События: Отечественная война, Тильзитский мир, Крымская война, восстание декабристов, указ о вольных хлебопашцах, Венский конгресс.
Ответ: Указ о вольных хлебопашцах (1803), Тильзитский мир (1807), Отечественная война (1812), Венский конгресс (1814-1815), восстание декабристов (1825), Крымская война (1853 – 1856).
3. Проверка индивидуальных заданий.
А) - Что такое классицизм? Охарактеризуйте это течение на примере выбранного вами архитектурного памятника первой половины XIX века.
Ответ ученика: Классицизм – европейское культурно-эстетическое течение, которое ориентировалось на античное искусство, на античную литературу и мифологию. Постройки в стиле классицизма отличаются уравновешенностью, четким и спокойным ритмом, выверенностью пропорций. Главными законами архитектурной композиции были симметрия, подчеркивание центра, общая гармония. Парадный вход обычно располагался в центре и оформлялся в виде портика. Колонны должны были по цвету отличаться от стен. Чаще всего колонны красили в белый цвет, а стены – в желтый.
Новому направлению в архитектуре следовал Андреян Дмитриевич Захаров. Главным его произведением стало Адмиралтейство. Захаров, по сути, перестроил Адмиралтейство заново, придав зданию выдающиеся эстетические качества и важное градостроительное значение. Особо выразителен контраст башни по сравнению с боковыми корпусами, умело, закреплены трехчастными портиками и гармонично включен скульптурный декор. Статуи и рельефы Адмиралтейства посвящены мореплаванию, торговле, строительству Петербурга, победам российского флота. Башня Адмиралтейства – центральное звено всей композиции, её монументальность выражена с предельной силой. Она играет первенствующую роль в системе окружающих здание площадей и сходящихся к нему проспектов.
Б) Назовите достижения русской живописи первой половины XIX века.
Ответ ученика:
Классицизм в живописи получил название академизма.
В 1830 году на раскопках античного города Помпеи побывал русский художник Карл Павлович Брюллов. Он гулял по древним мостовым, любовался фресками, и в его воображении вставала та трагическая ночь августа 79г. н. э., когда город был засыпан раскаленным пеплом Везувия. Через три года картина «Последний день Помпеи» совершила триумфальное путешествие из Италии в Россию.
Своей вершины академическая живопись достигла в творчестве Александра Андреевича Иванова. Более 20 лет работал он над картиной «Явление Христа народу», в которую вложил всю силу и яркость своего таланта. На переднем плане полотна выделяется фигура Иоанна Крестителя, указывающего на приближающегося Христа. Его фигура дана в отдалении. Он еще не пришел, но обязательно придет, говорит художник.
Два замечательных портретиста своего времени – Орест Адамович Кипренский и Василий Андреевич Тропинин оставили нам прижизненные портреты Пушкина. У Кипренского Пушкин выглядит торжественно и романтично в ореоле поэтической славы. На портрете Тропинина поэт по-домашнему обаятелен.
В рамки академизма явно не вписывается творчество Павла Андреевича Федотова. Задатки художника – сатирика обнаружились у него еще во время службы в гвардии. В 1848г. на академической выставке появилась его картина «Свежий кавалер», дерзкая насмешка не только над чиновничеством, но и над академическими традициями.
III. Изучение темы урока.
1. Постановка цели урока.
Сегодня познакомимся с личностью императора Александра II. Выясним предпосылки и причины отмены крепостного права. Выясним, как к этому вопросу относилось общество.
Проблемное задание. (на доске)
- Почему, несмотря на то, что вопрос отмены крепостного права стоял достаточно остро весь XIX век, решит его только Александр II?
2. Личность Александра II. Доклад ученика.
1855-1881гг. – правление Александра II.
АЛЕКСАНДР II Николаевич Романов
Сын императора Николая I Павловича и императрицы Александры Фёдоровны. Родился 17 апреля 1818 г.Государь император и самодержец Всероссийский в 1855-1881 гг.
Портрет Александра II и Марии Николаевичей, портрет 1821г.
На него возлагались большие надежды. Он был непохож на отца; рос мягким, чувствительным, имел красивую внешность, весёлый нрав и был очень общительным. Александр получил прекрасное образование: в наставники ему отец избрал знаменитого поэта — Жуковского, — и тот отнесся к своему назначению с величайшей ответственностью. Изучал Александр и военные науки — отец считал их основой воспитания, а позднее он стал привлекать сына к государственным делам. Образование его завершилось путешествиями: он познакомился и с Россией, и с зарубежными странами — Скандинавией, Австрией, Англией, итальянскими и германскими государствами.
Пока был жив отец, Александр всё принимал как есть — и, казалось, разделял консервативные взгляды отца. Со смертью же Николая I, когда Россию ждало поражение в Крымской войне, Александр в полной мере ощутил свою боль, гнев и недовольство, царившие в обществе. Он не собирался проводить реформы, намереваясь следовать «желаниям и видам» отца, но уроки Крымской кампании привели его на путь реформ.
Первым из его важных решений было заключение Парижского мира в марте 1856 года. В общественно-политической жизни страны наступила «оттепель». По случаю коронации в августе 1856 года он объявил амнистию декабристам, петрашевцам, участникам Польского восстания 1830-31 годов, приостановил на 3 года рекрутские наборы, а в 1857 году ликвидировал военные поселения.
3. Работа с документом.
Речь Александра II, произнесенная им 30 марта 1856 г. перед московскими губернскими и уездными предводителями дворянства:
«Слухи носятся, что я хочу дать свободу крестьянам; это не справедливо, и вы можете сказать это всем направо и налево; но чувства, враждебные между крестьянами и их помещиками, к несчастью, существует, и от этого было уже несколько случаев неповиновения к помещикам. Я убежден, что рано или поздно мы должны к этому прийти. Я думаю, что вы одного мнения со мною, следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу».
- Каково отношение Александра II к отмене крепостного права?
- Почему Александр II считает необходимой отмену крепостного права?
4. Установление причинно – следственных связей.
Соедините линиями и установите влияние крепостного права на экономику России. (работа у доски)
Крепостная зависимость крестьян от помещиков
Слабое развитие капиталистических отношений в деревне
Наемный труд не мог получить широкого распространения
Невозможность поднять производительность труда в сельском хозяйстве
Тормоз в развитии капиталистической промышленности
Низкая
покупательная
способность
населения
Узкий
внутр.
рынок
- Почему же назрела реформа отмены крепостного права?
Причины отмены крепостного права.
Низкая производительность крепостного труда;
Отсутствие личной свободы препятствовало развитию капитализма
Крепостное право - угроза общественного спокойствия
Возможность потерять статус великой державы
Безнравственность крепостного права
5. Работа в группах (проверка опережающего задания).
Расскажите, какие существовали в обществе различные точки зрения на освобождение крестьян (рассказ учащихся)
Представители
Взгляды
К.Д. Кавелин
Освобождение крестьян может быть проведено при вознаграждении помещиков, но крестьяне д.б. освобождены с землей, которой владеют.
А.И. Герцен
Освобождение крестьян с землей выкупленной государством.
Н. Г. Чернышевский
Используя русскую крестьянскую общину, построить социалистическое общество. Крепостной труд не д.б. подлежать выкупу, а помещики д.б. получить от государства небольшую плату.
Н.А. Добролюбов
За «народное дело».
6. Этапы разработки крестьянской реформы.
Правительство желало в первую очередь узнать мнения помещиков о том, каким образом лучше отменить крепостное право. От помещиков ожидали инициативы в деле подготовки реформы. В итоге помещики Виленской, Ковенской и Гродненской губерний изъявили желание начать обсуждение будущей реформы. В ответ Александр II издал рескрипт генерал – губернатору В.И. Назимову о разрешении создать в каждой губернии комитеты для обсуждения вопроса отмены крепостного права.
В течении 1858г. рескрипты были даны и остальным губернаторам и губернские комитеты начали свою работу.
Учреждения, занимающиеся подготовкой реформы
Обязанности
Государственный Совет
Секретный комитет с 1857г.
Главный комитет по крестьянскому делу
Завершение обсуждения проекта.
Редакционные комиссии
(председатель – Я.И. Ростовцев)
Рассмотрение материалов, представленных губернскими комитетами, составление единого проекта закона. Внесение поправок и изменений в проект.
Губернские дворянские комитеты об улучшении быта помещичьих крестьян
Разработка вариантов отмены крепостного права с учетом местных особенностей каждой губернии.
Представители редакционных комиссий: Я.И. Ростовцев, Н.А. Милютин, Ю.Ф. Самарин.
Проекты освобождения крестьян:
А) в черноземных губерниях – освобождение крестьян без земли или с очень маленьким наделом за большой выкуп.
Б) в нечерноземных губерниях – освобождение с землей, но выкуп не только за землю, но и за личность крестьянина.
Председатель редакционных комиссий с 1860г. – граф В.Н. Панин
Председатель Главного комитета по крестьянскому делу – брат императора – Константин Николаевич
Принятие реформы 19 февраля 1861г.
7. Ответ на проблемное задание урока.
- Почему, несмотря на то, что вопрос отмены крепостного права стоял достаточно остро весь XIX век, решит его только Александр II?