Конспект урока по истории на тему "Китайская цивилизация".
Конспект урока по истории на тему "Китайская цивилизация".
Конспет урока на тему "Китайская цивилизация" затрагивает основные вопросы развития Китая с древних времён. особое внимание уделено началу объединение китайской нации в период правления Цинь Шихуана.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Китай – это страна, расположенная_______________________ __________________________________________________________________________________________________________
Китай стал единым государством в ________ в. до н. э., его первым властителем был ____________________________ .
Самое знаменитое сооружение Древнего Китая___________ ___________________________________________________ .
Тонкая и воздушная ткань, секрет производства которой в древности был известен только китайцам ______________ .
Река, по берегам которой возникло древнейшее в Китае государство ____________________ .
Материал для письма, изобретённый в Китае ___________ .
Древнекитайское слово «несчастье» записывалось иероглифом, изображавшим разлившуюся водную стихию. Как ты думаешь, почему? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какое основное религиозное учение в Китае? Какая у него цель? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
КИТАЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ
Цели:
Сформировать представление о предпосылках складывания государственности в Китае и о влиянии учения Конфуция на правила и нормы поведения всех жителей Китая;
Продолжить формирование умений самостоятельно делать доклады на основе учебной и дополнительной литературы, давать оценку отдельным явлениям культуры;
продолжить формирование умений работать с картой;
Познакомить учащихся с важнейшими достижениями китайской культуры, показать её вклад в мировую культуру.
Оборудование и материалы: компьютер, мультипроектор, интерактивная доска, презентация в MS Power Point, политическая карта мира, раздаточный материал (карточки с заданиями), образцы иероглифов, учебник О.В. Арсланова Поурочные разработки по истории средних веков
Основные понятия: Китай, лёсс, Хуанхэ, Янцзы, конфуцианство.
Современный Китай – это мощная индустриально-аграрная страна, занимающая важные позиции в мировом хозяйстве. Но каким был Китай до нашей эры? Как происходило развитие третьего по размерам территории государства мира? (Показ слайдов 1,2,3,4.)
Сегодня мы с вами поговорим об истории Китая. Что вы должны знать? Запишем тему и план нашего урока. (Слайды №5,6.)
План:
Географическое положение и природа Китая.
Объединение Китая и завоевательные войны.
Конфуций и его учение.
Достижения древнекитайской цивилизации.
Вопрос 1.
Объяснения преподавателя. (Слайды №7,8.)
Работа по карте.
В Восточной Азии, к северу-востоку от Индии, за горами расположена Восточно-Китайская равнина.
Китай – это страна, расположенная в Восточной Азии на Великой Китайской равнине. (Слайд №9)
Здесь и расселились по всей равнине китайцы между реками Хуанхэ и Янцзы. Эти две реки берут своё начало в горах и текут, впадая в море. (Слайды №10,11,12.)
Давайте запишем это в своих тетрадях.
На морском побережье часты дожди, вся береговая линия – лёсс, похожий на мелкий слежавшийся песок, который при достаточном количестве влаги плодороден и хорошо обрабатывается. Археологические находки подтверждают, что жители Великой Китайской равнины занимались земледелием, скотоводством, ремёслами, сталкиваясь с немалыми трудностями. Им приходилось вырубать леса, осваивать новые земли, орошать поля, насыпать дамбы.
Легенда об этногенезе китайцев. (Слайд №13)
Вопрос 2.
На этой обширной территории возникло несколько государств, правители которых часто враждовали друг с другом. Но жители всех этих государств считали себя одним народом, потому что имели единую культуру и сходные обычаи.
В 221 г. до н. э. правитель одного из китайских государств – царства Цинь – разбил по одиночке своих соперников и объединил весь Китай под своей властью. (Слайд №14).
Покорив все 6 царств соперников, правитель Цинь, которому было всего 13 лет, стал называть себя Цинь Шихуан, что означало «Первый властелин Китая». Чтобы не потерять свою власть, он провёл в стране ряд важных реформ. (Слайд №15)
Реформы Цинь Шихуана:
Вся страна была разделена на 36 областей, а те в свою очередь на уезды, правителей в которые назначал хуанди – бог - великий владыка неба.
Введена единая монета.
Введены единые письменные знаки.
Упорядочены меры веса и длины.
Утверждены обязательные для всех законы.
Утверждён единый образец для изготовления обрядовой утвари и оружия.
Вопрос курсантам: С какой целью проводились эти реформы?
(примерный ответ учащихся: не только для укрепления своей власти, но и для развития торговли, для укрепления армии).
За время своего правления во внешней политики Цинь Шихуан придерживался двух направлений – южного и северного.
Поход на юг – с целью захватить плодородные земли побережья Южно-Китайского моря.
Поход на север – часто с севера на империю нападали кочевники – гунны. Один из мудрецов сказал: «Наступать на кочевника – всё равно, что гоняться за собственной тенью».
Вопрос курсантам: Как вы понимаете слова мудреца?
Воевать с ними было достаточно трудно, они не имели городов, не имели домов, не вели хозяйство, следовательно, и защищать им было нечего.
В результате похода на север воинам Древнего Китая удалось отбросить кочевников на 400 километров.
В широких степных просторах Средней и Восточной Азии уже в глубокой древности была приручена лошадь и появилась колесница, которую применяли главным образом в военном деле. При раскопках в Аньяне было найдено около 400 бронзовых украшений колесниц и скелеты лошадей. Китайское войско было вооружено очень примитивно — большей частью бронзовым оружием: саблями, боевыми топорами и широко распространённой алебардой, а также луком и стрелами, наконец, копьями. Численность войска достигала 3 тыс. человек. Отряды конницы состояли обычно из 300 всадников. (Слайды №16, 17, 18.)
Император понимал, что угроза нападения не была устранена полностью, поэтому по его инициативе началось строительство Великой Китайской стены. (Слайд №19)
Вопрос 3.
Одним из выдающихся представителей Китая является мыслитель, философ Конфуций, который жил за 5 веков до н. э. Его учение оказало глубокое влияние на цивилизацию Китая и Восточной Азии, став основой философской системы, известной как конфуцианство. (Слайд №20)
Конфуций был потомком знатного рода. Он был сыном 63-летнего чиновника и 17-летней девушки. Чиновник вскоре скончался, и семья обеднела. С раннего детства Конфуций много работал, занимался самообразованием. В молодости служил мелким чиновником, но благодаря трудолюбию и способности к обучению ему удалось открыть частную школу, для учеников вне зависимости от их происхождения и состояния. Крушение древних устоев семейно-кланового быта, междоусобные распри, продажность и алчность чиновников, бедствия и страдания простого народа — всё это вызывало резкую критику с его стороны. Он очень переживал за свой народ и свою страну.
Сообщение курсанта «Конфуцианство».
Осознав невозможность повлиять на политику государства, Конфуций подал в отставку и отправился в сопровождении учеников в путешествие по Китаю, во время которого он пытался донести свои идеи правителям различных областей. В возрасте около 60 лет Конфуций вернулся домой и провёл последние годы жизни, обучая новых учеников, а также систематизируя литературное наследие прошлого Ши-цзин (Книга Песен), И цзин (Книга Перемен) и др.
Цель учения Конфуция – сделать государство идеальным, основанном на твёрдых нравственных принципах: (Слайд №21)
государство – это семья;
стержень, на котором держится государство, это преданность и покорность, дети почитают родителей, а подданные – своих правителей;
ответственность властей перед народом;
все люди должны уважать друг друга.
Высказывания Конфуция:
« В кругу семьи почитай родителей. Вне семьи почитай старших.
Будь честен и милостив с людьми, возлюби добро. Если, соблюдая, эти правила, ты будешь иметь досуг, используй его для учения».
« Попробуйте стать хотя бы немного добрее, и вы увидите, что уже не в состоянии будете совершить дурной поступок»
«Не беспокойся о том, что не занимаешь высокий пост. Беспокойся о том, хорошо ли служишь на том месте, где находишься».
«Не будь лёгок на слова. Не говори недозволенного».
«Чего себе не пожелаешь, того не делай и другим».
Вопрос курсантам: Нравятся ли вам наставления Конфуция? Если да, то чем?
Вопрос 4. (Слайды № 22 – 40)
Достижения китайской цивилизации:
иероглифы (II тыс. до н. э.)
изобретение способа производства бумаги, фарфора, шёлка;
изобретение компаса;
развитие математики и астрономии;
религиозно-философское учение Конфуция;
изобретение фейерверка, пороха, ножниц, веера;
выращивание и употребление чая;
китайская медицина;
сооружение Великой Китайской стены.
Закрепление изученного материала на уроке. Работа курсантов с раздаточным материалом. Курсанты отвечают письменно на вопросы в специальных карточках с заданиями. Работа выполняется под слушание традиционной китайской музыки.
Заключительный этап урока. Заключительное слово преподавателя. Подведение итогов. Выставление оценок.