kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Крестьянская реформа 1861г

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок истории  8 класс

Тема урока: Крестьянская реформа 1861 года. Отмена крепостного права в России.

Тип урока: комбинированный, урок формирования знаний, универсальных учебных действий с элементами исследовательской работы.

Технология: работа с историческими источниками,

Цель урока:

1. Сформировать у учащихся представление о ходе процесса отмены крепостного права в России, определить роль крестьянской реформы для дальнейшего развития страны.

2. Развивать способность представлять события с различных точек зрения, описывать его в различных жанрах, умение анализировать исторические документы, статистические данные, извлекать из них информацию. Высказывать свою точку зрения на события с разных позиций, ставить перед собой и группой проблему, намечать пути её решения, обобщать; формировать социально-личностные компетенции.

3. Воспитывать уважение к истории своего Отечества, уважение к людям, посвятившим жизнь реформированию России.

Задачи урока:

1. Выяснить основные положения реформы отмены крепостного права, историческое значение реформы для развития страны.

2. Продолжить работу над развитием умений работать с историческими источниками,  решать тесты, подбирать недостающую информацию, соотносить информацию из различных источников, отбирать наиболее оптимальные пути для решения проблемы, анализировать результаты индивидуальной и групповой работы.

3. Воспитывать умение понимать, сочувствовать, сопереживать людям, ставить себя на их место.

Понятийный аппарат: крестьянская реформа, рескрипт, дарственный надел, уставная грамота, мировые посредники, выкупные операции, временнообязаннные крестьяне, реформа, прирезки, отрезки, манифест.

Даты: 1842 г., 1797 г., 1803 г., 2 апреля 1854 г., 29 января 1855 г., весна-лето 1856 г., 19 февраля 1861 г. 

Оборудование: видеопроектор, учебник «История России XIX век» для 8 класса, авторы А.А.Данилов, Л.Г. Косулина, раздаточный материал: документ «Манифест об освобождении помещичьих крестьян от крепостной зависимости», «Положения о крестьянах,  вышедших из крепостной зависимости».

Ход урока

I.                  Организация класса.

………………….

1. Работа с документом.

- Отрывок из поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»:

Слайд 1 картина + стихи

Задача учителя –помочь учащимся определить тему и цель урока.

Учитель: (читает стихотворение, звучит музыкальное сопровождение).

Беден, нечесан Калинушка

Нечем ему щеголять,

Только расписана спинушка,

Да за рубахой не знать.

С лаптя до ворота

Шкура вся вспорота,

Пухнет с мякины живот.

Верченый, крученый,

Сеченый, мученый

Еле Калина бредет…

Вопрос учащимся: О чем это стихотворение ?

-Предполагаемые ответы.

Учитель: О чем сегодня мы будем вести разговор? Определите тему сегодняшнего урока?

Учащиеся: Крестьянская реформа 1861 года.

Определение цели урока совместно с учащимися.

Сегодня нам предстоит пролистать страницы журнала «Крестьянская реформа 1861г.»

На страницах журнала  мы с вами  познакомимся с такими понятиями, как: крестьянская реформа, рескрипт, дарственный надел, уставная грамота, мировые посредники, выкупные операции,  реформа, прирезки, отрезки, манифест. Слайд.

Сегодня на  уроке вы будете работать группами

Дорогие ребята,  я надеюсь, что работа наша будет дружной и плодотворной.

Итак, начнем!

1 страница нашего устного журнала называется «Предпосылки отмены крепостного права» Слайд.

IV. Домашнее задание: параграф 20,

Творческое задание: написать “письмо” от лица освобожденного крестьянина или помещика, отпустившего крестьян на свободу, на имя императора Александра II.

Спасибо, ребята, за урок всем до свидания.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок истории 8 класс»

Урок истории 8 класс

Тема урока: Крестьянская реформа 1861 года. Отмена крепостного права в России.

Тип урока: комбинированный, урок формирования знаний, универсальных учебных действий с элементами исследовательской работы.

Технология: работа с историческими источниками,

Цель урока:

1. Сформировать у учащихся представление о ходе процесса отмены крепостного права в России, определить роль крестьянской реформы для дальнейшего развития страны.

2. Развивать способность представлять события с различных точек зрения, описывать его в различных жанрах, умение анализировать исторические документы, статистические данные, извлекать из них информацию. Высказывать свою точку зрения на события с разных позиций, ставить перед собой и группой проблему, намечать пути её решения, обобщать; формировать социально-личностные компетенции.

3. Воспитывать уважение к истории своего Отечества, уважение к людям, посвятившим жизнь реформированию России.

Задачи урока:

1. Выяснить основные положения реформы отмены крепостного права, историческое значение реформы для развития страны.

2. Продолжить работу над развитием умений работать с историческими источниками, решать тесты, подбирать недостающую информацию, соотносить информацию из различных источников, отбирать наиболее оптимальные пути для решения проблемы, анализировать результаты индивидуальной и групповой работы.

3. Воспитывать умение понимать, сочувствовать, сопереживать людям, ставить себя на их место.

Понятийный аппарат: крестьянская реформа, рескрипт, дарственный надел, уставная грамота, мировые посредники, выкупные операции, временнообязаннные крестьяне, реформа, прирезки, отрезки, манифест.

Даты: 1842 г., 1797 г., 1803 г., 2 апреля 1854 г., 29 января 1855 г., весна-лето 1856 г., 19 февраля 1861 г.

Оборудование: видеопроектор, учебник «История России XIX век» для 8 класса, авторы А.А.Данилов, Л.Г. Косулина, раздаточный материал: документ «Манифест об освобождении помещичьих крестьян от крепостной зависимости», «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости».

Ход урока

  1. Организация класса.

………………….

1. Работа с документом.

- Отрывок из поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»:

Слайд 1 картина + стихи

Задача учителя –помочь учащимся определить тему и цель урока.

Учитель: (читает стихотворение, звучит музыкальное сопровождение).

Беден, нечесан Калинушка

Нечем ему щеголять,

Только расписана спинушка,

Да за рубахой не знать.

С лаптя до ворота

Шкура вся вспорота,

Пухнет с мякины живот.

Верченый, крученый,

Сеченый, мученый

Еле Калина бредет…

Вопрос учащимся: О чем это стихотворение ?

-Предполагаемые ответы.

Учитель: О чем сегодня мы будем вести разговор? Определите тему сегодняшнего урока?

Учащиеся: Крестьянская реформа 1861 года.

Определение цели урока совместно с учащимися.


Сегодня нам предстоит пролистать страницы журнала «Крестьянская реформа 1861г.»

На страницах журнала мы с вами познакомимся с такими понятиями, как: крестьянская реформа, рескрипт, дарственный надел, уставная грамота, мировые посредники, выкупные операции, реформа, прирезки, отрезки, манифест. Слайд.

Сегодня на уроке вы будете работать группами

Дорогие ребята, я надеюсь, что работа наша будет дружной и плодотворной.

Итак, начнем!

1 страница нашего устного журнала называется «Предпосылки отмены крепостного права» Слайд.


1. Переход к изучению новой темы. Актуализация знаний.

Беседа с учащимися.

- Давайте вспомним, что такое крепостное право? Слайд. Вопрос - ответ

Форма зависимости крестьян, при которой они наделяются землёй, неся за пользование ею различные повинности барщину, оброк и подчиняются судебной и административной власти помещика. Крестьянин является собственностью барина.

- Как относился к крепостному праву Николай I. Слайд. Портрет Николая I. Вопрос. Следующий слайд – ответ.

Николай I говорил, что крепостное право является злом. Но его отмена, по мнению императора, была бы ещё большим злом, т.к. нарушила бы общественное спокойствие.

- Вспомните, предпринимались ли в России попытки отмены крепостного права? Слайд. Вопрос - ответ

В Латвии и Эстонии в 1816 г. было отменено крепостное право. Крестьяне получили личную свободу, но без земли.

- давайте вспомним, какие законы, подрывавшие устои крепостничества, постепенно принимались верховной властью, выполнив задание.

Выполняя роль аналитиков, решите задание № 1. Соотнесите имя, дату и название указа.

Ребята работаем быстро, не более 3-х мин., выполненные задания сдаем на проверку экспертам

Слайд. Задание.

Павел I

1842 г.

об «обязанных крестьянах»

Александр I

1797 г.

«о трёхдневной барщине»

Николай I

1803 г.

«о вольных хлебопашцах»

обратите внимание на правильные ответы

Ответ: Слайд.

Имя императора

Год издания указа

Название указа

Павел I,

1797,

«о трехдневной барщине»

Александр I,

1803,

«о вольных хлебопашцах»

Николай I,

1842,

об «обязанных крестьянах»


  1. Изучение новой темы.

2. Итак, ребята подошло время перехода ко второй странице.

Слайд. Портрет Александра II. Название «Александр II»

- Вы уже знаете, что в самый разгар Крымской войны внезапно умер император Николай I и на престол вступил его сын Александр II.

Поэтому следующая страница нашего журнала посвящена личности Александра II.

Прослушайте сообщение об императоре Александре II.

Пожалуйста ….

Сообщение ученика. Александр II.

Спасибо, …., присаживайся!

- Учитель. Александр II незаурядная личность, он получил довольно разностороннее образование. Особое внимание уделялось истории. Жуковский считал, что «история из всех наук самая важнейшая, важнее философии, ибо в ней заложена лучшая философия, то есть практическая, следовательно, полезная». Обстановка и атмосфера, в которой рос наследник, отличалась доброжелательностью, искренностью в отношениях между членами большой семьи Николая I, а также учителями и наставниками и их воспитанниками.

Воспитатели отмечали в нем сердечность, чувствительность, веселый нрав, любезность, общительность и естественность поведения среди множества людей, хорошие манеры, храбрость, красивую внешность.


- Прослушав сообщение, вы много узнали про нового про императора Александра II, и теперь вам предстоит проявить свои творческие способности, в качестве поэтов выполнив задание № 2.

- Вы знаете, что такое синквейн?

Синквейн в пер. с фр. – пятистишие, т.е. стихотворение, состоящее из 5 строк. Написанное по особому правилу. Обратите внимание на алгоритм написания синквейна.

Первая строчка

  1. Одно слово (центральное понятие темы, существительное)

Вторая

  1. Два слова (прилагательные, характеризующие главное слово)

Третья

  1. Три слова (глаголы, объясняющие, что произошло с главным словом)

Четвертая

  1. Фраза или предложение (вывод) 3-5 слов

И пятая

  1. Одно слово (оценка всего того, что раскрыто ранее, восклицание, соответствующее первой строке, может быть существительным, синонимом и т.д.).


Прослушайте, синквейн про Николая I.

Николай I.

Решительный, беспощадный

Правил, создавал, наказывал

Любитель военных парадов

Император.


Сейчас вы попробуете написать стихотворение-синквейн об Александре II по алгоритму. Слайд. Алгоритм синквейна. И памятки на столах.

- Работаем быстро, время на выполнение задания не более 5 мин ???., сразу же готовимся к зачитыванию синквейнов.


Итак, время истекло, пожалуйста, кто первый, эксперты внимательно слушают и выставляют заработанные баллы.

Молодцы, ребята, вы успешно справились с поставленной задачей, я надеюсь, что многие из вас смогут стать поэтами – синкветийстами.


3 страница нашего журнала называется «Крестьянский вопрос»


Учитель: Впервые о необходимости отмены крепостного права в России Александр II официально заявил в краткой речи, произнесённой им 30 марта 1856 года, перед представителями московского дворянства.

Я рву лист бумаги (ПО ЛИНЕЙКЕ) пополам, а другой лист бумаги складываю пополам.

Обращение к классу: Ребята, а есть ли разница в моих действиях? Ведь я получила то, что хотела? (Реформа – революция)

Обращение к классу: Ребята! Что менее болезненно для общества? (реформа).

Вот и Александр II понимал, что крепостное право нужно отменить сверху, путем реформы, нежели ждать пока оно отменится снизу, путем народной революции.

- Правительство желало в первую очередь узнать мнения помещиков о том, каким образом лучше отменить крепостное право. От помещиков ожидали инициативы в деле подготовки реформы. Александр II издал рескрипт генерал-губернатору В.И.Назимову о разрешении создать в каждой губернии комитеты для обсуждения вопроса отмены крепостного права. Слайд Рескрипт – письмо монарха к подданному

- В течение 1858г. рескрипты были даны и остальным губернаторам и губернские комитеты начали свою работу.

Учитель: При подготовке проекта отмены крепостного права наиболее горячие дискуссии вызывал вопрос: «Освободить крестьян за выкуп или нет? Наделять ли крестьян землей при освобождении. Кто и в каком размере должен компенсировать помещикам потерю части земли ».

Подписание законодательных актов об отмене крепостного права было приурочено к 19 февраля 1861г. – шестой годовщине восшествия Александра II на престол

Презентация «предпосылки реформы»

Мы переходим к изучению следующей страницы под названием «Крестьянская реформа» 4 страница «Крестьянская реформа» Слайд

Итак, 19 февраля 1861г. Александр II подписал -

  1. «Манифест об освобождении помещичьих крестьян от крепостной зависимости»;

  2. «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости».

А сейчас, ребята вам предстоит поработать самостоятельно с историческими документами в роли ученых исследователей и выполнить ряд заданий. Это задание № 3. и задание № 4. Выполнив задания, вам предстоит подготовиться к ответу, поэтому в нашей оценочной таблице, есть 5 задание, где эксперты будут оценивать лаконичность речи выступающего.

Эксперты в это время ознакомятся с «Манифестом об освобождении помещичьих крестьян от крепостной зависимости»;

И «Положениями о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости».

Время на выполнение задания __5___ мин.

Самостоятельная работа в группах с учебником (с. 141-142). и документы

Две группы

Первая группа

Карточка – задание для группы № 1.

  1. Изучите материал учебника § 20 п. «Основные положения крестьянской реформы» и документы « Манифест об освобождении помещичьих крестьян от крепостной зависимости», «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости».


  1. Подготовьте вопросы:

- Какую власть над крестьянами потерял помещик?

- Какие гражданские права получили крестьяне?

Ответ: помещик не мог больше продать, заложить, подарить крестьян с семьёй или отдельно от неё.

Гражданские права:

1. производить сделки с движимым и недвижимым имуществом (покупка, продажа и т.д.)

2. открыть торговые и промышленные предприятия

3. выступать от своего имени в суде

4. не могут подвергаться телесному наказанию иначе как по приговору суда или законному распоряжению поставленных над ними властей

5. переходить в другие сословия

- почему переход крестьян на выкуп так затянулся?

- что такое крестьянский надел?

-дайте определение терминов «отрезки» и «прирезки».

Ответ: без согласия помещика крестьянин не мог перейти на выкуп, а часть помещиков была заинтересована в сохранении существующей системы эксплуатации крестьянства. С другой стороны, для начала выкупной операции далеко не все крестьяне обладали необходимыми денежными средствами.

Крестьянский надел – это земельный участок, предоставлявшийся в пользование крестьянину помещиком или государством за различные повинности(надельное землепользование.) После крестьянской реформы 1861 превращался в общинную собственность.

Отрезки - часть находившихся в пользовании крестьян земель, отрезанных после крестьянской реформы 1861г. в пользу помещиков. Производились, если надел превышал высшую норму, установленную Положениями 19 февраля 1861г.

Прирезки – земля, которая добавлялась к крестьянскому наделу при освобождении, если он был меньше низшей нормы.


Вторая группа

Карточка – задание для группы № 2.


    1. Изучите материал учебника § 20 п. «Основные положения крестьянской реформы» и документы « Манифест об освобождении помещичьих крестьян от крепостной зависимости», «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости».


    1. Подготовьте вопросы:


-Что говорилось в Манифесте о собственности крестьян на землю?

-Обладал ли крестьянин достаточными денежными средствами для выкупа земли?

- какие крестьяне назывались временнообязанными.

- С какого времени могло прекратиться временнообязанное положение крестьян, и что для этого было необходимо?

Ответ: крестьяне освобождались с землёй. Однако в Манифесте говорилось, что помещики сохраняют право собственности на всю принадлежащую им землю. Следовательно, крестьянин должен был выкупить землю. Но для выкупа земли у крестьянина не было денежных средств. Поэтому до перевода крестьян на выкуп, т.е. до начала выкупной операции, крестьяне были временнобязанными, т.е. должны были исполнять все свои прежние обязанности перед помещиком


Что такое дарственный надел? Уставная грамота?Мировые посредники?

Ответ: дарственный надел – ¼ часть от высшей нормы земельного надела, которую крестьянин мог получить бесплатно.

Размер выкупаемого надела и условия выкупа фиксировались в уставной грамоте. Таким образом, уставная грамота - это договор помещика с крестьянином.

За соблюдением условий уставных грамот, урегулированием споров между крестьянами и помещиками следили мировые посредники, назначаемые Сенатом из потомственных дворян. Среди мировых посредников были такие известные люди, как Л.Н.Толстой, некоторые декабристы.

Мировые посредники – должностное лицо в период проведения крестьянской реформы 1861 г. назначался из дворян для составления и утверждения уставных грамот и разбора споров между крестьянами и помещиками. Обладал судебно-административной властью.


А теперь нас ждет

5 страница под названием, «Вспомним что узнали»,

Где вам предстоит выполнить последнее задание, помните в начале урока, мы с вами говорили о том, что узнаем, кто такие временнообязанные крестьяне, что такое крестьянская реформа, рескрипт, дарственный надел, уставная грамота, мировые посредники, выкупные операции, реформа, прирезки, отрезки, манифест. В ходе работы с документами вы познакомились с данными понятиями.

Поэтому чтобы проверить ваши знания, я предлагаю вам поиграть в «Лото», соотнесите понятия и их значение. Работаем быстро, дружно…

8. Преобразование какой-либо стороны общественной жизни

1. ¼ часть от высшей нормы земельного надела, которую крестьянин мог получить бесплатно.

5. Договор помещика с крестьянином, определяющий размер крестьянского надела.

9. Письмо монарха к подданному

2. Должностное лицо в период проведения крестьянской реформы 1861 г. назначался из дворян для составления и утверждения уставных грамот и разбора споров между крестьянами и помещиками. Обладал судебно-административной властью.

3. Лично свободные крестьяне, несущие повинности в пользу помещика.

4. Земля, которая добавлялась к крестьянскому наделу при освобождении, если он был меньше низшей нормы.

7. Часть находившихся в пользовании крестьян земель, отрезанных после крестьянской реформы 1861г. в пользу помещиков. Производились, если надел превышал высшую норму, установленную Положениями 19 февраля 1861г.

10. Форма правового акта главы государства или высшего органа государственной власти, обращенный к населению.

6. Плата крестьян за получаемый надел земли в период проведения и после крестьянской реформы 1861 г.

6 страница подведем итог «Историческое значение крестьянской реформы»


Учитель. Крестьяне благодаря реформе проведенной Александром II получили личную свободу, гражданские и имущественные права. Реформа 1861 года вызвала недовольство и помещиков и крестьян. Однако, несмотря ни на что, отмена крепостного права имела огромное значение для России. Теперь все россияне становились свободными. Было уничтожено право собственности на труд и личную свободу людей. Перед нашей страной открылась возможность развития новых хозяйственных отношений.

Александр II за эту историческую реформу получил почётное звание царь-освободитель.

Крестьянская реформа способствовала развитию России по капиталистическому пути. Однако она сохранила множество феодальных пережитков, которые тормозили буржуазное развитие деревни.

Крупное помещичье землевладение, беднота и малоземелье крестьян оставались ещё долго и обостряли решение так называемого крестьянского вопроса, который в будущем станет, по сути дела, главным вопросом предстоящих русских революций.

Итог урока. Рефлексия

Мы сегодня на уроке пролистали журнал «крестьянская реформа 1861г.» давайте дадим другое название нашему журналу, как вы считаете, какое название отражает ее суть, выберите из предложенных вариантов, а, может быть, у вас будет свой вариант?

1. Вот тебе, бабушка, и Юрьев день.

2. Кому на Руси жить хорошо?

3. Обманутые надежды.

4. Да здравствует Свобода!

5. Униженные и оскорбленные.

6. СВОЙ ВАРИАНТ.___________________________________________


Не уставай искать ответа

На то, на что ответа нет

В неотвечаемости этой

Уже содержится ответ…

Прошло почти полтора столетия с момента освобождения крестьян. Но даже нам, людям 21 века трудно однозначно определить суть и значение этой реформы, о чем и свидетельствуют ваши ответы.

Вопросы учителя:

Напомните цели урока.

- Достигли ли мы поставленных целей?

- Что было трудно?

- Что помогло при рассмотрении материала?

Оцените свою работу на уроке.


Каждый из вас должен выбрать знак препинания – ( . , ! ? ) и поставить в конце формулировки темы урока. (помогает подводить итог урока)

У каждого на парте лежат сигнальные карточки разных цветов. Какой цвет вы выбираете для оценки комфортности на уроке?

Зеленый———комфортно

Желтый ———не комфортно

Синий————очень не комфортно

Выставление и комментирование оценок



IV. Домашнее задание: параграф 20,

Творческое задание: написать “письмо” от лица освобожденного крестьянина или помещика, отпустившего крестьян на свободу, на имя императора Александра II.



Спасибо, ребята, за урок всем до свидания.



Просмотр содержимого презентации
«Урок»

Беден, нечесан Калинушка Нечем ему щеголять, Только расписана спинушка, Да за рубахой не знать. С лаптя до ворота Шкура вся вспорота, Пухнет с мякины живот. Верченый, крученый, Сеченый, мученый Еле Калина бредет…

Беден, нечесан Калинушка

Нечем ему щеголять,

Только расписана спинушка,

Да за рубахой не знать.

С лаптя до ворота

Шкура вся вспорота,

Пухнет с мякины живот.

Верченый, крученый,

Сеченый, мученый

Еле Калина бредет…

«Крестьянская реформа 1861г.»

«Крестьянская

реформа 1861г.»

Основные понятия урока Крестьянская реформа, рескрипт, дарственный надел, уставная грамота, мировые посредники, выкупные операции, реформа, прирезки, отрезки, манифест.

Основные понятия урока

Крестьянская реформа, рескрипт, дарственный надел, уставная грамота, мировые посредники, выкупные операции, реформа, прирезки, отрезки, манифест.

Предпосылки отмены крепостного права

Предпосылки отмены

крепостного права

Николай I (1825 – 1855 гг.)

Николай I (1825 – 1855 гг.)

Задание 1. Соотнесите имя, дату и название указа. Павел I 1842 г. Александр I об «обязанных крестьянах» 1797 г. Николай I 1803 г. «о трёхдневной барщине» «о вольных хлебопашцах»

Задание 1.

Соотнесите имя, дату и название указа.

Павел I

1842 г.

Александр I

об «обязанных крестьянах»

1797 г.

Николай I

1803 г.

«о трёхдневной барщине»

«о вольных хлебопашцах»

Ответ:  Имя императора Год издания указа Павел I, Название указа 1797, Александр I, 1803, «о трехдневной барщине» Николай I, «о вольных хлебопашцах» 1842, об «обязанных крестьянах»

Ответ:

Имя императора

Год издания указа

Павел I,

Название указа

1797,

Александр I,

1803,

«о трехдневной барщине»

Николай I,

«о вольных хлебопашцах»

1842,

об «обязанных крестьянах»

(1855 – 1881 гг.)

(1855 – 1881 гг.)

Николай I. Решительный, беспощадный Правил, создавал, наказывал Любитель военных парадов Император.

Николай I.

Решительный, беспощадный

Правил, создавал, наказывал

Любитель военных парадов

Император.

Алгоритм написания синквейна

Алгоритм написания синквейна

  • Одно слово (центральное понятие темы)
  • Два слова (прилагательные, характеризующие главное слово)
  • Три слова (глаголы, объясняющие, что произошло с главным словом)
  • Фраза или предложение (вывод) 3-5 слов
  • Одно слово (оценка всего того, что раскрыто ранее, восклицание)
(1855 – 1881 гг.)

(1855 – 1881 гг.)

Рескрипт – письмо монарха к подданному

Рескрипт –

письмо монарха

к подданному

Крестьянская реформа

Крестьянская реформа

Вспомним что узнали 1. Дарственный надел 5. Уставная грамота 2. 6. Выкупные операции Мировые посредники 3. Временнообязанные крестьяне 9. 4. Прирезки 7. Рескрипт 10 Манифест   Отрезки 8. Реформа      

Вспомним что узнали

1. Дарственный надел

5. Уставная грамота

2.

6. Выкупные операции

Мировые посредники

3. Временнообязанные крестьяне

9.

4. Прирезки

7.

Рескрипт

10 Манифест

 

Отрезки

8. Реформа

 

 

 

Историческое значение крестьянской реформы

Историческое значение

крестьянской реформы

1.  Вот тебе, бабушка, и Юрьев день. 2.  Кому на Руси жить хорошо? 3.  Обманутые надежды. 4.  Да здравствует Свобода! 5.  Униженные и оскорбленные. 6. Свой вариант_______________  

1. Вот тебе, бабушка, и Юрьев день.

2. Кому на Руси жить хорошо?

3. Обманутые надежды.

4. Да здравствует Свобода!

5. Униженные и оскорбленные.

6. Свой вариант_______________

 

Крестьянская реформа 1861года

Крестьянская

реформа 1861года

Д/З.  - параграф 20,  - творческое задание:  написать “письмо” от лица освобожденного крестьянина или помещика, отпустившего крестьян на свободу, на имя императора Александра II.

Д/З. - параграф 20, - творческое задание: написать “письмо” от лица освобожденного крестьянина или помещика, отпустившего крестьян на свободу, на имя императора Александра II.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
крестьянская реформа 1861г

Автор: Гниденко Татьяна Витальевна

Дата: 25.02.2015

Номер свидетельства: 178382

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) ""Крестьянская реформа 1861 г.""
    ["seo_title"] => string(28) "kriestianskaiarieforma1861gh"
    ["file_id"] => string(6) "318356"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460561658"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Урок по теме «Крестьянская реформа 1861 года»"
    ["seo_title"] => string(50) "urok_po_tiemie_kriest_ianskaia_rieforma_1861_ghoda"
    ["file_id"] => string(6) "355125"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1478197610"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Конспект урока "Крестьянская реформа 1861 г.""
    ["seo_title"] => string(48) "konspiekt_uroka_kriest_ianskaia_rieforma_1861_gh"
    ["file_id"] => string(6) "436397"
    ["category_seo"] => string(15) "istoriya-rossii"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1509657394"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Условия крестьянской реформы 1861 года"
    ["seo_title"] => string(43) "usloviia-kriest-ianskoi-rieformy-1861-ghoda"
    ["file_id"] => string(6) "265351"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449922022"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Александр 2. Крестьянская реформа"
    ["seo_title"] => string(37) "alieksandr_2_kriest_ianskaia_rieforma"
    ["file_id"] => string(6) "379780"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1484509105"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства