2.Актуализация. Целеполагание. (3 мин.) | Вспомните в каком состоянии Россия вступала в 20 век? Какие вопросы наше государство волновало больше всего? (Медленное промышленное развитие, тяжелое положение крестьян из-за непосильных выкупных платежей реформы 1861 г.). Совершенно верно. Все эти факторы отрицательно влияли на развитие какой области? (Экономической). Иными словами на развитие экономики. Вопрос развития экономики государства и оставался наиболее важным и острым для России на рубеже XIX – XX в. И так, о чем мы сегодня будем говорить? (Об экономике, экономических реформах). Тема урока: Экономическое развитие России в конце XIX - начале XX в.
Какую цель вы ставите, чтобы раскрыть тему урока? Верно. Для решения данной цели какие задачи вы ставите перед собой? (Изучить теоретический материал). | Отвечают на вопросы учителя. Отвечают на вопросы учителя и формулируют тему урока. Записывают в тетради. Цель: выяснить, какими способами реформировали экономику России в конце XIX - начале XX века и были ли они эффективными. Обозначают задачи урока. | |
3.Новая тема (34 мин.) (основная часть урока) | И так, в начале XX века к проблеме реформирования экономики подошли с разных сторон. Этим вопросом занимаются два видных реформатора: С.Ю. Витте и П.А. Столыпин. Но, не смотря на общую цель – развитие экономики, способы и пути решения вопроса у них были разные. В том, какие именно и были ли они эффективными, в этом вам предстоит разобраться, поработав в группах, применив систему Клейм-сэпот-куэсчен (Мыслительный прием, в котором ученики выполняют задание по алгоритму: Предложи утверждение. Найди доказательство (обоснование) своего утверждения. Задай вопрос, касающийся своего утверждения (на который тебе потребуется найти ответ) и используя учебный материал и дополнительные источники, которые находятся у вас на столах. В ходе работы вы должны представить данные в виде таблицы. Время работы – 10 минут. Далее от каждой группы в течение 3 минут выступит ее представитель. Ход работы: класс делится на 4 группы по 5 человек. Задания: 1 группа: Положение России к началу XX. (Основные проблемы и вопросы развития России к началу XX в.) 2 группа: Сравнительная характеристика России с европейскими странами 3 группа: Способы развития экономики С.Ю. Витте. 4 группа: Способы развития экономики П.А. Столыпина. 3 и 4 группы работают по учебному материалу, т.к. он достаточно раскрывает поставленные группам вопросы. 1 и 2 группам учитель раздает дополнительный исторический материал. Каждой группе учитель раздает алгоритм работы. Предлагают утверждения: каким способом тот или иной реформатор развивал экономику. (Витте – развивал экономику через развитие промышленности, внутренней и внешней торговли, Столыпин – через крестьянскую и аграрную реформы). Во время самостоятельной работы групп, учитель раздает каждой группе рабочий лист, куда они должны совместно вписывать методы реформирования. По истечении времени начинается совместная работа. Обсуждение направлений деятельности реформаторов. Учитель корректирует ответы групп. По результатам ответов групп, заполняются таблицы. Название: Реформирование экономики России в начале XX века. | Положение России к началу XX в. | Сравнительная характеристика с европейскими странами | Способы развития экономики С.Ю. Витте. | Способы развития экономики П.А. Столыпина | Утверждение | | | | | Доказательство | | | | | Вопрос, касающийся утверждения | | | | | Учитель корректирует ответы учащихся. | Слушают учителя. Работают с учебником и дополнительным материалом. Данные заносятся в таблицу. Представитель группы выходит к доске с ватманом, где записаны основные положения вопроса. Слушают, данные заносят в таблицу. Отвечают цели урока: какими способами проходило развитие экономики России в начале XX века? | |
4.Рефлексия (5 мин.) | По обучающей структуре тайм пэа шэа расскажите своему соседу по плечу о том, что вы узнали о способах реформирования России в начале XX века. На ответ каждого участника по 30 секунд. Далее учитель выборочно опрашивает учащихся о том, что им рассказал их сосед. Достигли ли вы цели урока? | Выполняют обучающую структуру. Отвечают на вопрос. | |