Просмотр содержимого документа
«конспект урока истории по теме "Абылай хан" »
Букенова Жебек Ерешевна
Учитель истории высшей категории
Кондратовской средней школы
Урок № 15. Сабақтың тақырыбы : АБЛАЙ ХАН 5 кл.
Сабақтың мақсаты:создать условия для усвоения знаний и применение их в дальнейшем
Задачи: сформировать у учащихся образ Абылая, как незаурядного политика и дипломата, храброго батыра и полководца, мецената и покровителя талантов
Развитие умения работать с материалом, развитие памяти, познавательного интереса, умение выразить свою мысль, понимания, что историю делают личности
Воспитание казахстанского патриотизма на примере личности Абылай хана
Корнекилик:1.Учебник «Рассказы по истории Казахстана»
2.карта «Казахстан в 18 веке»
3.портрет хана Абылая,
4. ОРС «Абылай», кластер в папке 5 класс
5. дополнительный материал
Сабақтың барысы: 1. Уйымдастыру: посмотрите друг на друга и улыбнитесь, ведь сегодня мы будем изучать одну выдающуюся личность в истории Казахстана, сделавшего немало для становления независимого Казахстана. Посмотрите на портрет и скажите кто это?
Прежде чем мы приступим к работе я вам дам на выбор фломастеры. Подымите руки у кого фломастеры синего цвета в одну группу собираемся. Красного цвета – 2 группа. А зеленого цвета формируют 3 группу.
2.Үй жұмысын тексеру: индивидуальная работа проверка домашнего задания по тестам по теме «Казахстан и Россия»
3.1. Жаңа тақырып : план изучения новой темы
Детство и юность Абилмансура
Внешнеполитическая деятельность султана Абылая
Казахское ханство в период правления Абылая
Значение личности Абылая в истории казахского народа
1 УРОВЕНЬ ПО БЛУМУ- ЗНАНИЕ:
Рассказ учителя: сегодня мы изучаем личность Абылай хана незаурядного политика и дипломата, храброго батыра и полководца, мецената и покровителя талантов.
Изучаю материал мы с вами составим кластер «Абылай»
Он родился в 1711г в семье султана Ср.ж.Вали и был наречен именем Абилмансур, он происходил из млад линии чингизидов. Он имел хорошее мусульманское образование, умел читать и писать.
В центре доски пишу имя Абылай, ниже даты жизни (какие?), выше настоящее имя(какое ? )- Абильмансур, теперь справа будем биографические данные записывать, а справа данные полководца Абылая.
2 УРОВЕНЬ ПОНИМАНИЕ
Работа в парах: раздать печатный материал
1 группа- Документ №1...В 13 лет лишился отца,убитого в межродовых распрях. Он был пастухом у богатого казаха из рода Жаксылык.
Известный жырау Бухар Калкаман-улы воспитатель и советник Абылая так писал о тех годах:
«о Аблай, в 11 лет
Ты мальчишкой был простым.
А в 15 Абулмамбет
Пастухом сделал своим.
Пас верблюдов на Сарыарке,
И Аблаем тебя не звали
Сабалак было имя твое,
Сабалак-«мальчик в отрепье»
И таким мы тебя не видали..»
Дополняйте наш кластер
2 группа по Документу №2...В 15 лет участник битв с джунгарами, проявил отвагу, заслужил авторитет в окружение хана Абулмамбета. В 1730г в Анракайской битве, вышел на поединок с талантливым военачальником, непревзойденным воином рукопашнего боя Шарышом по свидетельству участников тех лет Бухар –жырау, Умбетай-жырау, Таттикара-жырау, в этом поединке Абылай победив своего соперника прославил себя навека и взял имя своего грозного деда правителя г.Туркестана.
Дополняйте наш кластер
3.2. 3 группа работает по учебнику о внешнеполитической деятельности султана Абылая. Вы должны ответить на вопросы:
1.. какие враги были у казахского народа?
2. чем было вызвано принятие Российского подданства ханом Среднего жуза Абулмамбетом и султаном Абылаем, и какие вопросы рассматривались на переговорах?
3. почему, первыми присоединились к России Младший и часть Среднего жузов?
3 УРОВЕНЬ ПРИМЕНЕНИЕ: вопрос объясните, почему Абылай выступал за развитие хозяйственной деятельности?
4 УРОВЕНЬ АНАЛИЗА. Каждой паре дать в печатном виде и зачитать вслух данные-
« В казахско-джунгарских отношениях –АБЫЛАЙ хан вернул сырдарьинские города,
В казахско- русских отношениях – принял российское подданство, развитие земледелия, торговли,
В казахско-китайских отношениях – остановил наступление китайских войск на территорию Казахстана и принял китайское подданство"
Выскажите вашу точку зрения - есть ли связь между современным независимым Казахстаном и возрождением независимого Казахского ханства ханом Абылаем?
5 УРОВЕНЬ СИНТЕЗА Вопросы вытягивают группы и отвечают..
??? почему Абылая избрали ханом трех казахских жузов вопреки традициям чингизидов?
?? чем объяснить утверждение Екатериной 2 Абылая ханом лишь ханом Среднего жуза?
?? какие меры предпринял хан Абылай для укрепления личной власти?
6 УРОВЕНЬ ОЦЕНИВАНИЕ. 4..Жаңа тақырыпты бекету: как характеризуют Абылая эти строки ?
« Мой час прошел,
А ты, назвавшись ханом,
На небосклоне вспыхнул как звезда.
Когда б мечтал ты только о стадах
И думал о богатстве постоянно,
Тебя народ не принял бы тогда»
Чем Абылай сумел заслужить любовь своих соплеменником и уважение противников?
Как ты оцениваешь роль Абылай хана для нашего края ?
Повторим наш кластер, ученик который менее активно работал повторит кластер.
5..Бағалау: какую оценку ты выставишь за урок себе и сопернику с твоим номером в другой группе?
6..Үй жұмысы: прочитать §11 и .
1 уровень- Выучить даты параграфа.
2 уровень- Выучить даты параграфа и ответить на вопросы 2 и 3
3 уровень- - Выучить даты параграфа и ответить на вопросы 2 и 3 и составьте тесты с 4 вариантами ответов 4 уровень-(одаренный ученик)- Выучить даты параграфа и ответить на все вопросы и составьте кроссворд + подготовить сообщение об исторических местах связанных с именем Абылай хана
7.. Рефлексия : Что лично ты можешь взять от Абылая для формирования своей личности?