По форме урок комбинированный, сочетает в себе проверку домашнего задания в форме тестов, работу в парах, фронтальный опрос учащихся. Используется методика самооценки и самоконтроля учащихся. При изучении новой темы, используется метод проблемы и её решение - это итог урока. В ходе урока учитель и учащиеся опираются на презентацию подготовленную учителем в программе Microsoft Office Power Point 2007, знакомятся с новыми понятиями, историческими личностями, активизируется интерес к памятникам русской культуры, развивается чувство прекрасного.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Культура и образование России в XVII веке »
Урок по истории
Тема: «Культура и образование в России в XVII веке»
По форме урок комбинированный, сочетает в себе проверку домашнего задания в форме тестов, работу в парах, фронтальный опрос учащихся. Используется методика самооценки и самоконтроля учащихся. При изучении новой темы, используется метод проблемы и её решение - это итог урока. В ходе урока учитель и учащиеся опираются на презентацию подготовленную учителем в программе Microsoft Office Power Point 2007, знакомятся с новыми понятиями, историческими личностями, активизируется интерес к памятникам русской культуры, развивается чувство прекрасного.
Тема: «Образование и культура России в 17 веке».
Слайд 1.
Цель:- дать общую характеристику образования и научных знаний в России в 17 веке;
- охарактеризовать сочетание старых и новых элементов в русской культуре 17 века;
- способствовать мотивации интереса к памятникам российской культуры и
её представителям.
Основные понятия: обмирщение (культуры), изразцы, лепнина.
Важнейшие даты: 1687 г.- открытие Славяно-греко-латинской академии.
Оборудование: мультимедийная установка, экран, учебник история России 7 класс А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной.
ХОД УРОКА:
1. Орг.момент. Слайд 2
Мысли по теме: «Польша стала первой передатчицей духовного влияния западной Европы на Русь: западная европейская цивилизация в 17 веке приходила в Москву, прежде всего в польской обработке, в шляхетской одежде» В.О.Ключевский. Почему автор так говорил?
Проверка домашнего задания:
Выполнение теста:
Слайд 3 №1
Соотнесите даты и понятия:
1) 1632-1634 гг. а) Присоединение Украины к России
2) 1649 г. б) Русско-турецкая война.
3) 1670-1671 гг. в) Смоленская война.
4) 1654 г. г) «Вечный» мир с Польшей.
5) 1654-1667 гг. д) Принятие Соборного Уложения
6) 1676-1681 гг. е) Восстание под руководством С. Разина.
7) 1686 г. ж) Русско-польская воина.
ОТВЕТЫ: 1А, 2Д, 3Е, 4А, 5Ж, 6Б, 7Г
Слайд 4 №2
Соотнесите понятия и определения:
1) мануфактура а) форма зависимости крестьян, проявлявшаяся в прикреплении
крестьян к земле феодалов.
2) уложение б) монархическая форма правления основанная на
сильной, неограниченной власти царя.
3) самодержавие в) предприятие, основанное на разделении труда и ручной
ремесленной технике.
4) крепостничество г) свод законов, принятых 1649 году.
5) гетман д) собрание на Украине
6) рада е) глава казачьего войска.
ОТВЕТЫ: 1Е, 2В, 3Б, 4А, 5Г, 6Д.
Слайд 5 №3
Соотнесите события и личности:
1) Кузьма Минин А) реформы в церкви
2) Богдан Хмельницкий Б) освобождение Москвы
3) Патриарх Никон В) присоединение Украины
4) Степан Разин г) принятие Соборного Уложения.
5) Алексей Романов д) восстание на Дону и Поволжье.
- Отношения, с какой страной оставались главными в 17 веке и почему?
- Когда была Смоленская война и каковы её для России итоги для России?
- Почему отношения России и Польши обостряются?
- Почему появилась необходимость воссоединение Украины с Россией?
- Что означало для России решение принять в
свой состав Украину?
- Каковы итоги войны России с Польшей?
- Почему осложняются отношения России и Турции?
- В чём значение Бахчисарайского мирного договора?
- Какое значение имел для России «Вечный мир»
с Польшей?
Возращение к мысли урока.
3. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА. Слайд 8
- Экономическое развитие страны требовало немалого числа образованных людей, в 17 веке активизируется процесс развития образования. Это объяснялось оживлением торгово-промышленной деятельности, ростом государственного аппарата в центре и на местах, возобновлением прерванных Смутой связей с зарубежными странами.
Как вы думаете какое образование существовало в России в 17 веке? ( домашнее, школы при монастырях).
Невозможность восполнить потребность в знающих людях приводила к притоку мастеров из-за границы( главным образом из Польши). Широко в дворянской среде использовалось обучение иностранным языкам (латынь и польский язык)
В России действовала система домашнего образования, но возникают и школы в качестве учителей приглашаются монахи из Польши.
- Таким учителем стал монах Симеон Полоцкий.
Слайд 9
Монах московского Заиконоспасского монастыря, богослов, , просветитель. Родом из Полоцка, в Москву прибыл в 1664 г. Царь Алексей переводчик, писатель Михайлович назначил Симеона воспитателем своих старших детей – Федора и Софьи. Его деятельность встречала глухую вражду со стороны представителей церковной власти. Полоцкий умер в 1680 г. и похоронен в Заиконоспасском монастыре. Полоцкий создал в Москве литературно-научную школу, представителем которой стал его ученик Сильвестр Медведев . Славяно-греко-латинская академия - первое высшее учебное заведение в России, открытое в 1687. В 1814 было преобразовано в Академию. Московскую Духовную
Слайд 10
В 1687 туда переместились братья Лихуды со своими учениками. Этот год и принято считать годом открытия Академии. В то время Академия именовалась «Греческими» или «Спасскими школами», и объединяла три класса – низший, средний и высший. Братья составили учебники по европейским образцам. Учениками академии были: В.Татищев, М.Ломоносов.
В средневековой России духовная жизнь находилась под полным влиянием церкви. Все элементы культуры- образование, живопись, литература, зодчество. Были пронизаны христианскими образами и идеями.
Слайд 11
- Однако в 17 веке получает развитее процесс обмирщение культуры.
Обмирщение- это усиление светских начал в культуре.
Элементы обмирщения в русской культуре 17 века появляются при контакте с западноевропейской культурой. Так главными источниками развития научных знаний, являются книги западноевропейских авторов: это в основном руководства в области медицины, производства чернил, добычи соли и др. Из-за границы в Россию доставлялись технические новинки(подзорная труба, компас, бурение, башенные часы)
В 1678 г. была издана первая печатная история Русского государства с древнейших времен до 70-х годов 17 века – «Синопсис», ставшая самой популярной книгой.
Появляются новые направления в искусстве. В традиционных направлениях усиливается влияние светских элементов.
Слайд 12
- В литературе помимо церковной появились первые «светские» произведения, новые жанры, (Например, сатирический жанр - повесть «О Шемякином суде», повесть «О Фоме и Ереме»,
« О Ерше Ершовиче» в которых обличались феодальные порядки, высмеивались неспособные к труду дворянские дети).
Из жития святых, начал формироваться новый жанр биографическая повесть ( например «Повесть об Улиании Осорьиной», в центре которой- образ ничем не примечательной женщины – дворянки.) Большой популярностью пользовалась зарубежная литература, переведенная на русский язык: рыцарские романы, новеллы, приключенческие повести, юмористические рассказы.
- В архитектуре шёл постепенный отход от старых церковных канонов, стало проявляться стремление к внешней нарядности и стиль стали называть «дивное узорочье», в строительстве использовали изразцы, лепнину.
Слайд 13
Изразцы-керамические плитки для облицовки стен, печей. Могут быть гладкими, рельефными покрытыми глазурью. С обратной в кладке. В России в 17 веке стороны имеют вид открытой коробки, для крепления были весьма популярны, особенно зеленые поливные (покрытые глазурью).
Лепнина- рельефные украшения на фасадах и интерьерах зданий
Так появляются новые здания:
Слайд 15
-Теремной дворец Московского Кремля, каменные жилые покои построены в 1635-1636 гг. для царя Михаила Федоровича каменных дел мастерами Б. Огурцовым, А. Шарутиным и Л. Ушаковым, богато украшен многоцветными изразцами, красочными узорами, золоченой кровлей.
Слайд14
-Деревянный дворец в селе Коломенском, стал наиболее ярким примером деревянной дворцовой архитектуры, построенный в 1667-1668 гг. мастерами Семеном Петровым и Иваном Михайловым. Спустя 100 лет после его постройки дворец был разобран "за ветхостью". Коломенский дворец состоял из семи хором: для царя, для царевича, для царицы и четырех - для царевен.
Слайд 16
-Казанский собор в Москве на Красной площади.Казанский собор, освященный в честь Божьей Матери, был построен на Красной площади во второй четверти XVII века в благодарность за избавление России от польско-литовских захватчиков в 1612 году и в память о погибших в этой войне русских воинах.
Изменила свой облик, и архитектура многих церквей появляется СТИЛЬ БАРОККО В АРХИТЕКТУРЕ МОСКВЫ
Слайд 17 Архитектурный стиль барокко (XVI—XVIII века)— вычурный и пышный, был призван прославлять монархию и аристократию, возвеличивать церковь. Сложные изогнутые формы, подчеркнутые яркостью красок, обилие позолоты на фасадах, множество витых колонн, спиралей — характерные черты барокко.
Церковь Покрова в Филях, Церковь Покрова в Филях, расположенная на западе Москвы, построена в самом начале 1690-х годов в загородной усадьбе боярина Льва Кирилловича Нарышкина. Покровская церковь является признанным шедевром московского барокко
Слайд 18
Церковь Ильи Пророка, выдающийся памятник русской художественной культуры XVII столетия, была построена в 1647-1650 гг. на месте двух деревянных храмов на средства богатейших местных купцов братьев Скрипиных. После реконструкции Ярославля по плану 1778 года храм стал центром административной площади, одним из главных архитектурных сооружений города.
Ильинский храм по своим архитектурным формам, настенной живописи и составу икон принадлежит к наиболее выразительным и совершенным художественным ансамблям XVII столетия, он является одним из наиболее полно и хорошо сохранившихся памятников. С 1920 года храм открыт как музей.
Слайд 19
Церковь «Троицы в Никитниках». Не далеко от Кремля в Никитниковом переулке расположен один из красивейших русских храмов – церковь Троицы в Никитниках.
Она построена в 1631-1634 годах на средства богатого купца Григория Никитникова родом из Ярославля. В ней находилась чудотворная икона Грузинской Божьей Матери. Икону эту выменял у персов в Грузии брат строителя церкви Степан. Во время моровой язвы она прославилась чудотворением.
Слайд 20
- Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря, построенный в 1658-1685 гг., был задуман как копия храма Гроба Господня в Иерусалиме, но при постройке получилось не точное повторение первообраза, а скорее его художественное преображение. Возведен был собор по обмерам, привезенным из Иерусалима, и на первом этапе строительства, вплоть до 1666г. работы контролировал лично патриарх Никон. Он же присылал мастеров патриаршего двора. Из-за опалы и ссылки Никона строительство всего монастыря и собора в частности приостановилось, и продолжилось по указу царя Федора Алексеевича в 1679г.
Слайд 21
- Пережил реконструкцию и Московский Кремль. Возведен в 1491году архитектором Пьетро Антонио Солари. Его строительство положило начало сооружению восточной линии укреплений Кремля.
В 1624-1625 годах русский архитектор Б. Огурцов и английский мастер Христофор Галовей возвели над башней многоярусный верх с часами, заканчивающийся каменным шатром. Нижняя часть была украшена белокаменным кружевным арочным поясом, башенками, пирамидками. Башня стала считаться самой красивой и самой стройной башней Кремля.
Слайд 23
. Великолепие главной площади отразилось в её названии «красной».
Слайд 23
-Живописные произведения представлены в основном иконами, но можно заметить в ней усиливается стремление к портретности, реалистичности изображения.
Выдающимся мастером был УШАКОВ СИМОН (ПИМЕН) ФЕДОРОВИЧ - (1625-26 - 1686) - знаменитый московский иконописец. Работал при царском дворе в качестве кормового иконописец. Возглавлял различные работы, квалифицировал иконописцев, принимал иконописцев в обучение. До настоящего времени сохранилось довольно много живописных произведений Симона Ушакова. Последнее из известных произведений икона « Тайная вечеря» датируется 1685 годом. Скончался Симон Ушаков 25 июня 1686 г. Погребен в Знаменском монастыре.
Слайд 24
В его работах центральное место занимало изображение человеческого лица «Троица», «Спас Нерукотворный» и др.
Слайд 25-26
Новым стало возникновение и развитие портретной живописи (портрет Скопина-Шуйского). Новым стало открытие 1672 году первого в России театра при дворе царя Алексея Михайловича.
Слайд 27
ИТОГ: Главной отличительной чертой развития русской культуры17 века стало начало процесса уменьшения зависимости отечественной культуры от церкви, т.е. обмирщение.
4.Вопросы по закреплению:
Почему в России в XVII веке возрастает интерес к грамотности и просвещению?
Какая страна наиболее оказывала влияние на культурное развитие России в XVII в?
Что нового появляется в литературе, архитектуре и живописи?