том, что наступление немецких войск будет в центре, а не на юге. В результате советское командование сосредоточило резервы под Москвой, тогда как немцы 28 июня 1942 г. начали наступление на юге. Одна немецкая группа армий форсировала Дон, другая – захватила Ростов-на-Дону. Целью Гитлера на южном направлении было открыть дорогу к кавказской нефти и перерезать волжский транспортный путь, создав плацдарм для наступления вдоль Волги.
Далее учитель предлагает учащимся ознакомиться с принятыми советским руководством мерами по прекращению отступления Красной Армии – Приказом народного комиссара обороны СССР №227 (отрывок, раздаточный материал). После прочтения учащимися отрывка из Приказа №227 учитель задает вопросы: какую цель перед собой ставил данный Приказ? Ученики, проанализировав текст Приказа, приходят к следующему выводу: с помощью карательных мер (созданием штрафных батальонов, заградительных отрядов) советское руководство стремилось остановить отступление Красной Армии.
Учитель предлагает ребятам назвать результаты военных действий к лету 1942 г. Посовещавшись в парах, ученики приходят к следующим выводам:
- к лету 1942 г. советские войска оставили значительные территории (Донбасс, Крым, города – Ставрополь, Ростов-на-Дону, Краснодар), что связано с просчетами советского командования;
- после окружения советских войск в Харькове главный удар немцы нанесли по южному направлению, что привело к отступлению советских войск и принятию Приказа №227, ставивший целью карательными мерами остановить отход Красной Армии.
2. События коренного перелома (победа советских войск под Сталинградом, на Курской Дуге) (13 минут)
Работу учащихся с военными событиями, ознаменовавшими коренной перелом, учитель организовывает по группам.
1 группа (1 вариант во всех трех рядах) получает задание выделить причины побед советских войск под Сталинградом (используется текст учебника – с. 167-170, карта в учебнике №14, раздаточный документальный материал: письма немецкого и советского солдат возлюбленным, таблица «Соотношение сил в Сталинградской битве»).
2 группа (2 вариант во всех трех рядах) получает задание выделить причины побед советских войск на Курской дуге (используется текст учебника – с. 170-174, карта в учебнике №14, таблица «Соотношение сил в Курской битве»).
Ученики 1 группы, поработав с учебником, картой, таблицей и документальным материалом, приходят к следующим выводам.
Причинами победы советских войск под Сталинградом являлись:
- мужество, решительность советских бойцов и командиров. Патриотизм;
- истощение сил немцев, упадок их морального духа в результате тяжелейших боев в Сталинграде;
- военное искусство советских полководцев: талантливо разработанный план Г. Жукова, А. Василевского и его осуществление;
- преимущество СССР в численности личного состава и технике благодаря героическому труду тружеников тыла и помощи союзников;
- изменение позиции Сталина: отход от единоличного принятия решений к поддержке им полководцев по осуществлению плана «Уран».
Учитель дает задание ученикам: используя текст учебника и документальный материал, сравните действия советских командиров и бойцов летом 1942 г. и во время обороны Сталинграда: что общего, в чем различия?
Вычленив необходимую информацию, ученики приходят к следующему ответу: общим является героическое сопротивление советских солдат. Различие заключается в том, что летом 1942 г. имели место отступление, оставление больших территорий, иногда создавалась паника, были случаи дезертирства. Во время обороны Сталинграда бойцы и командиры сражались за каждый метр земли, осознавали, что отступать некуда, что здесь, в Сталинграде, решается судьба России.
Учитель, заслушав ответы детей, просит одного из учеников 1 группы показать на карте место Сталинградской битвы. Далее учитель демонстрирует слайд с хронологическими рамками Сталинградской битвы, ребята фиксируют их в тетрадях.
Ученики 2 группы, поработав с учебником, картой, таблицей, приходят к следующим выводам.
Причинами победы советских войск на Курской дуге являлись:
- патриотизм советских бойцов и командиров. Уверенность в победе;
- умелая работа советской и английской разведок (получение информации о планируемой Гитлером операции «Цитадель»);
- военное искусство советских полководцев (создание оборонительных сооружений, преднамеренная оборона на первом этапе с целью измотать наступающего врага, контрнаступление на втором с целью разгрома противника);
- превосходство в силах Красной Армии благодаря работе советского тыла.
Далее учащиеся анализируют данные таблицы «Соотношение сил в Курской битве» (раздаточный материал) и приходят к выводу, что советские войска превосходили немецкие по всем показателям (численность солдат, орудий и минометов, танков, самолетов), что свидетельствует о слаженной работе военной промышленности и во многом благодаря героическому труду советского народа в тылу.
Учитель, заслушав ответы детей, просит одного из учеников 2 группы показать на карте место Курской битвы. Далее учитель демонстрирует слайд с хронологическими рамками Курской битвы, ребята фиксируют их в тетрадях.
3. Значение коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны и Второй мировой войны (8 минут).
Учитель также по группам организовывает работу по определению значимости коренного перелома. Материал ребятами прочитан (пункты 3, 5-6 1 и 2 группами были прочитаны на предыдущем этапе, в ходе изучения событий коренного перелома), поэтому учитель сразу же заслушивает ответы.
1 группа (1 вариант во всех трех рядах) приходит к следующим выводам. Значение Сталинградского сражения в ходе Великой Отечественной и Второй мировой войны заключалось в следующем:
- в плен попало 91000 немецких солдат и офицеров, в том числе генерал-фельдмаршал Ф. Паулюс;
- уход немцев с Северного Кавказа, освобождение советскими войсками Краснодара, Воронежа, Ростова;
- Сталинградское сражение стало началом коренного перелома в Великой Отечественной войне и на всем восточном фронте;
- поражение Германии привело к отказу Турции и Японии объявлять войну СССР.
2 группа (2 вариант во всех трех рядах) приходит к следующим выводам. Значение Курской битвы в ходе Великой Отечественной и Второй мировой войны заключалось в следующем:
- немцы понесли огромные потери – в ходе сражения погибли более 500 тыс. человек;
- от немцев были очищены Донбасс и Левобережная Украина, Киев и часть Правобережной Украины, положено начало освобождения Белоруссии;
- рост надежд в мире на разгром фашизма, освобождение оккупированных территорий;
- подъем движения Сопротивления в оккупированных странах, партизанского движения на занятых немцами территориях;
- прорыв блокады Ленинграда в январе 1943 г.;
- битва на Курской дуге стала завершением коренного перелома в Великой Отечественной войне и на всем восточном фронте.
Далее учитель подводит учащихся к пониманию понятия «коренной перелом» и задает вопрос ребятам: каков главный признак коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны и Второй мировой войны?
Ученики могут предложить следующий вариант ответа: переход инициативы в руки советского командования. В ходе Второй мировой войны – переход инициативы в руки антигитлеровской коалиции.
Учитель задает вопрос: используя знания, полученные на данном уроке, и факты по всеобщей истории, изученные на предыдущих уроках, какие сражения и почему свидетельствовали о коренном переломе в ходе Второй мировой войны? Ученики, опираясь на ранее изученные факты и полученные в ходе урока знания, отвечают: Сталинградское сражение и битва на Курской дуге свидетельствовали о коренном переломе на восточном фронте, так как инициатива перешла в руки советского командования; битва у Эль-Аламейна и у атолла Мидуэй – о коренном переломе на североафриканском и тихоокеанском фронтах, так как инициатива перешла в руки Англии и США.
III. Выражение решения проблемы, применение нового знания (5 минут).
Я обращаюсь к ученикам с вопросом: какой ответ на главный вопрос урока мы можем дать? Чьи версии подтвердились? Ребята формулируют полный вывод: патриотический подъем советского народа, превосходство СССР над Германией в производстве вооружения в результате героического труда советских людей, мужество и решительность советских солдат, талант советских военачальников, партизанское движение, помощь союзников по антигитлеровской коалиции. Выясняется, что все версии, которые были выдвинуты ребятами в начале урока, подтвердились.
Если остается время, учитель может предложить ребятам следующее задание: попытайтесь описать мысли и чувства двух советских военнопленных, один из которых соглашается идти во «власовскую армию», а другой - отказывается. Дайте название поступку одного и второго и подробно объясните свое решение. Это задание может быть предложено для домашней работы, тогда оно выполняется в письменной форме в виде сочинения.
В конце урока ученики записывают домашнее задание (пересказ, опережающее чтение следующего параграфа, письменно ответить на вопросы после параграфа).
Личностные результаты: осмысление вклада советского народа и всего мирового сообщества в победу над Германией, определение своей гражданской позиции, осознание своей идентичности как гражданина страны, уважение прав и свобод человека;
Метапредметные результаты: овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
Предметные результаты: овладение целостными представлениями о событиях Великой Отечественной войны и Второй мировой войны как необходимой основой для понимания современной международной обстановки, способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого, умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических источников, раскрывать ее социальную принадлежность и познавательную ценность.
Положительные стороны данного сценария:
1. Обучающиеся узнают о том, какой вклад внес советский народ в дело Победы: как действовали советские солдаты и военачальники, советский тыл, тем самым формируется гражданская позиция учеников, чувство патриотизма;
2. Ребята знакомятся с событиями, ознаменовавшими коренной перелом в ходе Великой Отечественной, учатся вычленять необходимую информацию, сопоставлять данные таблиц, работать в группе, а значит продолжают вырабатывать в ходе решения продуктивных заданий важные навыки;
3. Обучающиеся знакомятся с личностями выдающихся советских военачальников, оценивают их вклад в дело Победы над Германией и ее сателлитами. Ученики дают оценку их деятельности и высказывают мнение, что восточный фронт на протяжении Второй мировой войны оказался самым важным, а значит именно СССР внес решающий вклад в разгром Германии, что стало возможным неимоверному героизму советских солдат и блестящему таланту советских военачальников (формирование гражданской позиции, чувства патриотизма).
Отрицательные стороны сценария:
- сценарий предполагает высокий темп работы, если происходит замедление работы на уроке, это вынуждает разделить тему на 2 урока;
- некоторые вопросы темы остаются за пределами урока (из-за нехватки времени). Более углубленное изучение данной темы происходит во время дополнительных мероприятий по истории (круглый стол, исторические игры).