«Участие казахов в крестьянской войне под руководством Е. И. Пугачева (1773 – 1775 гг) »
«Участие казахов в крестьянской войне под руководством Е. И. Пугачева (1773 – 1775 гг) »
Предпосылки, причины и основные этапы участия казахов в крестьянском восстании под предводительством Е.Пугачева; мотивы участия казахов Младшего и Среднего жузов в восстании; история движения Невидимки (Коктемир); историческое значение восстания казахов
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Участие казахов в крестьянской войне под руководством Е. И. Пугачева (1773 – 1775 гг) »»
План – конспект открытого урока
Класс: 8 класс
Тема:«Участие казахов в крестьянской войне под руководством Е.И.Пугачева (1773 – 1775 гг)
Цели:
- рассмотреть предпосылки, причины и основные этапы участия казахов в крестьянском восстании под предводительством Е.Пугачева; выявить мотивы участия казахов Младшего и Среднего жузов в восстании; узнать о движении Невидимки (Коктемир); определить историческое значение восстания казахов
- развивать познавательный интерес; совершенствовать навык работы с текстом; уметь сопоставлять и делать выводы; закрепить навык работы с картой
- воспитывать уважение к истории своего народа, стремление к совершенствованию знаний
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: смешанный
Оборудование: интерактивная доска, карта, иллюстрации, диск «Е.И.Пугачев», полоски 2 цветов, карточки с заданиями
Основные понятия: манифест, крепостное право, барымта, «Пыльный поход»
План урока:
1. Организационный момент – 2 мин.
2. Проверка домашнего задания – 10 мин.
3. Введение в тему – 3 мин
4. Объяснение – 5 мин.
6. Работа по подгруппам – 15 мин.
7. Рефлексия – 5 мин.
7. Итог, домашнее задание – 5 мин.
Ход урока:
1. Орг. момент
2. Опрос домашнего задания
- работа по карточкам (№1, №2, №3);
- анаграмма «Собери слово»;
- работа с датами;
- работа с историческими понятиями «Пыльный поход»
Вывод: Казахи проявили мужество, героизм, стойкость. В то же время эта война показала, что вражда между народами не принесет никому лучшей доли.
1. Сегодня мы поговорим о другой войне. Тема урока: «Участие казахов в восстании под предводительством Е.И.Пугачева»
Слайд – эпитет
«Несчастных героев рождает народ,
В часы испытаний и грозных невзгод;
На смерть из них каждый пойдет, если надо
Поэтому вечно бессмертен народ» М.Алимбаев
Учитель: Е.Пугачев – противоречивая личность, бунтовщик и авантюрист, виртуозно сочетавший артистический дар с пылким бродяжьим духом.
3. Сообщение ученика о Е.Пугачеве
Слайд «Е.И.Пугачев»
4. Учитель: Е.Пугачев – предводитель последней крестьянской войны в России, жил в переломное и противоречивое время
С одной стороны, большие успехи в развитии хозяйства и культуры, знаменитые победы на суше и на море, с другой – ужасы крепостничества, бедственное положение русского крестьянства.
Отрывок из фильма «Е.Пугачев»
В 1773-1775 г.г. в России произошло одно из крупных восстаний. Возглавил его Е.И. Пугачев, именовавший себя российским царем Петром 3. Уральское казачество, составлявшее костяк восставших, было недовольно ликвидацией старинных казачьих вольностей и прав, произволом местной администрации. Одной из особенностей этого восстания было то, что в нем участвовали представители различных народов Российской империи: башкиры, татары, калмыки. Не осталась в стороне и часть казахов Младшего и Среднего жузов.
5. Работа с учебником
Задание для всей группы – слайд – вопрос
Определите основные причины участия казахов в восстании?
6. Работа по подгруппам
Задание для зеленых: «Участие казахов Младшего жуза в восстании»
Заданий для синих: «Участие казахов Среднего жуза в восстании».
Вывод – да, казахи не остались в стороне.
Царское правительство, закончив войну с Турцией, направило против восставших значительные силы. В августе 1774 года под Царицыном, Пугачев потерпел поражение в районе рек Большой и Малой Узени. Он был схвачен предателями и передан царским властям.
7. Вопрос
Ребята, как вы думаете, в период господства великой императрицы Екатерины II, расцвета крепостничества, бедственного положения русского крестьянства, какая участь могла ждать Пугачева и его сподвижников?
Ответы учащихся
Да, действительно, Е. Пугачев и его сподвижники были приговорены к смертной казни.
Слайд – казнь Е.Пугачева
8.«Движение Невидимки»
После подавления основных очагов восстания в казахских степях антиколониальное движение получило продолжение. Оно получило название «Движение Невидимки» (Коктемир). Невидимка уверял, что Пугачев вернется и что нельзя останавливать борьбу против царизма. Особенно эти слухи сильно распространялись среди родов тама и табын.
Для проверки этих слухов в степь были направлены карательные отряды. К 1776 году в степи установилось затишье.
9. Работа с учебником
Задание для зеленых: Выявить причины и последствия поражения восстания
Задание для синих: Определить историческое значение участия казахов в восстании.
10. Рефлексия
На листочках записать по одному вопросу по теме. Игра «Историческая перестрелка»
11. Обобщение
12. Домашнее задание: п. 10- изучить, ответить на вопросы.