Просмотр содержимого документа
«Конспект урока истории " Реформы П.А. Столыпина"»
Конспект открытого урока. История 9 класс.
Тема урока: Реформы П.А. Столыпина.
Учитель истории Карташов Ю.В.
Цель: сформировать у учащихся знания о деятельности П. А. Столыпина как об определенной трансформации революции «снизу» в революцию «сверху», о его роли в истории России. Уяснить политические, и социальные задачи столыпинского аграрного законодательства. Основные знания: содержание правительственной программы П.А. Столыпина; суть столыпинской аграрной реформы; развитие кооперативного движения. Оборудование: ПК, презентация. Ход урока Учитель: Ребята, сегодня у нас необычный урок. На уроке у нас гости. На прошлом уроке мы изучали материал об изменениях в политической жизни Российской империи после первой русской революции. - Назовите годы первой русской революции. - Назовите одну из главных причин революции 1905-1907, которая так и не была решена. - Какие изменения произошли в годы революции. Обобщение: Действительно, аграрный вопрос не был решен в ходе революции. Но уступки царизмом были сделаны: в стране появились элементы демократии- Государственная дума; многопартийность, отмена выкупных платежей, снижение арендной платы за землю, но помещичьи землевладение не было уничтожено. Революционная буря постепенно утихала. Некоторые члены правительства понимали, что причины революции не были устранены. И чтобы предотвратить новый социальный взрыв, необходимы были не только политические уступки и репрессии, но и социально-экономические реформы. Одним из таких политиков был – Петр Аркадьевич Столыпин. Тема нашего урока посвящена Реформам Столыпина. Наша задача: познакомиться с реформаторской деятельностью, выяснить цель, содержание и значение реформ.
Работа в тетрадях. Сообщение ученика о П.А. Столыпине. Задание: выписать из сообщения, основные этапы государственной деятельности. Проверти, правильность записей.
/работа с документом, стр.63-64 учебника/
Какую программу выхода из революции предлагал Столыпин?
Учитель: 12 августа 1906 на Аптекарском острове, где проживал глава правительства с семьёй и где он принимал посетителей, раздался мощный взрыв. 27 человек погибло, 32 – ранено. Столыпин чудом остался в живых. Потрясённый видом искалеченной 14-летней дочери и ранениями единственного сына, он в чрезвычайном порядке 19 августа подписал указ о военно-полевых судах. Согласно, которому судебное разбирательство по делам революционного террора должно длится не более -48 часов, а приговор суда в течение суток. В ответ на требование Думы отменить военно-полевые суды Столыпин заявил: «Умейте отличать кровь на руках врача от крови на руках палача» 24 августа 1906 Столыпин опубликовал правительственную программу. Она состояла из 2 х частей. 1ая обосновывала необходимость успокоения реформ при помощи чрезвычайных мер и объявлением в некоторых районах военного положения с введение военно-полевых судов. 2 часть предполагала немедленно начать аграрную реформу. Первым актом нового правительства стал закон от 9 ноября 1906 г. Стержневой идеей было разрешение свободного выхода из общины. Выходящий из общины крестьянин получал в частную собственность все закрепленные за ним наделы, причём они должны быть сведены в один участок. Указ поощрял образование отрубов и хуторов. Но не посягал на помещичьи земли.
Словарная работа отрубов и хуторов. Какой механизм выхода из общины предлагал Столыпин. Работа с документом стр. 65-66 Беседа. 1. Какое право каждому крестьянину давал указ? 2. Каков механизм выхода из общины? 3. В течение какого времени крестьянин мог стать личным собственником? 4. Как вы думаете, для чего нужно было разрушать общину? 5. Как вы думаете, в чем заключается политический смысл аграрной реформы? 6. Какую социальную цель она преследовала? 7. Какая была экономическая перспектива реформы?
Учитель: Однако крестьяне не торопились переходить на хутора и отруба. Одним из важнейших инструментов разрушения общины стала переселенческая политика.
Цели переселенческой политики.
Правительство хотело ослабить земельный голод, а также сбить накал революционной борьбы. В первые годы после революции- переселение быстрыми темпами, в последствии – значительно замедлилось. Вопрос: Как бы вы оценили итоги переселенческой политики. Можно ли считать, что она потерпела крах? Несмотря на недостатки, политика переселения имела прогрессивное значение.
Столыпин понимал, что результаты его трудов скажутся не скоро. В одном из интервью он заявил: «Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России»
Вопрос: каковы итоги столыпинской аграрной реформы? Работа с текстом учебника. Стр. 67-68
За 7 лет активного проведения реформ были достигнуты заметные успехи в росте сельскохозяйственного производства.
Эти показатели оказывали влияние на рост промышленного производства, темпы, которого были самые высокие в мире. 8,8%
Однако, «русский мужик» так и не стал «американским фермером», а нашел свой путь, в капитализм, опирающийся на русские коллективистские традиции: общину сменили кооперации и артели.
Причины незавершенности.
ВЫВОД: Столыпинский план реформ предусматривал окончательный переход на буржуазные рельсы. Главное внимание уделялось аграрной реформы. Целью, которой было разрушение общины и формирование