Конспект по теме «Петя Ростов – патриот своей Родины» Л.Н.Толстой отрывок из романа «Война и мир».
Конспект по теме «Петя Ростов – патриот своей Родины» Л.Н.Толстой отрывок из романа «Война и мир».
Цель: 1. На примере анализа нескольких эпизодов показать храбрость русских подростков, отдавших свои жизни за свободу Отечества. 2. Выяснить авторскую позицию в отношении войны, повторить понятие «роман-эпопея», работа над выразительным чтением. 3.Формировать чувства патриотизма, гордости за свой народ, гуманное отношение к людям; воспитывать ответственность. Оборудование: текст романа, презентация к уроку, портрет писателя, тесты.
Ход урока
Актуализация прежних знаний.
А) Вступительное слово учителя. 1,2 слайды.
Лев Николаевич Толстой родился в 1828 году в ясной Поляне, в одном из самых знаменитых и богатых дворянских семейств России. В графской семье, кроме Льва, было ещё три сына. В творчестве писателя большое место уделялось событиям, очевидцем которых он был сам. Что такое война Толстой знал не понаслышке. Лев Николаевич поступил на военную службу в 1852 году, воевал на Кавказе против горцев, участвовал в сражениях Крымской войны, а потом принимал участие в знаменитой обороне Севастополя и за смелость в боях был предоставлен к золотому оружию.
В его произведениях о войненаряду с вымышленными героями изображены и исторические лица: Александр 1, Наполеон, Кутузов, Багратион и другие.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект по теме «Петя Ростов – патриот своей Родины» Л.Н.Толстой отрывок из романа «Война и мир». »
Открытый урок по литературе 6 класс
(Кашапова Разина Идиятовна, учитель 1 категории русского языка и литературы)
Тема: «Петя Ростов – патриот своей Родины» Л.Н.Толстой отрывок из романа «Война и мир».
Цель: 1. На примере анализа нескольких эпизодов показать храбрость русских подростков, отдавших свои жизни за свободу Отечества.
2. Выяснить авторскую позицию в отношении войны, повторить понятие «роман-эпопея», работа над выразительным чтением.
3.Формировать чувства патриотизма, гордости за свой народ, гуманное отношение к людям; воспитывать ответственность.
Оборудование: текст романа, презентация к уроку, портрет писателя, тесты.
Ход урока
Актуализация прежних знаний.
А) Вступительное слово учителя.
1,2 слайды.
Лев Николаевич Толстой родился в 1828 году в ясной Поляне, в одном из самых знаменитых и богатых дворянских семейств России. В графской семье, кроме Льва, было ещё три сына. В творчестве писателя большое место уделялось событиям, очевидцем которых он был сам. Что такое война Толстой знал не понаслышке. Лев Николаевич поступил на военную службу в 1852 году, воевал на Кавказе против горцев, участвовал в сражениях Крымской войны, а потом принимал участие в знаменитой обороне Севастополя и за смелость в боях был предоставлен к золотому оружию.
В его произведениях о войне наряду с вымышленными героями изображены и исторические лица: Александр 1, Наполеон, Кутузов, Багратион и другие.
Б) Ответы на вопросы.
- С каким произведением Л.Толстого мы познакомились на прошлом уроке? (На предыдущих уроках мы познакомились с фрагментами из романа Льва Николаевича Толстого «Война и мир» «Петя Ростов».)
- Что такое – роман? ( Роман – это эпическое произведение, в котором действует большое количество героев; их жизнь изображена в изменении и развитии.)
- Какие события изображены в романе? (В нём описаны события с 1805 по 1820 годы. Вторжение Наполеона в Россию и защита русскими своего Отечества).
- Кто является главным героем этого отрывка? (Петя Ростов)
- Кто он такой? (Петя – младший сын Ростовых, пятнадцатилетний мальчик, ушедший на войну, молодой офицер).
3,4 слайды.
2. Формирование новых знаний.
А) Для изображения какого-нибудь события или черты героя писателю иногда бывает достаточно сказать об этом совершенно обычным предметом – и читателю становится понятно порой больше, чем после нескольких страниц характеристик и объяснений. Такой предмет называют художественной деталью. Л. Н. Толстой был мастером раскрывать характеры героев через предметы или их свойства. Например, о Пете прямо ничего не написано. Автор раскрывает характер героя через его поступки, отношения к окружающим, внутренний диалог.
Б) Сегодня мы на уроке будем анализировать отрывки, будем раскрывать характеры героев через художественные детали.
Слайд 5. План анализа.
1. Петя в отряде Денисова. 2. Знакомство с Долоховым. 3. Петя на разведке. 4. Петя перед боем. 5. Гибель Пети.
Словарная работа. делать наобум Лазаря – не продумав, не рассчитав, без подготовки куснуть – хватать, сжимать зубами плетень – изгородь из сплетённых прутьев и ветвей ножны – футляр для сабли соснуть – (разг.) поспать немного
В) Класс делится на 3 группы, в каждой назначается ответственный, следящий за работой группы, отвечающий за дисциплину.
Слайд 6. Работа над текстом.
1 группа (слабые)
2 группа (средние)
3 группа (сильные)
- Найдите отрывок, характеризующий настро-ение Пети во время службы. (в начале 1 главы).
- Куда решил поехать Петя, и почему?
(Он решил поехать с Долоховым на разведку, к французам. Хочет быть там, где его нет, хочет испытать себя, служить Отчизне)
- Сравните поведение Пети и Долохова в боевом задании. Как они себя ведут в лагере французов?
(П: ехал, замирая от волнения, живым не дамся, кровь бросилась в лицо, невольно отступил от костра и т. д.
Д: не дожидаясь ответа – поехал, громко, отчетливо выговорил, прямо стал расспрашивать, долго садился и т.д.)
- Прочитайте отрывок, доказывающий его душев-ную щедрость.
(его отношение к пленному мальчику)
- Какой сон видит Петя перед боем, и что это означает?
(Он ребёнок, ещё не созрел для войны, ещё не покинули его детские фантазии).
Слайд 7.
Охарактеризуйте Петю Ростова: (счастливо-возбужденный, смелый, добрый, человечный, щедрый, храбрый, любит свою Родину и всех окружающих его людей. Патриот своей Родины. Из него получился бы отличный офицер).
ПАТРИОТ —тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей родины;
Пример для ответа: Петя – самый младший в семье Ростовых, любимец матери. Он попадает на войну совсем юным, и главная цель для него – совершить подвиг; стать героем: «... Петя находился в постоянно счастливо-возбужденном состоянии радости на то, что он большой, и в постоянно восторженной поспешности не пропустить какого-нибудь случая настоящего геройства».
Он романтик, война глазами Пети – лишь приключение, возможность испытать себя. Ему не страшно: на войне Петя должен обязательно быть в центре событий, на передовой, чтобы осуществить свою заветную мечту – совершить подвиг, героический поступок. Но «генерал именно запретил Пете участвовать в каких бы то ни было действиях Денисова». Разве романтик может с этим согласиться И все же, приказ для военного – закон.
Я думаю, что, прочитав этот эпизод, Петю полюбил каждый читатель за его душевную теплоту, человеколюбие, детскую наивность, романтические мечты. И очень жаль, что милый Петя, следуя своей романтической мечте – совершить подвиг, в дальнейшем погибает. И читателю очень больно, читая об этом. Я думаю, что из Пети вырос бы благородный офицер и прекрасный человек.
3.Формирование умений и навыков.
Слайд 8.
А) Творческое задание. Группы друг другу задают вопросы.
3. Петя Ростов пошел на войну потому, что ... А) ему было скучно дома. Б) он хотел получить награды и поощрения. В) ему посоветовали родители. Г) он думал о своей стране больше, чем о себе.
- Как относится автор к Пете? Он ему нравится, он его любит? (Да)
- Как заканчивается произведение? (Петя погибает)
- Почему автор сделал такую концовку? Что он хотел этим сказать?
(Таким образом, Л.Н.Толстой хотел вызвать отвращение к войне; хотел объяснить, что война это не для детей, что она страшная и ужасная)
Не готов Петя к войне и её жестокости, не понимает он войны. Слушая и наблюдая вместе с Петей, мы видим беспощадность войны, которой он не хочет замечать. Он играет в войну. Петя Ростов выдержал поездку с Долоховым в лагерь французов, потому что играл в свою игру изо всех сил. Но война беспощадна и не выбирает, кому сохранить жизнь.
Пускай до последнего часа расплаты, До дня торжества — недалекого дня — И мне не дожить, как и многим ребятам, Что были нисколько не хуже меня.
Я долю свою по-солдатски приемлю. Ведь если бы смерть выбирать нам, друзья, То лучше, чем смерть за родимую землю, И выбрать нельзя.
1941 год Александр Твардовский
5. Оценки.
6. Домашняя работа.
1 группе – нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду и по нему составить рассказ.
2 группе – миниатюрное сочинение «Как я завершил бы этот отрывок?»
3 группе – Подготовить сообщение или презентацию о пионерах, которые участвовали на ВОВ.