9 класс.
Тема раздела: «Великая российская революция. 1917-1921 гг.»
Тема урока: Февральская революция.
Познакомить с основными политическими событиями февраля 1917г..
Методы: Объяснительно-иллюстративный, проблемный, информационный.
Формы: Общеклассная, индивидуальная, групповая.
Средства: Учебник. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина.
.«История России ХХ – н. ХХ. Карта «Россия. 1917 г. Февраль- Октябрь». Карточки для индивидуальной работы Исторические документы. Видеофильм из серии «Россия. ХХ век »
№ этапа урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | форма | метод | средства | |
| | | | | | |
Актуализация опорных знаний по теме: «Первая мировая война» | Раздаю индивидуальные карточки. ( дифференцированного характера) Прошу обратить внимание на содержание карточки, вспомнить содержание дополнительного домашнего задания и ответить на вопросы к карточке. Прошу ответы в виде кратких тезисов записать в тетрадь. | Ученики работают с карточками, опираясь на текст изученного домашнего задания . Основные ответы записывают в тетрадь. | Индивидуальная | Репродуктивный | Карточки. | Повторили домашнее задание. Записали в тетрадь итоги Первой мировой войны для России. |
Парам постоянного состава раздаю текст документов. Прошу внимательно прочитать документ, вспомнить содержание ранее изученных документов и ответить на вопросы к документу. Прошу, чтобы ответы в виде кратких тезисов записали в тетрадь.. Во время работы консультирую учащихся и проверяю записи в тетради. | Ученики работают с документами, обсуждают друг с другом содержание, находят ответ на вопрос. к документу .Записывают итоги войны в тетрадь. | Парная | Частично-поисковый. | Документы: «О настроении в армии», «О настроении рабочих и крестьян». «Оценка обстановки в стране царем и членами политических группировок». Слайд №2,3,4. | Разобрали текст , установили причинно- следственные связи итогов Первой мировой войны с событиями Февраля. |
Задаю дополнительные вопросы для подведения итогов проверки домашнего задания : «каково влияние войны на внутриполитическую и экономическую ситуацию в стране. | Ученики дают ответы, используя записанные тезисы в тетради. | Общеклассная, ин | Репродуктивный. | Слайд №?? | Закрепили сведения о том, что война ещё больше ухудшила обстановку в стране. Сделанные записи во время работы в тетрадях, ученики сверили с записями на слайде №4 |
Изучение новой темы | Переходя к изучению новой темы, проговариваю ученикам задачу урока «Каковы причины и итоги Февральской революции 1917 г. в России ». | Слушают, смотрят, пишут | индивидуальная., Общеклассная, | Репродуктивный | Речь, Слайд № 5 | Услышали чем будут заниматься на уроке. |
1. Причины Февральской революции | Объясняю ситуацию, сложившуюся в России, Прошу обратить внимание на слайд № .Предлагаю прослушать выдержки из документов. Прошу посмотреть учеников на схему, записанную на доске. Прошу написать самостоятельно причины революции. | Слушают учителя, задают вопросы учителю. Комментируют схему, написанную на доске. Записывают в тетради причины революции | Классная Индивидуальная | Объяснительно-иллюстративный | Схема: «Ситуация, сложившаяся в России». Выдержки из документов Слайд№5 | Прослушали. Записали причины революции в тетради. Разобрали, закрепили. Выборочно ученики зачитали записи в тетради. Сравнили с записью на слайде №5 |
Предлагаю ученикам дополнительный вопрос: «Чем характерна обстановка в стране». | Просматривают записи в тетрадях дают ответ на вопрос революционной ситуацией | Индивидуальная Общеклассная | Репродуктивный | Речь, тетрадь | Сделали вывод о том, что назревает революция. |
2. Революционные события февраля 1917 г. В Петрограде. | Предлагаю ученикам поработать с текстом параграфа по новой теме. Зачитываю дневниковые записи М.М. Пришвина (заместителя министра по торговле) Предлагаю ученикам вопрос. Какими еще фактами вы можете подтвердить, что страна находилась в состоянии революционной ситуации?» | Читают текст параграфа, отвечают на вопросы к тексту. Прослушивают дневниковые записи. Обсуждают вслух содержание. Смотрят. перечисляют основные факторы: стачки, восстания, создание оппозиции. | Индивидуальная Общеклассная. Индивидуальная Общеклассная. | Репродуктивная | Текст параграфа: «революционные события февраля в Петрограде». Выдержки из дневника М.М.Пришвина . | Изучили какие меры принимает император, какие изменения произошли в Петроградском военном округе. Получили вывод: «Правительство парализовано. Растёт общественное недовольство. Слабость самодержавной власти. Монархия обречена» |
3. Отречение Николая II от престола. | Рассказываю о том, с каким чувством воспринимал происходящие события Николай II Учитель задаёт вопрос: «Была ли монархия в России обречена?». Прошу поработать учеников с учебником, прочитать документ: «Манифест об отречении Николая II» и определить главные мотивы отречения царя. | Слушают. По ходу изложения задают вопросы. Отвечают на поставленный вопрос Ученики прочитывают Манифест и обговаривают главные мотивы отречения царя. | Общеклассная. Индивидуальная. | Объяснительно -иллюстративный Репродуктивный. Частично-поисковый. | Речь. Учебник | Сделан вывод на основе текста: Николай II отрекается от престола ради скорейшего достижения победы в первой мировой войне и облегчения народу тесного единства и сплочения. На смену царской власти пришло двоевластие. |
Двоевластие | Учитель просит учеников прочитать пункт параграфа и охарактеризовать деятельность новой власти. | Ученики читают текст. Обсуждают текст в парах постоянного состава. | Индивидуальная, парная | Репродуктивный. | Учебник Слайд № 6 | Сделан вывод: Временному правительству приходилось согласовывать каждое своё действие с Петроградским Советом. |
Подведение итогов урока. | Прошу перечислить результаты революции | Ученики опираясь на записи в тетради отвечают на вопросы | Общеклассная. | Репродуктивный. | Речь Слайд№7 | Познакомились с основными политическими событиями февраля 1917г |
Заключение | Говорю о проделанной работе на уроке. Поощряю и отмечаю детей, работающих на уроке – словом, и выставляю оценки. Отмечаю трудности, с которыми столкнулись дети при изучении нового материала. Даю домашнее задание. | Дети слушают. Записывают домашнее задание. | Фронтальная. | Объяснительно- иллюстративный | Дневник. Учебник | Ученики узнали оценки, записали домашнее задание. |