kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Куликовская битва.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: изучение нового материала

Цели:

  1. Образовательная: сформировать у учащихся представление о значении Куликовской битвы в истории Руси; рассказать о подготовке и ходе сражения; показать прогрессивную роль московских князей в деле объединения Руси и борьбе против завоевателей.
  2. Воспитательная: способствовать воспитанию у учащихся чувства гордости за героическое прошлое своей Родины,  уважения к ее борьбе за независимость.
  3. Развивающая: развивать умение работать с учебником, исторической картой, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

Задачи:

  1. Актуализировать прежние знания, связанные с темой урока (беседа по вопросам, работа с картой)
  2. Сформировать новые знания (рассказ учителя, работа с учебником)
  3. Организовать применение учащимися  знаний и умений на практике (работа с картой, беседа по вопросам, решение проблемных задач)
  4. Обобщить полученные знания, сделать выводы

Оборудование и материалы:

  1. Карта
  2. План-схема «Куликовская битва»
  3. Проектор, презентация
  4. Иллюстрации учебника с.157-163

Использованные источники:

  1. Н. С. Борисов. Сергий Радонежский. М., 2001
  2. В. Ю. Захаров. История России. М. Дрофа, 2007

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Куликовская битва. »

Конспект урока истории для 6 класса по теме

«Куликовская битва»



Название учебно-методического комплекса: А.А.Данилов, Л.Г.Косулина «История России с древнейших времен до XVI века».


Тип урока: изучение нового материала


Цели:

  1. Образовательная: сформировать у учащихся представление о значении Куликовской битвы в истории Руси; рассказать о подготовке и ходе сражения; показать прогрессивную роль московских князей в деле объединения Руси и борьбе против завоевателей.

  2. Воспитательная: способствовать воспитанию у учащихся чувства гордости за героическое прошлое своей Родины, уважения к ее борьбе за независимость.

  3. Развивающая: развивать умение работать с учебником, исторической картой, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

Задачи:

  1. Актуализировать прежние знания, связанные с темой урока (беседа по вопросам, работа с картой)

  2. Сформировать новые знания (рассказ учителя, работа с учебником)

  3. Организовать применение учащимися знаний и умений на практике (работа с картой, беседа по вопросам, решение проблемных задач)

  4. Обобщить полученные знания, сделать выводы

Оборудование и материалы:

  1. Карта

  2. План-схема «Куликовская битва»

  3. Проектор, презентация

  4. Иллюстрации учебника с.157-163

Использованные источники:

  1. Н. С. Борисов. Сергий Радонежский. М., 2001

  2. В. Ю. Захаров. История России. М. Дрофа, 2007


Ход урока:


I. Организационный момент.


II. Актуализация опорных знаний.

Учитель:

На последнем уроке мы с вами говорили об усилении Московского княжества в Северо-Восточной Руси. Мы рассмотрели, как политические успехи московских князей возвысили Москву над другими княжествами, и Московское княжество стало одним из самых сильных политических центров Руси. Оно превратилось также в духовный центр русских земель. Вспомните:

а) Когда выделилось Московское княжество?

(В 1276 году Московское княжество было выделено младшему сыну Александра Невского – 15 летнему Даниилу Александровичу)

б) В чем заключалась главная цель московских князей?

(Московское княжество занимало небольшую территорию, поэтому главной целью московских князей стало расширение своих владений – (показать на карте):

Даниил: у рязанского князя – Коломну и Переяславское княжество;

Юрий: у смоленских князей – Можайск)

в) Какими методами они добивались своих целей?

(Военным и мирным)

г) Дайте оценку деятельности Ивана Калиты.

(Продолжал политику «собирания земель» вокруг Москвы; использовал для этого Орду. Получил право сбора дани со всех русских земель для Орды, часть оставлял себе. Был покорен, учтив, щедр с ханом, поэтому прекратились разорительные походы Орды на Русь. При Иване Калите происходит восстановление и подъем хозяйства, ему подчинились ростовский, галицкий, белозерский и угличский князья)

д) Что представляла собой Москва при Иване Калите?

(- Многонациональный город;

- центр торгового сотрудничества с Ордой;

    • переселилось много греческих монахов;

    • расширил Кремль, обнес его дубовыми стенами и башнями;

    • в Кремле стали строить каменные церкви)

е) Итак, обобщим причины возвышения московского княжества:

    • выгодное географическое положение: находилась на перекрестке торговых путей и была защищена от нападений густыми лесами и землями других княжеств;

    • умелая политика московских князей;

    • поддержка со стороны Церкви и перенос центра русского православия из Владимира в Москву;

    • случайные факторы: мало детей; избежала дробления.



III. Объяснение нового материала

Учитель:

Сегодня мы с вами продолжим разговор о возвышении Московского княжества и рассмотрим как Москва, после победы на Куликовом поле превратится в центр освободительного движения русского народа против ордынского владычества. Запишите число, тему нашего урока: Куликовская битва.


  1. Русь накануне Куликовской битвы


В 1359 году великим князем московским стал девятилетний Дмитрий Иванович. Запись в тетрадях: 1359-1389 гг. – правление Дмитрия Донского. Нижегородский князь воспользовался ситуацией и завладел ярлыком на великое владимирское княжение. Митрополит Алексий, от имени 9-летнего Дмитрия управлявший Москвой, при поддержке московских бояр добился возвращения ярлыка в Москву. Это событие произошло в 1362 году. Дмитрий Иванович продолжил политику своего деда Ивана Калиты по собиранию (т.е. объединению) русских земель вокруг Москвы. Что было сделано по объединению русских земель при Дмитрии Ивановиче?

  • Подчинил себе главных соперников – суздальско-нижегородского, тверского и рязанского князей;

  • Отбил три похода литовцев на Москву: 1368, 1370, 1372 гг.;

  • Не допускал княжеских распрей в подвластных Москве землях, посылая войско для наказания начавших усобицу князей;

  • Опирался на помощь церкви – митрополит мог запрещать на территории непокорных княжеств церковную службу: крестить, венчаться, отпевать умерших. Боясь возмущения народа, князья принимали условия Москвы;

  • Дмитрий – первый из русских князей открыто неповиновался хану, отказавшись передать престол тверскому князю: «К ярлыку не еду, Михаила в столицу не впускаю, а тебе, послу, даю путь свободный». В подобном тоне с Ордой не говорил ни один русский князь.

А вскоре и весь русский народ, глядя на московского князя, стал готовиться к борьбе за свою свободу.


- ??? Подумайте, почему именно в это время Русь стала готовиться к борьбе за свою свободу?

Ответы учащихся:

    1. Со времен Ивана Калиты прекратились нашествия и опустошения Руси, народ стал отвыкать от страха перед ордынцами; платить дань и подчиняться ханским распоряжениям стало казаться унизительным.

    2. Произошел перлом в сознании народа, люди стали понимать, что, только объединившись, смогут избавиться от ненавистного владычества. Свои надежды связывали с московским князем, который проводил политику объединения.

    3. Москва теперь могла опираться на военную мощь зависимых от нее земель.

Учитель:

В это время Орду продолжали сотрясать внутренние усобицы. Фактическая власть принадлежала темнику (военачальнику) Мамаю. Но он не имел права на престол, т.к. не был потомком Чингисхана. Он обратился за помощью к московскому князю. Получив отказ, Мамай направил на Русь войско, разбитое на реке Воже. Запишите в тетрадях:


11 августа 1378 г. – победа Дмитрия Ивановича над ордынцами на реке Воже


Впервые русские победили ордынцев в крупном полевом сражении. В довершение всего Дмитрий отказался выплачивать дань Орде. Мамай не мог смириться с поражением, и обе стороны начинают подготовку к решающему сражению.


Хан Мамай Дмитрий Иванович

- нанял тяжелую итальянскую пехоту в генуэзских колониях Крыма;

- заключил союз с великим литовским князем Ягайло;

- заключил союз с рязанским князем Олегом;

??? почему Олег пошел на этот шаг?

(У рязанского князя не оставалось иного выхода, т.к. московские войска могли встретить ордынцев на рубеже Оки, а владения рязанского князя остались бы без защиты)

- общая численность войска – 150-200 тысяч человек

- увеличилось постоянное войско князя;

- активизировалась пехота, ее преимущество: ордынская конница не могла прорвать глубокую пешую «фалангу» (лошадь не пойдет на выставленные вперед копья);

- Дмитрий собрал и объединил дружины и ополчения большинства русских земель;





- общая численность войска – более 70 тысяч человек



  1. Сергий Радонежский


Пред битвой Дмитрий Иванович посетил Троицкий монастырь и получил благословение от Сергия Радонежского, который пользовался в это время на Руси большим авторитетом – иллюстрация на странице 161 «Преподобный Сергий благословляет князя Дмитрия на битву с Мамаем».

Послушайте сообщение о деятельности Сергия Радонежского.


Выступление учащегося

Сергий Радонежский – игумен Троицкого монастыря, «великий старец», жизненный путь которого выглядит парадоксальным. Он бежал от общества – а в результате стал его духовным предводителем. История не запомнила даты его рождения, но она же сохранила его имя, его деяния, его землю. В 1340 году, придя на Маковец, близ Радонежа, сын обедневшего ростовского боярина Варфоломей Кириллович вместе со своим овдовевшим братом Стефаном срубил в лесу келью. Здесь он соорудил маленькую Троицкую церковь – деревянный храм Пресвятой Троицы – и в воскресенье, 7 октября 1341 года принял пострижение и иноческое имя Сергия. 50 лет провел он в глубине лесов, в стенах основанного им монастыря. Наряду с дисциплиной души огромную роль в его жизни играл тот простой повседневный труд, без которого погиб бы он сам и его обитель. Сергий сам рубил кельи для новых монахов, носил воду, пек хлеб, кроил и шил одежду. Прославившись своей скромностью и непритязательностью в повседневной жизни, умер Сергий одним из признанных духовных лидеров русской церкви. Над могилой его был построен собор, над росписями которого работал гениальный русский художник Андрей Рублев. Сергий послал с князем двух монахов - богатырей телом и духом – Пересвета и Ослябю.

  1. Куликовская битва

Учитель:

Князь Дмитрий Иванович принял смелое решение идти навстречу мамаевской рати и стал ускоренно продвигаться к Дону.

??? Почему Дмитрий решил встретить Мамая за пределами Руси? (Чтобы предупредить грозящее Руси нашествие, разорение)

??? А чем объяснить быстроту действий Дмитрия Ивановича, ускоренность продвижения его войск? (Стремился не допустить соединения ордынских войск с рязанскими и литовскими войсками)

6 сентября 1380 года русское войско подошло к Дону. На военном совете мнения русских разделились: переправляться через реку или нет? Согласно летописям, русские князья решили перейти Дон, чтобы отрезать себе путь к отступлению. Значит, оставалось или погибнуть, или победить. Было решено принять бой на Куликовом поле, у впадения в Дон реки Непрядвы.

Работа с картосхемой на странице 162: откройте страницу 162, найдите схему Куликовской битвы. Дмитрий расположил свои войска следующим образом: в центре – большой полк, впереди – передовой полк, по фалангам – полки правой и левой руки, за полком левой руки, в лесу – засадный полк. Сам князь, переодевшись в доспехи простого ратника, встал во главе большого полка. Откройте страницу 145, найдите схему Ледового побоища. Давайте, попробуем сравнить тактику Дмитрия Ивановича с тактикой Александра Невского.

??? В чем сходство тактики?

Ответы учеников:

1. Выбор удачных мест для сражений: Александр Невский – лед Чудского озера, где трудно было передвигаться тяжеловооруженным рыцарям, а русским дружинникам и ополченцам действовать было легче. Дмитрий Иванович - преимущества Куликова поля, фаланги русских были прикрыты реками, которые лишали монгольскую конницу возможности применить традиционную тактику – охват противника с флангов. Густая дубрава на левом фланге была использована для размещения резервов.

  1. Хорошее знание боевых приемов противника, использование всех их слабых сторон.

  2. Быстрота принятия решений, действий.

??? В чем отличие тактики? (Дмитрий Иванович использовал засадную тактику)

Работа с текстом учебника: Утром, 8 сентября 1380 года на Куликовом поле началось сражение. Запишите в тетрадях: 8 сентября 1380 года – Куликовская битва. Откройте страницу 162, найдите 1 и 2 абзац. Прочитаем, как проходила эта битва. (Чтение вслух). Обратите внимание на иллюстрацию картины «Поединок Пересвета с Челубеем».

Учитель: Современники назвали Куликовскую битву «Мамаевым побоищем», а Дмитрия Ивановича стали называть Дмитрием Донским. А сейчас послушайте отрывок из стихотворения Николая Старшинова «Там, за Непрядвою, за Доном» (выступление ученика).

…Позади у воинов Непрядва,
Слева - затуманившийся Дон.
И простор великий только на два,
Только на два стана разделен.
Вот сейчас - не в дальней дали где – то –
Здесь сойдутся, как гроза с грозой…
Грянул поединок Пересвета,
Вышедшего в бой с Темур – Мирзой.
До земли поникли травы луга,
И до неба поднялись дубы:
Всадники несутся друг на друга,
Встретились, - и – кони на дыбы!
Копья, устремив ожесточенно,
Оба пали под ноги коней…
И тогда сошлись полки у Дона –
Кто из них отважней и сильней?
Черной тучей конница Мамая
Затянула весь простор степной.
Но, ее удары принимая,
Выстроились русичи стеной,
Вот порубит, как снопы соломы,
А потом – бесчинствуй и топчи…
Но крепки у русичей шеломы,
Но остры у русичей мечи!
Кони, обезумев, рвет поводья
И своих потопчут, и врагов.
И от крови, словно в половодье,
Скоро выйдет Дон из берегов…
Други! Мы живем под небом божьим,
А в бою сражаться нам самим.
Братья! Лучше головы положим,
Но своей земли не посрамим!
Лучше пасть, достойно смерть приемля,
Чем позором жизнь свою сберечь.
Чтобы защитить родную землю,
Мы готовы в землю эту лечь!…»

??? Как вы считаете, верно ли русский поэт XX века передал настрой наших далеких предков?

  1. Нашествие Тохтамыша

Учитель: «Была на Руси радость великая – говорится в летописи, но была и печаль великая по убитым от Мамая на Дону». Восемь дней хоронили погибших воинов, русское войско понесло огромные потери, поэтому Дмитрий оказался не в состоянии освободить Русь от ига ордынцев. Через два года (в 1382 году) новый хан Золотой Орды Тохтамыш с большим войском вторгся в русские области. Москва, Владимир и другие города подверглись разорению. Дмитрий Донской, чтобы не ввязываться в изнурительную войну с Ордой, пошел на уступки: снова возобновил выплату дани. И хотя победа на Куликовом поле не привела к полному свержению ордынского владычества, она имела большое значение.

??? Подумайте, в чем значение Куликовской битвы? Запишем в тетрадях.

  1. Русский народ поверил в свои силы

  2. Возрос авторитет Москвы

  3. Ускорился процесс объединения русских земель

  4. Укрепилась вера в неизбежное падение ордынского владычества

  5. Золотая Орда стала избегать открытых сражений с русскими

Учитель: Московское княжество при Дмитрии Донском еще более укрепило свои позиции в Северо-Восточной Руси. Победа на Куликовом поле превратила Москву в центр освободительного движения русского народа против ордынского владычества. Отныне русские могли помнить о своих победах над монголами, они знали, что победить их вполне возможно. Отныне мысль о необходимости окончательного свержения ига стала одной из главных идей развивающегося самосознания русских.

    1. Обобщение изученного материала

    • Сколько лет правил Дмитрий Донской?

    • Когда произошла Куликовская битва?

    • Определите роль Москвы в организации борьбы против Золотой Орды?

    • В чем проявился полководческий талант Дмитрия Донского?

    1. Рефлексия

    • Что изменилось в моих убеждениях после данного урока?

    • Был ли мне данный урок интересен? Чем?


VI. Домашнее задание: параграф 18


ответить на вопросы; работа с документом на странице 164-165.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Куликовская битва.

Автор: Самочкина Гульназ Хуснулловна

Дата: 26.02.2015

Номер свидетельства: 179289

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Конспект урока истории на тему: " Героям Куликовской битвы посвящается.." "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-istorii-na-tiemu-gieroiam-kulikovskoi-bitvy-posviashchaietsia"
    ["file_id"] => string(6) "205950"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430061655"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(244) "Технологическая карта урока по истории России в 6 классе на тему «Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва»"
    ["seo_title"] => string(121) "tiekhnologhichieskaiakartaurokapoistoriirossiiv6klassienatiemumoskvatsientrborbysordynskimvladychiestvomkulikovskaiabitva"
    ["file_id"] => string(6) "319207"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460775785"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Конспект урока по истории: "Москва-центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва" "
    ["seo_title"] => string(94) "konspiekt-uroka-po-istorii-moskva-tsientr-bor-by-s-ordynskim-vladychiestvom-kulikovskaia-bitva"
    ["file_id"] => string(6) "130426"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415897912"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Зачетная работа по истории 10 класс по теме "Куликовская битва" "
    ["seo_title"] => string(67) "zachietnaia-rabota-po-istorii-10-klass-po-tiemie-kulikovskaia-bitva"
    ["file_id"] => string(6) "192577"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427472990"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Урок по теме "Куликовская битва" "
    ["seo_title"] => string(33) "urok-po-tiemie-kulikovskaia-bitva"
    ["file_id"] => string(6) "198952"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428492373"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства