kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Традиции и обычаи казахского народа"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по истории Казахстана. Тема: «Традиции и обычаи казахского народа»

Цели:

  1. Охарактеризовать виды традиционных казахских обычаев и обрядов.

Дать понятие о том, что древние обычаи, обряды и традиции отражают духовную жизнь народа.

2. Развитие познавательного интереса к культуре и истории казахского народа, развитие творческих способностей учащихся.

3. Привитие уважения к культуре и традициям казахского народа, воспитание казахстанского патриотизма

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Традиции и обычаи казахского народа" »

Урок по истории Казахстана. Тема: «Традиции и обычаи казахского народа»

Цели:

  1. Охарактеризовать виды традиционных казахских обычаев и обрядов.

Дать понятие о том, что древние обычаи, обряды и традиции отражают духовную жизнь народа.

  1. Развитие познавательного интереса к культуре и истории казахского народа, развитие творческих способностей учащихся.

  2. Привитие уважения к культуре и традициям казахского народа, воспитание казахстанского патриотизма

Средства обучения: интерактивная доска, слайд-шоу, кюи Курмангазы

Методы обучения: вопросы-ответы, практические методы (инсценирование), интерактивные методы.

Тип урока: изучение нового материала.

Межпредметная связь: всемирная история, казахский язык, литература, обществознание

План проведения урока:

  1. Орг.момент. Приветствие. Проверка посещаемости учащихся. Объявление темы и цели урока.

  2. Изучение нового материала.

  3. Закрепление.

  4. Домашнее задание.

  5. Итоги. Выставление оценок.

Ход урока.

Эпиграф урока: «Традиции и культура – генетический код нации» (Н.Назарбаев)

Вступительное слово учителя:

- Сәлеметсіздер ме!

Активизация: - Какие вы знаете традиции и обычаи?

Работа с новыми понятиями:

Обычаи - исторически сложившиеся и распространённые в обществе формы действий, повторяющиеся в определённых обстоятельствах.

Они представляют собой показатели образа жизни, принятого в какой-либо социальной среде (коллективе, семье и т.п.)

Традиции (с латинского – «передача») –разновидности (или формы) обычаев, отличающихся особой устойчивостью и направленными усилиями людей сохранять неизменными унаследованные от предыдущих поколений формы поведения.

Именно обычаи и традиции (а также привычки и вкусы) и составляют ту совокупность особенностей и отличают этносы друг от друга.

Обряды и ритуалы – составные элементы традиций и обычаев.

Обряд –символизированное действие, в котором проявляются конкретные обычаи и традиции.

Ритуал – разовое действие, отдельная деталь обряда, церемония

демонстративного характера, совершаемая в торжественной обстановке.

Что же такое «казахское гостеприимство», благодаря которому так много людей остались на этой земле и она стала для них родным домом.

Гостеприимством славятся казахи.

Так было испокон веков,

Обычай у народа есть таков:

Найдет здесь гость и пищу,

И надежный кров!

Пусть даже юрта не богата.

Ведь гость для каждого казаха - это свято!

И сейчас мы вам поведаем легенду, повествующую о том, как зародился казахский обычай "Қонақасы".

Звучит легенда:

Давным-давно, в те времена, когда еще было совсем мало людей на свете, жил премудрый старец, который приручил диких верблюдов, лошадей, коров, овец, коз и стал первым скотоводом в казахских степях. Было у него три сына. Добрые сыновья во всем повиновались отцу, и с великим усердием пасли, охраняли его стада, табуны и отары.

Совсем одряхлев, старик призвал к себе сыновей и сказал: Скоро умру, дети. Оставляю вам все, что нажил трудом и умом. Разделите мой скот на четыре равных стада, возьмите себе каждый по стаду и продолжайте с успехом дело отца. Изберите лучшие пути для кочевок, любите и умножайте скотину, живите дружно и учите добру свое потомство...

Поклонились сыновья отцу, поблагодарили за дар, но прежде чем выйти из юрты, обратились к нему с вопросом:

- Не ослышались ли мы, родитель наш, и верно ли поняли твой наказ? Нас трое, а ты распорядился разделить скот на четыре части. Кому ты оставляешь четвертую часть?

Умирающий ответил: Четвертую часть скота я оставлю вашему гостю. Пусть всякий, кто нуждается в пище и в крове, кто по желанию или по нужде явится в ваше жилище, найдет у вас приют, ласку и обильное угощение. И если гость ваш из скромности станет отказываться от пищи и питья, скажите ему, что он ест и пьет свое, а не ваше, ибо в вашем достоянии есть и его доля.

Миновали века. Распространились люди по степи. Род старшего сына образовал Старшую орду, среднего - Среднюю, младшего - Младшую. Много переменилось в жизни с тех пор. Но во все века, годы и дни крепок был в степи обычай гостеприимства. Кто бы ни заходил среди дня и ночи в жилище казаха, каждого ждали привет и почет, мирный отдых и щедрое хлебосольство – "Қонақасы".

Традиции и обычаи существуют у народов всего мира. В них отразились уклад жизни народа, его привычки, национальности.

А сейчас, ребята, мы предлагаем вам ответить на вопросы викторины:






Викторина

«Знаете ли вы обычаи казахского народа?»

За каждый правильный ответ учащийся получает уык, на котором написаны слова, помогаюшие строить основу нашего общего дома. И сейчас мы с вами повесим уыки на наш шанырак.

Вопросы викторины: 

1. Как называется жилище, приспособленное к  кочевому быту казахов? (Юрта)

2. Главное национальное блюдо казахов, которое готовят на любой праздник? (Бешбармак)

3. Как называется кобылье молоко? (Кумыс)

4. Как называется напиток из верблюжьего молока? (Шубат)

5. Что было основным видом мужской и женской одежды? (Шапан)

6. Что в переводе означает слово «Наурыз»? (Новый день)

7. Из скольких компонентов готовят наурыз көже? (Из семи)

8. Как называется подарок за добрую весть? (Сүйінші)

9. Назовите казахские национальные виды борьбы? (Қазақша-күрес)

10. Какие вы знаете национальные игры казахского народа? (Асыки, тоғыз құмалақ)

11. Как называется у казахов обряд очищения? (аластау)

12. Какое значение огню оказывали казахи ?

13. Что обозначает у казахов обряд "қырқынан шығару"?

14. Как называется песня, открывающая свадьбу и основная тема этой песни?

15. Когда делают обряд "беташар"?

16. Расскажите об обряде "тусау кесер".

17. Расскажите об обряде " бесікке салу".

18. Что обозначает слово "байгазы " и кому дают байгазы ?

19. Что обозначает обычай "сүйінші"?

20. Что такое "шежіре" ( «родословная»)?

 

Образ шанырака - это образ общего дома, всех лю­дей, проживающих в Казахстане. Если шанырак это дом, а уыки - это народы, то благополучие в нем зависит от каждого из нас, потому что мы все - народ Казахстана.

Ребята, вот наш шанырак, и сейчас все, кто получил уыки, будут укреплять их на нашем шаныраке. А уыки непростые, они символизируют ваши знания о традициях и обычаях казахского народа, строя наш дом. Мы их вывесим на наш шанырак, а вы в своей жизни постарайтесь придерживаться этих истин.

Из Послания Президента Н.Назарбаева народу Казахстана

Казахам и представителям других народов, проживающим на территории нашей страны, несмотря на все тяготы и невзгоды царизма, революционных потрясений тоталитаризма, удалось сохранить свою культурную самобытность. Более того, за годы независимости, несмотря на глобализацию и вестернизацию, наш культурный фундамент был заметно укреплён. Казахстан – уникальная страна. В нашем обществе причудливо объединились и взаимодополняют, взаимоподпитывают друг друга самые разные культурные элементы. Нам следует оберегать нашу элементарную культуру и традиции во всем их многообразии и величии, собирать по крупицам наше культурное достояние.

Наша история учит: страна сильна только тогда, когда един народ. Поэтому единство казахов является для нас ключевым вопросом. Кто, кроме нас, заинтересован в построение сильного Казахстана? Ответ очевиден. Перед нами стоят проблемы, которые стояли перед всеми народами в разные периоды истории. Те, кто их преодолел, стали сильными нациями и государствами. Как лидера нации меня беспокоит, что появились силы, которые хотят разрушить внутриказахское единство. Тот, кто идет по поводу этого осознанно или неосознанно, тот начинает делиться по разным признакам, прежде всего по шежире. Нельзя забывать глубинную суть самой традиции шежире, она не заканчивается на одном роде племени.

Шежире - это Древо поколений, которое сводится к единому корню. Шежире показывает и доказывает, что корни наши едины, что все мы казахи - едины. Шежире не раскалывает нас, а объединяет. Меня беспокоит, что нацию искусственно делят на « нагыз казахов» и «шала казахов». Мне очень стыдно за тех, кто раскалывает общество. И опасно, что это делается под прикрытием святых идей любви к Родине. Наша молодежь должна научиться ценить, любить друг друга, как дети одного родителя, одного народа, где бы они не находились.

Работа с деревом пожеланий.

Домашнее задание: параграф 37, стр. 221, написать мини-сочинение на тему: «Казахстан – наш общий дом»

Итоги урока.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока "Традиции и обычаи казахского народа"

Автор: Жусупбекова Казина Абдрахмановна

Дата: 17.11.2014

Номер свидетельства: 131743

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "конспект урока  "Традиции и обычаи казахского народа"."
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-traditsii-i-obychai-kazakhskogho-naroda-1"
    ["file_id"] => string(6) "275706"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452611524"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "План конспекта открытого урока по истории Казахстан на тему: Традиции и обычаи казахского народа"
    ["seo_title"] => string(80) "plan_konspiekta_otkrytogho_uroka_po_istorii_kazakhstan_na_tiemu_traditsii_i_obyc"
    ["file_id"] => string(6) "421040"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1496918448"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Конспект урока по русскому языку "Наши праздники - Наурыз""
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekturokaporusskomuiazykunashiprazdnikinauryz"
    ["file_id"] => string(6) "336495"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1467179572"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Конспект урока классный час "Ассамблея народов Казахстана""
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-klassnyi-chas-assamblieia-narodov-kazakhstana"
    ["file_id"] => string(6) "307113"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1458250432"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "конспект урока по казахскому языку "?аза?ты? ?лтты? та?амдары" 4 сынып"
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekturokapokazakhskomuiazykukazaktynulttyktagamdary4synyp"
    ["file_id"] => string(6) "265655"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450009460"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства