kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок представляет собой лекцию с элементами беседы, в конце урока проводится тестирование.Основные знания, полученные учащимися в ходе урока: разгром немецких войск под Сталинградом и его историческое значение, разгром немецких ыойск под Курском и его историческое значение. основные понятия: коренной перелом, Курская дуга, Прохоровское поле.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. »

КОРЕННОЙ ПЕРЕЛОМ В ХОДЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ. (Урок истории в 9 классе).

Ц е л и у р о к а:

образовательная:

уяснение сути произошедшего на фронте коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны и его истоки;

развивающие:

формирование умения логично, последовательно излагать учебный материал, анализировать и обобщать его;

развивать умения составлять таблицу, работать с картой;

воспитательные:

формировать интерес к исторической науке, воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине.

Т и п у р о к а: урок изучения нового материала.

В и д у р о к а: комбинированный – лекция с элементами беседы, тестирование.

О с н о в н ы е з н а н и я: разгром немецких войск под Сталинградом и его историческое значение; разгром немецких войск под Курском, Орлом, Харьковом; историческое значение Курской битвы.

О с н о в н ы е п о н я т и я: коренной перелом в ходе войны; Курская дуга, Прохоровское поле..

О б о р у д о в а н и е у р о к а: персональный компьютер, мультимедиапроектор, экран, презентация, раздаточный материал.

Проблемное задание:

В чем заключался коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны?


Ход урока.


Тот, кто задает вопрос,

глупец в течение 5 минут,

тот, кто его не задает,

глупец всю жизнь.

Китайская пословица.



I Орг. Момент. (психологический настрой на работу)

II. Проверка домашнего задания (фронтальный опрос, тест, работа с интерактивной доской « Предпосылки коренного перелома».)

- Какие меры предприняло советское руководство для перевода советской экономики на военный лад?

- Расскажите о развитии науки и образования в годы войны?

-Как и почему изменились взаимоотношения Русской православной церкви и Советского государства в годы войны и в чем заключается ее вклад в общую победу советского народа над врагом


III. Актуализация знаний.


К 1942 г. фашисты захватили значительную часть территории СССР ( идет работа с картой “Великая Отечественная война”). Но в конце 1942 – начале 1943гг. произошли события, которые историки называют коренным переломом.

- Как вы можете объяснить значение термина “коренной перелом”?

Коренной перелом – перехват стратегической инициативы, переход от обороны к наступлению.


- Давайте рассмотрим предпосылки коренного перелома.


Проверка работы учащегося с интерактивной доской.


Перестройка советской экономики на военный лад

Рост движения Сопротивления на оккупированных гер­манскими войсками территориях.


Проверка работы учащихся.

Обретение советским командованием опыта проведения крупных военных операций.







Предпосылки коренного перелома в Великой Оте­чественной войне.



Упорное сопротивление Красной Армии, стойкость и му­жество советских солдат в боях 1941-1942 гг.




Оформление антигитлеровской коалиции и военно-тех­ническая помощь союзников СССР.




Самоотверженный труд советских людей в тылу.




Морально-политическое единство советского общества, вера советских людей в победу.









Основные события коренного перелома:

  • Контрнаступление советских войск под Сталинградом.

  • Курская битва.

  • Битва за Днепр.

Сейчас вы познакомитесь с ходом военных действия под Сталинградом.. По ходу рассказа

Вы должны будете выполнить задания 1.2, 3 в рабочих листах. Рассказ учителя. Разгром немецких войск под Сталинградом.

I. Сталинградская битва.

Как называется план окружения немецких войск под Сталинградом?

Кто возглавлял контрнаступление Красной Армии?

Даты контрнаступления.

Сколько немецких дивизий было окружено?

Кто возглавлял окруженную немецкую группировку?

II. Этапы Сталинградской битвы.

III. Составить кластер «Значение Сталинградской битвы».

Учитель: К весне 1942 года стало очевидно, что Германии и её союзникам не удалось осуществить свои первоначальные планы ни на одном из фронтов. В последующих военных действиях должно было решиться, на чьей стороне окажется перевес. Исход всей войны зависел главным образом от событий в Европе на советско-германском фронте.

Стороны готовились к активным боевым действиям летней кампании. Советское командование было уверено, что немцы начнут наступление на центральном направлении и попытаются захватить Москву. Поэтому сюда были стянуты значительные силы и разработан план оборонительных действий с последующим переходом в контрнаступление. Однако немецкий генеральный штаб поставил перед своими войсками совершенно иную задачу.

Главный удар был запланирован на южном направлении с целью овладения богатыми стратегическим сырьем Кавказом и Нижней Волгой и лишь затем активизировать военные действия на московском направлении. На южном направлении гитлеровцы достигли значительных успехов, заняв Донбасс, Ростов, Крым, нанесли Советской армии ощутимое поражение под Харьковом. Но полностью реализовать свои планы немецкому командованию не удалось. Основные силы Красной Армии избежали окружения и отошли на юго-восток. Наступление немецких войск сконцентрировалось на Сталинградском направлении.

Слово «Сталинград» вошло в словарный фонд всех языков мира и с той поры напоминает о битве, которая по размаху, напряжению и последствиям превзошла все вооруженные столкновения прошлых времен.

Мужественная оборона Сталинграда и Кавказа позволила советскому командованию сосредоточить стратегические резервы для создания коренного перелома в ходе войны.

План разгрома немцев под Сталинградом получил условное название «Уран». Его разработали заместитель Верховного главнокомандующего Г. К. Жуков и начальник Генерального штаба А. М. Василевский под руководством И.В. Сталина.

Контрнаступление Красной Армии под Сталинградом нача­лось 19 ноября 1942 г. силами Юго-Западного (генерала Н.Ва­тутина), Донского (генерала К.Рокоссовского), а 20 ноября — Сталинградского (генерала А.Еременко) фронтов.


8 января 1943 г. окруженной группировке противника (22 дивизии об­щей численностью 330 тыс. человек) был предъявлен ультиматум о капитуляции. Командующий группировкой войск генерал Паулюс по настоянию Гитлера отклонил ультиматум. 10 января советские войска начали

разгром противника, а 2 февраля всё было кончено. Свыше 147 тыс. немецких солдат и офицером было убито, 91 тыс. солдат, более 2,5 тыс. офицеров, 24 генерала во главе с генерал-фельдмаршалом Паулюсом были взяты в плен. Было захвачено большое количество техники и боеприпасов. Фашисты потеряли четвертую часть всех сил, действовавших на советско-германском фронте. Гитлер объявил трехдневный траур.

Проектная деятельность. «Герои Сталинграда»

О мужестве наших защитников говорили сами немцы. Извлечение из дневника убитого под Сталинградом гитлеровца: “…Нам надо пройти до Волги только один километр, но мы его никак не можем пройти. Мы ведём борьбу за этот километр дольше, чем за всю Францию, но русские стоят как каменные глыбы.»

А вот извлечение из дневника Вильгельма Гоффмана:

“1 сентября: неужели русские действительно собираются сражаться на самом берегу Волги? Это же безумие!

8 сентября: …безрассудное упрямство.

11 сентября: …фанатики.

13 сентября:…дикие звери!

16 сентября: Варварство…это не люди, а черти.

27 октября: Русские - это не люди, а какие-то железные существа. Они никогда не устают и не боятся огня…

28 октября: каждый солдат чувствует себя обречённым человеком”.


Учитель: Победа на Волге положила начало коренному перелому в ходе всей войны. Инициатива ведения военных действий пере­ходила к Красной Армии, боевые действия которой поддержи­вала ударным трудом вся страна.

Беседа с учащимися:

Ответы на вопросы задания №1,2.

– Какие этапы Сталинградской битвы можно выделить?

  1. 17.07.1942 г. – 18.11.1942 г. – оборона Сталинграда

  2. 19.11.1942 г. – 03.02.1943 г. – контрнаступление (слайд 6)

Проверка задания №3 составить кластер “Значение Сталинградской битвы”.


Рассказ учителя. Наступление Красной Армии летом—осенью 1943 г.

Разгром немецко-фашистских войск в Сталинградской битве и в ходе наступления советских войск зимой 1942/43 гг. подорвали военную и моральную мощь гитлеровской Германии ее престиж в странах-сателлитах. Опасаясь нового окружения, немцы вывели вывели войска с Северного Кавказа. Была частично прорвана блокада Ленинграда и в город стали поступать продовольствие, медикаменты, вооружение. Началось освобождение восточного Донбасса, в ходе которого войска Воронежского фронта разбили 3 армии противника и образовалась Курская дуга, глубоко вклинившаяся в немецкие позиции.

В целях улучшения политического положения рейха, предотвращения полного распада фашистского блока, овладения стратегической инициативой Гитлер решил провести крупное летнее наступление и разгромить основные силы Советской Армии.

А теперь давайте познакомимся с ходом битвы. По ходу просмотра постарайтесь выполнить задание №4:

а) составьте в тетрадях хронику событий.

Б) название плана.
б) выпишите название фронтов, фамилии командующих фронтами.
в) определите значение битвы.

Учащиеся смотрят виодеофильм «Великая Отечественная война 1941-1945», эпизод «Курская битва».


Проверка работы учащихся.

Значение Курской битвы. Курская битва:

1) Завершила коренной перелом в войне.

2) Нанесла Германии невосполнимые потери (особенно в бронетанковой технике).

3) Создала условия для новых наступательных операций со­ветских войск и дальнейшего освобождения советской терри­тории.

4) Развеяла миф о способности Красной Армии успешно на­ступать только в зимних условиях.

5) Продемонстрировала возросшую мощь Красной Армии и военное мастерство советских военачальников.

6) Подорвала боевой дух германских войск.

7) Укрепила веру советских людей в победу.

8) Ускорила создание антигитлеровской коалиции (краткий рассказ учителя).


-Как вы думаете, каковы причины победы советских войск в Сталинградской и Курской битвах?



Рассказ учителя о развитии событий после Сталинградской и Курской битв. (одновременно составляется кластер «Итоги второго периода войны.).



Тестовый контроль к уроку

«Сталинградская и Курская битва - коренной перелом в ходе второй мировой войны».

Вариант I.

1-я часть.

1. Коренной перелом  в ходе Великой Отечественной войны произошёл в:

 

а) 1942-1943 гг.,

б) 1941-1942 гг.,

в) 1943-1944 гг.,

г) 1944-1945 гг.

 

2. Отметьте, какая из битв относится к коренному перелому в ходе Великой Отечественной войны:

 

а) за Берлин,

б) под Москвой,

в) Сталинградская,

г) Смоленская.

 

3. Во время военных действий под Сталинградом 6-й немецкой армией командовал:

 

а) Гудериан,

б) Ф. Паулюс,

в) Г.  Гот,

г) В. Лист.

 

4. План контрнаступления советских войск под Сталинградом назывался:

 

а) «Тайфун»,

б) «Барбаросса»,

в) «Уран»,

г) «Вайс».

 

5. К результатам Сталинградской битвы не относится:

а) укрепление антигитлеровской коалиции,

б) перерастание наступления под Сталинградом в общее стратегическое наступление,

в) реальное руководство военными действиями оставалось в руках И.В. Сталина,

г) победа положила начало коренному перелому в войне.


6. Приведите в соответствие следующие данные:

 а) Донской,

б) Сталинградский,

в) Юго-Западный,

1) А.И. Ерёменко,

2) Н.Ф. Ватутин,

3) К.К. Рокоссовский.

 


7. Операцией «Уран» руководили:

 а) Г.К. Жуков, А.М. Василевский,

б) Г.К. Жуков, Н.Ф. Ватутин,

в) А.М. Василевский, И.В. Сталин,

г) И.В. Сталин, Г.К. Жуков


8.Определите историческое место:

« 12 июня 1943года в походе курской битвы произошло самое крупное танковое сражение (с обеих сторон участвовало до 1200 танков. Около какой деревни оно состоялось?


 

Вариант II.

1-я часть.

1.  Приведите в соответствие следующие данные:

 

а) Донской фронт,

б) Сталинградский фронт,

в) Юго-Западный фронт,

1) А.И. Ерёменко,

2) Н.Ф. Ватутин,

3) К.К. Рокоссовский.

 

2.План наступления немецких войск под Курском назывался:

а) «Тайфун»,

б) «Барбаросса»,

в) «Цитадель»,

г) «Вайс».


 

3. Операция «Уран» разрабатывалась под руководством

 

а) Г.К. Жукова, А.М. Василевского,

б) Г.К. Жукова, Н.Ф. Ватутина,

в) А.М. Василевского, И.В. Сталина,

г) И.В. Сталина, Г.К. Жукова.

 

4. Последние немецкие части капитулировали в Сталинграде

 

а) 2 февраля 1942 г.,

б) 2 февраля 1943 г,

в) 2 января 1942 г.,

г) 2 января 1943 г.

 


5.Победа в битве на Курской дуге позволила:

а)форсировать Днепр

б)форсировать Волгу

в)освободить Москву

г)перейти к оборонительным действиям


6. Отметьте, какая из битв относится к коренному перелому в ходе Великой Отечественной войны:

 

а) за Берлин,

б) под Москвой,

в) Курская

г) Смоленская.

 


7.Какая страна не участвовала в Тегеранской конференции?

а)США б)Франция в)СССР 4)Англия


8.Какое сражение началось ночью 5 июля сильной артиллерийской подготовкой, в котором участвовало почти 19 тысяч советских орудий и минометов?


Итог урока.

 

Задание: в форме синквейна выразить основную тему урока.

Сталинград.
Несгибаемый, мощный.
Сражался, наступал, победил.
Вся страна помогала городу.
Коренной перелом.

Домашнее задание.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Методическая разработка урока. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.

Автор: Третьяков Юрий Алексеевич

Дата: 29.06.2015

Номер свидетельства: 221814

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(30) "Философия войны "
    ["seo_title"] => string(16) "filosofiia-voiny"
    ["file_id"] => string(6) "230745"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1442248885"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства