kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по окружающему миру на тему "Отмена крепостного права"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по теме "Отмена крепостного права" по программе УМК "Планета знаний".

Цель урока:

1. Сформировать у учащихся представление о ходе процесса отмены крепостного права в России для разных слоев населения, определить роль крестьянской реформы для дальнейшего страны, оценить вклад               Александра II  в реформирование жизни общества.

2. Развивать умение анализировать исторические документы, произведения изобразительного искусства, высказывать свою точку зрения на события, продолжать развитие коммуникативных навыков.

3.Воспитание уважения к истории своего отечества, уважение к людям, посвятившим жизнь реформированию России.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру на тему "Отмена крепостного права"»

1.Организационный момент.
Встали все у парт красиво, 
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Мы легонечко вздохнем
Урок окружающего мира начнем


2.Проверка домашнего задания.

Сейчас мы с вами попробуем отгадать кроссворд, который покажет, насколько хорошо вы подготовили домашнее задание.

  1. Назовите фамилию человека, о котором А. С. Пушкин сказал : «Он сам был первым нашим университетом ». (Михаил Васильевич Ломоносов ).

Почему А.С.Пушкин так сказал?

  1. Имя царя, в годы правления которого произошла отечественная война 1812 года.(Александр 2)

3)Император Франции, который в 1812 году, объявил войну России.(Наполеон Бонапарт).

4)Как называлось село, где произошла битва, которая положила начало изгнанию французской армии с русской земли? (Бородино)

5).Кто был главнокомандующим русской армией в Бородинской битве? (Кутузов Михаил Илларионович)



- А теперь, ребята, когда мы с вами ответим на 6 вопрос нашего кроссворда узнаем тему нашего урока.

6)Как называли крестьян, которые жили в то время в России? Почему?(Крепостные)

Молодцы!

Рефлексия: покажите зеленый кружочек те, кому было легко ответить на данные вопросы, желтые кружочки те кто сомневался и не совсем был уверен и красные кружочки те кому

- Да,тема нашего урока «Отмена крепостного права»

-Цель нашего урока: узнать когда произошла отмена крепостного права, что способствовало отмене.

-Давайте вспомним, что такое крепостное право?

-Кто такой крепостной?

-Где мы можем посмотреть точное определение данного слова? Давайте обратимся в толковый словарь и посмотрим определение данного слова.

- Сейчас мы немного вспомним о крепостном праве и жизни крепостных крестьян.

Доклад

1 ученик «У Спаса на Песках на Арбате в 8-й части, № 28 продаётся мальчик 10 лет». Сто с лишним лет тому назад такое объявление никого особенно не удивляло. Тогда в России существовало крепостное право: крепостные крестьяне принадлежали помещику и работали на него. Помещик был их полновластным хозяином. Закон разрешал помещику высечь крепостного розгами, заковать в кандалы, отправить в ссылку в Сибирь. Крестьян меняли на породистых собак, продавали целыми деревнями или поодиночке, разбивая семьи.

2 ученик В изнурительной работе проводили всё своё время крепостные крестьяне. Почти все дни недели от зари и до зари они работали на помещичьем поле — отбывали барщину. И только ночи да воскресенья оставались крестьянам для работы на своём небольшом участке земли, который и кормил их.

3 ученик Всё в хозяйстве помещика делалось руками его крепостных, которым не надо было платить за работу. У него были плотники и портные, столяры и садовники и даже свои крепостные художники, архитекторы, артисты. За малейшую провинность он мог жестоко расправиться с ними.

4 ученик Непосильно тяжёлый труд крестьян давал возможность помещикам вести привольную, обеспеченную жизнь. Помещик со своей семьёй жил в просторном барском доме. А за воротами барской усадьбы стояли ветхие, покосившиеся избы крестьян. На многих не сыщешь и трубы: весь дым шёл прямо в жильё. Вместо оконного стекла — бычий пузырь. Грубая деревянная и глиняная посуда. Одежда крестьян из домотканого холста была покрыта заплатами.

- Спасибо большое. Мы с вами знаем что жизнь крепостных ценилась намного меньше чем жизнь собаки, помещик обменял 6 крепостных крестьян за 1 породистую собаку.

- Итак, как могли дворяне или помещики поступить с крестьянами?

Кластер

- Однако крестьяне не мирились со своей тяжёлой судьбой. Не раз вспыхивали крестьянские бунты и даже войны

-О какой крестьянской войне мы с вами уже говорили?под предводительством Емельяна Пугачева

- Но главной из причин, заставивших помещиков и Александра II пойти на отмену крепостного права, было нарастание числа крестьянских бунтов и восстаний. Так за первую четверть XIX века было зарегистрировано 651 крестьянское волнение, за вторую четверть этого столетия - уже 1089 волнений, а за последнее десятилетие (1851 – 1860 гг.) – 1010, при этом 852 волнения пришлось на 1856-1860 годы. Кроме этого недовольство крестьян, существующими порядками, часто выплёскивалось в единичные случаи убийства помещиков и управляющих помещичьими имениями, а также в преднамеренное плохое выполнение барщинных работ, задержка в уплате оброка, потравы помещичьих лугов и полей, лесные порубки.
Сохранение крепостного права не только мешало развитию страны. но и ставило под угрозу само существование самодержавия и господство дворянства.

- И вот19 февраля 1861 года Александр 2 подписал манифест об отмене крепостного права. Крестьяне, жизнь которых зависела от помещика, получили личную свободу.

- Что же такое манифест?

Давайте посмотрим определение данного слова в учебнике.-Словаре.

- Дома вы подробно познакомитесь с данным документом.


физминутка

- Но мы сегодня с вами знакомимся еще с несколькими новыми словами: Капиталлисты, кто это такие? Ответить на этот вопрос нам поможет учебник на странице 77 .
- Кто такие купцы?

- скажите, ребята, а как вы думаете, легче ли стало жить крестьянам? А как стало жить дворянам?
- чтобы точно узнать ответ на наш вопрос , мы вами отправимся в путешествие.
- сейчас закроем глазки, опустим голову на парту. И на машине времени перенесемся в 1961 год, чтобы узнать ответ на наш вопрос
.- открываем глазки.

Инсценирование

Мы с вами оказались в 19 веке . Крестьянин, скажи пожалуйста, после отмены крепостного права лучше ли тебе стало жить?
крестьянин 1. С отменой крепостного права мы сами могли решать остаться жить в деревне или уйти в город, жениться или подождать, заниматься сельским хозяйством или торговлей, а то и завести своё ремесленное дело. Многие из нас отправились в город на заработок,
Но землю для себя мы должны были выкупить сами, а это стоило немалых денег. А у нас не было денег. Многие из нас разорялись, бросали хозяйство в деревне и отправлялись в город на заработки, пополняя толпы нищих и безработных.
По закону 19 февраля 1861 года крестьяне получали в пользование избы с огородами и земельные наделы,но они были до того малы,что появилась даже карикатур на эту тему. Крестьянин стоит на одной ноге, потому что вторую поставить некуда.

- Дворянин, скажи, а как тебе стало жить?


Дворянин: мы потеряли бесплатную рабочую силу, но тогда стали продавать свои поместья. Полученные деньги ,капиталы вкладывали в строительство заводов и фабрик. Тем самым получали еще большие доходы. Увеличивали свои капиталы.поэтом, нас стали называть капиталистами. Мы были богаты, а после отмены крепостного права стали еще богаче.


Военный: И нас, военных, коснулась отмена крепостного права. Раньше мы служили в армии 25 лет, а после отмены крепостного права стали служить 6 лет.

купец: в конце 19 века стало процветать купечество. Мы, купцы, стали открывать магазины, лавки. Велико было значение купечества для города Симбирска. Именно благодаря нам, предприимчивым купцам, в аграрной губернии появились прибыльные суконные, винокуренные и машиностроительные производства, набиравшие мощь к концу XIX века и давшие толчок к развитию симбирской купеческой благотворительности. А ярмарки? Ведь именно в Симбирске проходила одна из важнейших ярмарок весеннего Поволжья - Сборная, устанавливавшая цены на хлебные поставки всего региона. На эту ярмарку приезжали купцы со всего Поволжья - из Казани, Нижнего Новгорода, Самары.



-Таким образом необходимы были дальнейшие реформы, т.е. изменение различных сторон жизни в лучшую сторону. но рано или поздно эти преобразования коснулись бы самого существования самодержавия, а это, естественно, было не выгодно ни царю, ни богатым людям.

Но всё же, отмена крепостного права вызвала необыкновенное оживление торговли и промышленности. Было построено много железных дорог, связавших между собой крупные города, открылись начальные школы, что было очень важно для неграмотного сельского населения.

Во время царствования Александра 2 появились люди, которые считали возможным изменить государственный строй, при помощи убийства неугодных им правителей. Было организовано несколько покушений на царя.

Во время очередного покушения в марте 1881 года Александр 2 был убит взрывом самодельной бомбы. но в памяти русского народа он остался Александром – освободителем.

Работа в парах
Перед вами лежат листы. На которых написано фразы, которые относятся к России до отмены крепостного права и после.. Нужно разделить их на 2 столбика
• Крестьяне работают на хозяина.

• Крестьяне работают на себя

• Крестьяне могут уйти в город на заработки

• Крестьяне не могут уйти в город на заработки

• Хозяин может продать, подарить, наказать крестьянина

• Многие бывшие крестьяне работают на заводах и фабриках, строят железные дороги

• Люди свободно меняют место жительства в пределах страны

• Люди прикреплены к земле, уйти с неё не могут.


рефлексия

.Закрепление изученного.

Давайте с вами попробуем восстановить главные события и личности, о которых мы с вами узнали на уроке..



1)В начале 19 века на престол вступил:

а) Александр 1 б) Александр 2 в) Александр 3



2)Нашествие Наполеона в Россию произошло в :

а) 1810 году б) 1812 году в)1813 году



3)Москва была:

а) завоёвана французами ;

б) французы пришли в пустую Москву;

в) русский народ приветливо и ласково встречал французов.



4)Имя “ освободитель” носил:

а) Николай 1 б) Александр 1 в) Александр 2



5)Александр 2 был:

а) очень суровым человеком, как его отец;

б)очень добрым человеком;

в)Не суровым, но ине настолько добрым, чтобы подарить крестьянам землю.



6)отмена крепостного права:

а) полностью изменила жизнь крестьян (они стали жить намного лучше);

б)не изменила совсем;

в)изменила частично.

Итог
Напомните цели урока. Достигли ли мы поставленных целей?

Что было трудно? Что помогло при рассмотрении  материала?

Оцените свою работу на уроке















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по окружающему миру на тему "Отмена крепостного права"

Автор: Тихонова Ольга Петровна

Дата: 29.03.2016

Номер свидетельства: 312043

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "конспект по окружающему миру для 4 класса"
    ["seo_title"] => string(49) "konspiekt_po_okruzhaiushchiemu_miru_dlia_4_klassa"
    ["file_id"] => string(6) "361353"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1479797992"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства