kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока история 8 класс "Заседание Государственного Совета"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок истории и литературы

Тема: Заседание Государственного Совета: отмена крепостного права

Учителя: 

Низамова Надежда Борисовна учитель истории и обществознания, МОУ «Невидимковская  ООШ» п. Невидимка, Лысьвенский район, Пермский край.

Стратийчук Галина Ивановна, учитель русского языка и литературы, МОУ «Невидимковская ООШ», Лысьвенский район, Пермский край.

Цели:

1.Сформировать у учащихся представление о необходимости отмены крепостного права

2.Познакомить учащихся с различными точками зрения по вопросу об освобождении крестьян на основе исторического и литературного материала.

3.Развивать навыки публичных выступлений, развивать умения применять ранее полученные знания для изучения нового материала.

4.Воспитывать понимание позиции человека другой исторической эпохи

Тип: изучение нового материала

Оборудование:

  • иллюстрации, отображающие жизнь крестьян и картины русской природы
  •  портреты Радищева А.Н. и Пушкина А.С.
  • понятие «Крепостное право», «Уставная грамота»
  • книги Радищева А.Н.
  • портрет Александра ІІ
  • портреты участников заседания Государственного Совета.

Вступление: А.И. Герцен о крепостном праве:

Учитель литературы: «  С детских лет я бесконечно люблю наши села и деревни. С полей несет сытным дымом овинов, свежим сеном, из лесу веет смолистой хвоей и скрипит запущенный колодезь, опуская бадью, и гремит по мосту порожняя телега, подгоняемая молодецким окриком.

В нашей бедной, северной, долинной природе есть трогательная прелесть, особенно близкая нашему сердцу.

Наши бесконечные луга, покрытые ровной зеленью, успокоительно хороши, в нашей стелющейся природе что-то мирное, доверчивое, раскрытое, беззащитное и кротко грустное. Что-то такое, что поется в русской песне, что кровно отзывается в русском сердце. И какой славный народ живет в этих селах.»

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок истории и литературы»

Интегрированный урок истории и литературы


Тема: Заседание Государственного Совета: отмена крепостного права


Учителя:

Низамова Надежда Борисовна учитель истории и обществознания, МОУ «Невидимковская ООШ» п. Невидимка, Лысьвенский район, Пермский край.

Стратийчук Галина Ивановна, учитель русского языка и литературы, МОУ «Невидимковская ООШ», Лысьвенский район, Пермский край.


Цели:

  1. Сформировать у учащихся представление о необходимости отмены крепостного права

  2. Познакомить учащихся с различными точками зрения по вопросу об освобождении крестьян на основе исторического и литературного материала.

  3. Развивать навыки публичных выступлений, развивать умения применять ранее полученные знания для изучения нового материала.

  4. Воспитывать понимание позиции человека другой исторической эпохи


Тип: изучение нового материала


Оборудование:

  • иллюстрации, отображающие жизнь крестьян и картины русской природы

  • портреты Радищева А.Н. и Пушкина А.С.

  • понятие «Крепостное право», «Уставная грамота»

  • книги Радищева А.Н.

  • портрет Александра ІІ

  • портреты участников заседания Государственного Совета.


Вступление: А.И. Герцен о крепостном праве:

Учитель литературы: « С детских лет я бесконечно люблю наши села и деревни. С полей несет сытным дымом овинов, свежим сеном, из лесу веет смолистой хвоей и скрипит запущенный колодезь, опуская бадью, и гремит по мосту порожняя телега, подгоняемая молодецким окриком.

В нашей бедной, северной, долинной природе есть трогательная прелесть, особенно близкая нашему сердцу.

Наши бесконечные луга, покрытые ровной зеленью, успокоительно хороши, в нашей стелющейся природе что-то мирное, доверчивое, раскрытое, беззащитное и кротко грустное. Что-то такое, что поется в русской песне, что кровно отзывается в русском сердце. И какой славный народ живет в этих селах.»

Учитель истории: «Это горе, это несчастье – крепостное состояние.

Две России с начала XVІІІ столетия стали враждебно друг против друга. С одной стороны, была Россия правительственная, императорская, дворянская, богатая деньгами, вооруженная не только штыками, но всеми приказными и полицейскими уловками, взятыми из Германии. С другой – Русь черного народа, бедная, хлебопашенная, общинная, демократическая, безоружная, побежденная, собственно, без боя.»


Учитель литературы: Русское общество осознало необходимость отмены крепостного права еще во второй половине XVIII века. Начиная с Радищева эту тему поднимали все крупные писатели.


  • Ученица читает отрывок из стихотворения А.С.Пушкина «Деревня».

  • Чтение главы «Вышний Волочок» из книги А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву»


Учитель истории: Матушка – земля кормит миллионы, поэтому земельный вопрос всегда был, есть и будет одним из самых важных во внутренней политике любого государства, но для нашей аграрной России XIX века, где существовало крепостное право, он был важен вдвойне.


Учитель литературы: Этот вопрос мы выносим на заседание Государственного Совета. Сегодня, кроме членов Государственного Совета, присутствуют гости – истинные патриоты, которые не равнодушны к судьбе России, к судьбе крестьян .

Учитель истории: Господа, мы начинаем заседание Государственного Совета. Прошу не выходить за рамки установленного для выступления времени:

  • не мешать выступающим, уважая их право на изложение своего мнения.

  • соблюдать порядок прений и при голосовании.


ПРОШУ ВСТАТЬ! (Звучит гимн «Боже, царя храни»)


Сегодня на наш суд выносится 1 вопрос о необходимости отмены крепостного права. Какие будут предложения, замечания по повестке заседания? Кто за данную повестку прошу голосовать!

На заседании Государственного Совета мы пригласили тех, кто каким-то образом решал, пытался решить вопрос отмены крепостного права с периода правления Александра I до правления Александра II.





Учитель истории: (Ролевая игра)

Прошу представителей помещиков занять свои места и на основании «Записки М.П. Позена» и «Записки Унковского А.М.» высказать свое мнение об отмене крепостного права.


Учитель литературы: Книга А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» смело, резко описывает жизнь крестьян. Зачитываются отрывки из книги А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» глава «Любани»; глава «Пешки».

Вот такую нерадостную картину жизни крестьян рисует Радищев в книге.


Учитель истории: Слово представляется крестьянам. Что ждут крестьяне от реформы? (Выступление крестьян).


Слово представляется Александру II.


Выслушав всех участников реформ, предлагаю заключить помещикам и крестьянам Уставную грамоту, выработав условия, на которых крестьяне получат землю.


Работа со схемой на доске.


Помещик Власть Крестьяне


Земля

Выкуп

Свобода


Показать стрелками, что ждет от реформы каждая группа?

Как вы думаете, как решится крестьянский вопрос?


Рефлексия:

Учитель истории: Понравилось ли вам выступать от лица исторического персонажа?


Учитель литературы: Смогли ли вы понять проблемы этих людей и этой эпохи? (вспомните жизнь крепостных крестьян Радищев, возможно ли быть счастливым при таких условиях?)


Учитель литературы: Если бы вы оказались в тех исторических реалиях, что бы вы предложили от себя?

Насколько их точка зрения вам была близка?

Домашнее задание: Подготовить выступление «Мой проект отмены крепостного права от имени помещика , крестьянина ,государства).




Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок»

Интегрированный урок по истории и литературе.



1. Что такое интегрированный урок? Это урок для достижения целей которого отбрано содержание, базирующееся на межпредметном материале. Интегрированный урок позволяет решать совокупность задач, которые весьма трудно реализуются в рамках традиционных подходов. Вот некоторые из таких задач


- повышение мотивации учебной деятельности за счёт нестандартной формы урока(это интересно, потому что необычно);


- возможность рассмотрения понятий, используемых в разных предметных областях;


- организация целенаправленной работы с мыслительными операциями, такими как сравнение, обобщение, выделение главного и т.д.


- формирование компетентностей.


А главное – формирование широкой целостной картины мира в сознании учащихся.



.

2. Литература и история –


это два предмета, между которыми существуют многосторонние связи. Объектом исследования является человек, личность в разные исторические эпохи, поэтому естественным является объединение их в один интегрированный гуманитарный курс. Многие литературные темы имеют тесную связь с историей (Древняя Русь, восстание декабристов, коллективизация, революции и т.д.), рассказывая о жизни и творчестве писателе, поэта также не возможно без обращения к истории.



3. Исходя из всего вышесказанного мы, учитель литературы и учитель истории, уже более полутора десятка лет работаем в тесном сотрудничестве. Проводим не только интегрированные уроки истории и литературы, но и внеклассные мероприятия.

Основной акцент приходится не столько на усвоение знаний, сколько на развитие образного мышления. Интегрированные уроки и мероприятия предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся.


Предлагаем вам разработку интегрированного урока истории и литературы: Заседание Государственного Совета: отмена крепостного права.

Просмотр содержимого документа
«Отношение императора Александра 1 к крепостному праву»


Отношение императора Александра I к крепостному праву ( слово предоставляется Александру I).


Император не только осознал, но и сделал первые попытки решения крестьянского вопроса, издав Указ о вольных хлебопашцах в 1803 году. Отменил крепостное право в Прибалтике. Указ действовал до 1851 года, выкупилось на волю 1,5% крестьян.


Киселев П.Д. –граф, дипломат при Александре I (слово Киселеву П.Д.)


В 1816 году представил записку о постепенном освобождении крестьян от крепостной зависимости, но сохранял помещечье землевладение .В записке он предлагает дать кресть

янам землю за выкуп и ликвидировать личную крепостную зависимость.


Декабрист ПестельП.И. предлагал отменить крепостное право, а весь земельный фонд страны разделить на 2 равные части, одну из которых сохранить за помещиками, а другую передать освобожденным крестьянам.


Аракчеев А.А.- военный министр по поручению императора разработал проект отмены крепостного права, который защищал интересы помещиков, освобожденные крестьяне получали 2 десятины земли, он предлагал царю выделять ежегодно 5 млн. рублей на выкуп имений у помещиков. Проект был реален, но экономический кризис после войны привел помещичьи хозяйства к упадку. Проект был не принят, так как министр финансов заявил, что денег на выкуп крестьян нет.


Николай I понимал, что главной проблемой российского общества является крестьянский вопрос .Он создает 10 секретных комитетов, но на отмену крепостного права он так и не решился, он понимал, что событие коснется всех и боялся последствий. Понимая, что результатом могли быть восстания крестьян, выступления дворян, император отказался от радикального решения. Послушаем самого императора, отрывок из его речи в 1842 году: «Крепостное право является злом, но его отмена, была бы еще большим злом. Нет сомнения, что крепостное право в нынешнем его у нас положении есть зло для всех ощутимое и очевидно. Я, конечно, самодержавный и самовластный, но на такую меру никогда не решусь».


А.Х.Бенкендорф-шеф-3 отделения царской канцелярии «Вообще крепостное состояние есть пороховой погреб под государством и тем опаснее, что войско составлено из крестьян же».


Первоначально у Александра II и его окружения не было плана реформ. Либеральное движение к 1850-1860 было неотьемлемой частью демократического натиска на самодержавие, они не принимали крепостничество и самодержавный произвол. Одним из первых изложил свое кредо Кавелин К.Д.(слово Кавелину К.Д.)

«Отменить крепостное право в ходе реформ сверху, крестьяне получат землю, которой владеют на момент отмены крепостного права».

Крепостники враждебно встретили записку Кавелина, настроили царя против Кавелина, но его записка предопределила многие положения крестьянской реформы.

Выступая перед московским дворянством, император сделал заявление: «Слухи носятся, что я хочу дать свободу крестьянам; это несправедливо; и вы можете сказать это всем направо и налево, но чувство, враждебное между помещиками и крестьянами, к несчастию, существует, и от этого было уже несколько случаев неповиновения к помещикам. Я убежден, что рано или поздно мы должны к этому прийти. Я думаю, что вы одного со мною мнения, следовательно, лучше, чтобы это произошло свыше, нежели сверху.»



Послушаем высказывания либералов по вопросу отмены крепостного права:

1 Герцен А.И.

«Освободить крестьян с землей, выкупленной государством, упразднить цензуру, отменить телесные наказания».

2 Чернышевский Н.Г.

«Отменить крепостное право сверху, крепостной труд не должен подлежать выкупу, а за землю, отходящую к крестьянам, помещики должны получать небольшую выплату от государства.»

3 Добролюбов Н.А.

«Я предлагаю революционный путь преобразования в стране».




Учитель истории :«Господа, мы все понимаем, что крепостное право безнравственно, оно отталкивает от нас передовые страны Европы, оно задерживало развитие капитализма в стране. Мы услышали мнения 3 императоров об освобождению крестьян, но я хочу подчеркнуть, что первой осознала необходимость отмены крепостного права Екатерина Великая, но ничего серьезного не предприняла, так как сама признала, что «бороться с крепостничеством – значит, лишиться трона.»Кто за то, чтобы отменить крепостное право, прошу голосовать? А теперь мы должны рассмотреть как государство, помещики, крестьяне хотели отменить крепостное право и решить крестьянский вопрос.»



Записка М.П.Позена.


Крестьяне всех наименований в государстве уравниваются во всех гражданских правах и несут одинаковые государственные повинности, личное крепостное право отменяется. Крестьяне крепки земле, на которой теперь поселены. Из них все, поселенные на собственной земле, пользуются ею на общем владельческом праве- бесплатно.




Записка А.М.Унковского.



При освобождении крестьян с землею, с отделением их совсем от помещика и уничтожением всяких взаимных и обязательных отношений, свобода крестьян неоспорима, помещик, получив за крестьян с землей выкуп деньгами, по возможности вознагражден, а исполнение крестьянами обязанностей пред правительством обеспечиватся землею, отдаваемою им в собственность.

Просмотр содержимого документа
«Ролевая игра»

Ролевая игра.

Задача игры :Определить отношение помещиков, крестьян, государства к отмене крепостного права.

1 помещик. Милостливый государь, прошу выслушать мое предложение: я считаю,что крестьянам надо дать землю – на что нам ее столько, коли в ней кроме кормовых ничего не растет.


2 помещик. Постой! Этак и разориться можно. Часть земли конечно можно отдать, да сценой бы не прогадать.


3 помещик. Надо чтоб помещику ненакладно было, чтобы он сумел привыкнуть – надо ввести переходный период, чтобы он сумел привыкнуть на лет 12,а потом хороший выкуп.


4 помещик. Да, опять же в глаза пыль пустим, наделив их землей. Пусть думают, что царь и помещик о них заботятся.


5 помещик. Никакой земли крестьянам! Что за демократия! Почему я дворянин, должен отдавать свои плодородные земли какому-то крестьянину. Земля испокон веков принадлежала нам помещикам.


Учитель истории. Предложения ваши, господа, приняты и поняты- дать крестьянам землю за выкуп, но минимум земли.


Отношение помещиков к крепостному праву:


Отмена крепостного права нанесет удар по благосостоянию помещиков. Поэтому лучше оставить все как есть. Если сохранить крепостное право невозможно, то нужно освободить крестьян без земли. Так как государство решило оставить крестьянам часть земли, то нужно урезать те наделы, которыми пользовались крестьяне.


Отношение крестьян к крепостному праву:


Желали личной свободы и безвозмездной передачи им наделов земли без какой-либо дополнительной платы.


Отношение государства к крепостному праву:


Александр II «Гораздно лучше, чтобы отмена крепостного права произошла свыше, нежели снизу».Крепостное право мешало развитию страны- это показала Крымская война. Его отменить, но нельзя ущемлять интересы помещиков и в зависимости от ценности земли установить максимальный и минимальный размер крестьянского надела, в результате крестьяне количественно получат меньше земли, чем имели. Сохранить стабильность в стране.

После речи императора перед московским дворянством министр внутренних дел С.С.Ланской поручил помещику А.И.Лившину собрать все имеющиеся в предыдущем царствовании пректы, записки, мнения по крестьянскому вопросу. Изучив эти материалы министр внутренних дел пришел к выводу,что придется выбирать из 3 возможных вариантов: 1 освободить крестьян без земли. 2 освободить крестьян с землей безо всякого выкупа.3 освободить крестьян с землей за определенный выкуп.


Какой вариант и почему выбрал Александр?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Конспект урока история 8 класс "Заседание Государственного Совета"

Автор: Низамова Надежда Борисовна

Дата: 21.02.2016

Номер свидетельства: 296465

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Конспект урока литература 8 класс "Заседание Государственного Совета""
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt-uroka-litieratura-8-klass-zasiedaniie-gosudarstviennogho-sovieta"
    ["file_id"] => string(6) "298917"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456415096"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Конспект урока по истории "Серебряный век русской культуры""
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekt_uroka_po_istorii_sieriebrianyi_viek_russkoi_kul_tury"
    ["file_id"] => string(6) "361495"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1479824886"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "«Первая российская революция. Реформы политической системы»"
    ["seo_title"] => string(67) "piervaia-rossiiskaia-rievoliutsiia-rieformy-politichieskoi-sistiemy"
    ["file_id"] => string(6) "268135"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450551327"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Конспект урока по истории на тему: " Версальско - Вашингтонская конференция" "
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt-uroka-po-istorii-na-tiemu-viersal-sko-vashinghtonskaia-konfierientsiia"
    ["file_id"] => string(6) "160092"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422002366"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Индустриализация и коллективизация в СССР "
    ["seo_title"] => string(46) "industrializatsiia-i-kolliektivizatsiia-v-sssr"
    ["file_id"] => string(6) "146423"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419173162"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства