Просмотр содержимого документа
«Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева»
Урок по теме: «Крестьянская война под предводительством
Е.И. Пугачева»
Цели:
Обучающая: продолжить учить учащихся навыкам систематизации исторических знаний на основе анализа и сравнения.
Воспитывающая: воспитывать у школьников активную гражданскую позицию.
Развивающая: развивать способности учащихся к аналитическому и логическому мышлению.
Тип урока: урок совершенствований знаний, умений, навыков.
изучение нового материала с элементами практической и лабораторной работы
Оборудование: интерактивная доска, карта «Восстание И. Пугачева», документ
Класс разбит на 3 группы
Ход урока:
Организованный момент
Сегодня на уроке мы с вами продолжим изучение социальные волнения, которые происходили в России. Но, прежде чем перейти к изучению новой темы, давайте вспомним:
Какие народные выступления в 17, начале 18 века происходили в России?
(2. Активизация класса, блиц –опрос)
Учитель: Какие народные выступления в 17, начале 18 века происходили в России?
Ответ детей: Соляной бунт – 1648г., Медный бунт – 1662г., восстание под предводительством С. Разина – 1666-1671г., Астраханское восстание – 1705-1706г., Восстание под предводительством К.А. Булавина – 1707-1709г., Башкирское восстание – 1705-1711г., выступление работных людей.
Учитель: Назовите основные причины этих восстаний и выступлений:
Ответ детей:
- высокие налоги, обнищания населения, бесчинства чиновников, закрепощение крестьян, тяжелые условия труда на мануфактурах, не равенство в правах русских и нерусских народов России и др.
Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с наиболее крупным выступлением 18 века, последней крестьянской войной, которая произошла в России данного периода.
1 слайд презентации
Учитель: Ребята открываем тетради и записываем, число 6 мая, и тему урока «Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева», которая происходила в (1773-1775г.). Запомните эту дату.
1 слайд презентации
И главный вопрос, на который необходимо ответить в конце урока: Почему это событие называют не крестьянское восстание, а крестьянская война???
Учитель: Прежде чем начать рассмотрения данного вопроса давайте вспомним памятку, которая помогает в изучении восстания.
2 слайд презентации
Ответы детей, слайд с этой памяткой.
Эта памятка будет главным планом нашего урока, т.е. мы на уроке должны выяснить причины крестьянской войны, определить участников, охарактеризовать основные этапы, и выяснить итоги и значения этого события.
Учитель: Начнем изучение крестьянской войны с рассмотрением причин. В этом нам поможет учебник. Итак, задание для всех следующее откройте, пожалуйста, 25 параграф, пункт 1. Прочитайте в течение 3 минут, и назовите причины крестьянской войны.
3 слайд презентации (после ответов учащихся)
Причины крестьянской войны
1. усиление власти и произвола помещиков над крестьянами
доказать этот произвол:
- бесправие крестьян, издевательства со стороны помещиков, ссылка за любую провинность в Сибирь и на каторгу (указ 1765г.), право продавать крестьян в рекруты, право расширять свою пашню за счет крестьянских хозяйств (т.е. сокращение крестьянских наделов).
2. Тяжелое положение работных людей и приписных крестьян на мануфактурах
- тяжелые условия труда (12-15ч. рабочий день), оторваны от семей, сильная эксплуатация.
3.Ухудшение положения нерусских народов Поволжья, Приуралья (башкиры, татары, калмыки)
4. Ликвидация властями казацкого самоуправления на Дону и Яике.
Учитель: Ребята посмотрите еще раз на причины крестьянской войны, и скажите, чьи права нарушены, кто является участниками этих событий?
4 слайд презентации
Ответы класса: Участники: крепостные крестьяне, работные люди, нерусские народы, казачество
5 слайд презентации – портрет И.Пугачева
Учитель: Ну, а предводителем этой крестьянской войны ясно из темы урока: И.Е. Пугачев. Давайте познакомимся с этим человеком поближе, вот посмотрите на фотографию этого человека.
Биография Пугачева – выступление учащегося
Учитель: Спасибо, итак прослушав выступление, стало ясно, что Емельян Пугачев был человеком смелым, энергичным, мужественным. И кто муже хитрым.
Учитель: вопросы классу. Скажите, за кого выдавал себя этот человек? (Петр3)
Почему Пугачев выдавал себя именно за императора Петра 3?
Кто такой Петр Федорович?
6 слайд презентации – портрет Петра 3, Екатерины 2
Ответы детей: Петр3 правил не долго, многие надеялись, что при нем улучшиться их социальное положение. Петр Федорович – муж Екатерины 2, после дворцового переворота 1762г. отрекся от престола и таинственно погиб.
Учитель: Послушайте интересный факт, что давало возможность выдавать Пугачеву себя за императора. Дело в том, что у Емельяна на теле были какие-то отметины, одна из них, например. По форме напоминала двуглавого орла, т.е. герб России. Отметины остались. Вероятно. В результате болезни. Пугачев же выдавал их за 2царские знаки». В народе верили, что у настоящего природного царя на теле имеются особые знаки.
Учитель: Какие случаи самозванчества в России вы помните?
Ответ: Лжедмитрий 1,2
Учитель: Итак, ребята, мы переходим к следующему пункту плана нашего урока, т.е. рассмотрим основные этапы, события крестьянской войны.
С основными этапами вы ознакомились самостоятельно дома в ходе опережающего д/з. А сейчас, необходимо охарактеризовать каждый из 3-х основных этапов. Представителя каждого стола, я попрошу подойти ко мне и выбрать номер этапа, который ваша группа будет охарактеризовывать, и получить конверт с набором карточек – хронологических событий всех крестьянской войны.
(получили конверты)
Учитель: Вам необходимо выбрать из общего количества - карточки соответственно вашему этапу, вашему заданию. И расположить их в хронологическом порядке. А, после выполнения задания, показать свой этап по карте.
На это задание вам предоставляется 3 мин., приступаем к выполнению, желаю всем удачи.
Основные этапы крестьянской войны
1 этап – сентября 1773 – марта 1774г.
- выступление Е. Пугачева перед яицками казаками. Открыл тайну своего происхождения, объявил себя спасшимся от смерти Петром III
5 октября 1773г. – началась 6-месячная осада Оренбурга, которая не принесла успеха.
Правительство направляет против мятежников отряд генерала Кара (численность 1.5 тыс. чел.), который был разбит соратниками Пугачева (А. Овчинников, И. Зарубин – Чика)
Власть собрала больше правительственные силы (Бибиков)
22 марта 1774 г. – поражение от правительственных войск под Татищевской крепостью
Учитель: скажите, в чем причина увеличения численности сторонников Пугачева.
Ответ: распространение грамот, манифеста.
Давайте познакомимся с этим историческим документом поближе, у вас на столах находятся копии манифеста с вопросами.
Ребята, вам дается 4 мин. для ознакомления с документом и вопросами к нему.
МАНИФЕСТ Е. И. ПУГАЧЕВА. ДЕКАБРЬ 1773 года
Тех, кто сам видит мое благородное лицо и прекрасный образ или в мыслях и сознании возвеличит меня, близко узнав, искренней душой, языком, делом и горячим сердцем и честию верит мне, таких людей, конечно, я буду жаловать вашими землями, водами, рыбными ловлями, покосами, пашнями, лесом, порохом, деньгами, свинцом, хлебом, солью и прочим. Кто не повинуется и противится: бояр, генерал, майор, капитан и иные — голову рубить, имение взять. Стойте против них, голову рубите, если есть имущество, привезите царю: обоз, лошади и разное оружие доставьте царю, другие пожитки раздайте армейским людям. В одно время они вас объедали, лишали моих рабов воли и свободы, сейчас вы их рубите, но если не подчиняются. Кто повинуется, тот не противник — того не трогайте. Кто признает меня, кто нашел прямой путь ко мне,— пусть несет воинскую службу. Противников же казнить буду. Не оставайтесь в неведении, пожалуйста. Чтобы верили: сам я, Петр Федорович,
подписался тако: Я самый Петр Третий.
Вопросы к документу:
- Что обещал Пугачев своим сторонникам
- Какие меры он предлагал в отношении дворянства
- Всех ли дворян он рассматривал как противников
Ответы учащихся:
- обещал сделать свободными казаками;
- пожаловать им земли, угодья;
- освободить от рекрутских наборов;
- призыв казнить помещиков.
Мечтал свергнуть Екатерину2, занять русский престол, править для народа.
Учитель: Вопрос классу: Какие слои населения будет привлекать эта программа?
Ответ: Программа Пугачева привлекала на его сторону новых людей, крестьян, работных людей, башкир, калмыков.
Т.О. Все видели в Пугачеве освободителя от гнета помещиков и царских властей. Поэтому на 1 –м этапе Пугачеву без проблем удавалось без боя покорять одну крепость за другой.
Учитель: Давайте подведем итоги первого этапа крестьянской войны.
Т.О. 1 этап крестьянской войны закончился неудачей Пугачева.
Мы, переходим ко второму этапу. Пожалуйста, право охарактеризовать данный период предоставляется 2 группе.
2 этап: апрель – июль 1774 г.
Пугачев снял осаду Оренбурга, отошел с войсками на восток (территорию Башкирии, Южного Урала)
Армия восставших пополняется работными людьми уральских заводов (они привозят пушки )
Численность увеличивается до 20 тыс. человек (вместе с удмуртами, марийцами, чувашами)
12-17 июля 1774 г. – сражение за Казань, взятие города (кроме Кремля)
Осажденным подошла помощь царских войск (Михельсон)
Поражение от войск полковника И.И. Михельсона
После каждый этапа подводится вывод.
3 группа:
3 этап: июль 1774 – январь 1775 г.
31 июля 1774 г. – манифест к крестьянам (документ) об освобождении крестьян от крепостной зависимости и налогов
Т.О. крестьянское восстание заполыхало не только не только в действии армии Пугачева, но и на правобережье Волги.
Пугачев захватывает Саратов, Пензу, Саранск (но потом оставил, т.к. напор царских войск велик)
Неудачная осада Царицына
25 августа 1774г. – поражение у Сальникова Завода
18 сентября 1774 г. – схвачен казацкой верхушкой (боялись расправы со стороны правительства) и выдан царским властям.
слайд презентации
Пугачев под конвоем, первые допросы.
ПЛЕНЕН ОКОЛО НАШЕГО СЕЛА
10 января 1774 г. – казнен в Москве на Болотной площади.
Окончательно крестьянское восстание подавлено в 1775г.
слайд презентации
КАЗНЬ ПУГАЧЕВА
Учитель: Охарактеризовав все этапы. Нам осталось подвести итоги этого события. Выяснить итоги и значение крестьянской войны.
Ребята, давайте с вами подведем итоги крестьянской войны. И затем ответим на поставленный в начале урока вопрос:
Почему это событие называют не крестьянское восстание, а крестьянская война???
Вспомните из курса истории, были ли предприняты правительством какие либо меры по улучшению жизни простого народа?
- самое крупное народное выступление в России
- восстание не улучшило положение крестьян в стране
- поражение восставших усилило репрессивный характер внутренней политике властей по отношению к податным сословиям:
Жестокие расправы и казни участников выступлений
- Зимовейская станица переименована в Потемкинскую, р.Яик переименована в р. Урал (яицкие казаки стали называться уральскими). Все это сделано, для тог, чтобы стереть названия «бунташных станиц».
Значение крестьянской войны:
- это самое крупное народное выступление в России за всю ее историю.
- впервые кроме идеи свободы были выдвинуты идеи борьбы с крепостничеством, с дворянством – от которого исходило главное зло (по мнению восставших)
- первое совместное выступление не только крестьян, но и работных людей, представителей национальных меньшинств.
Учитель: Вывод:
Крестьянская война не изменила к лучшему положение крестьян, народов Поволжья, казачества (лишь на некоторых горных заводах Урала было увеличена з/п и улучшились условия труда.
Но она потрясла империю Екатерины2, заставила власть искать пути решения крестьянского вопроса (призрак «пугачевщины» стал преследовать помещиков и представителей власти.
Восстание Пугачева – серьезнейший симптом нестабильности социальной системы Р.И. Соответственно, страна нуждалась в реформах, способных умиротворить население.