kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект занятия по технологии эффективного чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие по технологии эффективного чтения

Тема занятия:  Метафорные слова.

Цели занятия:

  • закрепление интегрального алгоритма чтения;
  • введение нового понятия – метафорное слово;
  • освоение авторского опыта по созданию художественного образа;

Ход занятия:

I.Стадия «Вызова»: актуализация знаний, проверка усвоения материала предыдущих занятий (восстановление по опорным лучам текстов «Кортик», «Книги»).
II. Стадия «Осмысления»: коллективная работа по составлению схемы к новому тексту. Прием – «Чтение с остановками».

 1. Чтение текста:

Как распускается мак

Вот как распускается мак. Рано утром среди седых, вырезных листьев на мохнатом стебле качается большой зеленый бутон. Весь мохнатый, в капельках росы.

И вдруг бутон лопается. Зеленые створки раздвигаются, между ними проглядывает розовая полоска. Она делается шире, шире… Щелк!

Зеленые створки опали на землю. Все это происходит на твоих глазах. И уже не зеленый бутон качается на стебле, а будто комочек розовой папиросной бумаги. Смятый комочек.

Но вот комочек начинает оживать, пухнуть, расправлять складочки. Разглаживаются лепестки, выгибаются… Краснеют. Наливаются жаром.

И вот уже огненная чаша раскрылась на стебле. Внутри нее лежит черный уголек.
Сияет огненная чаша. Боишься ее тронуть – пальцы обожжет!

А однажды вечером, опять на твоих глазах, - щелк! – отвалился один лепесток, еще один, еще… Лежат на земле. Темнеют, остывают. Вот так гаснет мак. Не отцветает, не увядает, не поникает. Просто гаснет.

                                                                              Э.Шим

2. Основа схемы с названием смысловых лучей.
Основной луч – один (мак), но все образные названия, данные маку автором текста (бутон, комочек, огненная чаша), становятся основой для дополнительных лучей. Луч «Огненная чаша» имеет еще дополнительных героев – «Уголек» и «Лепестки». С листьями мака ничего не случается, поэтому данный герой остается в стороне от происходящих с другими изменений.

3. К каждому лучу выписываем «портретные слова» (описание внешнего облика) и слова, описывающие события и факты.

4.Отмечаем стрелки перехода  (превращения), используя специальный знак.

5. В результате коллективной работы получилась схема:

III. Введение понятия   «метафорные слова» (слова, употребленные в тексте в переносном значении для создания художественного образа; слова, которые в тексте среди обычных слов вспыхивают яркими искрами). Введение знака для выделения метафорных слов. Выделение метафорных слов на схеме.

Сравнения: комочек розовой папиросной бумаги, черный уголек.
Метафоры: сияет огненная чаша, лепестки остывают, гаснет мак.

IV. Выделение доминанты (главной мысли этого текста):

  • Рождение мака – чудо, которое происходит на наших глазах.
  • Цветение мака напоминает пламя.
  • Жизнь мака яркая, но короткая (сгорел и погас).

V.Рефлексия.
Прием «Бортовой журнал»:
Что было известно до занятия?

Что нового узнали на занятии?


 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по технологии эффективного чтения »

Занятие по технологии эффективного чтения


Тема занятия: Метафорные слова.

Цели занятия:

  • закрепление интегрального алгоритма чтения;

  • введение нового понятия – метафорное слово;

  • освоение авторского опыта по созданию художественного образа;


Ход занятия:


I.Стадия «Вызова»: актуализация знаний, проверка усвоения материала предыдущих занятий (восстановление по опорным лучам текстов «Кортик», «Книги»).
II. Стадия «Осмысления»: коллективная работа по составлению схемы к новому тексту. Прием – «Чтение с остановками».

1. Чтение текста:


Как распускается мак


Вот как распускается мак. Рано утром среди седых, вырезных листьев на мохнатом стебле качается большой зеленый бутон. Весь мохнатый, в капельках росы.

И вдруг бутон лопается. Зеленые створки раздвигаются, между ними проглядывает розовая полоска. Она делается шире, шире… Щелк!

Зеленые створки опали на землю. Все это происходит на твоих глазах. И уже не зеленый бутон качается на стебле, а будто комочек розовой папиросной бумаги. Смятый комочек.

Но вот комочек начинает оживать, пухнуть, расправлять складочки. Разглаживаются лепестки, выгибаются… Краснеют. Наливаются жаром.

И вот уже огненная чаша раскрылась на стебле. Внутри нее лежит черный уголек.
Сияет огненная чаша. Боишься ее тронуть – пальцы обожжет!

А однажды вечером, опять на твоих глазах, - щелк! – отвалился один лепесток, еще один, еще… Лежат на земле. Темнеют, остывают. Вот так гаснет мак. Не отцветает, не увядает, не поникает. Просто гаснет.

Э.Шим


2. Основа схемы с названием смысловых лучей.
Основной луч – один (мак), но все образные названия, данные маку автором текста (бутон, комочек, огненная чаша), становятся основой для дополнительных лучей. Луч «Огненная чаша» имеет еще дополнительных героев – «Уголек» и «Лепестки». С листьями мака ничего не случается, поэтому данный герой остается в стороне от происходящих с другими изменений.


3. К каждому лучу выписываем «портретные слова» (описание внешнего облика) и слова, описывающие события и факты.


4.Отмечаем стрелки перехода (превращения), используя специальный знак.


5. В результате коллективной работы получилась следующая схема:




Мак


Комочек

Гаснет




Бутон

Листья


Большой,

Зеленый,

мохнатый,

в росе


Качается

утром среди

Седые

вырезные



Лопается





Розовый,

смятый

Проглядывает

между створок


Делается шире,

Разглаживается

краснеет





Боишься

тронуть-

обожжет

Раскрылась

на стебле,

сияет

Вечером

отваливаются,

темнеют. Лежат

на земле

Внутри

Черный

Лепестки

Уголек

Огненная чаша



III. Введение понятия «метафорные слова» (слова, употребленные в тексте в переносном значении для создания художественного образа; слова, которые в тексте среди обычных слов вспыхивают яркими искрами). Введение знака для выделения метафорных слов. Выделение метафорных слов на схеме.

Сравнения: комочек розовой папиросной бумаги, черный уголек.
Метафоры: сияет огненная чаша, лепестки остывают, гаснет мак.


IV. Выделение доминанты (главной мысли этого текста):

  • Рождение мака – чудо, которое происходит на наших глазах.


  • Цветение мака напоминает пламя.


  • Жизнь мака яркая, но короткая (сгорел и погас).


V. Рефлексия.
Прием «Бортовой журнал»:
Что было известно до занятия?

Что нового узнали на занятии?




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект занятия по технологии эффективного чтения

Автор: Хохрякова Марина Викторовна

Дата: 21.01.2015

Номер свидетельства: 159114

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Доклад "Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы""
    ["seo_title"] => string(73) "doklad_innovatsionnye_tekhnologii_na_urokakh_russkogo_iazyka_i_literatury"
    ["file_id"] => string(6) "529667"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1575213397"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы "
    ["seo_title"] => string(71) "innovatsionnyie-tiekhnologhii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "193668"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1427671495"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Статья "Внедрение современных образовательных технологий в учебный процесс"
    ["seo_title"] => string(89) "stat-ia-vniedrieniie-sovriemiennykh-obrazovatiel-nykh-tiekhnologhii-v-uchiebnyi-protsiess"
    ["file_id"] => string(6) "249626"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446924670"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(232) "Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы в условиях современной общеобразовательной школы "
    ["seo_title"] => string(144) "primienieniie-innovatsionnykh-tiekhnologhii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-v-usloviiakh-sovriemiennoi-obshchieobrazovatiel-noi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "191826"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427373056"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) ""Применение инновационных технологий на уроках русского языка""
    ["seo_title"] => string(71) "primienieniie-innovatsionnykh-tiekhnologhii-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "257459"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448338833"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства