kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Центральный Казахстан в эпоху раннего железа"

Нажмите, чтобы узнать подробности

52-53 урок.   ИК – 6 класс. Соответствует Государственному Образовательному Стандарту РК.

Тема: Центральный Казахстан в период раннего железа.  Тасмолинская археологическая культура, курганы «с усами».

Тип урока: Комбинированный

Метод: Интерактивный

ФОПД: Коллективные. индивидуальные

Оборудование : ИД, ЦОР., тест по теме.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«52-53 урок»

52-53 урок. ИК – 6 класс.

Тема: Центральный Казахстан в период раннего железа.

Тасмолинская археологическая культура, курганы «с усами».


ТЦУ;

  1. Создать условия для ознакомления учащихся с историей племён, населявших территорию Центрального Казахстана в VIII-VII вв. до н.э.

  2. Обратить внимание учащихся на значимость научных исследований истории сакских племён, археологических памятников эпохи раннего железа.

  3. Способствовать повышению интереса к изучению данной темы, используя различные источники информации.

Тип урока: Комбинированный

Метод: Интерактивный

ФОПД: Коллективные. индивидуальные

Оборудование : ИД, ЦОР.


Ход урока 52.

  1. Орг. момент (позитив, создание групп -5)

  2. Актуализация знаний (фронтальная беседа)

- Какую тему изучили? (Племена раннего железа0

- Какие племена жили на территории Казахстана в этот период? (Саки, Уйсуны, Кангюи, Гунны, Сарматы)

3. Работа в группах ( Составить кластер о племени, указав: время расселения на территории Казахстана, территорию расселения, особенности племени)

4. Защита кластеров:

Саки

1 тыс. до н.э. – тиграхауда в Семиречье, парадарайя в низовьях Сырдарьи и Приаралье, хаумаварга в долине р. Мургаб, даи, аргиппеи, исседоны селились северо-восточнее Арала, аримаспы в восточном Казахстане – общество делилось на три группы.

Уйсуны

3 век до н.э. – 4 век н.э – в Жетысу ( восточная граница в местности Бесбалык, западная по р. Шу и Талас, столица г Чигучен южнее оз. Иссык –Куль) – кибиток 120000, душ 630000, войско 188800)

Кангюи

3 век до н.э.-5 век н.э. – средняя часть долины р. Сырдарьи, на севере граничили с сарматами и аланами, на юге с уйсунами и Китаем – контролировали ВШП, 1300 монет эпохи Кангюй 3-4 вв; в Марданском погребении найдены китайские монеты, относящиеся ко 2 в до н.э.

Гунны

4 век до н.э.- 3 век н.э. – по р. Орхон, кочевали - 209 г до н.э. создано государство (Модэ) , 55 г.до н.э. разделились, северные во главе с Чжи-Чжи двинулись на запад, Великое переселение народов, способствовали разрушению рабовладельческого строя (Аттила).

Сарматы

8 век до н.э. – 5 век н.э. – Западный Казахстан, гиркани в Прикаспии – связаны с племенами Центральной Азии и Причерноморья, военная демократия, большими правами пользовались женщины, 6-4 в.до н.э. около 20 тыс, 3-2 в. до н.э. около 10 тыс, 1 век до н.э. численность составляла 5-7 тыс. человек

5. «ДА-НЕТ-ка»

- Аралтобинское захоронение известно тем, что здесь был найден третий «Золотой человек» - нет

- Арсак выходец из племени апарн – да

- Марцеллин писал о гуннах – да

- Основу войска гуннов составляла пехота – нет

- 451 году произошла Каталаунская битва – да

- Государство Кангюй возглавлял великий хан – да

- Правитель уйсунов гуньмо – да

- Центральный Казахстан населяли сакские племена – да


6. Работа над новой темой

Тема урока « Центральный Казахстан» ( запись в тетради). Это первая тема из раздела «Регионы Казахстана в раннем железном веке» и начнём знакомство с этим разделом с просмотра видеоролика - (ЦОР № 136)

Фронтальная беседа:

- Что такое Сарыарка? (ответ найти в учебнике)

- Что достигло высокого уровня развития в ЦК, начиная с бронзы? (добыча руды и выплавка)

- Какие реки текут на север? (Ишим, Нура, Оленты, Селеты)

- Какие реки текут на юг? (Аягоз, Каратал, Сарысу, Моынты)

- Какие племена населяли ЦК? (Аргиппеи, Исседоны- северо-запад, Аримаспы- восток)

- Чем занимались? (скотоводство)

- Какие виды скота и почему? (лошади, овцы – способность к тебенёвке, верблюды – выносливость)


7. Закрепление

- Опишите Сарыарку

- Расскажите о населении Сарыарки

- Охарактеризуйте занятия племён ЦК

8. Домашнее задание – параграф 25.



Ход урока 53.

  1. Актуализация знаний (по вопросам фронтальной беседы и закрепления на предыдущем уроке)

  2. Работа по вопросам новой темы

- какие территории входят в состав ЦК (Карагандинская, часть Акмолинской и павлодарской областей- современных)

- как называется культура племён ЦК ( Тасмолинская)

- памятники (курганы с «усами»)

3. Рассказ учителя о тасмолинской культуре (используя дополнительный материал и презентацию)

4. Работа в группах – составить кластер на тему « Характеристика Центрального Казахстана в эпоху железа»

5. Защита кластера (закрепление пройденной темы)

6. Оценка (самооценка, комментарии)

7. Рефлекия ( заполнение карточек 1. «Я знаю» 2. «Я хочу узнать»

8. Домашнее задание – параграф 25.







ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

На территории Центрального Казахстана эта эпоха представлена памятниками тасмолинской археологической культуры. Известный казахстанский археолог М.К. Кадырбаев определял ее хронологические рамки VII-III веками до н.э., выделяя два этапа в ее развитии. Характерным типом памятников тасмолинской культуры являются так называемые курганы с «усами». Это сложные погребально-поминальные комплексы, сооружавшиеся из камня. Они обычно состоят из трех частей: большой курган, малый курган и каменные дорожки в виде полудуг («усов»), длиной от 60 до 200 м. Эти «усы» примыкают к курганам и всегда обращены на восток. Под большим курганом в грунтовой яме, глубиной около двух метров находится захоронение человека. В малом кургане, как правило, встречаются останки коней – скелеты, или их части, глиняные сосуды. А иногда только следы огня в виде углей и обожженного грунта.


Для чего строились курганы с «усами»? Известна гипотеза астрономического назначения курганов с «усами». По мнению биолога и энтузиаста археологии П.И. Мариковского, курганы с «усами» были древними обсерваториями и служили для наблюдения за звездным небом, солнцем и луной, для определения времен года. Возможно, что комплексы с «усами» могли использоваться для астрономических определений, но это вряд ли было главным при их строительстве. Иногда такие курганы находятся на расстоянии нескольких километров друг от друга, на некоторых могильниках имеется по два кургана с «усами». Зачем строить две «обсерватории», когда для наблюдений за небом достаточно и одной? Наиболее обоснованно мнение М.К. Кадырбаева, который считал, что комплексы с каменными «усами» были сооружениями погребально-ритуального назначения и отражали идеи солнечного культа, существовавшего у тасмолинских племен.


К настоящему времени условно определен основной ареал курганов с «усами». По временным данным, на территории Казахстана открыто свыше 300 памятников. Эти данные ежегодно пополняются. Основной ареал охватывает Центральный и Северный Казахстан (Кокшетау), а также степные пространства западной части (Абыралы, Шынгыстау, Шубартау) современной Восточно-Казахстанской области. Здесь сосредоточено свыше 80% от общего числа курганов с «усами» Казахстана.

География этой основной массы курганов с «усами» связана с ареалом тасмолинской культуры.


Тасмолинская культура


В целом, тасмолинская культура изучена на основании материалов курганных захоронений. Данные, легшие в основу характеристики этой культуры, образуют три известных блока: а) предметы вооружения; б) конская сбруя; в) культовые изделия, украшения и предметы быта. В обществе тасмолинцев были прекрасные мастера бронзолитейного дела. Именно из бронзы выполнены все ведущие категории материальной культуры. Железные изделия (ножи, псалии, бляшки) появляются уже на первом этапе (VII-VI вв. до н. э.). Тасмолинские наконечники стрел раннего этапа - двуперые втульчатые и трехперые с относительно длинным черешком - генетически восходят к наконечникам бегазы-дандыбаевской культуры. Характерны кинжалы с брусковидным, грибовидным навершием и фигурным эфесом; боевые наборные пояса. В конскую узду входят удила со стремечковидными окончаниями, бронзовые или роговые псалии с тремя отверстиями. Среди предметов культа имеются дисковидные бронзовые зеркала с ручкой-петелькой на обороте, каменные жертвенники-алтарики, плоские или на 4-х, 6-ти невысоких ножках. Для прикладного искусства типичны золотые фигурки тигров, бронзовые скульптуры таутеке, гравированные на бронзовом зеркале фигуры кабана и лося, роговые пряжки в виде свернутых в спираль кабанов. В виде фигуры кабана отлита ручка одного массивного зеркала с фигурным бортиком. К концу раннего этапа появляются многофигурные композиции в стиле так называемой «зоологической головоломки». Одна из них - сюжет на роговой пряжке - находит удивительную аналогию в алдыбельских памятниках Тувы. Найдены ювелирные изделия, украшенные техникой зерни и инкрустации. На втором этапе происходят изменения в материальной культуре: приходит стандартная форма бронзовых трехлопастных втульчатых наконечников стрел, уменьшаются зеркала, гораздо шире используется железо и т. д. Третий, коргантасский этап, является периодом завершения тасмолинской культуры. Наряду с сохранением некоторых старых элементов культуры (наконечники стрел, уздечные бляшки и др.), появляется ряд инновации, особенно в погребальном обряде (внутримогильные головные жертвенники).

Тасмолинская культура раннего железного века бытовала на всей территории Казахского мелкосопочника. Изученные памятники, определяют западную границу культуры в районе гор Улытау, южную - по Северной Бетпакдале и Северному Прибалхашью, восточную — по пришидертинским и баянаульским степям и далее к югу до Шубартау. Именно в этих пределах находятся открытые и известные курганы тасмолинской культуры. Есть смежные территории, где в будущем ожидается открытие памятников этой культуры (степные пространства до хребта Шынгыстау).

На этой большой территории племена раннего железного века расселялись неравномерно. Основная часть населения концентрировалась в горно-степных районах.

В раннем железном веке, когда обитали тасмолинские племена широко распространился новый прогрессивный тип хозяйствования – кочевое скотоводство. Почти на три тысячелетия оно стало главным занятием жителей степей. Кочевники освоили всю территорию степей, создали мощные кочевые объединения, которые стали прообразами будущих кочевых империй.



Курган Нуркен (коридор дромоса – вид с запада) Курган Нуркен. Каркаралинский район







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Конспект урока на тему "Центральный Казахстан в эпоху раннего железа"

Автор: Пунегова Любовь Андреевна

Дата: 13.06.2014

Номер свидетельства: 103726

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект урока на тему "Северный Казахстан в эпоху железа" "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-na-tiemu-sieviernyi-kazakhstan-v-epokhu-zhielieza"
    ["file_id"] => string(6) "215282"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432637693"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Конспект урока по истории древнего Казахстана 6 класс по теме:: «Саки. Расселение сакских племен»."
    ["seo_title"] => string(92) "konspiekturokapoistoriidrievnieghokazakhstana6klasspotiemiesakirassielieniiesakskikhpliemien"
    ["file_id"] => string(6) "287883"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454563146"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН по истории Казахстана 6 класс "
    ["seo_title"] => string(63) "kaliendarno-tiematichieskii-plan-po-istorii-kazakhstana-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "180743"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1425230777"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства