kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по истории "Первые люди на Земле"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:

·        Подвести учащихся к пониманию того, что способ­ность трудиться поставила древнейших людей в бо­лее выгодное сравнительно с остальными животным миром положение, помогла выжить.

·        Продолжить формирование умений пересказывать содержание текста учебника, работать с ним, исто­рической картой и иллюстрациями. Правильно употреблять и объяснять исторические термины.

·        Воспитывать культуру учебного труда.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по истории "Первые люди на Земле" »

Урок 2.

Тема урока: Первые люди на земле.

Цель урока:

  • Подвести учащихся к пониманию того, что способ­ность трудиться поставила древнейших людей в бо­лее выгодное сравнительно с остальными животным миром положение, помогла выжить.

  • Продолжить формирование умений пересказывать содержание текста учебника, работать с ним, исто­рической картой и иллюстрациями. Правильно употреблять и объяснять исторические термины.

  • Воспитывать культуру учебного труда.

Учебное оборудование: карта мира, атласы по истории Древнего мира, таблица, иллюстрирующая теорию происхождения человека от обезьяны, гипсовая копия головы древнего человека (взять из кабинета биологии).

Ход урока

I . Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме:

«Что изучает история Древнего мира?»

1.Подготовка устного ответа по карточке № I. Работа 2 учащихся с терминами у доски.

КАРТОЧКА № 1

Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Как ученые узнают о жизни людей в далеком прошлом?» Для этого вспомни:

  • Кого называют археологами?

  • Как работают археологи?

  • Как находят археологические памятники?

  • Что называют историческим источником? Сделай вывод.

Примерный ответ учащегося: Для того, чтобы узнать как. жили люди в да­леком прошлом, нужно использовать находки археологов. Археологи — это уче­ные, которые восстанавливают историю по вещественным памятникам. Прежде, чем выехать на раскопки, они изучают литературу того района, где предполагаются исследования. Затем, они проводят разведку этой местности. После этого они начинают раскопки. Они копают лопатами, снимая тонкие слои земли. Собранный материал обрабатывают и изучают. Находки археологов — это и есть вещественные памятники истории или исторические источнику.

2. Фронтальная беседа с классом по вопросам.

  • Дайте определение понятию «Всемирная или Всеобщая история». (Прошлое народов всего мира с древнейших времен и до наших дней на­зывается Всеобщей историей.)

  • Как называется первая часть Всемирной истории? (История Древ­него мира.)

  • Что изучает история Древнего мира? {История Древнего мира изуча­ет жизнь первобытных людей, цивилизации Египта, Индии, Китая Греции и Рима.)

3.Развернутый ответ учащегося по карточке № 1. Проверка работы у доски.



Переход к новой теме

Итак, мы выяснили, что с помощью археологии и других исторических источников, ученые получают научную информацию о жизни людей и да леком прошлом. Со знакомства с жизнью первобытных людей мы и начнем изучение истории Древнего мира.



Задача для учащихся: Как жили древнейшие люди?

III. Изучение новой темы

План

1.Облик далеких предков.

2.Первое орудие труда.

3.Охота и овладение огнем.


На доске записаны тема урока, новые слова: орудия труда, человеческое стадо, палка-копалка, рубило.


1. Рассказ учителя.

Согласно научным данным первобытные люди появились нм Земле более 2 млн. лет назад. Люди произошли от обезьян (но не от тех, которые в наше время обитают в южных лесах, а от давно вымерших обезьян, кости которых находят в земле).


2.Работа по карте (с. 15 учебника).

  • Где жили древнейшие люди? (В восточной и Северо-восточной Аф­рике, Евразии кроме её северной части.)

  • Где следы их жизни не обнаружены? (В Америке и в Австралии.)

  • Как вы думаете почему? (Люди в те далёкие времена могли жить только в теплых местах с богатой и разнообразной растительностью и животным миром.)

3.Самостоятельная работа учащихся с иллюстрациями учебника.

Задание: рассмотрите рисунки (с. ___учеб­ника) и опишите облик древнейших людей.

.

4. Беседа по вопросам.

  • Чем древние люди отличались от людей нашего времени?

(Древней­шие люди сильно отличались от современных людей: они были покрыты шерстью, походили на обезьяну, имели грубое лицо, с широким прип­люснутым носом, выступающие вперед челюсти, уходящий назад лоб. Над глазами валик, под которым скрыты глаза.)

Демонстрация на с.___ , пособия, таблица.

И.С. Неандерталец, кроманьонец, питекантроп и т.д.

  • Чем древнейшие люди отличались от обезьян?

(Умением изготовлять примитивные орудия труда: заостренные камни и палки-копалки.)


  • Что называется орудием труда? (Орудие труда — это то, чем человек работает.)

Эти определение дается и записывается на доске, детьми — в тетради И.С.

Что могли делать этими орудиями труда первобытные люди? (Рас­колоть орех, вырубать с помощью камня дубины, оттачивать палки- копалки, убить какого-то мелкого зверя, защититься от нападения хищников...)

5.Работа с текстом учебника (с.___ учеб­ника).



Задание: Выяснить, как охотились древнейшие люди?


6.И.С.Работа с новыми терминами.



Человеческое стадо - древнейший коллектив людей, в котором они трудились и свои умения передавали по наследству.


7.Рассказ учителя.

Подумайте, как люди могли овладеть огнем? (Выслушать доводы детей.) Попросить детей потереть ладошки: «Что вы чувствуете? Тепло?». Что-то подобное испытал человек, когда долго тер друг об друга кусочки сухого дерева, они начинали тлеть и постепенно появлялся огонь... Но этому че­ловек научится еще не скоро, а пока ему предстояло приручить огонь и не­прерывно дежурить у костра. Если «дежурный» не справлялся, происходило страшное...


8.Работа с художественной литературой.

Зачитать отрывок из книги Д'Эрвильи «Приключение доисторическо­го мальчика». Остановить прочтение на одном из интересных мест и по­просить рассказать продолжение на следующем уроке.

«... Крек рассказал все, что с ними случилось, почему они не могли во время вернуться в пещеру. Он пробовал разжалобить стариков.

  • Мы надеялись раздобыть много пищи для всех, — задыхаясь, закончил маль­чик свой рассказ, — и только потому я покинул пещеру. Уходя, я позаботился о том, чтобы огонь не погас, а прожил бы до нашего возвращения.

  • Огонь умер... — проворчал один начальник. — И пусть он будет отомщен.

Крек и Ожо растерянно озирались кругом. Дикие крики, взывавшие о мести,

становились все громче и громче. Напрасно братья искали проблеска жалости на лицах старейшин и охотников. Все лица были искажены отчаянием и яростью, во всех взглядах светилась свирепая решимость.

Старейший начальник встал, подошел к детям, схватил их за руки и ...»

VI. Закрепление изученного на уроке

а) Впишите недостающие слова.

Древнейшие люди жили на земле более лет назад

(двух миллионов лет назад).

Главным отличием древнейших людей от животных было (умение трудиться).

Древнейшими орудиями труда были: (ка­мень, палка-копалка).


У древнейших людей было два главных способа добывания пищи__________________ (собирательство, охота).

VII. Итог урока

Домашнее задание: 1. Прочитать §1 учебника

2. Подготовить развернутый ответ по вопросу «Как жили древнейшие люди?».

3. Знать определение терминов.

*Подумать, что обозначает выражение «труд создал человека»?

Дополнительная информация

В ходе своего формирования человечество прошло три этапа. Первый этап раз­вития ископаемых предков человека представлен австралопитеками, ископаемые остатки которых впервые были найдены в Южной Америке, почему они получили название южных обезьян (от лат. australis— южный и греч. pitekos— обезьяна).

Ростом австралопитеки были примерно с современную шимпанзе, передвига­лись на двух ногах, причем их походка уже полностью сбалансирована. От челове­кообразных обезьян австралопитеки отличались и строением кисти руки: у них большой палец был развит сильнее и противопоставлялся, как у человека, осталь­ным пальцам. И, наконец, главное отличие австралопитеков заключалось в их тру­довой деятельности и изготовлении орудий груда. В качестве материала они использовали кости животных, дерево и камень. Дошедшие до нас древнейшие орудия из камня — грубые желваки с режущим краем. Второй этап становления че­ловечества — эпоха питекантропов (от греч. pitekos— обезьяна и anthropos — чело­век). Объем мозга у них достигает до 1000 см3 (у австралопитеков он равен 600-650 см1). С увеличением объема мозга и развитием его лобных долей уменьши­лась покатость лба и надбровных дуг. Орудия груда питекантропов отличались боль­шим разнообразием. Они научились делать ручное рубило, разнообразные скребки, грубые рубящие орудия с одним рабочим краем. С такими орудиями питекантропы могли загонять крупных животных. Они уже могли пользоваться огнем. Третий этап связан с неандертальцами (от названия долины Неандерталь в Германии). Первые неандертальцы появились, по-видимому, 250-300 тыс. лет назад, и по своему строе­нию они уже напоминали современного человека. Набор каменных орудий неан­дертальцев стал еще более разнообразным. Появились остроконечники, проколки, острия. Материалом служили дерево, кости крупных животных и шкуры. Шкуры употреблялись и в качестве примитивной одежды для защиты от холода.

Рассмотренные три стадии становления человечества предшествовали появле­нию людей современного типа (кроманьонцев), с которыми заканчивается про­цесс становления человечества и начинается подлинная человеческая история.

Энциклопедический словарь юного историка. — М., 1994. — С. 386—387.




А) Австралопитек

1. Около 2-2,5 млн. лет назад

Б) Homohabilis(«человек умелый»)

2. Около 250 тысяч лет

В) Homoerectus(«человек прямоходящий», питекантроп)

3. Около 4 млн. лет назад

Г) Человек разумный - неандерталец

4. Около 40 тысяч лет назад

Д) Человек разумный - кроманьонец

5. 1,5 млн. лет назад



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Конспект урока по истории "Первые люди на Земле"

Автор: Родионова Ирина Васильевна

Дата: 31.12.2014

Номер свидетельства: 149261

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Конспект урока история + физическая культура "
    ["seo_title"] => string(47) "konspiekt-uroka-istoriia-fizichieskaia-kul-tura"
    ["file_id"] => string(6) "170637"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423577526"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Конспект урока "Природа и люди Древней Индии" "
    ["seo_title"] => string(47) "konspiekt-uroka-priroda-i-liudi-drievniei-indii"
    ["file_id"] => string(6) "223767"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438110127"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Конспект урока окружающего мира "Начало истории человечества"."
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt_uroka_okruzhaiushchiegho_mira_nachalo_istorii_chieloviechiestva"
    ["file_id"] => string(6) "377954"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484127712"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект  урока "Михаил Васильевич Ломоносов - наш первый университет" "
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-mikhail-vasil-ievich-lomonosov-nash-piervyi-univiersitiet"
    ["file_id"] => string(6) "102895"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402558325"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "" Глобальные проблемы человечества" Конспект урока. "
    ["seo_title"] => string(55) "global-nyie-probliemy-chieloviechiestva-konspiekt-uroka"
    ["file_id"] => string(6) "236670"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444135290"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства