Конспект занятия по технологии эффективного чтения
Конспект занятия по технологии эффективного чтения
Занятие по технологии эффективного чтения
Тема занятия: Метафорные слова.
Цели занятия:
закрепление интегрального алгоритма чтения;
введение нового понятия – метафорное слово;
освоение авторского опыта по созданию художественного образа;
Ход занятия:
I.Стадия «Вызова»: актуализация знаний, проверка усвоения материала предыдущих занятий (восстановление по опорным лучам текстов «Кортик», «Книги»).
II. Стадия «Осмысления»: коллективная работа по составлению схемы к новому тексту. Прием – «Чтение с остановками».
1. Чтение текста:
Как распускается мак
Вот как распускается мак. Рано утром среди седых, вырезных листьев на мохнатом стебле качается большой зеленый бутон. Весь мохнатый, в капельках росы.
И вдруг бутон лопается. Зеленые створки раздвигаются, между ними проглядывает розовая полоска. Она делается шире, шире… Щелк!
Зеленые створки опали на землю. Все это происходит на твоих глазах. И уже не зеленый бутон качается на стебле, а будто комочек розовой папиросной бумаги. Смятый комочек.
Но вот комочек начинает оживать, пухнуть, расправлять складочки. Разглаживаются лепестки, выгибаются… Краснеют. Наливаются жаром.
И вот уже огненная чаша раскрылась на стебле. Внутри нее лежит черный уголек.
Сияет огненная чаша. Боишься ее тронуть – пальцы обожжет!
А однажды вечером, опять на твоих глазах, - щелк! – отвалился один лепесток, еще один, еще… Лежат на земле. Темнеют, остывают. Вот так гаснет мак. Не отцветает, не увядает, не поникает. Просто гаснет.
Э.Шим
2. Основа схемы с названием смысловых лучей.
Основной луч – один (мак), но все образные названия, данные маку автором текста (бутон, комочек, огненная чаша), становятся основой для дополнительных лучей. Луч «Огненная чаша» имеет еще дополнительных героев – «Уголек» и «Лепестки». С листьями мака ничего не случается, поэтому данный герой остается в стороне от происходящих с другими изменений.
3. К каждому лучу выписываем «портретные слова» (описание внешнего облика) и слова, описывающие события и факты.
4.Отмечаем стрелки перехода (превращения), используя специальный знак.
5. В результате коллективной работы получилась схема:
III. Введение понятия «метафорные слова» (слова, употребленные в тексте в переносном значении для создания художественного образа; слова, которые в тексте среди обычных слов вспыхивают яркими искрами). Введение знака для выделения метафорных слов. Выделение метафорных слов на схеме.
Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по технологии эффективного чтения »
Занятие по технологии эффективного чтения
Тема занятия: Метафорные слова.
Цели занятия:
закрепление интегрального алгоритма чтения;
введение нового понятия – метафорное слово;
освоение авторского опыта по созданию художественного образа;
Ход занятия:
I.Стадия «Вызова»: актуализация знаний, проверка усвоения материала предыдущих занятий (восстановление по опорным лучам текстов «Кортик», «Книги»). II. Стадия «Осмысления»: коллективная работа по составлению схемы к новому тексту. Прием – «Чтение с остановками».
1. Чтение текста:
Как распускается мак
Вот как распускается мак. Рано утром среди седых, вырезных листьев на мохнатом стебле качается большой зеленый бутон. Весь мохнатый, в капельках росы.
И вдруг бутон лопается. Зеленые створки раздвигаются, между ними проглядывает розовая полоска. Она делается шире, шире… Щелк!
Зеленые створки опали на землю. Все это происходит на твоих глазах. И уже не зеленый бутон качается на стебле, а будто комочек розовой папиросной бумаги. Смятый комочек.
Но вот комочек начинает оживать, пухнуть, расправлять складочки. Разглаживаются лепестки, выгибаются… Краснеют. Наливаются жаром.
И вот уже огненная чаша раскрылась на стебле. Внутри нее лежит черный уголек. Сияет огненная чаша. Боишься ее тронуть – пальцы обожжет!
А однажды вечером, опять на твоих глазах, - щелк! – отвалился один лепесток, еще один, еще… Лежат на земле. Темнеют, остывают. Вот так гаснет мак. Не отцветает, не увядает, не поникает. Просто гаснет.
Э.Шим
2. Основа схемы с названием смысловых лучей. Основной луч – один (мак), но все образные названия, данные маку автором текста (бутон, комочек, огненная чаша), становятся основой для дополнительных лучей. Луч «Огненная чаша» имеет еще дополнительных героев – «Уголек» и «Лепестки». С листьями мака ничего не случается, поэтому данный герой остается в стороне от происходящих с другими изменений.
3. К каждому лучу выписываем «портретные слова» (описание внешнего облика) и слова, описывающие события и факты.
4.Отмечаем стрелки перехода (превращения), используя специальный знак.
5. В результате коллективной работы получилась следующая схема:
Мак
Комочек
Гаснет
Бутон
Листья
Большой,
Зеленый,
мохнатый,
в росе
Качается
утром среди
Седые
вырезные
Лопается
Розовый,
смятый
Проглядывает
между створок
Делается шире,
Разглаживается
краснеет
Боишься
тронуть-
обожжет
Раскрылась
на стебле,
сияет
Вечером
отваливаются,
темнеют. Лежат
на земле
Внутри
Черный
Лепестки
Уголек
Огненная чаша
III. Введение понятия «метафорные слова» (слова, употребленные в тексте в переносном значении для создания художественного образа; слова, которые в тексте среди обычных слов вспыхивают яркими искрами). Введение знака для выделения метафорных слов. Выделение метафорных слов на схеме.
object(ArrayObject)#884 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(232) "Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы в условиях современной общеобразовательной школы "
["seo_title"] => string(144) "primienieniie-innovatsionnykh-tiekhnologhii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-v-usloviiakh-sovriemiennoi-obshchieobrazovatiel-noi-shkoly"
["file_id"] => string(6) "191826"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1427373056"
}
}