Оборудование: портреты Николая I, Влади?мира Алексе?евича Корнилова, Павла Степановича Нахимова, Тотлебена Эдуарда Ивановича, Истомина Владимира Иванович а, материалы презентации урока, контурные карты, документы
Предварительная подготовка: сообщения учащихся «Д. Севастопольская», «Матрос Кошка», «Нахимов П.С.»
Ход урока
I. Организационный момент.
- В марте 2013 г. исполнилось 157 лет со дня окончания Крымской войны, в ходе которой умер Николай I.
- Назовите годы правления Николая I. (1825-1855)
Мирный договор был подписан от лица Александра II – сына Николая I.
- Вы видите книгу «Крымская война». За 45 минут мы не сможем её прочитать, но попробуем выяснить основные причины, характер, проследить за ходом боевых действий и подвести итоги Крымской или Восточной (так её называли в Западной Европе) войны.
Задание на урок: Каковы причины поражения России в Крымской войне?
- Что такое восточный вопрос, почему он обострился в середине XIX в.?
- Крымская война(1853-1856гг.) была вызвана обострением противоречий между европейскими державами в южных морях, на Ближнем Востоке и Балканах, в Закавказье, в борьбе европейских государств за влияние на слабеющую и охваченную национально-освободительным движением Османскую империю. Николай I говорил, что Турция – больной человек и его наследство нужно и можно делить.
-Каковы были внешнеполитические планы России на Ближнем Востоке? (Укрепление русских позиций на Балканском полуострове, установление контроля над Босфором и Дарданеллами).
-Каким был режим проливов Босфора и Дарданелл?
(По Лондонской конвенции 1848 г. судоходство в проливах ставилось под международный контроль, провозглашался принцип их закрытия для военных кораблей всех европейских держав в мирное время. Для России это означало изоляцию её флота в черноморском бассейне и отсутствие уверенности в безопасности её южных границ, так как Османская империя могла в случае военных действий открыть проливы для кораблей европейских держав).
Рассмотрение таблицы на слайде.
-Николай I полагал, что войну придется вести с одной ослабевшей империей, надеялся договориться с Англией о разделе «наследства» этого «больного человека».
Ник.I рассчитывал на изоляцию Франции, а также на поддержку Австрии за оказанную ей в 1849 г. «услугу» в подавлении революции в Венгрии.
Англия не пошла на соглашение с Россией, т. к. это усиливало положение России на Ближнем Востоке.
В 1853г. между Англией и Францией был заключен секретный договор, направленный против России.
Ошибочен был и расчёт Н.I на то, что Франция не имеет достаточных военных сил для ведения агрессивной политики в Европе. Но Наполеон III для укрепления своего положения на престоле стремился к «небольшой», но «победоносной» войне.
Австрия опасалась усиления России на Балканах и готова была поддержать любую акцию, направленную против неё.
Т.о. Крымская война началась в обстановке дипломатической изоляции России. Ей предстояла борьба против коалиции наиболее технически развитых капиталистических государств.
Царь и его сановники полагались на неограниченные людские и материальные ресурсы России. Однако и этот расчет оказался ошибочным. Отсталая военная промышленность, которая базировалась в основном на крепостном труде, не могла обеспечить армию новейшим вооружением и снаряжением. Бездарность командования, казнокрадство, устаревшее вооружение и бездорожье сильно снижали боеспособность русской армии.
Гладкоствольные винтовки, стрелявшие на 300 шагов, в Европе – нарезные – на 100 шагов, парусный флот – в Европе- паровой, устаревшая корабельная артиллерия в России.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Крымская война 1953-1856»
Конспект урока по истории 8 класс по теме: «Крымская война 1853-1856гг. Оборона Севастополя»
Планируемые результаты изучения материала
изучить причины, ход и последствия Крымской войны;
- показать, что война оказала значительное влияние на развитие международных отношений, обнажила слабость Российской империи, изменила внутриполитическую ситуацию в стране, дала новый толчок последующей модернизации;
- воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах отчаянной, мужественной обороны родной земли российскими солдатами, работы медиков в труднейших условиях осажденного Севастополя;
- развивать навыки работы с документами, умение выделять главное,
устанавливать причинно-следственные связи.
Методы обучения и формы организации учебной деятельности
Обучающие: показать учащимся, что в Крымской войне столкнулись две системы: передовая – капиталистическая (Англия, Франция) и отсталая – крепостническая (Россия), подчеркнуть необходимость отмены крепостного права;
Развивающие: формирование у учащихся навыков работы с документами, историческими источниками, умения обобщать, анализировать исторический материал.
Воспитывающие: воспитание у учащихся любви к Родине, положительных качеств личности на примере героев обороны Севастополя.
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.
Развитие умений учащихся
Учатся рационально выполнять задания; размышлять и делать оценочные суждения; выделять причинно-следственные связи; воссоздавать исторические образы и создавать обобщенные образы людей изучаемой эпохи
Основные понятия и термины
1853-1856-Крымская война, восточный вопрос, сентябрь.1854-август1855-оборона Севастополя, 1856-Парижский мир, ноябрь 1853-Синопское сражение
Ход урока:
План:
Причины войны.
а) повод к войне;
б) участники войны.
2. Ход военных действий.
а) Синопское сражение;
б) оборона Севастополя;
в) герои войны
3. Условия Парижского мирного договора
4. Причины поражения России.
Оборудование: портреты Николая I, Влади́мира Алексе́евича Корнилова, Павла Степановича Нахимова, Тотлебена Эдуарда Ивановича, Истомина Владимира Иванович а, материалы презентации урока, контурные карты, документы
Предварительная подготовка: сообщения учащихся «Д. Севастопольская», «Матрос Кошка», «Нахимов П.С.»
Ход урока
I. Организационный момент.
- В марте 2013 г. исполнилось 157 лет со дня окончания Крымской войны, в ходе которой умер Николай I .
- Назовите годы правления Николая I. (1825-1855)
Мирный договор был подписан от лица Александра II – сына Николая I..
- Вы видите книгу «Крымская война». За 45 минут мы не сможем её прочитать, но попробуем выяснить основные причины, характер, проследить за ходом боевых действий и подвести итоги Крымской или Восточной (так её называли в Западной Европе) войны.
Задание на урок: Каковы причины поражения России в Крымской войне?
- Что такое восточный вопрос, почему он обострился в середине XIX в.?
- Крымская война(1853-1856гг.) была вызвана обострением противоречий между европейскими державами в южных морях, на Ближнем Востоке и Балканах, в Закавказье, в борьбе европейских государств за влияние на слабеющую и охваченную национально-освободительным движением Османскую империю. Николай I говорил, что Турция – больной человек и его наследство нужно и можно делить.
-Каковы были внешнеполитические планы России на Ближнем Востоке? (Укрепление русских позиций на Балканском полуострове, установление контроля над Босфором и Дарданеллами).
-Каким был режим проливов Босфора и Дарданелл?
(По Лондонской конвенции 1848 г. судоходство в проливах ставилось под международный контроль, провозглашался принцип их закрытия для военных кораблей всех европейских держав в мирное время. Для России это означало изоляцию её флота в черноморском бассейне и отсутствие уверенности в безопасности её южных границ, так как Османская империя могла в случае военных действий открыть проливы для кораблей европейских держав).
Рассмотрение таблицы на слайде.
-Николай I полагал, что войну придется вести с одной ослабевшей империей, надеялся договориться с Англией о разделе «наследства» этого «больного человека».
Ник.I рассчитывал на изоляцию Франции, а также на поддержку Австрии за оказанную ей в 1849 г. «услугу» в подавлении революции в Венгрии.
Англия не пошла на соглашение с Россией, т. к. это усиливало положение России на Ближнем Востоке.
В 1853г. между Англией и Францией был заключен секретный договор, направленный против России.
Ошибочен был и расчёт Н.I на то, что Франция не имеет достаточных военных сил для ведения агрессивной политики в Европе. Но Наполеон III для укрепления своего положения на престоле стремился к «небольшой», но «победоносной» войне.
Австрия опасалась усиления России на Балканах и готова была поддержать любую акцию, направленную против неё.
Т.о. Крымская война началась в обстановке дипломатической изоляции России. Ей предстояла борьба против коалиции наиболее технически развитых капиталистических государств.
Царь и его сановники полагались на неограниченные людские и материальные ресурсы России. Однако и этот расчет оказался ошибочным. Отсталая военная промышленность, которая базировалась в основном на крепостном труде, не могла обеспечить армию новейшим вооружением и снаряжением. Бездарность командования, казнокрадство, устаревшее вооружение и бездорожье сильно снижали боеспособность русской армии.
Гладкоствольные винтовки, стрелявшие на 300 шагов, в Европе – нарезные – на 100 шагов, парусный флот – в Европе- паровой, устаревшая корабельная артиллерия в России.
- Страны – участницы: Россия – с одной стороны;
Англия, Франция, Турция – с другой стороны.
Австрия, Пруссия – нейтралитет
- Из названных причин вытекает характер войны. Каков он? (Захватнический, колониальный)
-Вопрос: что послужило поводом к началу войны?
Работа с текстом учебника: (стр. 81, пункт 1, 1-2 абзац)
( Поводом к Крымской войне послужил возникший в н. 50-х г. спор между православной и католической церковью о «палестинских святынях», находившихся на территории Османской империи. Здесь столкнулись интересы России, защищавшей интересы православного духовенства, и Франции, покровительствующей католикам).
-20 октября 1853г. Николая I обнародовал Манифест о защите православной церкви в Османской империи и об оккупации Дунайских княжеств.
Русская армия в составе 82 тыс. солдат под командованием князя
М.Д. Горчакова перешла Прут и в течение месяца оккупировала Молдавию и Валахию.
27 сентября 1853г. османский двор предложил России в теч. 18 дней очистить Дунайские княжества, а через неделю, не дожидаясь срока истечения ультиматума, начал военные действия на Дунае и в Закавказье.
Война протекала на двух фронтах – Балканском и Закавказском.
2. Ход военных действий.
Военные действия в Дунайских княжествах развертывались вяло.
Основной удар Турция намечала нанести в Закавказье.
а) Синопское сражение;
С этой целью в порт Синоп прибыла турецкая эскадра под командованием Осман-паши. Турки планировали высадить крупный десант в р-не Сухум-кале. Но этот замысел сорвали решительные действия русского флота.
18 ноября 1853г. – Синопский бой.
Просмотр видео о Синопском сражении
Историк Е.В.Тарле сказал такие слова: «за слишком большой поглощенностью морскими интересами он забыл влюбиться и забыл жениться»
Сообщение о П.С. Нахимове
Блестящая победа русского флота при Синопе явилась поводом для прямого вмешательства в марте 1854 г. Англии и Франции в военный конфликт между Россией и Османской империей.
В результате дипломатических интриг удалось склонить лишь Сардинию, пославшую в Россию всего 15-тыс. солдат, которые все погибли в Крыму
Англичане предпринимали попытки высадиться на Аландских островах, на Соловках и на Кольском полуострове, в Петропавловске-Камчатском. Все эти нападения были отбиты.
Просмотр ЦОР.
Анимированная карта «Крымская война 1853-1856» ( 3- 4)
б) оборона Севастополя;
Но все же судьба войны решалась в Крыму.
2 сентября 1854г. войска союзников начали высадку на Крымском полуострове близ Евпатории.
8 сентября 1854г. произошло первое сражение на р. Альме, проигранное А.С. Меншиковым, командующим рус. войсками в Крыму.
Путь на Севастополь был открыт.
В октябре 1854г. началась его героическая оборона, продолжавшаяся
11 месяцев. (349 дней) (октябрь 1854- август 1855)
(работа со схемой)
Но все же судьба войны решалась в Крыму.
2 сентября 1854г. войска союзников начали высадку на Крымском полуострове близ Евпатории.
8 сентября 1854г. произошло первое сражение на р. Альме, проигранное А.С. Меншиковым, командующим рус. войсками в Крыму.
Путь на Севастополь был открыт.
В октябре 1854г. началась его героическая оборона, продолжавшаяся
месяцев. (349 дней) (октябрь 1854- август 1855)
17 октября 1854г. началась осада Севастополя.
Город был подвергнут пяти массовым бомбардировкам.
6 июня 1855г. – общий штурм Севастополя, отбитый с крупными потерями для противника.
28 июня во время интенсивного обстрела был ранен смертельно
П.С. Нахимов.
5 августа – пятая бомбардировка города.
27 августа 1855г. французские войска захватили южную часть города и господствующую над городом высоту – Малахов курган.
После этого русским войскам пришлось оставить город.
Просмотр видео об обороне Севастополя
Демонстрация портретов – участников обороны Севастополя
Просмотр видео из фильма «Нахимов» о затоплении кораблей
Работа по документу в книге
Вопрос: - Почему, высказывая несогласие с решением главнокомандующего затопить корабли в Севастополе, В.А. Корнилов не только не выполнил приказ, но и нашел слова для подчинённых, показывающие правильность этого решения?
(Морякам морально трудно пойти на такой шаг, в каждый корабль вложен труд, каждый имел свое имя, биографию, славные победы , моряки срослись с ними, как с товарищами. Затопленные корабли, как бы сослужили
последнюю службу, как солдаты. Сегодня на этом месте, в Севастопольской
бухте — памятник затопленным кораблям. Из хаоса вырастает символ победы — строгая, величественная колонна.
Рассказы от первого лица о защитниках Севастополя – Дарье Севастопольской и матросе Кошке.
Работа по документу «Оборона Севастополя» (извлечения из записок Алабина 15 марта 1855 г.)
Вопрос: - Какое влияние оказывали женщины и дети на защитников Севастополя?
-Что вы знаете о Н. И. Пирогове? ( Профессор медико - хирургической академии впервые в условиях военно-полевой хирургии применил в массовом масштабе гипсовые повязки и наркоз.)
Летом 1855г. рус. армия под командованием Н.Н. Муравьева начала осаду крупной турецкой крепости Карс, который пал 15 ноября 1855г.
Наградой, полученной Н.Н. Муравьевым за эту победу, было добавление к его фамилии «Карский».
Несмотря на успешные действия в Закавказье, падение Севастополя предрешило исход войны.
3. Условия Парижского мирного договора
Мирные переговоры начались в сентябре 1855г.
18 марта 1856г. был подписан Парижский мирный договор.
(Зачитать условия договора)
- Россия лишалась юж. Части Бессарабии с устьем Дуная,
- России возвращались взятые в ходе военных действий союзниками
Севастополь, Евпатория и др. портовые города в Крыму в обмен на Карс
и его область, занятые русскими войсками.
- России и Османской империи запрещалось иметь на Черном море
военный флот, а также на его берегах военные крепости и арсеналы.
- Черноморские проливы объявлялись закрытыми для военных судов всех
стран на время мира.
- Устанавливалась свобода плавания судов всех стран по Дунаю.
4. Причины поражения России.
Задание: Назовите причины поражения России в Крымской войне.
(Зачитать причины поражения).
- слабость военной промышленности,
- плохое обеспечение армии,
- плохое состояние дорог,
- ошибки в разработке стратегических планов.
Итоги Крымской войны:
- армия обескровлена,
- казна пуста,
- экономика расстроена,
- в результате стали видны все недостатки управления, вся отсталость от
западных стран в военном, экономическом, социальном отношении,
- значительно ослаб авторитет России на международном уровне, который
отныне приходилось завоевывать заново.
Война имела одно положительное последствие для России:
стало очевидно, что необходимы кардинальные перемены.
В силу этого самодержавие должно было приступить к проведению
крестьянской и других реформ - в сфере суда, финансов, местного управления, просвещения и печати, в военном деле.
- Ребята, какие слова-прилагательные вы бы поставили рядом со словами патриотизм русский, российский? Он какой? (Особенный... укорененный, глубинный, не зависящий от политического строя. Он проявляется тогда, когда речь идет о Родине, о родной земле.)
О каких уроках Крымской войны мы должны помнить сегодня? Что мы должны учитывать, памятуя об этой войне?
(Война это всегда горе, кровь, страдание людей, не слишком ли дорогую цену платят народы за авантюры своих правителей: французских,
английских, русских? )
Поэтому первый урок - это отказ от войн, как средства, решения внешнеполитических проблем.
Второй урок — прозорливо, умело строить внешнюю политику, не допускать стратегических просчетов.
III. Закрепление.
Задание по контурной карте
а) В контурной карте обозначьте место разгрома турецкого флота русской эскадрой в начале Крымской войны.
б) Обозначить город, который держал оборону 349 дней.
в) Обозначить территорию, отошедшую от России по Парижскому миру 1856 г.
Заполнить листы с пробелами.
IV. Итог урока.
Выставление отметок.
Д/з параграф 14, документ к нему.
Заполните пропуски
1. Крупнейшее сражение на море в ходе Крымской войны произошло в ноябре 1853г. в. ___________ . Русской эскадрой командовал _____________.
2. Важнейшим событием Крымской войны была оборона_______________
в _____________ гг. Ее возглавили адмиралы _______________________.
3. О более низком уровне технической готовности России к войне по сравнению со странами Запада говорит то. что русские корабли были ______________ , а английские и французские уже ___________ .
Русские ружья были ____________ , а английские и французские ___________, русские использовали _____________ как средство транспорта, а англичане прокладывали _______________ даже по чужой территории.
Заполните пропуски
1. Крупнейшее сражение на море в ходе Крымской войны произошло в ноябре 1853г. в. ___________ . Русской эскадрой командовал _____________.
2. Важнейшим событием Крымской войны была оборона_______________
в _____________ гг. Ее возглавили адмиралы _______________________.
3. О более низком уровне технической готовности России к войне по сравнению со странами Запада говорит то. что русские корабли были ______________ , а английские и французские уже ___________ .
Русские ружья были ____________ , а английские и французские ___________, русские использовали _____________ как средство транспорта, а англичане прокладывали _______________ даже по чужой территории.
Заполните пропуски
1. Крупнейшее сражение на море в ходе Крымской войны произошло в ноябре 1853г. в. ___________ . Русской эскадрой командовал _____________.
2. Важнейшим событием Крымской войны была оборона_______________
в _____________ гг. Ее возглавили адмиралы _______________________.
3. О более низком уровне технической готовности России к войне по сравнению со странами Запада говорит то. что русские корабли были ______________ , а английские и французские уже ___________ .
Русские ружья были ____________ , а английские и французские ___________, русские использовали _____________ как средство транспорта, а англичане прокладывали _______________ даже по чужой территории.
Заполните пропуски
1. Крупнейшее сражение на море в ходе Крымской войны произошло в ноябре 1853г. в. ___________ . Русской эскадрой командовал _____________.
2. Важнейшим событием Крымской войны была оборона_______________
в _____________ гг. Ее возглавили адмиралы _______________________.
3. О более низком уровне технической готовности России к войне по сравнению со странами Запада говорит то. что русские корабли были ______________ , а английские и французские уже ___________ .
Русские ружья были ____________ , а английские и французские ___________, русские использовали _____________ как средство транспорта, а англичане прокладывали _______________ даже по чужой территории.