kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Крестьянская реформа 1861 г."

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном уроке перед учащимися ставится проблемная ситуация: "Был ли решен крестьянский вопрос реформой 1861 года?". В ходе рассмотрения материала рассматриваются вопросы о подготовке крестьянской реформы. При рассмотрении основных положения реформы учащимся предлагается работа с документом. Подводя итог учащиеся отвечают на проблемный вопрос. На закрепление материала также дается работа с документом. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Крестьянская реформа 1861 г."»

Учебный курс: История России XIX в. 8 класс.

Автор разработчик учебной программы: А.А. Данилов.

Тип урока: Изучение нового материала

Вид урока: Смешанный

Тема урока: «Крестьянская реформа 1861 г.»

Цель урока: Раскрыть основные положения реформы. Дать оценку реформе.

Задачи:

Образовательные:

- Познакомить с реформой отмены крепостного права, дать ей оценку.

Развивающие:

- Развивать навыки работы с текстом учебника;

- формирование умения отвечать на вопросы по тексту учебника;

- обобщать материал, выделять главное.

Воспитательные:

- Способствовать воспитанию у учащихся уважения к историческим деятелям, внесшим большой вклад в процесс освобождения крестьян.

Методы и методические приемы, используемые на уроке: монологический, эвристический, объяснительный, частично поисковый; создание проблемной ситуации.

Средства обучения: История России XIX век. 8 класс, А.А. Данилов, Л.Г. Косулина – М., Просвещение, 2014; раздаточный материал – Документ «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости 19 февраля 1861 г.», фото-иллюстрации, аудиозаписи.

Основные понятия: отрезки, рескрипт, уставная грамота, временнообязанный крестьянин, выкупные платежи.

Основные даты: 19 февраля 1861 г.











План урока.

1.Организационный этап.

2. Актуализация знаний по теме «Накануне отмены крепостного права».

3. Изучение нового материала - Крестьянская реформа 1861 г.:

1) Подготовка крестьянской реформы.

2) Основные положения крестьянской реформы 1861 г.

3)Значение отмены крепостного права.

4. Закрепление материала

5. Домашнее задание.







































Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся



1


Организационный этап.


Приветствие.

Проверка готовности к уроку.

Отметка отсутствующих.



Приветствие, готовность к уроку.

Запись числа в тетрадь.


2


Актуализация знаний


На прошлом уроке мы с вами выясняли предпосылки и причины отмены крепостного права. Я бы хотела выяснить, как вы усвоили этот материал.


(Фронтальный опрос)

Каковы были причины отмены крепостного права?


Кто начал заниматься крестьянским вопросом? Что вы можете о нем сказать?


Учащиеся отвечают.

Предполагаемые ответы.


1.Поражение в Крымской войне

2.Учащенные волнения крестьян.

3.Крепостное право препятствует дальнейшему развитию сельского хозяйства.

4.Отсутствие личной свободы у крестьян препятствовало развитию промышленности.


Александр II.


3




Постановка проблемы урока.








Изучение нового материала





































































































































































































Мы продолжаем рассматривать вопрос об отмене крепостного права.


Цель нашего урока выяснить: Был ли решен крестьянский вопрос реформой 1861 года?



Итак, тема сегодняшнего урока

«Крестьянская реформа 1861 г.»


А что такое реформа?


Давайте зафиксируем определение.


Реформа - преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни.



1.Подготовка крестьянской реформы.


Впервые о необходимости отмены крепостного права Александр II официально заявил в речи перед представителями московского дворянства 30 марта 1856 года.



«Слухи носятся, что я хочу дать свободу крестьянам; это несправедливо, и вы можете сказать это всем направо и налево; но чувство враждебное между крестьянами и их помещиками, к несчастью, существует, и от этого было уже несколько случаев неповиновения помещикам.

Я убежден, что и вы одного мнения со мной, следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу».


Это было первым шагом начала реформы. Давайте зафиксируем его в тетрадь. Делать будем это схемой.

(Приложение 1)


1.Александ II заявил о необходимости крепостного права.


2.Январь 1857 г. - создан Секретный комитет «для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян»


Но дело шло достаточно туго – ведь большинство сотрудников комитета являлись ярыми противниками отмены крепостного права.

Тогда Александр принимает более действенные меры. И в этом ему помогает случай.


… стр. 140.


3. 1857 г. - рескрипт об учреждении губернских комитетов для подготовки проектов крестьянской реформы.


5 декабря 1857 г. – рескрипт на имя Игнатьева.

Обсуждение отмены крепостного права стало носить гласный и открытый характер.


4. Февраль 1858 год - Секретный комитет был преобразован в Главный комитет.

Что стало окончательным шагом в обнародовании планов подготовки реформы.





5. март 1859 г. – учреждены Редакционные комиссии.

Они занимались рассмотрением материалов, представленными губернскими комитетами, и составлением на из основе общего проекта закона об освобождении крестьян.

Во главе Ростовцев Я.И.


6. октябрь 1860 г. – роспуск редакционных комиссий. Передача документов вначале в Главный комитет, а затем в Государственный совет.


7. 29 января -16 февраля 1861 г. – обсуждение и утверждение реформы в Государственном Совете.


8. 19 февраля 1961 г. подписание императором основных правовых документов по крестьянской реформе (всего 17), главными из которых были:

- Манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта»;

- Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости;

- Положение о выкупе крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости»


Ребята, хочу заострить ваше внимание на дату.


Она вам ничего не напоминает?



2. Основные положения реформы 1861 г.


Работа с документом. (Приложение 2) – раздаточный материал.


Прочитайте документ «Основные положения крестьянской реформы 1861 г.» и выделите основные положения крестьянской реформы.


Хорошо, давайте разберем каждое более подробно.




1. Крестьяне объявлялись свободными и наделялись гражданскими правами.


Какие гражданские права вы можете назвать из документа?


Сейчас, нам кажется, что эти вещи элементарные, мы даже не задумываемся, что их у нас могло и не быть. А для крестьян они стали долгожданными.


2.Крестьяне получали землю в ограниченном размере.


Надел не мог быть выше установленной законом нормы. Он колебался от 3 до 12 десятин.

И если в крестьянском пользовании было больше установленной законом нормы, то помещик имел право отрезать излишки

(«отрезки»)


Важной частью реформы являлся вопрос о выкупе земли.


3. Землю крестьяне получали не безвозмездно, а должны были ее выкупать у помещика.


Дело в том, что крестьяне не могли выкупить всю землю сразу. Поэтому предприняты следующие меры: крестьяне пока не выкупят землю – временнообязанный. И несёт в пользу помещика повинности.


Размеры определялись Уставными грамотами.


Размер выкупа определялся следующим образом: стр. 142.


Давайте запишем это схемой. (Приложение 3)


Объяснение:

Выкупные платежи осуществлялись следующим образом:

Крестьянин выплачивает 20 %

Остальные 80% - государство. Но государство не дарило эти деньги помещику, а считалось, что крестьянин взял в долг.


И на протяжении 49 лет с начислением 6% годовых он отдавал долг государству.


3. Значение отмены крепостного права.


Давайте вернемся к поставленному нами вопросу.

Был ли решен крестьянский вопрос реформой 1861 года?


Какую оценку реформе вы можете дать?


В России было ликвидировано крепостничество. Крестьяне стали свободными людьми. Однако реформа сохранила крепостнические пережитки.

Крестьяне так и не получили землю в полную собственность, а значит не имели возможности перестроить свое хозяйство на новый лад.











Записывают тему урока в тетрадь.


Предполагаемые ответы:


Реформа – преобразование, вводимое законным путем.


Записывают определение в тетрадь.





























Записывают в ходе объяснения этапы в тетрадь.








































Сообщение о Ростовцеве Я.И.

























Предполагаемые ответы:

19 февраля Александр II вступил на престол.

6 лет со дня восшествия на престол.










Читают документ. Выделяют положения.


Записывают по ходу разъяснения основные положения крестьянской реформы в тетрадь.




Предполагаемые ответы:

- объявлялись свободными, могли производить сделки с движимым и недвижимым имуществом (покупка, продажа и т.д.)

- выступать от своего имени в суде

- возможность вступать в брак




Запись определения в тетрадь.

Отрезки – часть находившихся в пользовании крестьян земель, отрезанных после крестьянской реформы 1861 г. в пользу помещика.






Запись определения в тетрадь.


Временнообязанный - категория бывших помещичьих крестьян, освобождённых от крепостной зависимости Положениями Александра II от 19 февраля 1861 г., но не переведённых на выкуп.


Уставные грамоты - документ, который устанавливал размер надела и повинности за пользование им временнообязанных крестьян.






Запись схемы в тетрадь.














Предполагаемый ответ: реформа носила противоречивый характер

-С одной стороны- давали свободу, с другой стороны- необходимо было выкупать землю.






Запись вывода в тетрадь.


5.


Закрепление материала.


Работа с документом в конце параграфа.



Читают, отвечают на вопросы.


6.


Домашнее задание


§20, читать пересказ, вопросы. Выучить определения и даты.



Записывают задание в дневник.





















Приложение 1.



Подготовка крестьянской реформы



















































Приложение 2.

Документ: Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости 19 февраля 1861 г.

Основные положения крестьянской реформы 1861 года:

1. Крепостное право на крестьян, водворенных в помещичьих имениях, и на дворовых людей отменяется навсегда, в порядке, указанном в настоящем Положении и в других, вместе с оным изданных, Положениях и Правилах.

2. На основании сего Положения и общих законов крестьянам и дворовым людям, вышедшим из крепостной зависимости, предоставляются права состояния свободных сельских обывателей, как личные, так и по имуществу...

3. Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют, за установленные повинности, в постоянное пользование крестьян усадебную их оседлость и, сверх того, для обеспечения их быта и для выполнения их обязанностей пред правительством и помещиком то количество полевой земли и других угодий, которое определяется на основаниях, указанных в местных» положениях.

4. Крестьяне за отведенный, на основании предыдущей статьи, надел обязаны отбывать в пользу помещиков определенные в местных положениях повинности работою или деньгами.

5. Возникающие из сего обстоятельства поземельные отношения между помещиками и крестьянами определяются правилами, изложенными как в сем Общем, так и в особых местных положениях.

6. Наделение крестьян землею и другими угодьями, а равно следующие за сие повинности в пользу помещика определяются преимущественно по добровольному между помещиками и крестьянами соглашению, с соблюдением лишь следующих условий:

а) чтобы надел, предоставленный крестьянам в постоянное пользование, для обеспечения их быта и исправного отправления ими государственных повинностей, не был менее того размера, который определяется с этою целию в местных положениях;

б) чтобы те повинности крестьян в пользу помещика, которые отправляются работою, определялись не иначе, как временными договорами, на сроки не долее трех лет (причем не воспрещается, однако же, возобновлять такие договоры в случае желания обеих сторон, но также временно, не долее как на трехлетний срок);

в) чтобы вообще заключаемые между помещиками и крестьянами сделки не были противны общим гражданским законам и не ограничивали прав личных, имущественных и по состоянию, предоставляемых крестьянам в настоящем Положении.

Во всех тех случаях, когда добровольные соглашения между помещиками и крестьянами не состоятся, надел крестьян землею и отправление ими повинностей производятся на точном основании местных положений.

7. На сих основаниях составляются «уставные грамоты», в которых должны быть определены постоянные поземельные отношения между каждым помещиком и водворенными на его земле крестьянами. Составление таковых уставных грамот предоставляется самим помещикам. Как на составление оных, так и на рассмотрение и введение их в действие назначается два года со дня утверждения сего Положения... .

8. Помещики, наделив крестьян в постоянное пользование за установленные повинности землею на основании местных положений, не обязаны впредь ни в каком случае наделять их каким бы то ни было сверх того количеством земли...

9. Вышедшие из крепостной зависимости крестьяне составляют по делам хозяйственным сельские общества, а для ближайшего управления и суда соединяются в волости. В каждом сельском обществе и в каждой волости заведывание общественными делами предоставляется миру и его избранным на основаниях, в сем Положении изложенных...

10. Каждое сельское общество, как при общинном, так и при участковом или подворном (наследственном) пользовании землею отвечает круговою порукою за каждого из своих членов в исправном отбывании казенных, земских и мирских повинностей...

Приложение 3.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
"Крестьянская реформа 1861 г."

Автор: Абаркина Екатерина Сергеевна

Дата: 13.04.2016

Номер свидетельства: 318356

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "крестьянская реформа 1861г "
    ["seo_title"] => string(31) "kriest-ianskaia-rieforma-1861gh"
    ["file_id"] => string(6) "178382"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424812907"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Урок по теме «Крестьянская реформа 1861 года»"
    ["seo_title"] => string(50) "urok_po_tiemie_kriest_ianskaia_rieforma_1861_ghoda"
    ["file_id"] => string(6) "355125"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1478197610"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Конспект урока "Крестьянская реформа 1861 г.""
    ["seo_title"] => string(48) "konspiekt_uroka_kriest_ianskaia_rieforma_1861_gh"
    ["file_id"] => string(6) "436397"
    ["category_seo"] => string(15) "istoriya-rossii"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1509657394"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Условия крестьянской реформы 1861 года"
    ["seo_title"] => string(43) "usloviia-kriest-ianskoi-rieformy-1861-ghoda"
    ["file_id"] => string(6) "265351"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449922022"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Александр 2. Крестьянская реформа"
    ["seo_title"] => string(37) "alieksandr_2_kriest_ianskaia_rieforma"
    ["file_id"] => string(6) "379780"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1484509105"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства