kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему: "Отмена крепостного права"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель

Формировать у учащихся представление о крестьянской реформе 1861г.

Задачи

Образовательная: дать знания о содержании и сущности реформы 1861г.; подчеркнуть, что отмена крепостного права имела огромное значение для России, так как открывалась возможность для развития новых хозяйственных отношений.

Коррекционно-развивающая: создать условия для коррекции и развития зрительного и слухового восприятия, произвольного внимания, памяти, умения анализировать документы, делать выводы.

Воспитательная: создать условия для повышения мотивации к учению.

Оборудование и материалы

Мультимедиа, презентация, тест, карточки с заданиями, словарные слова.

Тип урока

Комбинированный урок

Методы: словесные, наглядные, практические.

Технологии

Здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения, ИК технологии, элементы компетентностно-ориентированного подхода.

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах.

Ход урока

I. Организационный момент

1. Рефлексия

Добрый день, ребята! Я рада видеть вас. Скажите, можно одной ладошкой сделать хлопок? Верно, нужна вторая ладошка.  Хлопок - это результат действия двух ладоней. Учитель - это только одна ладошка.  И какой бы сильной, творческой и мудрой она не была, без второй ладошки (а она – это вы ребята) учитель одинок. Отсюда можно вывести правило: - только сообща, все вместе, мы преодолеем все трудности. Давайте хлопнем в ладоши для того, чтобы наша работа  на уроке была успешной, а вы были активными и внимательными.

2. Проверка готовности к уроку

II.Целеполагание

Я приглашаю вас  сегодня на интересный и полезный урок истории нашего государства середины XIX века, в эпоху  реформы 60-х годов. Скажите, а нужно ли нам изучать реформу 150-летней давности? Что могут дать нам эти знания?

1. Введение в тему. Постановка проблемного вопроса

  • Давайте вспомним, что  такое крепостное право?
  • Как вы считаете, крепостное право тормозило развитие страны? Почему?

2.Определение темы урока

Раз крепостное право  являлось, тормозом для дальнейшего развития страны его необходимо было отменять. Сформулировать тему урока.

3.Постановка цели и задач  урока

Давайте сформулируем цель урока и задачи изучения данной темы.

  • Что мы должны сегодня узнать на уроке и что запомнить.

Сегодня на уроке мы узнаем, почему возникла необходимость отмены крепостного права, почему Александр II решил провести крестьянскую реформу 1861 года, которую так ждала Россия.

Мы должны запомнить дату начала реформы и как проходила отмена крепостного права.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: "Отмена крепостного права" »

Отмена крепостного права

Цель

Формировать у учащихся представление о крестьянской реформе 1861г.

Задачи

Образовательная: дать знания о содержании и сущности реформы 1861г.; подчеркнуть, что отмена крепостного права имела огромное значение для России, так как открывалась возможность для развития новых хозяйственных отношений.

Коррекционно-развивающая: создать условия для коррекции и развития зрительного и слухового восприятия, произвольного внимания, памяти, умения анализировать документы, делать выводы.

Воспитательная: создать условия для повышения мотивации к учению.

Оборудование и материалы

Мультимедиа, презентация, тест, карточки с заданиями, словарные слова.

Тип урока

Комбинированный урок

Методы: словесные, наглядные, практические.

Технологии

Здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения, ИК технологии, элементы компетентностно-ориентированного подхода.

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах.


Ход урока

I. Организационный момент

1. Рефлексия

Добрый день, ребята! Я рада видеть вас.

Скажите, можно одной ладошкой сделать хлопок? Верно, нужна вторая ладошка.  Хлопок - это результат действия двух ладоней. Учитель - это только одна ладошка.  И какой бы сильной, творческой и мудрой она не была, без второй ладошки (а она – это вы ребята) учитель одинок. Отсюда можно вывести правило: - только сообща, все вместе, мы преодолеем все трудности. Давайте хлопнем в ладоши для того, чтобы наша работа на уроке была успешной, а вы были активными и внимательными.

2. Проверка готовности к уроку


II.Целеполагание

Я приглашаю вас сегодня на интересный и полезный урок истории нашего государства середины XIX века, в эпоху реформы 60-х годов. Скажите, а нужно ли нам изучать реформу 150-летней давности? Что могут дать нам эти знания?


1. Введение в тему. Постановка проблемного вопроса

  • Давайте вспомним, что такое крепостное право?

  • Как вы считаете, крепостное право тормозило развитие страны? Почему?



2.Определение темы урока

Раз крепостное право являлось, тормозом для дальнейшего развития страны его необходимо было отменять. Сформулировать тему урока.


3.Постановка цели и задач урока

Давайте сформулируем цель урока и задачи изучения данной темы.

  • Что мы должны сегодня узнать на уроке и что запомнить.

Сегодня на уроке мы узнаем, почему возникла необходимость отмены крепостного права, почему Александр II решил провести крестьянскую реформу 1861 года, которую так ждала Россия.

Мы должны запомнить дату начала реформы и как проходила отмена крепостного права.


4.Мотивация

  • Ребята, для чего изучаем эту тему, где вам это пригодится.


5. Критерии оценок

Каждый из вас попробует самостоятельно оценить свою работу на уроке. А для этого проговорим, за что и как будут выставляться оценки.


5

ученик активен, даёт полные и правильные ответы, умеет работать по карте, по «ленте времени» самостоятельно и без ошибок выполняет задания в тетради.

4

ученик активен, отвечает не полным ответом, неуверенно работает по карте, по «ленте времени», в ответах и заданиях допускает ошибки.

3

ученик затрудняется при ответах на вопросы, отвечает не полным ответом, не может работать по карте, по «ленте времени», в ответах и заданиях допускает много ошибок.


II. Актуализация опорных знаний

1.Повторение

  • В середине XIX веке Россия потерпела поражение в войне. Какая это была война?

  • Назовите годы Крымской войны. (1853-1856) К какому веку относятся эти даты? Отметьте этот век на ленте времени.

  • Какие битвы вам больше всего запомнились?

  • Назовите героев крымской войны. (Солдаты, матросы, русский народ)

  • В чём причины поражения России в Крымской войне?


Какой сделаем вывод

Россия потерпела поражение в Крымской войне. Несмотря на героизм и мужество русской армии, война показала, что Россия отстаёт от европейских государств и в военном, техническом и экономическом отношениях.

А почему Россия отстаёт от других стран, какая ещё причина?

Об этом мы поговорим на сегодняшнем уроке.


III. Получение новых знаний и умений

  • Назовите тему нашего урока

1. Запись темы в тетрадь


2. Работа по группам

Первая группа. Прочитайте первый абзац стр. 267 и скажите, каким человеком был Александр II.


Опережающее задание. Рассказ о юности Александра II.


Вторая группа. Прочитайте второй абзац и выясните, какое напутствие перед смертью дал Николай I своему сыну.

  • Кто вступил на престол в 1856г.?

  • Сколько лет было Александру?

  • Какое наставление дал сыну Николай I?


Проблемный вопрос. В конце урока вы должны ответить на вопрос, почему Александр II получил почётное звание царь-освободитель.


Россия середины 19 века отставала в своём развитии от других европейских стран. В России существовало крепостное право, и оно превратило большинство крестьян в рабов. Их покупали, били, наказывали. Они работали почти бесплатно на помещиков и владельцев заводов.

  • Кому принадлежали результаты труда крепостных?

  • Были ли они заинтересованы в том, чтобы хорошо работать, если результаты труда присваивали их хозяева?

  • Как вы думаете какая ситуация назрела в России?

(Нужно было отменить крепостное право)

  • Назовите причины отмены крепостного права

Причины отмены крепостного права в России

Отставание в развитии промышленности и сельского хозяйства

Отставание в военной технике

Экономическая отсталость

Поражение в Крымской войне






Промышленность и сельское хозяйство в стране не развивалось. Своё правление Александр II начал с крестьянской реформы.

  • Ребята, кто знает, что же такое реформа?

Реформа - преобразования, осуществляемые в целях улучшения.

19 февраля 1861г. Александр подписал Манифест об отмене крепостного права.

Все крестьяне получили личную свободу. Теперь помещики не имели права продавать и покупать крестьян, распоряжаться ими и заставлять их работать на себя.

Крестьяне стали объединяться в сельское общество – общину. Все вопросы они решали на сельском сходе, руководил ими сельский староста.


Словарная работа: сельское общество;

сельский сход;

сельский староста.


Прочитайте отрывок из Манифеста: «…пользуясь своим поземельным наделом, крестьяне за сие обязаны исполнять в пользу помещиков определённые в положении повинности. В сем состоянии, которое переходное, крестьяне именуются временнообязанными…»

  • Представьте, что вы сейчас на сходе, какой главный вопрос вы будете обсуждать?

  • Да самый главный для крестьян вопрос, земельный.


Из документа мы делаем вывод, пока крестьяне пользуются наделом, они исполняют повинности.

Вся земля объявлялась собственностью помещиков. Даже те наделы, которые были раньше у крестьян и они ими пользовались, тоже были помещиков. Но помещики были обязаны предоставить крестьянам землю, крестьяне должны были выкупить её. Невыкупленная земля считалась во временном пользовании. Крестьянин обязан был платить помещику за пользование землёй. Плату можно было вносить деньгами или продуктами.

  • Как называлась такая плата (Оброк)

  • Кто помнит, как называлась плата, когда крестьянин отрабатывал плату за землю? (Барщина)

Предположите, что такое Уставная грамота?

  • От какого слова образовано прилагательное «уставная»?

Уставная грамота - договор помещика с крестьянином. Помещик и крестьянин должны были договариваться между собой о размерах надела, о размерах оброка и барщины. Эта записывалась в Уставной грамоте.

Крестьянин, не выкупивший свой надел земли, назывался временнообязанным.

А крестьяне, которые выкупали землю, назывались крестьянами - собственниками.


Словарная работа: наделы;

временнообязанный крестьянин.


3. Релаксация для снятия напряжения (включается музыка для релаксации).

 • Сядьте так, как вам удобно, закройте глаза и слушайте своё дыхание.

• Следите за воздухом, как он проходит через нос при вдохе и выдохе

• Не пытайтесь сдерживать или направлять дыхание

 • Произнесите про себя «вдох» и «выдох»

• Пусть ваше тело расслабится

• Расслабьте глаза, нос, щеки и рот

• Расслабьте шею и плечи.

• Теперь вернитесь к своему дыханию. Вдохните и выдохните.

• Когда вы вдыхаете, вдохните в себя позитивные мысли и приятные чувства.

• На выдохе выдохните всё отрицательное, гнев, разочарование.

 • Вдохните и выдохните.

• Сосчитайте от 1 до 10. Ощутите пространство и класс.

• Медленно откройте глаза.


4. Работа с учебником

  • Какой была плата за землю, вы узнаете, прочитав третий абзац на стр. 269.

  • Сколько лет крестьяне должны были платить государственной казне?

  • Как назывались эти платежи?


Словарная работа: выкупные платежи.

Выплачивали выкупные платежи не каждый крестьянин в отдельности, а сельское общество за всех крестьян вместе.

  • Как вы думаете, если крестьяне захотели выйти из общины и уйти в другое место, могли бы это сделать самостоятельно?

Только община могла решить можно уйти крестьянину или нет, такая зависимость называлась круговой порукой.


Словарная работа: круговая порука.


5. Ролевая игра

Хоть крестьяне и стали лично свободными, но остались недовольны своим положением. А почему, вы поймёте, посмотрев ролевую игру.

Иван: Барин, что ж ты меня так обделил, подарив такой маленький кусок земли? Я же с него даже семью прокормить не могу…

Голодаем!

Помещик: Зато ты, Иван, землю даром получил, хоть и мало её. Надо было выкупать, как Кузьма. Тогда бы и надел земли был значительно больше.

Иван: Да, хорошо Кузьме!

Кузьма: Позавидовал хромой горбатому! Ты, Иван, бесплатно землю получил, а я за неё полвека долги в казну платить должен. Обманули нас.

Иван: Недовольны мы, барин. (Садятся на место)

Помещик: Они недовольны, да и мне радоваться нечему. Земли стало меньше, бесплатных работников больше нет. А что будет, когда крестьяне полностью за землю рассчитаются?

И всё царь виноват!

  • Объясните, почему крестьяне после освобождения от крепостной зависимости остались недовольны своим положением?




6.Работа в парах

Определите отношение помещиков к «Манифесту», выбрав суждение:

  • помещики были довольны новым порядком;

  • помещики возмущались.




  • Почему вы так решили?

  • Подумайте и скажите, что получили крестьяне и помещики от отмены крепостного права? (Крестьяне личную свободу, помещики сохранили собственность на землю)

  • Какую власть потеряли помещики над крестьянами?

Вывод: Крестьянская реформа вызвала недовольство и помещиков, и крестьян. Помещики потеряли возможность использовать труд крестьян. Их доходы сильно сократились, многие вынуждены были продать свои имения, другие разорились. Крестьяне надеялись получить землю даром, но им нужно платить за землю долгие годы. Крестьяне считали это несправедливым. Во многих губерниях начались бунты.


7.Работа по карте

Особенно сильные бунты были в селе Бездна Казанской губернии и в деревне Кандеевка Пензенской губернии, где войска жестоко подавили выступления крестьян, требовавших «полной воли» и немедленного предоставления земли.


Видеофрагмент

  • Как, крестьяне, проявили своё недовольство?

  • Где особенно сильными были бунты?

  • Чем заканчивались все бунты?

Крестьяне смирились с реформой. Но жизнь крестьян после отмены крепостного права складывалась тяжело. Крестьянам надо было самостоятельно вести своё хозяйство. У них были старые орудия труда, купить новые им было не на что. Землю обрабатывали по старинке, поэтому урожаи у них были очень низкими. Многие крестьяне уходили на заработки в город.


Просмотрите видеофрагмент и скажите:

  • С какими трудностями столкнулись крестьяне после отмены крепостного права?


Вывод: Реформа 1861 года вызвала недовольство. Однако, несмотря ни на что, отмена крепостного права имела огромное значение для России. Теперь все крепостные становились свободными. Было уничтожено право собственности на труд и личную свободу людей. Перед нашей страной открылась возможность развития новых хозяйственных отношений.


IV. Закрепление


1.Тест (выполняем на слайдах)


1.Когда был обнародован манифест «О даровании крепостным

людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта»?

В 1851г.

В 1861г.

В 1871г.

2.Что было одной из причин отмены крепостного права?

Поражение России в Крымской войне.

Стремление Александра II сделать Россию правовым государством.

Решение, принятое Государственной думой.

3.Что получили крестьяне в 1861г.?

Свободу от государственных повинностей.
Личную свободу.
Право выхода из крестьянской общины.

4.Крестьянина, который до совершения выкупной сделки должен был платить оброк и отбывать барщину в пользу помещика, называли?

Крепостным.

Временнообязанным.

Свободным.

5.В чем состояло главное значение крестьянской реформы?

В ликвидации общины.

В личном освобождении крестьян.

В освобождении крестьян с землей без выкупа.

6.Как называлось собрания, на которых решались главные хозяйственные вопросы крестьянской жизни?

Сельская ярмарка.

Сельский сход.

Собрание.

7.На каких условиях реформа 1861г. предоставляла землю крестьянам?

Полностью за счет государственной казны.
Бесплатно.

За выкуп.

8.Какой срок был установлен для внесения крестьянами выкупных платежей за землю?

39 лет.

49 лет.

59 лет.


V. Итог

  • С какой темой познакомились на уроке?

  • Когда и почему в России было отменено крепостное право?

  • Какие положительные и отрицательные стороны Крестьянской реформы вы можете назвать? (Крестьяне получили гражданские права, личную свободу)

  • В чём историческое значение отмены крепостного права?

1.Ответ на проблемный вопрос

В начале урока перед вами был поставлен вопрос.

  • Почему Александр II получил почётное звание царь-освободитель.

(Александр II за реформу 1861 г. получил почётное звание царь-освободитель.)


2. Заполните пропуски. (Работа по слайду)

Ребята, посмотрев на предложение, попробуйте сделать вывод


Александр II … навсегда … право помещиков на … .


2.Самооценивание

Урок подошёл к концу. И я хотела бы узнать, как вы оценили свою работу на уроке.


5

ученик активен, даёт полные и правильные ответы, умеет работать по карте, по «ленте времени» самостоятельно и без ошибок выполняет задания в тетради.

4

ученик активен, отвечает не полным ответом, неуверенно работает по карте, по «ленте времени», в ответах и заданиях допускает ошибки.

3

ученик затрудняется при ответах на вопросы, отвечает не полным ответом, не может работать по карте, по «ленте времени», в ответах и заданиях допускает много ошибок.


3. Д-задание

Творческое задание

Найдите в библиотеке или в интернете поэму Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?», прочитав, ответьте на вопрос когда происходит действие поэмы?

4.Рефлексия

Сегодня я узнал…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Надеюсь, наши ладошки помогли нам и всё у нас получилось. Вы были активны и внимательны, работали дружно. И вместе мы преодолели все трудности

Спасибо за работу!


Литература


1.Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 – 9 кл.: В 2 сб./ Под ред. В.В. Воронковой.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011.- Сб. 1. – 232с.

2.Пузанов Б.П. История России: учеб. для 8 кл. спец. (коррекционных) образоват. учреждений VIII вида / [ Б.П. Пузанов и др.].– М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009.- 311с.: ил. – (Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида).

3.Пузанов Б.П., Бородина О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М. Уроки истории в 8 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: учеб. метод. пособие/ Пузанов Б.П., Бородина О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.-223 с.- (Коррекционная педагогика).
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Конспект урока на тему: "Отмена крепостного права"

Автор: Демченко Лариса Александровна

Дата: 23.06.2015

Номер свидетельства: 221105

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Конспект урока по окружающему миру на тему "Отмена крепостного права""
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekturokapookruzhaiushchiemumirunatiemuotmienakriepostnoghoprava"
    ["file_id"] => string(6) "312043"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459275228"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "конспект урока по теме "Отмена крепостного права" "
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-po-tiemie-otmiena-kriepostnogho-prava"
    ["file_id"] => string(6) "112593"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408759958"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(234) "конспект урока истории , презентация к уроку на тему: "Социально-экономическое развитие России после отмены крепостного права". "
    ["seo_title"] => string(136) "konspiekt-uroka-istorii-priezientatsiia-k-uroku-na-tiemu-sotsial-no-ekonomichieskoie-razvitiie-rossii-poslie-otmieny-kriepostnogho-prava"
    ["file_id"] => string(6) "171294"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1423661644"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(233) "конспект урока истории ,презентация к уроку на тему: "Социально-экономическое развитие России после отмены крепостного права". "
    ["seo_title"] => string(138) "konspiekt-uroka-istorii-priezientatsiia-k-uroku-na-tiemu-sotsial-no-ekonomichieskoie-razvitiie-rossii-poslie-otmieny-kriepostnogho-prava-1"
    ["file_id"] => string(6) "171301"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1423662343"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Социально-экономическое развитие России после отмены крепостного права. "
    ["seo_title"] => string(79) "sotsial-no-ekonomichieskoie-razvitiie-rossii-poslie-otmieny-kriepostnogho-prava"
    ["file_id"] => string(6) "135335"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416907690"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства