kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок по Истории Казахстана на тему:"Абылай хан"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока состоит из цели, задачи, средства обучения, тип урока, ход урока, фронтальный опрос, работа с карточкой, определение 4но лишнего, задание, верно ли что., изучение новой темы, жизнь и политическая деятельность Абылай Женя, закрепление материала, тестирование, работа с лентой времен и, итог и анализ урока, домашнее задагие
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по Истории Казахстана на тему:"Абылай хан"»

История Казахстана 5 класс. Тема урока: «Хан Абылай».

Цель урока: Дать представление о хане Абылае как одного из великих казахских ханов, выдающегося государственного деятеля и дипломата. Раскрыть основные этапы его жизни.

 

Задачи:

  1. Систематизировать знания учащихся по истории Казахстана.

  2. Продолжить формирование умений учащихся логически мыслить, обобщать, выбирать главное, делать выводы, находить причинно-следственные связи, высказывать свою точку зрения, работать с исторической картой.

  3. На примере личности Абылая продолжать  воспитывать в детях патриотизм; любовь к Родине; чувство уважения к тем людям, которые отдали жизнь во имя Родины.

 

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:

  • Артыкбаев, Абиль, Сайданбекова. Рассказы по истории Казахстана для 5 класса.- Алматы, 2006.Учебник для средней школы.

  • Рабочие тетради.

  • Карта: Территория Казахстана в 18 в.

  • Портрет «Абылай».

  • Мой Казахстан. Книга для детей.- Алматы, 2006 .

 

ТИП УРОКА: комбинированный.

 

ХОД УРОКА

 

1. Организационный момент (сообщение темы, целей урока).

2.Повторение домашнего задания:

 

Фронтальный опрос.

  • Назовите последствия джунгарского нашествия на казахские земли.

  • Причины присоединения Младшего жуза к России?

  • Какие цели преследовал хан Абулхаир, присоединив Казахское ханство

  • к России?

  • Какую цель преследовала Россия в отношении Казахстана?

  • Дайте историческую характеристику хана Абулхаира.

 

Работа с карточками. См. приложение.

 

 

 

 

 

Задание: «Верно ли что…».

 Читается утверждение, учащиеся должен выбрать верно ли это утверждение или нет.

«+»-да,

«-»- нет

Например: Абулхаир- хан Старшего жуза. «-»- нет.

  • 10 правильных ответов- «5».

  • 7 правильных ответов – «4».

  • Менее 7 правильных ответов – «3».

 

    1. Тархан – это звание, которое присваивалось рядовому кочевнику.(-)

    2. Курултай – это собрание всех представителей казахских родов и племен. (+)

    3. Абулхаир – хан Старшего жуза . (–)

    4. 1730 год – это год, когда Императрица Анна Иоанновна подписала грамоту о вступлении Младшего жуза в российское подданство. (+)

    5. Абулхаир – это  инициатор принятия покровительства со стороны России. (+)

    6. Единство народа мешает отражению натиска врага. (–)

    7. Батыры – партизаны, сопротивляющиеся натиску джунгар. (–)

    8. Булантинское сражение – это сражение, в котором джунгары потерпели поражение. (+)

    9. Подвиг – это несмелый поступок. (–)

    10. «Калмак кырган» – это место радости калмаков. (–)

 

Задание.

Определите 4 лишнего в ряду личностей (терминов) и объясните признак, по которому они сгруппированы:

  • Баян , Абулхаир, Есет, Малайсары. (Лишний – Абулхаир, остальные являлись батырами)

  • Бий, батыр, хан, курултай. (Лишний – курултай, остальные являются социальными слоями в обществе)

  • Тауке, Абулхаир, Кайып, Богенбай. (Лишний – Богенбай, остальные ханы)

 

3. Изучение новой темы.

         Жизнь и политическая деятельность Абылай хана. Абылай хан (Абильмансур) - один из великих казахских ханов, выдающийся государственный деятель, полководец и: диплома. Он родился в городе Туркестан в 1711 году в семье правителя города. Отец Абылая -Уали был убит в одном из сражений с джунгарами. Тогда погибла вся семья Абильмансура, и только остался жив. Его спас мудрый наставник, преданный слуга правителя Ораз. 

   Долгое время он скрывал свое ханское происхождение. Он пас стада верблюдов уйсуна Толе би, поэтому его прозвали Сабалак - «мальчик в разодранной одежде, с растрепанными волосами». Так прозвал его Толе би. Однако мудрый би заметил, что Сабалак не простого происхождения. С этого времени у него стали проявляться задатки будущего лидера. Он резко выделялся уже в юности мужеством, умом, целеустремленностью. В 22 года Сабалак познакомился с батыром Богенбаем, который приехал проведать Толе би. Богенбай был человеком, который всегда умел увидеть лучшее в людях. Богенбай при виде Сабалака сказал:

 

Вижу в блеск в глазах твоих, малыш,

По нраву явно ты ханской крови,

Весной, когда на калмаков пойдем войной

Помощь твоя нам придется кстати!

  

     С этими словами он дал юноше свое благословление и подарил своего коня. Впервые имя Сабалак стало известно в 1730 году после битвы с джунгарами. По восточным обычаям перед битвой сильнейшие из двух войск выходили на поединок. Казахские воины два раза потерпели поражение. В этот момент Сабалак изъявил желание сразиться с калмакским батыром Шарышем и победил его. После этого он поскакал на врага, выкрикивая клич «Абылай!». После этого удачного сражения о происхождении Абылая стало известно всем. Казахский хан Абулмамбет предложил ему принять ханский титул. Однако официально Абылай был возведен в ханы лишь в 1771 году после смерти Абулмамбета. Абылай - мудрый политик своего времени, бесстрашный батыр, одаренный дипломат. Он получил мусульманское образование и был умелым правителем. Абылай для упрочения ханской власти постоянно опирался на авторитетных и талантливых людей своего времени, например, на жырау Бухара, Умбетея, Таттыкару, батыров: Кабанбая, Богенбая, Малайсары, биев: Толе, Казыбека, Айтеке. Абылай хан вел дальновидную внутреннюю и внешнюю политику Казахстана, тем самым превратив свое ханство в сильное и единое государство. При нем казахи возродили свой национальный дух. Абылай умер в Туркестане в 1781 году, его тело покоится в мавзолее Кожа Ахмета Йассауи.

 

4. Закрепление материала.

1.         Каково происхождение Абылай хана?

2.         Расскажите историю превращения Абильмансура в Сабалака.

3.         Как Сабалак стал Абылаем?

4.         Используя дополнительный материал, приведите примеры выдающейся деятельности хана Абылая на государственном и дипломатическом поприще.

5.         Кто из видных казахских деятелей помогал хану Абылая в управлении страной? 

 

Д/з: параграф 34.

Написать мини – сочинение «В чем бы я хотел быть похож на хана Абылая…?»

 

Приложение.

 

 Тема: Казахстан и Россия. Присоединение Казахстана к России.

Карточка №1. Фамилия и имя:_______________

1.  В каком году русская царица Анна Иоанновна подписала грамоту о принятии Младшего жуза в российское  подданство?

а) в 1718 году; б) в 1731 году; в) в 1715 году; г) 1726 году

2.  Кто из казахских ханов первым принял присягу Российской империи?

а) Тауке хан; б) Кайып хан; в) Абулхаир хан; г) Абылай хан

3.  В Булантинской битве джунгары потерпели поражение, после этого это место прозвали в народе как:

а)  «Калмак кырган» (место гибели калмаков); б) место стонов и рыданий врага; в) кровь и слезы врага; г) слава героям

 

Тема: Казахстан и Россия. Присоединение Казахстана к России.

Карточка №2. Фамилия и имя:_______________

1.  Кто являлся инициатором принятия покровительства со стороны России?

а) Кайып хан; б) Абулхаир; в) Толе би; г) Есет батыр

2.  В какой местности весной 1726 года собрались казахские бии и батыры на курултай (собрание)?

 а) в местности Анракай; б) в местности Ордабасы; в) в местности Буланты; г) близ города Петропавловска.

3. Используя присягу казахских правителей на верность, Россия под предлогом защиты казахов от внешней угрозы стала возводить:

а) крепости; б) укрепления; в) поселения; г) верно все перечисленное.

 

Тема: Казахстан и Россия. Присоединение Казахстана к России.

Карточка №3. Фамилия и имя:_______________

1.  Годы правления Абулхаир хана:

а) 1693-1748 гг.; б) 1718-1748 гг.; в) 1726-1748 гг.; г) нет правильного ответа

2.  Что такое курултай?

а) собрание всех представителей казахских родов и племен; б) национальный орнамент; в) приглашение на праздник; г) национальная казахская игра

3.  Кто стоял во главе посольства в Казахстан, которое было направлено для принятия присяги?

а) Рычков; б) Тевкелев; в) Меньшиков; г) Орлов

 

 

Тема: Казахстан и Россия. Присоединение Казахстана к России.

Карточка №4. Фамилия и имя:_______________

1. Кто из казахских ханов, по решению курултая 1726 года, возглавил казахское войско в борьбе против джунгар?

а) Абылай хан; б) Абулхаир хан; в) Богенбай батыр; г) Аз - Тауке

2.  В каком году произошла Булантинская битва?

 а) в 1726 году; б) в 1725 году; в) 1754 году; г)1730 году.

3. В начале 18 века со стороны какого государства  исходила наибольшая опасность казахскому народу?

а) Джунгарское ханство; б) Россия; в) Китай; г) Индия

 

 

 

Работа с "Лентой времени” (работа в парах)

    Каждой паре учащихся выдается раздаточный материал: "Лента времени” и карточки с датами по истории Казахстана.

1.1715 г. (умер хан Тауке)

2.1731 г. (принятие Младшего жуза в российское подданство)

3. 1718 г. (Абулхаир принял титул хана)

4. 1726 г. (Булантинская битва)

5.1693 г. (год рождения Абулхаира)

    Задание для учащихся: расположить карточки с датами на "Ленте времени” и рассказать о  событиях, которые соответствуют этим датам.

 

 



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Открытый урок по Истории Казахстана на тему:"Абылай хан"

Автор: Ажмуратова Татьяна Витальевна

Дата: 13.03.2016

Номер свидетельства: 305119


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства