Конспект урока истории 5 класс "Военные походы фараонов"
Конспект урока истории 5 класс "Военные походы фараонов"
Актуальность конспекта урока.
Учащиеся 5 классов начинают серьезное изучение истории как науки, зачастую им очень сложно понять исторические события, усвоить понятия и даты. Для этого, нужно применять на уроках разнообразные формы работы, постоянно поддерживая интерес каждого ученика к изучаемому материалу.
Конспект дает возможность показать, как можно сочетать многообразие форм работы на уроке, не перегружая его. Работа с карточками дает возможность научить пятиклассников правильно выстраивать логику ответа, формулировать начало ответа и делать обязательный вывод. Различные памятки помогают пятиклассникам ориентироваться в информационном поле урока, отбирать нужный материал для ответа на вопросы. Применение интерактивных методов помогает учителю поддерживать постоянный интерес к предмету, это приводит к повышению творческой активности учащихся в классе, включает учащихся в активную интеллектуальную деятельность, делая усвоение материала более личностным, следовательно, и более устойчивым.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока истории 5 класс "Военные походы фараонов" »
Конспект урока истории
5 класс
Тема:«Военные походы фараонов»
Переведенцева Наталья Борисовна,
учитель истории
Цели урока:
Образовательные: продолжить формирование у учащихся представления о государственной системе Древнего Египта, власти фараонов; сформировать представления об особенностях войска Египта, направлениях походов фараонов и их целях.
Развивающие: продолжить формирование у учащихся работать с исторической картой, составлять таблицы, сопоставлять, анализировать информацию, делать выводы на основании исторических источников.
Воспитывающие: показать, что войны несут с собой разрушения, гибель людей и материальные потери.
План урока:
Цели военных походов фараонов.
Египетская армия.
Завоевательные походы египетских фараонов. Изучение текста источника «Песня военачальника».
Значение военных походов.
Дифференциация обучения: проблемных учеников привлечь к выполнению заданий по коррекции умений давать описание человека (воинов) и по работе с картой.
Повышенный уровень: привлечь сильных учеников к выполнению заданий по определению причинно-следственных связей.
Преемственные связи:
Межпредметные – литература: анализ текста.
Внутрикурсовые – тема «Историческая карта»: работа с легендой карты, извлечение информации из карты; тема «Исторические источники»: работа с письменным источником и художественной литературой.
Основные понятия: армия, военачальник, рядовой воин, пехота, завоевательные походы, причины походов, значение походов, щит, доспехи, боевые колесницы.
Раздаточный материал – отрывок из летописи Тутмоса III, высеченной на стенах храма Амона-Ра в Фивах.
Слайд-шоу “Военные походы египетских фараонов”
(Класс заранее поделен учителем на три группы по принципу постоянного перемешивания, т. е. каждый раз, при работе в группах, они наполняются разными учащимися).
Ход урока:
1. Организационный момент (зачитать состав групп, сесть по группам) 3мин.
2. Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Занятия жителей Древнего Египта».
(Подготовка устного ответа по карточке (каждый ученик в четверти несколько раз отвечает на вопрос по карточке). Ученик готовится, пока учитель вызывает к доске ученика для работы с понятиями и раздает 2-м ученикам индивидуальные задания на карточках - см. в Приложении 1. Ответ ученика по карточке. Оценивание ответа другим учеником – по желанию (на предыдущих уроках ученики записывали в тетради памятку «Характеристика устного ответа по истории»). Ответ ученика у доски (нужно дать определение понятиям, которые были изучены на прошлых уроках, каждое определение ученики записывают в личный словарик): цивилизация, государство, неравенство, фараон, налоги, обмен, папирус, оазис, дельта.
Работа по карточкам с индивидуальными заданиями – сдают через 5мин. Подведение итогов, выставление оценок).
3. Переход к изучению новой темы. Вступительное слово учителя по теме.
Мы выяснили, что ремесленники, земледельцы, рабы, писцы и даже вельможи подчинялись фараону – самому могущественному человеку Древнего Египта. Вельможи вместе с фараонами участвовали в военных походах. Чтобы нам узнать об этом поподробнее, нужно найти ответы на следующие вопросы… (план записан на доске, учитель зачитывает вопросы, которые являются пунктами плана).
4. Изучение новой темы. Объяснение нового материала происходит с опорой на показываемую презентацию.
План:
1.Египетское войско: вооружении , комплектование, виды (слайд 3);
2.Цели военных походов;
3.Походы египетских фараонов (слайд 7);
4.Последствия походов Тутмоса III;
5.Последствия военных походов для населения завоеванных стран и жителей Древнего Египта.
На доске: тема и план урока, карта.
1. Сообщение по первому вопросу (в объеме материала учебника). Класс, слушая, рассматривает иллюстрации учебника (запись в тетради с классом: виды египетских войск, способ формирования войска).
2. Работа с историческим источником. Учитель зачитывает документ о том, как проходила битва у города Мегиддо, потом задает вопросы классу (Из летописи Тутмоса III, высеченной на стенах храма Амона-Ра в Фивах – Хрестоматия по истории Древнего мира. М., 1987. С. 44-45.)
Вопросы:
•Для чего фараоны совершали военные походы в другие страны?
• Что захватывали в качестве добычи в таких походах войны Египта?
•Какой характер носили войны?
Запись в тетради (причины и характер военных походов)
Работа с картой. Учитель просит внимательно посмотреть на легенду карты и ответить на вопросы:
•Каким знаком обозначены походы египетских фараонов? (стрелочки)
•В какие страны были совершены военные походы египетских фараонов? (Нубия, Ливия, Палестина, Сирия, Финикия, территория Синайского п-ова)
•Где находится город Мегиддо? (на территории Палестины).
Все географические названия учитель показывает на карте и просит учеников сравнить карту на доске с картой учебника и показать, как и он, все географические названия. Запись ответов в тетради.
Завоевательные походы египетских фараонов. Изучение текста источника «Песня военачальника».
Определите направление завоевательных походов фараонов походов. (Важно следить за тем, чтобы при описании изображений на карте школьники четко указывали направления движений египтян).
4.Работа в группах (ученики, работая в группах, изучают 3 – 5 вопросы плана самостоятельно).
Каждой группа работает с вопросами на карточках, для этого использует текст и иллюстрации учебника (1 группа работает с п. 3, 2 группа – п. 4, 3 группа – п. 5). Карточки с вопросами смотри в Приложении 2.
Ответы на вопросы командиров групп (назначают сами; командиры записывают участников группы, активность работы и отвечают). Ответы на вопросы всех команд ученики кратко записывают в тетрадь.
5.Закрепление материала.
Для закрепления материала организуется работа с текстом документа о завоеваниях Тутмоса III и подготовка устных ответов на вопросы к нему. В презентации используется слайд 8.
Раздаточный материал для анализа:
Из летописи Тутмоса III
Его величество отправился на золотой колеснице, украшенный своим боевым оружием… И враги увидели, что его величество одолевает их, и бежали стремглав в Мегиддо с лицами полными страха. Они бросили своих лошадей и свои золотые и серебряные колесницы, и их втаскивали с помощью одежд в этот город… И вот, если бы войско его величества не возымело намерения пограбить имущество врагов, оно бы овладело Мегиддо в этот миг…
Тогда были захвачены их лошади и их золотые и серебряные колесницы… Их ратники лежали, простершись на спине, как рабы, а победоносное войско его величества считало своё достояние… И все войско ликовало, воздавая славу Амону за победу, дарованную им своему сыну в этот день. Они воздали хвалу его величеству, превознося его победы.
(Осада крепости продолжалась 7 месяцев). И вот владетели этой страны приползли на животах, чтобы поклониться мощи его величества, чтобы испросить дыхание для своих носов, потому что велика его сила, потому что велика власть Амона над всеми чужеземными странами… И вот все владетели были приведены пред мощь его величества с их данью: серебром, золотом, лазуритом, бирюзой, зерном и вином, быками и мелким скотом.
Вопросы к тексту:
Какую роль играл в битве фараон?
Что вы можете сказать об уровне развития военного дела у египтян?
Предположите, был ли Тутмос III доволен результатами похода? Какие цели он мог перед собой ставить?
Ответы учащихся на данные вопросы предполагают прямые ссылки на текст источника.
При наличии времени проводится работа с иллюстрацией на слайде 9, показывающей фараона на поле боя. Отвечая на вопрос об особенностях изображения фараона на поле боя, обучающиеся могут указать на преувеличение роли фараона, на соответствии размера его изображения высокому статусу в государстве.
6. Домашнее задание.
Высвечивается на экране на слайде 10.
При подготовке данного урока и презентации к нему использовались следующие источники информации:
Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История Древнего мира. – М., 1996.
Годер Г.И. Методическое пособие по истории Древнего мира. 5 кл. – М., 2003г.
Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 кл. ч.1. – М, 2004.
Михайловский Ф.А. История Древнего мира. – М., 2004.
Михайловский Ф.А. История Древнего мира. Книга для учителя. – М., 2000.
Цветкова Г.А. Дидактические материалы по истории Древнего мира. 5 кл. – М., 2004.
Мировая художественная культура. Мультимедийное учебное пособие. 2003.
Искусство Древнего Египта. CD. 2004г.
Приложение 1
Карточка для устного ответа на вопрос по изученной теме
Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Занятия жителей Древнего Египта».
Для этого вспомни и ответь на вопросы:
•Какие занятия существовали у древних египтян?
•Как жили и чем занимались древнеегипетские земледельцы?
•Как жили и чем занимались древнеегипетские ремесленники?
•Как жили и чем занимались древнеегипетские писцы?
•Как жили и чем занимались древнеегипетские вельможи?
•Как становились рабами? Как жили и чем занимались рабы?
Сделай вывод, а равны ли были жители Древнего Египта?
Индивидуальная работа по карточкам – задания на карточках
1. В древнеегипетском поучении отец наставляет сына: «Обрати своё сердце к книгам. Нет ничего выше книг. Если у писца есть должность в столице, он не будет там нуждаться. Должность писца лучше всех других должностей. Смотри: нет должности, где нет начальника. Только у писца нет начальника, он сам начальник над другими людьми».
Ответь на вопросы:
1. Чему учит отец сына?
2. Как, по его мнению, можно стать писцом?
3. Почему должность писца в Египте считалась очень почетной?
2. Прочитай отрывок из стихотворения В. Брюсова «Египетский раб» и ответь на вопросы.
Я – раб царя. С восхода до заката
Среди других совершаю тяжелый труд.
И кус глиной – единственная плата
За стон, за пот, за тысячи минут.
Я – раб царя, и жребий мой безвестен;
Как тень зари исчезну без следа.
Меня с земли судьба сотрет, как плесень;
Но след не минет скорбного труда,
И простоит близ озера Мерида
Века веков святая пирамида.
Ответь на вопросы:
1. О чем идет речь в этом стихотворении?
2. Что прославлял его автор?
3. Почему раб так говорит о пирамиде в последней строчке?
4. Какие выводы о жизни рабов в Египте можно сделать, прочитав это стихотворение?
Приложение 2
Памятка для учеников «Характеристика устного ответа по истории»
1. Внимательно выслушай ответ своего одноклассника.
2. Обрати внимание, по существу вопроса отвечал твой одноклассник.
3. Правильно ли воспроизведены в ответе факты, даты, названия событий, географических объектов, имена, фамилии.
4. Дополни или исправь ответ одноклассника.
5. Есть ли вывод в конце выступления, если нет, сделай его сам.
6. Попробуй оценить ответ.
Оценка «5» - ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объеме. Речь правильная и хорошая (четко, громко, понятно).
Оценка «4» - в изложении материала допущены незначительные ошибки и неточности. Речь правильная и хорошая (четко, громко, понятно).
Оценка «3» - в усвоении и изложении материала есть существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся, использование учебника), в ответе есть существенные ошибки. Речь нечеткая, несвязная, прерывистая, непонятная.
Оценка «2» - основное содержание материала по вопросу не раскрыто, существенные и множественные ошибки в содержании ответа, отказ отвечать.
Карточки с вопросами для работы в группах
1 группа (вопросы по пункту 3):
• Какие племена были соседями египтян?
• Какие богатства прельщали фараонов Египта в соседних странах?
• Какой фараон и когда совершил самые крупные завоевания?
Сделайте вывод об итогах военных походов фараонов Египта?
2 группа (вопросы по пункту 4):
• С какой добычей возвращались египетские войска домой?
• Как появлялись рабы в египетском государстве, как обращались с рабами?
• Почему пленники считались главной добычей на войне?
Сделайте вывод о том, какой характер носили военные походы фараонов?
3 группа (вопросы по пункту 5):
• Как жил простой воин?
• Как жила семья война?
• Как вы думаете, как делились богатства, захваченные во время военных походов?
Актуальность разработки урока.
В 5 классах начинается серьезное изучение истории как науки, зачастую ребятам очень сложно понять исторические события, усвоить понятия и даты. Для этого, нужно наполнить урок разнообразными формами работы, постоянно поддерживая интерес каждого ученика к изучаемому материалу.
Данная разработка дает возможность показать, как можно сочетать многообразие форм работы на уроке, не перегружая его. Работа с карточками дает возможность научить пятиклассников правильно выстраивать логику ответа, формулировать начало ответа и делать обязательный вывод. Различные памятки и схемы помогают пятиклассникам ориентироваться в информационном поле урока, отбирать нужный материал для ответа на вопросы. Применение интерактивных методов помогает учителю поддерживать постоянный интерес к предмету, это приводит к повышению творческой активности учащихся в классе, включает учащихся в активную интеллектуальную деятельность, делая усвоение материала более личностным, следовательно, и более устойчивым.