kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Материалы к уроку "Эпоха Ивана Грозного"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация и исторические сведения для работы на уроке в 10 классе по истории.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Эпоха Ивана Грозного, День истории»

«Эпоха Ивана Грозного»

Социально-экономическое развитие России в XVI в.

Территория и население. С конца XV в. шел быстрый территориальный рост Русского государства. Если при Иване III в 1462 г. территория его владений насчитывала 430 тыс. кв. км, то в конце XVI в. территория владений его внука Ивана IV уже составляла 5400 тыс. кв. км. За столетие территория государства увеличилась в 10 раз. Россия стала крупнейшим государством в Европе. Население страны к середине XVI в. составило 6,5 млн. человек, а к концу 16 в. - 9 млн. человек. После присоединения Поволжья, Сибири Россия стала еще более многонациональным государством.
     Сельское хозяйство. В XVI экономика страны, по-прежнему, была основана на господстве натурального хозяйства и феодальных порядков. 


Господствующей формой феодального владения оставалась боярская вотчина. В стране наиболее крупными были вотчины великого князя, митрополита и монастырей. Отношения великого князя и крупных феодалов - бояр были непростыми, так как бояре, пользуясь иммунными правами на землю, стремились к независимости, самостоятельности, что способствовало определенной нестабильности в государстве. Правитель государства в своей политике все более опирался на служилых дворян. В условиях недостатка денежных средств в качестве вознаграждения служилому дворянству использовалась земля опальных бояр, свободных крестьян - общинников, новые территории Дикого поля, Урала, Сибири. Поместное землевладение в XVI в. постоянно расширялось. Раздачи земель привели к тому, что во второй половине XVI в центре страны и на северо-западе значительно сократилось черносошное крестьянство, отныне большая часть свободного крестьянства осталась лишь в Карелии, а также в Поволжье и Сибири. 
     В особом положении находились крестьяне, жившие на осваиваемых землях Дикого поля (по нижнему течению Днепра, на Дону, Средней и Нижней Волге, Яику). Там ко второй половине XVI в. начало складываться казачество. Проблема происхождения казачества до сих пор не прояснена. Одна из наиболее распространенных точек зрения заключается в том, что рост феодальной эксплуатации приводил к массовому бегству крестьян из центральных районов на свободные земли Дикого поля. Там они объединялись в своеобразные военизированные общины. С XVI в. правительство использовало казачество для несения пограничной службы. 
     Основным занятием населения в центральных районах страны было земледелие с трехпольной системой. В южных районах страны сохранялась переложная система. Набор пахотных орудий был довольно разнообразным: плуг, рало, но основным орудием оставалась соха с железным наконечником, которая постоянно совершенствовалась.
     Тем не менее, в XVI в. земледелие продолжало интенсивно развиваться. В общем, крестьянин возделывал до 30 культур, но основными были рожь, овес, ячмень. Сеяли также пшеницу, просо, гречиху.
     В северных районах занимались охотой на пушного зверя, рыболовством, солеварением. На базе болотных руд стали возникать центры железоделательного производства. 
     Города. Городское население составляло не более 2% населения. К концу XVI в. в России насчитывалось примерно 200 городов. Крупнейшими городами была Москва, население которой составляло около 100 тыс. человек, Новгород Великий и Псков насчитывали по 30 тыс. человек, остальные города России имели, как правило, 3-8 тыс. человек. В Париже и Неаполе в конце XVI в. проживало 200 тыс. человек, в Лондоне, Венеции, Амстердаме, Риме - 100 тысяч. В Европе средний по размерам город XVI в. насчитывал 20-30 тыс. жителей. 
     Наиболее важными и развитыми русскими городами в XVI в. были Москва, Новгород, Вологда, Великий Устюг, Казань, Ярославль, Соль Камская, Калуга, Нижний Новгород, Тула, Астрахань. В XVI в. были основаны новые города: Орел, Белгород, Воронеж, Самара и Царицын. С присоединением Сибири были построены Тюмень и Тобольск.     

Ремесло. С развитием городов было тесно связано развитие ремесла. В XVI в. наблюдался подъем ремесленного производства и товарно-денежных отношений в русских городах. Наиболее развито было ремесло в Москве, Новгороде, Твери, Пскове. В ремесле все больше стала проявляться специализация. Тульско-Серпуховской, Устюжно-Железопольский, Новгород-Тихвинский районы специализировались на производстве металла; Калуга производила посуду, Новгородско-Псковская земля и Смоленский край были крупнейшими центрами производства полотна и холста; кожевенное производство получило развитие в Ярославле и Казани; Вологодский край производил огромное количество соли, центральные уезды и Верхнее Поволжье славились производством жилых и хозяйственных срубов. В стране возродилось производство кирпича, центром его была Москва. По всей стране велось широкое каменное строительство. Большое распространение получило литейное дело. В Москве появились первые большие казенные предприятия - Оружейная палата, Пушечный двор, Суконный двор. 
     Ремесло активно развивалось и в крупных феодальных вотчинах. Мастера все больше работали на рынок, и в XVI в. товарное производство стало приобретать значительные масштабы. 
     Торговля. В XVI в. возросла и торговля, рос торговый обмен. Крупнейшими торговыми центрами были Москва, Новгород, Нижний Новгород.   Рос объем и внешней торговли. После присоединения Поволжья возросло значение Волжского пути, связавшего Россию со странами Востока. Оттуда везли шелк, ткани, фарфор, краски, пряности и т.д. В 1553 г. был открыт путь в Англию через Белое море. С англичанами заключили льготное соглашение, в России была основана английская торговая компания. В 1584 г. возник город Архангельск. Из Западной Европы через Архангельск, Новгород, Смоленск Россия ввозила оружие, сукно, драгоценности, вина в обмен на меха, лен, пеньку, мед, воск. 
     В целом в XVI в. в стране происходил процесс укрепления феодального способа производства.

Внутренняя политика Ивана IV Васильевича

Василий III (1505-1533) в браке с первой женой Соломонией Сабуровой прожил счастливо 20 лет, но детей у них не было. Василий III принимает решение: развестись с Соломонией и жениться во второй раз. 
     Уже пожилым (47 лет) он женится на молоденькой княжне Елене Глинской. Легендарные рассказы родословий возводят этот род к одному из сыновей темника Золотой Орды Мамая, владевшего г. Глинск в Приднепровье.

     Глинские в Москве возвысились стремительно, что сразу же вызвало к ним ненависть со стороны родовитого и влиятельного московского боярства. В 1530 г. в великокняжеской семье родился долгожданный наследник. В честь великого деда его нарекли Иваном. После его рождения Василий III заставил своих братьев - удельных князей - дмитровского Юрия Ивановича и старицкого Андрея Ивановича целовать крест, что они не будут оспаривать у его старшего сына Ивана престол.
     4 декабря 1533 г. Василий Ш умер, в тот же день митрополит Даниил совершил в Успенском соборе обряд поставления З-х летнего Ивана Васильевича на великое княжение. Из-за малолетства великого князя правительницей была объявлена его мать - Елена Васильевна. При ней из наиболее доверенных лиц был создан регентский совет. Но уже на следующий год Глинская упраздняет регентский совет и берет власть в свои руки. При ней большую роль в государственных делах играл ее фаворит князь Иван Федорович Телепнев - Овчина - Оболенский и митрополит Даниил. Елена Глинская пытается продолжить политику Василия III и решительно пресекает боярские интриги. Она продолжила борьбу против роста монастырского землевладения. В 1535 г. вышел указ, запрещавший монастырям приобретение покупкой или по духовным завещаниям вотчинных земель служилых людей без ведома правительства. В 1536 г. в Новгородской земле было отобрано большое число церковных земель. В 1535 г. была проведена денежная реформа, в результате которой в государстве была введена единая монетная система. Проводилось также укрепление городов на западных границах. Но через 5 лет в 1538 г. совсем молодой, как считают от отравления, великая княгиня Елена Глинская умерла. 

После этого до совершеннолетия Ивана IV у власти находилась боярская аристократия: от имени великого князя Ивана Васильевича государством управляли влиятельные боярские группировки Бельских, Шуйских, Глинских. Боярство проявило себя как анархичная, антигосударственная сила. За 9 лет у власти побывало 5 боярских группировок, боярское правление сопровождалось смещением 2 митрополитов, разворовыванием казны, казнями неугодных, пытками, ссылками.

     Венчание на царство. Первым актом его государственной деятельности было принятие царского титула, на что не решились ни его дед, ни его отец. 
     16 января 1547 г. Иван Васильевич в Успенском соборе Московского Кремля торжественно венчался на царство. Ритуал венчания был разработан главой Русской церкви митрополитом Макарием. Из его рук Иван IV принял шапку Мономаха и другие регалии царской власти (См. дополнительный иллюстративный материал). Отныне великий князь московский стал именоваться "царем" (цезарем) - титулом римских императоров. 
     В феврале 1547 г. царь вступил в брак со своей первой женой Анастасией из рода Романовых. Принятие царского титула и женитьба означали, что Иван IV стал взрослым человеком, и вся полнота власти должна перейти в его руки. 
     Окружение великого князя Ивана спасение видело в усилении власти молодого князя и в реформах.
    

 Реформы Избранной рады. К 1549 г. вокруг царя сложился кружок из близких людей, в который вошли митрополит Макарий, священник кремлевского Благовещенского собора Сильвестр, князь А.М. Курбский, а также дьяки и подъячие, которые пользовались большим влиянием в Боярской думе и признавали необходимость проведения реформ. А.М. Курбский назвал эту "ближнюю думу" "Избранной радой". Во главе Рады стоял молодой дворянин А.Ф. Адашев. Избранная рада просуществовала 10 лет. Под ее руководством в России были осуществлены всеобъемлющие реформы.
     В проведении реформ особенно было заинтересовано дворянство. Один из близких царю людей - дворянин И.С. Пересветов стал инициатором проведения реформ. В конце 1540- начале 1550- гг. он пишет царю челобитные. В них он развивает идею сильной царской власти, которая должна противостоять "ленивым и нерадивым" боярам, опираясь на надежных "воинников" - дворян. 
     Реформа центрального управления. Издавна большую роль при правителе играла Боярская дума как законосовещательный и законодательный орган. Но боярство уже являлось мощной оппозицией царю, в том числе и в Боярской думе. Чтобы ослабить в Думе роль боярской аристократии, царь втрое расширил ее состав.
     Возник новый орган власти - Земский собор (совет). В состав Земского собора стали входить: царь, Боярская дума, Освященный собор (представители высшей церковной иерархии), высшая приказная администрация, представители столичного и мелкого дворянства, торгово-промышленные верхи городов. Земские соборы собирались нерегулярно, по мере необходимости, и на них решались важнейшие государственные вопросы: внешней политики, финансов, в период междуцарствий происходили выборы нового царя. Заседания Земского собора проходили "по чинам" (сословиям), которые выносили свои отдельные решения ("сказки"), сводившиеся воедино. Первый Земский собор был созван в 1549 г.      

Дальнейшее развитие получила приказная система. При Иване IV существовало уже более 20 приказов, они получают общегосударственные функции. Наиболее крупные из них - Разрядный (военных дел), Пушкарский (артиллерия), Стрелецкий (стрелецкое войско), Оружейная палата (арсенал), Посольский (иностранных дел), Большой приход (финансы), Поместный (государственные земли), Сибирский дворец (сибирские земли) и др. Возглавляли приказы назначаемые царем "судьи", обычно из числа членов Боярской думы.

     Реформа местного управления была вызвана необходимостью укрепления аппарата управления на местах.
     Территория страны была разделена на следующие территориальные единицы:
     - губа (округ) - возглавлял губной староста (избирался из местных дворян);
     - волость - земский староста (избирался из черносошного населения);
     - город - представлял самостоятельную территориальную единицу - "излюбленный голова" (избирался из местных служилых людей).
  
     Таким образом, в результате реформы государственного управления в России сложилась государственная власть - сословно - представительная монархия. 
    
     Военная реформа. В середине ХVI в. от Волги до Балтики Россия была окружена кольцом враждебных государств. В этой ситуации чрезвычайно важным для России было наличие боеспособного войска. Важнейшей из реформ Избранной рады стала военная.
     Была проведена реорганизация военных сил страны. Из - за слабого финансово-экономического положения страны постоянного войска создать не удалось, но были сделаны первые шаги в этом направлении.
     Дворянское ополчение - составило ядро армии.

В 1556 г. впервые было составлено "Уложение о службе", которое регулировало прохождение военной службы. За службу дворянин получал от 150 до 450 десятин (1 десятина - 1,09 га) земли. С каждых 150 десятин земли боярин или дворянин должен был поставить одного воина с лошадью и вооружением. Теперь служилые люди подразделялись на две основные группы: служилые "по отечеству" (по наследству - бояре и дворяне) и по "прибору" (по набору) - пушкари, стрельцы и др.

Стрелецкое войско - пехотинцы с огнестрельным оружием - составили другой корпус войска. Первоначально стрельцы набирались из свободного посадского и сельского населения. В дальнейшем их служба становилась наследственной и пожизненной. В 30-40-е гг. XVI в. стрельцов было 3000 человек, в конце XVI в. их насчитывалось 20-25 тыс. Стрелецкое войско существовало в России до начала XVIII в. 
     Казачество - стали использовать для несения пограничной службы.     

     Судебник 1550 г. На Земском соборе 1550 г. был принят новый свод законов - Судебник. В Судебнике подтверждалось право перехода крестьян от одного феодала к другому, но уже только в Юрьев день (26 ноября), при этом увеличивалось "пожилое" (плата феодалу за пользование его имуществом при переходе). В 1581 г. Иван Грозный ввел "заповедные лета" - переход крестьянина к другому феодалу временно прекращался. 
     Денежная реформа. На территории всей страны была введена единая денежная единица - московский рубль. Право сбора торговых пошлин перешло в руки государства. Отныне все население страны должно было нести тягло - комплекс натуральных и денежных повинностей. Для всего государства была установлена единая единица взимания налогов - большая соха. В зависимости от плодородия почвы и социального положения владельца большая соха составляла от 400 до 600 га земли.
     Церковная реформа. Централизация государства потребовала перемен и внутри Церкви. В январе - феврале 1551 г. состоялся собор Русской православной церкви. В специальной книге в ста главах - "Стоглав" (отсюда и название Стоглавый собор) записаны решения этого собора, которые на долгое время становятся кодексом русского церковного права. Собор провозгласил неприкосновенность церковного имущества и подсудность духовных лиц исключительно церковному суду.

Внешняя политика Ивана IV Грозного

Всеобъемлющие внутренние реформы Ивана IV создали предпосылки для решения внешнеполитических задач, стоявших перед Россией.
     Восточное направление внешней политики. К этому времени главной внешнеполитической опасностью для государства была татарская.
     К 1503 г. Золотая Орда распалась. Но на ее развалинах возник целый ряд государств: Казанское, Астраханское, Крымское, Сибирское ханства, Ногайская Орда.


     Главной задачей внешней политики России в середине XVI в. стала необходимость ликвидации татарской опасности, прежде всего со стороны Казанского ханства. Борьба за присоединение Казани началась еще в конце XV в. и усилилась в 40-х гг. XVI в. Казань в 1524 г. признала протекторат Османской империи и призвала на ханский престол представителей крымской династии Гиреев. Походы 1545 г., 1547-1548 гг. и 1549-1550 гг. оказались безрезультатными. Россия попыталась присоединить Казань мирным путем, но эта затея не удалась. Летом 1552 г. русское войско общей численностью до 60-70 тыс. человек со 150 орудиями под руководством царя двинулось из Москвы на Казань.

23 августа Казань была окружена плотным кольцом русских войск. Город был расположен на высоком обрывистом берегу р. Казанки, его защищали мощные дубовые стены и рвы, за которыми укрылись хан и местная знать. Началась осада ханской столицы. Она продолжалась до октября, наконец, минных дел мастера подвели под крепостные стены глубокие подкопы. Взрыв порохового заряда разрушил колодцы, питавшие город водой. 2 октября 1552 г. последовал общий штурм крепости. Сопротивляющиеся были перебиты самым жестоким образом, но не следует забывать, что из татарского плена было освобождено 100 тыс. русских полонянников.
     Казанское ханство было ликвидировано. В состав Русского государства было включено все Среднее Поволжье с его многонациональным составом: татарами, чувашами, мордвой, удмуртами, мари. 
     Россия была заинтересована в получении выхода к Каспийскому морю. В 1556 г. бескровно была взята Астрахань. После взятия Астрахани весь торговый путь по Волге оказался под контролем России.
     Ханы, их дети, татарская знать переезжали в Россию, принимали крещение, наделялись вотчинами, становились слугами русского царя и пользовались всеми теми привилегиями, которыми пользовалась русская аристократия, хотя вживание в новую жизнь зачастую проходило болезненно.
     После ликвидации Казанского и Астраханского ханств продвижение России на Восток продолжилось. В 1581 г. войска казаков под предводительством атамана Ермака взяли столицу Сибирского ханства - Искер или Сибирь (возле современного Тобольска) 

     Западное направление внешней политики - Ливонская война (1558 - 1583). Успешное решение "восточного вопроса" позволило правительству Ивана IV начать осуществление борьбы за выход России к Балтийскому морю, столь необходимого русскому правительству для установления непосредственных связей с Западной Европой.

В тот период Прибалтика находилась под властью Ливонского ордена. Орден запирал для России выход к Балтийскому морю. К середине ХVI в. он находился на грани распада, но к его землям было приковано внимание Польши, Дании, Швеции. В России они видели угрозу для своих экономических и политических интересов. Они понимали, что если Россия получит выход к Балтийскому морю, то начнет здесь создавать свой флот и покончит с торговым и военным преимуществом Швеции, Дании и других морских держав на Балтике 
     Формальным поводом к войне послужил вопрос о дани г. Юрьев Москве. Дани Ливония России не выплатила ни разу

     Тогда в январе 1558 г. Иван IV объявил Ливонии войну. Начало войны сопровождалось победами русских войск. Уже за две недели боевых действий Ливонии был нанесен колоссальный ущерб. Ливонские города сдавались один за другим, и вскоре всю Ливонию охватила паника. В 1559 г. под влиянием группы деятелей, группировавшихся вокруг А.Ф. Адашева, склонных остановиться на достигнутом, с Ливонией было заключено перемирие. Воспользовавшись этим, ливонские феодалы заключили с польским королем соглашение, по которому ливонские земли переходили под протекторат польской короны. Пожар невиданной силы сжег большую часть Москвы. К этим бедам добавились неурожай и двухлетняя эпидемия чумы. 
     В 1569 г. Польша и Литва объединились. В Восточной Европе родилось новое мощное государство - Речь Посполитая. В 1576 г. польским королем стал один из лучших полководцев Европы Стефан Баторий. В 1579 г. он начинает военную кампанию против России. Он занял Полоцк, Великие Луки, а в 1581 г. со 100 тыс. войском осадил Псков, намереваясь в случае успеха идти на Новгород Великий и на Москву. Но Псков не сдавался. Защитники Пскова отразили 31 штурм войск Стефана Батория, 46 раз сами совершали вылазки в лагерь противника. 

     В 1582 г. в Яме Запольском - местечке под Псковом было заключено перемирие с Речью Посполитой сроком на 10 лет, по которому Полоцк и Ливония отходили к Речи Посполитой, а остальные русские земли, захваченные польским королем, были возвращены России. На следующий год в 1583 г. было заключено Плюсское перемирие со Швецией. За Швецией оставалось побережье Балтийского моря, города Ивангород, Копорье, Ям. В результате страна потеряла значительную часть своей территории . 

Опричнина. Тяготы войны обострили внутреннее положение России. Иван IV стремился к активному продолжению войны, но встречал противодействие своего окружения. Разрыв царя с Избранной радой, опалы в отношении бояр вызвали недовольство феодальной знати, руководителей приказов, высшего духовенства. В рядах московского правительства возникла боярская оппозиция царю.
     В обстановке роста боярских измен, неудач военных действий в Ливонии с 1565 по 1572 гг. Иван IV проводит политику репрессий в отношении боярства, которая получила название опричнины. Точки зрения ученых на причины опричнины различны, одна из них - взгляды царя и верхушки боярства на свое место и роль в русском обществе пришли в противоречие. 
     В период возвышения Москвы бояре из других княжеств стали переходить на более перспективную службу к московскому князю. Они служили московскому князю и полностью от него зависели. В этот период отношения между московским князем и его боярами были полюбовные.

     А у Ивана IV было свое понимание места и роли царя в обществе. Он был глубоко религиозным человеком. В соответствии с православным мировоззрением, для Бога - все равны. Ни у кого нет привилегий перед Богом, есть только обязанность - спасти свою душу. Только царь у Бога - на особом положении. Он - помазанник, т.е. избранник, Божий. Царя избрал Господь Бог для управления Русской землей. Царь - наместник Бога на земле. Поэтому и для царя все равны, ни у кого перед царем нет никаких привилегий. Всесилие же бояр в государстве делало власть царя, наместника Бога на земле, призрачной.
     Кроме того, имелись многочисленные свидетельства измены боярства. В 1560 г. умерла, как подозревают от отравления боярами, любимая жена царя Анастасия Романова; в самый разгар Ливонской войны на сторону поляков перешел командующий русской армией А.М. Курбский. Еще в 1553 г. царь тяжело заболел, и бояре отказались присягать сыну царя Дмитрию, а присягнули двоюродному брату царя Владимиру Старицкому. Царю стало ясно: бояре с ним не считаются.
     И царь принял решение - покончить с всесилием бояр. В декабре 1564 г. царь, забрав с собой новую жену Марию Темрюковну, детей, всю казну, домашний обиход, ближних людей с их семьями, неожиданно для всех уехал из подмосковной царской резиденции Коломенское в Александровскую слободу (ныне г. Александров Владимирской области) (См. дополнительный иллюстративный материал). В начале 1565 г. он прислал оттуда митрополиту послание, в котором обвинял бояр, духовенство, служилых и приказных людей в том, что:
     - бояре и приказные люди разворовали всю казну, оставленную ему отцом;
     - они же приписывали себе и своим родственникам вотчины и кормленое жалование, не радели о государстве и не защищали его от крымских татар, литовцев и немцев, не хотят как следует нести свою службу;
     - духовенство в сговоре с боярами и прикрывает их от заслуженного наказания.
     Поэтому царь бросил государственные дела и уехал, куда глаза глядят. Одновременно в Москву поступила другая грамота от царя, обращенная к купцам и всему православному крестьянству, в которой он писал, что не держит на них гнева. В слободу прибыла депутация от Боярской думы и духовенства, царь потребовал предоставления ему чрезвычайных полномочий. Бояре вынуждены были согласиться. Был подготовлен царский указ, согласно которому Иван IV объявлял об учреждении "особного" двора с особой территорией, войском, финансами, управлением. Целью опричнины было искоренение "крамолы", создание специального аппарата управления и послушного царю войска. Так территория страны была разделена на две части: земщину и опричнину. В опричнину царь взял 27 городов. Царь ввел неподсудность опричников общегосударственным органам власти и судам. Царь объявил также, что берет с собой в войско 1000 человек и дает им земли в опричных городах, а прежних владельцев выводит в земские города. На устройство опричнины царь брал из государственной казны единовременный налог в 100 тыс. рублей. Остальная часть государства стала называться земщиной, в ней должна была править Боярская дума. Боярская дума вела все дела в земщине, но по важнейшим вопросам должна была совещаться с боярами из опричнины и бить царю челом. 


В опричнине царь стал править вместе с опричниками. Вскоре их число было доведено до 6000. Малюта Скуратов - Бельский и князь Я. Вяземский сформировали опричную царскую дружину из людей незнатного происхождения, не связанных родством с княжеско-боярской аристократией. Каждый опричник возил с собой у седла собачью голову и метлу - символы служения своему государю, стремившемуся "рубить собачьи головы изменникам и врагам Отечества и выметать их поганой метлой". Царь ввел в Слободе "монашеский" образ жизни: 300 отборных опричников составляли "братию", носили поверх кафтанов черные рясы. Сам царь называл себя игуменом. Царь с братией присутствовали на всех церковных службах. С учреждением опричнины усилились опалы и казни бояр, уличенных в измене. (ВСТАВКА ИСТРИЧЕСКА МИНИАТЮРА ПРИЛАГАЕТСЯ).     В результате проведения опричнины Иван IV добился резкого усиления самодержавной власти, наиболее оппозиционно настроенные бояре были уничтожены, их имения конфискованы. Во время опричнины широко практиковалась раздача государственных земель, что вело к повсеместному закрепощению крестьянства. 
     В 1572 г. царь отменил опричнину, часть конфискованных земель была возвращена их прежним владельцам. Большинство активных руководителей опричнины было казнено.

     Значение личности и деятельности Ивана Грозного. В исторической науке существуют различные оценки личности и деятельности Ивана Грозного. 
     Одни ученые считают, что политика Ивана Грозного в исторической перспективе себя не оправдала. Она подорвала мощь страны, что предопределило дальнейшую Смуту в начале ХVII в. В начале ХIХ в. историк Н.М. Карамзин в своем труде "История государства Российского" создал противоречивый и зловещий образ Ивана Грозного. Карамзинский образ царя затем повторился в произведениях поэтов и писателей М.Ю. Лермонтова, А.К. Толстого, в творениях скульптора П. Антокольского, художников И.Е. Репина, В.В. Васнецова и прочно вошел в сознание народа. 
     Другие исследователи считают Ивана Грозного величайшим созидателем в истории России. Они отмечают, что в результате реформ Ивана Грозного Россия обрела государственную власть - сословно - представительную монархию, а русское общество - прочную внутреннюю структуру. Благодаря этому Россия смогла преодолеть тяжелейшие испытания, которые вскоре выпадут на ее долю. Деятельность Ивана Грозного следует оценивать с позиции его времени, то есть в XVI в. он был вынужден применить репрессии в отношении боярства, так как в то время верхушка боярства стала антигосударственной силой. По самым последним подсчетам ученых, за 37 лет правления Ивана Грозного было уничтожено от 3 до 4 тысяч человек, в том числе и уголовных преступников. Для сравнения, его современник французский король Карл IХ только за один 1572 г. с благословления папы римского уничтожил 30 тыс. гугенотов - католиков - протестантов. Поэтому жестокость Ивана Грозного не выходила за рамки того времени. Но почему именно репрессии Ивана Грозного получили столь широкий резонанс? На Западе репрессии в отношении огромных масс населения проводились с санкции папы римского и одобрения парламентов. Персонально ответственность за них возложить не на кого. В России репрессии были следствием личной воли царя. Поэтому в памяти народа ответственность за репрессии и легла на имя Ивана Грозного. Следует также не забывать и о том, что на Западе для многих русский царь был соперником: он был кандидатом на польский престол, пытался отобрать у Швеции прибалтийские земли и т.д. (См. дополнительный иллюстративный материал). Слава жестокого русского царя нужна была в Польше, Литве, Швеции, чтобы ослабить позиции русского царя и России вообще. Иван Грозный, несомненно, был деспотом. Но деспотизм царя был вызван теми внутренними и внешними обстоятельствами, в которых оказалась Россия в середине ХVI в.

Культура XVI века

На развитие русской культуры в XVI в. определяющее значение оказали три фактора: образование единого Русского государства, освобождение от ордынского ига и завершение формирования великорусской народности. В XVI в. Россия перешла от феодальной раздробленности к централизованной феодальной монархии. В XIV - XVI вв. сложилась культура великорусской народности, закрепившая соответствующий этнический процесс. С объединением земель вокруг Москвы русская культура вступает в новый этап своего развития. Отныне Москва предстает в качестве общерусского культурного центра. 
     Ведущей в культуре продолжала оставаться идея единства и борьбы с иноземными захватчиками, так как после свержения ордынского ига Русскому государству пришлось в течение долгого времени бороться с остатками Золотой Орды, Литвой, Польшей, Швецией. 
     Фольклор. Ведущей темой устного народного творчества была героическая борьба народа с иноземным захватчиком. Эта борьба осмысливалась народом как самая важная. Осовременивались былины киевского цикла, в них теперь киевские богатыри вели борьбу с набегами Казанского и Крымского ханств. 
     Большое развитие получила историческая песня. Одна из главных тем исторических песен - взятие в 1552 г. войсками Ивана Грозного Казани.


     Значительное место в устном народном творчестве XVI в. занимал образ царя Ивана Грозного. Отношение к нему было неоднозначным. В частности, в песне "О гневе Ивана Грозного на сына" народ осудил жестокость царя по отношению к простым "мужикам новгородским", "старым и малым". Отрицательное отношение в песнях было к "Малюте злодею Скуратову", "Малюте - врагу". В то же время народ, страдавший от притеснений бояр, надежды на лучшую долю связывал с именем Ивана Грозного, называя его "надежа царь". 
     Одним из самых популярных героев устного народного творчества XVI в. стал донской казак Ермак Тимофеевич. Он сыграл в конце XVI в. выдающуюся роль в освоении Сибири. 
     Просвещение. В XVI в. усложнилась государственная жизнь, в связи с этим постоянно возрастала потребность в грамотных людях. По - прежнему обучение проходило в училищах, которые содержались при монастырях, церквах, иногда такие училища содержали и светские люди. Учителями были духовные люди. Такие школы существовали в городах, и в сельской местности. Обучение в основном ограничивалось обучением грамоте. Основными центрами хранения книг были монастыри. В них собиралась преимущественно церковная литература, но были и книги светского содержания: летописи, хронографы, сказания, повести.

Выдающимся событием XVI в. было появление книгопечатания в России. В 1564 г. там был напечатан "Апостол" - первая точно датированная печатная книга. Во главе типографии стояли Иван Федоров и Петр Мстиславец. В 1565 г. в типографии был напечатан "Часослов».
     Литература. В XVI в. продолжало развиваться летописание. Оно было подчинено целям идеологического обоснования самодержавной власти. 

     Но в XVI в. летописание начинает уходить на второй план, его вытесняют произведения на историческую тему. В частности в самом начале царствования Ивана IV в 50-х гг. был написан "Летописец начала царства великого князя Ивана Васильевича". В нем были описаны события с 1534 по 1553 гг. и содержалась идея необходимости установления царской власти на Руси.

     В XVI в. появляется такое монументальное собрание древнерусской литературы, как "Великие Четьи - Минеи". Оно связано с именем митрополита Макария. Митрополит поставил целью собрать все книги на Руси, предназначенные для чтения. Более 20 лет большой коллектив писателей, переписчиков, редакторов трудился над этим замыслом. В результате было создано 12-томное (по числу месяцев) собрание житий святых, поучений, произведений канонического права и других текстов, расположенных по дням христианских праздников и дням памяти святых. Каждый том содержал огромную информацию, на отдельный день приходилось в среднем 5-10 сочинений различного жанра. "Четьи - Минеи" предназначались для чтения в домашнем кругу и призваны были воспитывать народ в истинной вере. 
     Дальнейшее развитие получили исторические сочинения, в которых нашли отражение исторические события того времени. Это повесть "Казанское взятие", "О прихождении Стефана Батория на град Псков" и др. 
     Одним из шедевров древнерусской литературы XVI в. стала "Повесть о Петре и Февронии". Написана она была в конце 40-х гг. писателем и публицистом Ермолаем - Еразмом. "Повесть о Петре и Февронии" писалась как житие святых, "новых муромских чудотворцах" в связи с происходившими в 1547 и 1549 гг. соборами по канонизации различных русских святых. В основу сюжета этого произведения положена легенда о мудрой крестьянской девушке Февронии, вышедшей замуж за слабовольного князя Петра. Феврония одержала верх над враждебно относящимися к ней боярами. Вместе с мужем она княжила в Муроме и вела благочестивую жизнь. Перед кончиной супруги приняли монашество и умерли одновременно. Повесть проникнута антибоярскими настроениями, написана простым, увлекательным языком и была очень популярна в русском обществе. 
     Редким памятником древнерусской литературы, раскрывающим внутренний мир семьи XVI века, ее нравственные начала стал "Домострой", автором которого считают приближенного Ивана Грозного протопопа Сильвестра. "Домострой" представляет собой свод правил общественного, религиозного и семейно - бытового воспитания для среды богатого новгородского боярства и купечества. "Домострой" содержит ценные сведения о повседневной жизни родовитого боярства и купечества со множеством бытовых подробностей.

     Общественно-политическая мысль.      Видным представителем общественно-политической мысли середины XVI в. был И.С. Пересветов.

     Центральное место в общественно - политической мысли середины XVI в. занимает полемика царя Ивана IV Грозного и одного из его бывших ближайших сподвижников князя А.М. Курбского. В этой полемике были затронуты вопросы характера государственной власти, взаимоотношений царя и его подданных, роли России в православном мире.

     Архитектура. В XVI в. в церковном зодчестве получает распространение новый тип храма - шатровый по образцу деревянных церквей. Один из первых и самых великолепных кирпичных памятников шатрового зодчества - церковь Вознесения в селе Коломенском под Москвой. Она была построена в 1530-1532 гг. Василием III в честь рождения сына, будущего царя Ивана Грозного. План этой церкви совсем иной, чем план церквей византийского типа. Он представляет собой огромный, устремленный ввысь белокаменный столб в 62 м. Храм не имеет внутренних столбов. Основание храма многогранное, завершается тройными заостренными кокошниками. А над ними на стройном восьмигранном основании возвышается шатер, венчающий все здание. Верх храма покрыт небольшой аккуратной главой с золоченым крестом. Напротив церкви Вознесения, в селе Дьякове, в 1553-1554 гг. Иваном Грозным была построена церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Это другой тип храма XVI в. - столпообразный. Объем церкви Иоанна Предтечи представляет собой пять восьмигранных столпов, соединенных между собой папертями. Средний - самый большой, завершается мощным барабаном.
     Вершиной же русского шатрового зодчества XVI в. является собор Покрова на Рву (собор Василия Блаженного), один из самых ярких и знаменитых памятников древнерусской архитектуры (См. дополнительный иллюстративный материал). Он был построен русскими мастерами Бармой и Постником в 1555 - 1561 гг. по указанию Ивана Грозного в честь взятия Казанского ханства. Штурм Казани, завершившийся победой русских войск, начался в праздник Покрова Божьей Матери 1 октября 1552 года. В память покорения Казани через три года в 1555 г. на Красной площади был заложен храм Покрова Богородицы. В настоящее время храм известен как храм Василия Блаженного - в честь московского юродивого, постоянно ночевавшего в одном из приделов и очень популярного в то время в Москве. Собор отличается неповторимым своеобразием. Архитектурный ансамбль собора состоит из 9 объемов, из которых центральный, в шатровом стиле, как раз и посвящен празднику Покрова Богородицы, а восемь столпообразных храмов расположены вокруг этой главной церкви по осям и диагоналям. Каждая из восьми церквей названа в честь того святого, в чей день произошло важное событие казанского похода Ивана Грозного. В плане восемь глав, расположенных вокруг центрального девятого шатра, образуют восьмиконечную звезду. Восьмиконечная звезда - напоминание о Вифлеемской звезде, указавшей волхвам путь к младенцу Христу, символизирует всю христианскую церковь как путеводную звезду в жизни человека к Небесному Иерусалиму. Центральный престол в честь Покрова Богородицы объединяет вокруг себя все остальные храмы, как бы собирая их вокруг себя. Это символизирует покровительство и заступничество Божьей Матери над Церковью Христовой и над всей Русской землей. Приделы соединены друг с другом системой переходов. Столпообразные церкви увенчаны луковичными куполами, ни один из них по архитектурному убранству не повторяет другие. Каждый купол украшен карнизами, кокошниками, окнами, нишами. Собор создает ощущение праздничности и нарядности. После прихода большевиков к власти в 1917 г. собор был закрыт, все его имущество конфисковано, колокола переплавили. В 30-е гг. XX в. существовали проекты уничтожения собора. Собор спасло личное мужество подвижника русской культуры архитектора П.Д. Барановского. Когда ему приказали готовить храм к сносу, он категорически отказался это делать и обратился к высшему руководству страны. Решение о сносе собора Василия Блаженного было отменено. С 1934 г. собор является филиалом Государственного Исторического музея. 

     Иконописание. В XVI . стала расширяться тематика древнерусской живописи.

      Покорению Казанского ханства посвящена известная икона "Благословенно воинство небесного царя", другое название - "Церковь воинствующая

     Декоративно-прикладное искусство. В XVI в. набирают силу различные отрасли декоративно-прикладного искусства. Лучшие мастера работали в царских и митрополичьих мастерских. Создаваемые ими произведения должны были прославлять величие царской власти. 
     Развивается в XVI в. и искусство литья. Умелые мастера изготовляют мелкую утварь, льют колокола. В XVI в. появился интересный памятник литейного искусства - Царь - пушка. Она была отлита мастером Андреем Чоховым в 1586 г. на Пушечном дворе в Москве. Весит пушка 40 тонн, ее длина - 5,34 метра, калибр - 890 мм. По калибру это самая большая пушка в мире, что и предопределило ее название "Царь". Поверхность ствола пушки украшена орнаментом и рельефными надписями, одна из которых рассказывает об истории ее создания. На стволе - литое изображение царя Федора Иоанновича - сына царя Ивана Грозного. Орудие предназначалось для обороны Московского Кремля и было первоначально установлено на Красной площади. Стрелять из нее должны были картечью. Царь - пушка отвечала всем требованиям, которые предъявлялись к боевым пушкам XVI в., но в силу исторических обстоятельств из нее не было произведено ни одного выстрела. 

     В середине XVI в. достигло расцвета художественное шитье, особенно лицевое (лицо, сюжет). К XVI в. лицевое шитье существовало на Руси уже несколько столетий и, пройдя сквозь века, оно вобрало в себя традиции славянской языческой культуры и то, что соответствовало национальному духу того времени. Мастерские художественного шитья были при монастырях, в царском дворце, при дворах известных боярских семей. В мастерских широко использовались шелковые, золотые и серебряные нити, жемчуг, драгоценные камни. Шелковые нити привозили из Персии и Китая, жемчуг для украшений - из Индии и Персии. Мастерицы шили и украшали изделия для оформления христианского культа и декоративного убранства храмов (одежды священнослужителей, подвесные пелены под иконы, покровы для алтарных престолов, завесы для царских врат и др.), для оформления торжественных церемоний (хоругви, плащаницы), праздничную одежду богатых людей. Изделия русских мастериц вывозились также за рубеж.



Просмотр содержимого презентации
«эпоха ивана грозного»

Эпоха ивана грозного

Эпоха ивана грозного

Московское кнажество при иване iii (430 ТЫС. кв.КМ.)

Московское кнажество

при иване iii (430 ТЫС. кв.КМ.)

РУССКОЕ ГОСУДАРСВО  ПРИ ИВАНЕ IV(5400 КВ.КМ.)

РУССКОЕ ГОСУДАРСВО

ПРИ ИВАНЕ IV(5400 КВ.КМ.)

РУССКИЕ КРЕСТЬЯНЕ

РУССКИЕ КРЕСТЬЯНЕ

БОЯРЕ

БОЯРЕ

РЕМЕСЛО И ТОРГОВЛЯ

РЕМЕСЛО И ТОРГОВЛЯ

Василий iii

Василий iii

Елена глинская

Елена глинская

ИЗБРАННАЯ РАДА

ИЗБРАННАЯ РАДА

СТРЕЛЬЦЫ

СТРЕЛЬЦЫ

СУДЕБНИК 1550 Г.

СУДЕБНИК 1550 Г.

МОСКОВСКИЙ РУБЛЬ

МОСКОВСКИЙ РУБЛЬ

ЦЕРКОВНАЯ РЕФОРМА ИВАНА IV

ЦЕРКОВНАЯ РЕФОРМА

ИВАНА IV

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА  ИВАНА IV

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

ИВАНА IV

ОПРИЧНИКИ

ОПРИЧНИКИ


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
материалы к уроку "Эпоха Ивана Грозного"

Автор: Смоленская Татьяна Эдуардовна

Дата: 11.09.2016

Номер свидетельства: 343343

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "разработка урока 10 класс Опричнина в деятельностном подходе "
    ["seo_title"] => string(66) "razrabotka-uroka-10-klass-oprichnina-v-dieiatiel-nostnom-podkhodie"
    ["file_id"] => string(6) "105822"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402914197"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Конспект урока информатики на тему "Текст как форма представления информации", 5 класс "
    ["seo_title"] => string(90) "konspiekt-uroka-informatiki-na-tiemu-tiekst-kak-forma-priedstavlieniia-informatsii-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "113614"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1410615913"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Конспект урока "Европейский Север" "
    ["seo_title"] => string(37) "konspiekt-uroka-ievropieiskii-sievier"
    ["file_id"] => string(6) "111264"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407311979"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства