· Подвести учащихся к пониманию того, что способность трудиться поставила древнейших людей в более выгодное сравнительно с остальными животным миром положение, помогла выжить.
· Продолжить формирование умений пересказывать содержание текста учебника, работать с ним, исторической картой и иллюстрациями. Правильно употреблять и объяснять исторические термины.
· Воспитывать культуру учебного труда.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по истории "Первые люди на Земле" »
Урок 2.
Тема урока: Первые люди на земле.
Цель урока:
Подвести учащихся к пониманию того, что способность трудиться поставила древнейших людей в более выгодное сравнительно с остальными животным миром положение, помогла выжить.
Продолжить формирование умений пересказывать содержание текста учебника, работать с ним, исторической картой и иллюстрациями. Правильно употреблять и объяснять исторические термины.
Воспитывать культуру учебного труда.
Учебное оборудование: карта мира, атласы по истории Древнего мира, таблица, иллюстрирующая теорию происхождения человека от обезьяны, гипсовая копия головы древнего человека (взять из кабинета биологии).
Ход урока
I . Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме:
«Что изучает история Древнего мира?»
1.Подготовка устного ответа по карточке № I. Работа 2 учащихся с терминами у доски.
КАРТОЧКА № 1
Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Как ученые узнают о жизни людей в далеком прошлом?» Для этого вспомни:
Кого называют археологами?
Как работают археологи?
Как находят археологические памятники?
Что называют историческим источником? Сделай вывод.
Примерный ответ учащегося: Для того, чтобы узнать как. жили люди в далеком прошлом, нужно использовать находки археологов. Археологи — это ученые, которые восстанавливают историю по вещественным памятникам. Прежде, чем выехать на раскопки, они изучают литературу того района, где предполагаются исследования. Затем, они проводят разведку этой местности. После этого они начинают раскопки. Они копают лопатами, снимая тонкие слои земли. Собранный материал обрабатывают и изучают. Находки археологов — это и есть вещественные памятники истории или исторические источнику.
2. Фронтальная беседа с классом по вопросам.
Дайте определение понятию «Всемирная или Всеобщая история». (Прошлое народов всего мира с древнейших времен и до наших дней называется Всеобщей историей.)
Как называется первая часть Всемирной истории? (История Древнего мира.)
Что изучает история Древнего мира? {История Древнего мира изучает жизнь первобытных людей, цивилизации Египта, Индии, Китая Греции и Рима.)
3.Развернутый ответ учащегося по карточке № 1. Проверка работы у доски.
Переход к новой теме
Итак, мы выяснили, что с помощью археологии и других исторических источников, ученые получают научную информацию о жизни людей и да леком прошлом. Со знакомства с жизнью первобытных людей мы и начнем изучение истории Древнего мира.
Задача для учащихся: Как жили древнейшие люди?
III. Изучение новой темы
План
1.Облик далеких предков.
2.Первое орудие труда.
3.Охота и овладение огнем.
На доске записаны тема урока, новые слова: орудия труда, человеческое стадо, палка-копалка, рубило.
1. Рассказ учителя.
Согласно научным данным первобытные люди появились нм Земле более 2 млн. лет назад. Люди произошли от обезьян (но не от тех, которые в наше время обитают в южных лесах, а от давно вымерших обезьян, кости которых находят в земле).
2.Работа по карте (с. 15 учебника).
Где жили древнейшие люди? (В восточной и Северо-восточной Африке, Евразии кроме её северной части.)
Где следы их жизни не обнаружены? (В Америке и в Австралии.)
Как вы думаете почему? (Люди в те далёкие времена могли жить только в теплых местах с богатой и разнообразной растительностью и животным миром.)
3.Самостоятельная работа учащихся с иллюстрациями учебника.
Задание: рассмотрите рисунки (с. ___учебника) и опишите облик древнейших людей.
.
4. Беседа по вопросам.
Чем древние люди отличались от людей нашего времени?
(Древнейшие люди сильно отличались от современных людей: они были покрыты шерстью, походили на обезьяну, имели грубое лицо, с широким приплюснутым носом, выступающие вперед челюсти, уходящий назад лоб. Над глазами валик, под которым скрыты глаза.)
Демонстрация на с.___ , пособия, таблица.
И.С. Неандерталец, кроманьонец, питекантроп и т.д.
Чем древнейшие люди отличались от обезьян?
(Умением изготовлять примитивные орудия труда: заостренные камни и палки-копалки.)
Что называется орудием труда? (Орудие труда — это то, чем человек работает.)
Эти определение дается и записывается на доске, детьми — в тетради И.С.
Что могли делать этими орудиями труда первобытные люди? (Расколоть орех, вырубать с помощью камня дубины, оттачивать палки- копалки, убить какого-то мелкого зверя, защититься от нападения хищников...)
5.Работа с текстом учебника (с.___ учебника).
Задание: Выяснить, как охотились древнейшие люди?
6.И.С.Работа с новыми терминами.
Человеческое стадо - древнейший коллектив людей, в котором они трудились и свои умения передавали по наследству.
7.Рассказ учителя.
Подумайте, как люди могли овладеть огнем? (Выслушать доводы детей.) Попросить детей потереть ладошки: «Что вы чувствуете? Тепло?». Что-то подобное испытал человек, когда долго тер друг об друга кусочки сухого дерева, они начинали тлеть и постепенно появлялся огонь... Но этому человек научится еще не скоро, а пока ему предстояло приручить огонь и непрерывно дежурить у костра. Если «дежурный» не справлялся, происходило страшное...
8.Работа с художественной литературой.
Зачитать отрывок из книги Д'Эрвильи «Приключение доисторического мальчика». Остановить прочтение на одном из интересных мест и попросить рассказать продолжение на следующем уроке.
«... Крек рассказал все, что с ними случилось, почему они не могли во время вернуться в пещеру. Он пробовал разжалобить стариков.
Мы надеялись раздобыть много пищи для всех, — задыхаясь, закончил мальчик свой рассказ, — и только потому я покинул пещеру. Уходя, я позаботился о том, чтобы огонь не погас, а прожил бы до нашего возвращения.
Огонь умер... — проворчал один начальник. — И пусть он будет отомщен.
Крек и Ожо растерянно озирались кругом. Дикие крики, взывавшие о мести,
становились все громче и громче. Напрасно братья искали проблеска жалости на лицах старейшин и охотников. Все лица были искажены отчаянием и яростью, во всех взглядах светилась свирепая решимость.
Старейший начальник встал, подошел к детям, схватил их за руки и ...»
VI. Закрепление изученного на уроке
а) Впишите недостающие слова.
Древнейшие люди жили на земле более лет назад
(двух миллионов лет назад).
Главным отличием древнейших людей от животных было (умение трудиться).
Древнейшими орудиями труда были: (камень, палка-копалка).
У древнейших людей было два главных способа добывания пищи__________________ (собирательство, охота).
VII. Итог урока
Домашнее задание: 1. Прочитать §1 учебника
2. Подготовить развернутый ответ по вопросу «Как жили древнейшие люди?».
3. Знать определение терминов.
*Подумать, что обозначает выражение «труд создал человека»?
Дополнительная информация
В ходе своего формирования человечество прошло три этапа. Первый этап развития ископаемых предков человека представлен австралопитеками, ископаемые остатки которых впервые были найдены в Южной Америке, почему они получили название южных обезьян (от лат. australis— южный и греч. pitekos— обезьяна).
Ростом австралопитеки были примерно с современную шимпанзе, передвигались на двух ногах, причем их походка уже полностью сбалансирована. От человекообразных обезьян австралопитеки отличались и строением кисти руки: у них большой палец был развит сильнее и противопоставлялся, как у человека, остальным пальцам. И, наконец, главное отличие австралопитеков заключалось в их трудовой деятельности и изготовлении орудий груда. В качестве материала они использовали кости животных, дерево и камень. Дошедшие до нас древнейшие орудия из камня — грубые желваки с режущим краем. Второй этап становления человечества — эпоха питекантропов (от греч. pitekos— обезьяна и anthropos — человек). Объем мозга у них достигает до 1000 см3 (у австралопитеков он равен 600-650 см1). С увеличением объема мозга и развитием его лобных долей уменьшилась покатость лба и надбровных дуг. Орудия груда питекантропов отличались большим разнообразием. Они научились делать ручное рубило, разнообразные скребки, грубые рубящие орудия с одним рабочим краем. С такими орудиями питекантропы могли загонять крупных животных. Они уже могли пользоваться огнем. Третий этап связан с неандертальцами (от названия долины Неандерталь в Германии). Первые неандертальцы появились, по-видимому, 250-300 тыс. лет назад, и по своему строению они уже напоминали современного человека. Набор каменных орудий неандертальцев стал еще более разнообразным. Появились остроконечники, проколки, острия. Материалом служили дерево, кости крупных животных и шкуры. Шкуры употреблялись и в качестве примитивной одежды для защиты от холода.
Рассмотренные три стадии становления человечества предшествовали появлению людей современного типа (кроманьонцев), с которыми заканчивается процесс становления человечества и начинается подлинная человеческая история.
Энциклопедический словарь юного историка. — М., 1994. — С. 386—387.