Культ личности и политические репрессии в 20-30 гг.
Культ личности и политические репрессии в 20-30 гг.
В разработке урока дается материал для понимания учащимися сути партийной борьбы в 20-30 х.гг. Дополнительно есть тест для закрепления материала, также обращение в газетные материалы. Проводится доступная словарная работа. Учитель обращает внимание на "местные" материалы. Большой материал содержится в презентации к уроку.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Культ личности и политические репрессии в 20-30 гг.»
Тема: Культ личности и политические репрессии в СССР в 20-30-х гг.
Цели урока:
- сформировать у учащихся представление о негативной сущности политических репрессий в СССР в 20-30-е гг;
- продолжить формирование умений самостоятельно делать обобщения и выводы на основе материала учебника и дополнительных источников;
- развивать речь, мышление и внимание учащихся;
- воспитывать у учащихся чувства патриотизма, уважения к историческому прошлому народа.
Оборудование урока:
- учебник «История Отечества XX- начало XXI века» авторы: Н.В.Загладин, С.И.Козленко, С.Т.Минаков, Ю.А.Петров;
- карточки с тестом;
- политическая карта СССР;
- 1000 вопросов и ответов по истории: Учеб. пособие / Под общей ред. А.Н.Алексашкиной.-М.: АСТ,1997.
- газета «Социалистик Татарстан», 1988 г.
Подготовительная работа:
Словарная работа.
Повторить значение понятий:
- репрессия;
- тоталитарный режим;
- депортация;
- культ личности;
- ГУЛАГ.
2. Подготовить небольшие сообщения:
- «Шахтинское дело»
- «Промышленная партия»
- «Союзное бюро меньшевиков»
Демонстрируется слайд:
Тема: Культ личности и политические репрессии в СССР в 20-30-х гг.
Д/З п.19
Подготовить небольшое сообщение о наших односельчанах- «врагах народа».
Ход урока
Организационная часть:
Приветствие.
Рапорт дежурного об отсутствующих.
Сообщение темы урока.
Слово учителя.
Сегодня на уроке мы с вами продолжаем изучение трагических страниц нашей истории . С середины 20-х гг. усиливается политика террора и беззакония, резко ухудшавшая существование отдельного человека, менявшая его повседневную жизнь.
Человек жил в атмосфере страха, опасности, напряжения, в условиях отказа- и осуждения!- от всего уклада и всех идеалов прежней жизни.
В стране возникла атмосфера слежки, доносов, подчинения навязываемой партийной идеологии.
Классовый подход к положению человека в обществе, его продвижению по работе, его равноправию и справедливому существованию деформировал восприятие мира, окружающей действительности, отношения с людьми.
Усвоение коммунистической идеологии меняло привычные ценностные ориентиры, отлучение от религии меняло и привычные моральные нормы: человек предпочитал не задумываться, не размышлять, подчиняться новым догмам и ритуалам.
Человек в условиях террора и беззакония терял многие гуманистические черты, чувствовал себя сломленным.
У нас есть возможность почувствовать дух тех страшных лет и в течение урока проанализировать причины и масштабы политических репрессий 20-30-х гг.
Актуализация ранее изученного материала:
1. Устный опрос учащихся.
(демонстрируются слайды)
1 слайд. Дайте определение : « Репрессии – это…»
2 слайд. «… карательные меры государства против своих граждан, нарушающие их политические, экономические, личные права и свободы; важный элемент управления в авторитарных и тоталитарных режимах.»
3 слайд. Дайте определение : « Тоталитарный режим – это…».
4 слайд. «… государственная власть, осуществляющая полный ( тотальный) контроль над всеми сторонами жизни общества».
5 слайд. Дайте определение: «Депортация – это…».
6 слайд. «… в период массовых репрессий 20- 40-х гг. – насильственное и незаконное изгнание многих народов СССР со своих территорий.
7 слайд. Дайте определение: «Культ личности – это…».
8 слайд. «… единовластие, сложившееся в СССР с 20-х гг. как культ И.В. Сталина. Возвеличивание роли одного человека, приписывание ему при жизни определяющего влияния на ход исторического развития, когда личность подменяет руководство партии, ликвидирует демократию, устанавливает диктаторский режим. Источники культа личности коренятся как в объективных, так и в субъективных условиях, сложившихся в советском обществе.»
9 слайд. Дайте определение: « ГУЛАГ – это…»
10 слайд. «… Главное управление исправительно- трудовых лагерей, трудовых поселений и мест заключения- образован в 1934 г. в ведении НКВД (Народного комиссариата внутренних дел). Ему переданы все исправительно-трудовые учреждения наркомата юстиции. Существовал до 1956 г.
Термин «ГУЛАГ» используется как общее название системы лагерей и тюрем, где содержались жертвы массовых репрессий и произвола, периода культа личности, тоталитарного режима в СССР.»
III. Изучение нового материала.
План:
Борьба за власть в партии большевиков.
Негативные последствия возвышения И.В. Сталина и утверждения его в качестве лидера.
Культ личности вождя и репрессии в 1930-е гг.
Предпосылки «большого террора» 1936-1938 гг.
Жертвы среди высшего командного состава Красной Армии.
Мы видим, что в жизни общества кризисы экономический, политический, внутрипартийный тесно переплетались. Поэтому вполне закономерно, что на судьбу страны так влияли дискуссии внутри правящей партии, они выливались в форму:
- 1923-1924 гг.- борьба с троцкистами;
- 1925 г. – борьба с т.н. «новой оппозицией», сторонниками Каменева, Зиновьева;
- 1926-1927 гг.- борьба с т.н. «объединенной» троцкистско-зиновьевской оппозицией;
Результатами внутрипартийных дискуссий 20-х гг. были осуждение оппозиционных групп, изоляция, а затем- устранение противников Сталина, утверждения культа личности Сталина .
Вопрос . Охарактеризуйте рычаги власти и методы, используемые И.В.Сталиным в борьбе со своими политическими соперниками. Дайте оценку этим методам.
(Учебник . с. 185-186 )
Партийная пропаганда 1930-х гг. рассматривала Сталина как верного продолжателя учения К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина. Рядовые партийцы видели в Сталине борца за осуществление коммунистических идеалов, вождя международного революционного движения.
В действительности же взгляды И.В.Сталина во многом противоречили воззрениям классиков марксизма.
Провозгласив цели построения социализма в СССР, он обосновал право партии большевиков на монопольное удержание власти в стране на неопределенно длительный срок.
В образе мудрого, беспощадного к врагам народа, простого и доступного лидера партии и народа Сталин умело пользовался своей властью и настроением народных масс.
После разгрома оппозиций партия большевиков в СССР в 30-х гг. стала отлаженным механизмом: единым, строго централизованным, жестко соподчиненным.
Вопрос. К каким негативным последствиям привело возвышение И.В. Сталина?
Репрессии в СССР не прекращались со времени Гражданской войны и интервенции. Однако после завоевания Сталиным в 1929 г. позиции бесспорного лидера они неуклонно ужесточались. Подчеркивалось, что все достигнуто благодаря «мудрому руководству» Сталина. Формировался ореол непогрешимости вокруг его имени, складывался культ личности вождя. Формировалось массовое репрессивное сознание: искреннее желание выявить «врага», что поощрялось руководством всех уровней. Люди становились простыми исполнителями. Система пронизывала все сферы жизни, вплоть до внутреннего мира человека. Сопротивляться ей было трудно, почти невозможно. Если кто пытался это делать, то его постигали репрессии.
Слайд: В 1928-1931 гг. были сфабрикованы дела:
«Шахтинское», 1928 г.
«Промышленной партии», 1930 г.
«Союзного бюро меньшевиков», 1931 г.
(Учащиеся делают короткие сообщения )
Репрессии сверху дополнялись массовым доносительством снизу. Донос, особенно на вышестоящих начальников, становился удобным средством продвижения по службе для многих завистливых, карьеристски настроенных выдвиженцев. 80 % репрессированных в 30-е гг. погибли по доносам соседей и коллег по службе.
Антидемократическое наступление сопровождалось расширением сферы деятельности карательных органов. Все политические решения проводились при непрерывном участии чекистов. Массовый террор в мирное время стал возможен в результате нарушения законности. В обход органов суда и прокуратуры была создана разветвленная сеть внесудебных органов (Особое совещание при Коллегии ОГПУ, «тройки» НКВД, Особое совещание при НКВД и др.)
Своего апогея репрессии достигли после трагедии, разразившейся в Ленинграде 1 декабря 1934 г. –убийства первого секретаря Ленинградского горкома и обкома партии, члена Политбюро, оргбюро и Секретариата ЦК партии С.М. Кирова.
После каждого политического процесса репрессии становились все более массовыми, а приговоры- суровыми.
По всей стране прокатилась волна выявления «заговоров».
Репрессии были обращены против политработников, рядовых коммунистов и беспартийных.
В августе 1936 г. состоялся открытый процесс над группой бывших партийных лидеров.
Закрытый процесс в июне 1937 г. над группой высших военных руководителей (М.Н. Тухачевским, И.Э. Якиром, И.П. Уборевичем и др.) и расстрел обвиняемых явился сигналом для массовой кампании по выявлению «врагов народа» в рядах Красной Армии.
За ними «пошли» тысячи военнослужащих.
Многие были отстранены от занимаемых должностей и исключены из партии.
Армия была фактически обезглавлена, она лишилась наиболее подготовленных и опытных кадров.
В застенках погибли почти все военачальники в звании командармов, оклеветанные как «враги народа».
Вопрос: Почему одним из существенных признаков сталинского режима стали открытые массовые репрессии и политические процессы над «врагами народа»?
Мог ли этот режим существовать без системы террора и страха ?
Террор охватывал без разбора все регионы, все республики.
Штамп «враг народа» ставился на своих и «чужих» , знакомых и родственниках, неграмотных мужиках и академиках.
Сопротивление режиму наблюдалось во всех слоях общества: среди ученых, писателей, государственных и общественных деятелей, военных, рабочих, колхозников и т.д.
Сейчас мы ознакомимся с фрагментами письма Ф.Ф. Раскольникова, которое было опубликовано во Франции и стало наиболее резким и в то же время наиболее обоснованным обвинением Сталина в массовых репрессиях.
Слайд: Ф.Ф. Раскольников
«Открытое письмо Сталину», 17 августа 1939 г.
(фрагменты)
…Сталин, вы открыли новый этап в истории нашей революции, который получит название «Эпохи террора».
…Ваш «социализм», при торжестве которого его строителям нашлось место лишь за тюремной решеткой, так же далек от истинного социализма, как произвол вашей личной диктатуры не имеет ничего общего с диктатурой пролетариата.
…Вы оболгали, обесчестили и расстреляли многолетних соратников Ленина: Каменева, Зиновьева, Бухарина, Рыкова и др., невинность которых вам была хороша известна.
…Накануне войны вы разрушаете Красную Армию, любовь и гордость страны, оплот ее мощи.
…Вы отняли у колхозных крестьян всякий стимул к работе.
…Лицемерно провозглашая интеллигенцию «солью земли», вы лишили минимума внутренней свободы труд писателя, ученого, живописца.
… Рано или поздно советский народ посадит вас на скамью подсудимых как предателя социализма и революции, главного вредителя, подлинного врага народа, организатора голода и судебных процессов.
Вопрос: Как вы думаете, могли ли опубликовать это письмо в советской прессе? Почему?
Точные масштабы репрессий до сих пор точно не установлены.
Истинные цифры мы, наверно, не узнаем никогда.
(Учебник с.187 )
IV . Закрепление .
Тест.
С какой целью осуществлялись так называемые « чистки» в партии?
а) с целью освобождения партии от всякого инакомыслия;
б) с целью освобождения партии от тайных шпионов;
в) с целью освобождения партии от карьеристов и попутчиков.
Представители какого социального слоя в основном подвергались насильственному выдворению из Советской России?
а) интеллигенции;
б) крестьянства;
в) рабочего класса.
Почему почти 80% делегатов XVII съезда ВКП(б) были репрессированы?
а) «старая гвардия» большевиков прямо или косвенно мешала установлению неограниченной власти Сталина;
б) делегаты съезда высказались против форсирования строительства социализма в СССР, утверждая, что пока страна не готова к этому;
в) борясь против Сталина, они вступили в контакт с разведками западных стран.
Кто был автором статьи в газете «Правда» под названием «Если враг не сдается, его уничтожают»?
а) М .Горький;
б) Н. Бухарин;
в) И. Сталин.
Кто из крупнейших композиторов подвергся за свое творчество публичному осуждению в газете «Правда» в 1936 г.?
а) А. Мясковский;
б) Д. Шостакович;
в) И. Дунаевский.
В 30-е гг. в СССР был следующий политический режим:
а) военный коммунизм;
б) режим культа личности;
в) демократическая республика.
2. Слово учителя.
Не прошли стороной ветры репрессий и наше село. Трое наших односельчан- Ибятов Гибадулла, Ахметзянов Хузазян, Капеев Шакир были обвинены во вредительстве коллективной жизни , объявлены «врагами народа» и репрессированы.
V . Заключительная часть.
30 октября мы отмечаем День памяти жертв политических репрессий.
На сегодняшний день почти все репрессированные в разные годы реабилитированы, то есть оправданы. Это говорит о том, что государство признало их невиновность в преступлениях, в которых их обвинял сталинизм.
Мы обсуждали серьезную проблему истории нашей страны, трагедии нашего народа. Наш долг- добиться, чтобы каждому невинно пострадавшему человеку вернули доброе имя и светлую память.
Этот разговор мы еще продолжим при изучении репрессий послевоенных лет.
Спасибо.
Домашнее задание:
п.19
Подготовить небольшое сообщение о наших односельчанах- «врагах народа».