kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока истории в 5 классе "Устройство Римской республики"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок позволит выявить положение плебеев после двухсотлетней борьбы с патрициями; рассмотреть порядок выборов консулов и круг вопросов, которые ими решались, роль народных трибунов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока истории в 5 классе "Устройство Римской республики"»

Устройство Римской республики


Цель: познакомиться с устройством Римской республики:

Задачи:

образовательная:

1 выявить положение плебеев после двухсотлетней борьбы с патрициями;

2 рассмотреть порядок выборов консулов и круг вопросов, которые ими решались, роль народных трибунов;

3 дать оценку деятельности сената и его роли в Риме;

4 охарактеризовать боевую подготовку римского войска;

5 найти преимущества римского войска в сравнении с греческим и македонским;

развивающая:

1 на основе иллюстраций в учебнике и отдельных изображений сформировать образное мышление;

2 на основе исторических источников сформировать навыки самостоятельной работы;

3 на основе схематических рисунков и сравнительного анализа развить навыки логического мышления;

воспитательная:

1 формирование патриотизма и чувства долга перед Отечеством;

2 формирование уважения к заслугам и порядку народов древних цивилизаций;

3 развитие творческой активности, качеств смелости и образованности.

Оборудование:

  • Учебник (пар. 46)

  • Карта «Древний Рим»

  • Компьютерная презентация

Индивидуальные карточки

Основные понятия: республика, консулы, народные трибуны, право вето, сенаторы, Марсово поле, Форум, туника, тога, кандидата, легион, гастаты, принцепсы, триарии.


Тип урока: комбинированный


Тема: «Устройство Римской республики»

План

1. Выборы консулов и принятие законов.

2. Сенат и его роль в Риме.

3. Римское войско.

Ход урока:

1) Организационный момент (эмоциональный настрой учащихся)

А вы знаете, что…

  • Один никому не известный грек по имени Герострат пошёл на преступление в 356 г. до н.э. – поджёг красивый храм Артемиды в г. Эфесе. Как вы думаете, зачем он это сделал? А как ещё можно прославиться?

  • Так вот, цель нашего урока, и последующих – рассмотреть, как прославились римляне в истории. Для этого нам понадобится систематизировать знания.


2) Проверка д/з:

Слайд 2


а) Исторический зрительный диктант

1) Весталка

1)

2)

2) Основатель Рима

3) Ликторы

3)

4) Патриции

4)

5)

5) Переселенцы из других областей Италии

6) Сенат


7)

Орган, которому принадлежала высшая власть


Отметить те понятия, с которыми можно провести историческую параллель с Древней Грецией (в скобках указать греческие термины) – взаимопроверка, оценки

Слайд3


б) Индивидуальная карточка:

Слайд 4


АЛГОРИТМ

Подготовь развёрнутый ответ на вопрос: «Как жили жители древнего Рима?»

Для этого вспомни:

1) В честь кого город получил такое название?

2) Какие занятия существовали у древних римлян?

3) Какая схема управления у них была?



В древнем Риме люди занимались выращиванием ячменя и пшеницы , винограда и льна. Они разводили рогатый скот, свиней, коров, ослов, занимались кузнечным делом, ткачеством, изготовлением глиняной посуды.

Слайд 5)


Из обстоятельного ответа вы узнали, что римляне изгнали последнего царя. Естественно, встал вопрос – что делать дальше? Как управлять страной?

Задача сегодняшнего урока – выяснить, какая форма правления сложилась в Риме в четвёртом веке до нашей эры и каково её устройство. (Запись темы урока в тетрадь)

Слайд 6,7,8


3. Сообщение темы и целей урока.

План:

  1. Выборы консулов и принятие законов.

2.Сенат и его роль в Риме.

3. Римское войско.


4. Изучение нового материала.


1) рассказ учителя:

Выборы консулов.


- Итак, закроем глаза и мысленно перенесемся в Древний Рим. 3 век до нашей эры. С самого начала существования республики, на протяжении 200 лет, шла ожесточённая борьба между патрициями и плебеями. Она то затихала, то разгоралась с новой силой.

- Как вы думаете, из-за чего они воевали?

Причины:

1) уравнивание в правах патрициев и плебеев

2) снять долговую кабалу ( 326 г. до н.э.)

3) получить доступ к общегосударственным землям

- ( сл. 9)Ежегодно в предрассветный час одного летнего дня на Марсовом поле( широкая равнина за городской стеной) собирались на Собрание граждане Рима. На высоком берегу Тибра взвивался красный флаг, который свидетельствовал о том, что Риму ничего не угрожает. Когда распахивались ворота, из них в окружении 12 ликторов появлялся консул. Раздавались звуки трубы, и жрец возвещал о том, что боги приняли жертву. И народное собрание приступало к выбору консулов на следующий год.


- А есть ли у вас предположения, как проходило голосование?

- Давайте прочитаем о нём ( стр. 223 – каждый гражданин… с212)

- Как вы думаете, кто мог стать консулом? ( и бедный, и богатый гражданин). Но так как в Риме не платили денег за государственную службу, то консулом мог стать только богатый человек. Почему?


- Каковы функции консулов? ( сл. 10)

1) проводили наборы в войско

2) созывали Народное собрание

3) предлагали новые законы

4) могли отменить распоряжения друг друга, поэтому им приходилось договариваться о принятии решения

5) во время войны один консул находился в Риме, а другой при войске ( но если опасность была велика, то оба консула присутствовали на войне)


- А как выбирали народных трибунов? ( стр. 223 - для выборов… стр 213)

Слайд 11)


2) работа по учебнику: ( сл. 12)

Стр. 224 стр 213-214 – Сенат и его роль в Риме

Рассказ учителя и слайд 13

3) Рассказ учителя:

- Большую часть римских граждан составляли крестьяне, для которых главной ценностью была земля. Семьи росли, подрастающие сыновья нуждались в собственных участках, и они с завистью смотрели на поля богатых земледельцев. Чтобы избежать восстаний малоземельных крестьян, Римское государство вынуждено было вести завоевательный войны. В результате беспрерывных войн Римское государство расширило свои территории, приобрело богатый военный опыт и создали сильное войско, которое делилось на легионы. Основную массу воинов - легионеров составляли земледельцы; бедняков. Не владевших землёй на военную службу не брали.


- ( сл.14) Какие же нововведения произошли в римской армии?

1) вооружение, позволявшее одному и тому же бойцу вести как дальний, так и рукопашный бой.

2) построение войска подвижными отрядами, дававшее возможность успешно сражаться на пересечённой местности.

3) умение строить походные лагеря – крепости

4) суровая военная дисциплина


- А теперь давайте рассмотрим поподробнее каждое из этих нововведений.

А остальные читают текст учебника на стр. 224-226 , стр. 214-216


1 нововведение: ( сл. 14) У римлян не было сильной конницы, зато пехота считалась самой лучшей в мире. Голову тяжеловооружённого легионера защищали шлем, грудь и спину – панцирь, живот – широкий кожаный пояс с металлическими бляхами. Щит имел полуцилиндрическую форму, делался из досок, обтягивался бычьей кожей. По краям он был укреплён железными полосами, а в центре имел железную шишку, которую воин стремился подставить под удар врага.

Римляне вооружали всех легионеров острыми и крепкими мечами, которыми можно было рубить и колоть. Главным нововведением римлян было особое копьё, которое годилось как для метания, так и для ближнего боя. Оно состояло из острого и тонкого железного наконечника( 1м3 см), насаждённого на древко такой же длины. Сблизившись с противником, легионер бросал копьё. Если врагу удавалось прикрыться щитом, копьё. Имевшее зазубрины, застревало в щите и сковывало движение воина. Римлянин, выхватив меч, бросался на врага, который вынужден был бросить щит. Копьём опытные легионеры могли сразить сразу двух воинов противника.

2 Нововведение: ( сл. 15-16) Римское войско делилось на легионы, в которых насчитывало 4500 тыс. воинов. Перед боем римляне строились не сплошной массой, а строились в три линии, каждая из которых состояла из десяти отрядов. В первой линии стояли юноши призывного возраста, во второй – воины постарше и покрепче, а в третьей – самые опытные и надёжные воины. В начале боя вперёд выбегали легковооружённые юные воины. Они забрасывали противника дротиками, пущенными из пращи и отбегали. Если консул видел, что они не могут преодолеть врага, он приказывал им отступать в промежутки между отрядами. Врагам начинало казаться, что они одолели врага, как вдруг перед ними оказывались воины второго ряда. Если положение было опасным, то вводились резервы – отряды третьей линии Воины этой линии, пропустив отступающих в промежутки между своими отрядами, смыкали строй и нападали на врага единой сплошной стенной.

3 нововведение: ( сл.17) в походе, даже оставаясь на одну ночь, римляне строили хорошо укреплённый лагерь. Он разбивался по чётко установленному единожды плану- в форме четырёхугольника. Посланные вперёд командиры выбирали ровную местность, где была поблизости вода, топливо для костров и трава для скота. Флажками замечалось расположение стоянки: проводились две пересекающие главные улицы лагеря. В конце улиц предполагалось устроить ворота. На месте пересечения улиц отмечали палатки командующего.

Когда легионеры приходили к месту стоянки, каждый воин уже знал и улицу и ту часть её, где должна находиться его палатка. Сложив оружие и багаж, воины копали ров, ограждающий лагерь, возводили земляной вал и укрепляли частоколом. Лагерь превращался в хорошо защищённую крепость. При внезапной тревоге в нём не было паники, ведь каждый воин чётко знал, что ему нужно делать.

Там где не было дорог, воинам приходилось внести весь свой скарб на себе.

Ноша воина состояла из оружия, запасов пищи, личных вещей, строительного инструмента и 2 тяжелых колов для строительства лагеря. Помимо обучения военному искусству, воины изучали ремесло землемера, строителя или каменщика, а также учились строить дороги, сооружать каналы и различные здания. Воины получали

жалование ок.250 денариев. Треть денег уходила на пищу, которую легионеры приобретали за свой счет. Еда была простой: сыр, бобы, хлеб. Питьем для солдат была вода, или поска -дешевый сорт вина.


4 нововведение: (сл.18)таких побед не возможно было бы достичь, если бы не было дисциплины. В военное время полководцы имели полную власть над жизнью и смертью своих подчинённых.Нарушение приказа, дезертирство и трусость карались немедленно. Ликторы перед строем секли розгами виновного, а затем отрубали голову. Если целая часть войска проявляла трусость, воинов выстраивали и казнили каждого десятого. Если часовой засыпал на посту, то его предавали военному суду и забивали палками и камнями. Отличившимся в бою увеличивали долю военной добычи, их награждали почётным оружием. Тому, кто первым забирался на стены вражеской крепости, давали венок с изображением зубчатой стены.

Сл.19

- Ребята я что-то забыла, а как называют человека, который собирается, но еще не занял ни какой должности?

-А знаете, что это слово появилось тоже в Риме?


4. Подведение итога урока:

Сл.20


Игра « Крестики – нолики» : Х – верно, О - неверно


Х 1

Х 2

Х 3

Х 4

О 5

Х 6

Х 7

О 8

Х 9

1. Для выбора консулов граждане собирались на Марсовом поле ( Х)

2. Оба консула в Риме обладали равноправной властью (Х)

3. Для выборов народных трибунов граждане часто собирались на Форуме.(Х)

4. Все консулы пожизненно становились сенаторами (Х)

5. Сенат отчитывался перед гражданами за свои действия (О)

6. Римское войско делилось на легионы (Х)

7. Перед боем римляне строились в три линии (Х)

8. Первыми бой начинали самые опытные воины(О)

9. Даже останавливаясь на одну ночь, римляне строили хорошо укреплённый лагерь (Х)

Сл.20

5) Рефлексия Слайд 21

6. Домашнее задание: слайд 22

Параграф 46, вопросы, творческое задание ( по желанию) :

1) сочинение « написать об одном дне военного похода римлян» или

2) рисунок на тему « военные отряды римлян»





























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока истории в 5 классе "Устройство Римской республики"

Автор: Ярмольчик Татьяна Александровна

Дата: 16.08.2016

Номер свидетельства: 339493

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Устройство Римской республики"
    ["seo_title"] => string(31) "ustroistvo_rimskoi_respubliki_1"
    ["file_id"] => string(6) "524040"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1571918014"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Разработка урока по всемирной истории "Цивилизация Древнего Рима" "
    ["seo_title"] => string(70) "razrabotka-uroka-po-vsiemirnoi-istorii-tsivilizatsiia-drievniegho-rima"
    ["file_id"] => string(6) "112387"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408559457"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект рока обществознания в 5 классе "Госдарственные символы России" "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-roka-obshchiestvoznaniia-v-5-klassie-gosdarstviennyie-simvoly-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "134512"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416756810"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства