kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока и презентация по истории на тему "Сталинградская битва" (9 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок на тему "Сталинградская битва" подготовлен с учётом требований ФГОС ООО.

Данный урок является ключевым в серии уроков о Великой Отечественной войне, так как учащиеся в ходе него должны осознать, что именно эта битва являлась началом коренного перелома  в войне, прочувствовать весь трагизм положения советских войск в начале битвы и увидеть героизм защитников Сталинграда.

Поэтому для достижения цели урока использованы различные приёмы и средства: презентация, видео, музыка, кластер.

В ходе урока большая роль отводится самим учащимся, которые выступают с сообщениями, задают проблемные вопросы, делают выводы. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Сталинградская битва»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Притокская средняя общеобразовательная школа»

Александровский район

Оренбургская область





Урок истории в 9 классе



"Сталинградская битва –

начало коренного перелома

в ходе Второй мировой войны"









Подготовила:

Мажаева Галина Александровна

учитель истории

первой квалификационной категории









пос. Романовский

27 ноября 2012 года


Урок истории в 9-м классе "Сталинградская битва – начало коренного перелома в ходе Второй мировой войны"

разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (видео по Сталинградской битве, подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Практика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество.



Сталинградская битва – начало коренного перелома

в ходе Второй мировой войны.

Цели урока:

  • формирование знаний о военных действиях в 1942 - начале 1943 гг;

  • развитие мыслительной деятельности учащихся, работы с текстом;

  • развитие коммуникативных умений;

  • воспитание чувства гордости за народ, победивший фашизм (на примере подвигов М. Паникахи, Н. Сердюкова, Я. Павлова и других участников Сталинградской битвы).

Тип урока: изучение нового материала с использованием компьютерных технологий.

Оборудование:

  • учебник: Н.В. Загладин, С.Т. Минаков, С.И. Козленко, Ю.А. Петров “История России. 20 век”, 9 класс;

  • копии приказа № 227;

  • карта «СССР в годы Великой Отечественной войны»;

  • медиапроектор;

  • презентация;

  • видео «Горячий снег: Сообщения Информбюро о боях под Сталинградом».

Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо.

Приемы: кластер, синквейн, древо предсказаний.

Понятийный минимум:

Коренной перелом, антигитлеровская коалиция, операция «Уран», «Сатурн», «Кольцо».

Важные события:

17 июля 1942 г. – 2 февраля 1943 г. – Сталинградская битва.

17 июля 1942 г. – 18 ноября 1942 г. – первый этап Сталинградской битвы.

19 ноября 1942 г. – 2 февраля 1943 г. – второй этап Сталинградской битвы.

23 октября – 3 ноября 1943 г. – битва у Эль-Аламейна.

План:

1. Оборонительные бои за Сталинград.

2. Контрнаступление советских войск под Сталинградом.

3. Сражение под Эль-Аламейном. Значение Сталинградской битвы.


Ход урока

Деятельность учителя Деятельность учащихся

1. Организационный момент.

Здравствуйте!

На протяжении ряда уроков мы изучаем трагичный и вместе с тем великий

период в жизни нашей страны: Великую

Отечественную войну.

2. Актуализация знаний.

К 1942 г. фашисты захватили значительную часть территории СССР

(на северном направлении – Прибалтику, блокировали Ленинград;

группа армий «Центр» стояла близко от Москвы;

на южном направлении – катастрофа в районе Харькова –

плодородные земли Украины, Донбасс;

устремились к Сталинграду и на Северный Кавказ.


Итоги первого этапа войны. (Используется кластер.)


Какова будет цель сегодняшнего урока? (формирование знаний о военных действиях

в 1942 – начале 1943 гг.)

3. Постановка проблемного задания.

Но в конце 1942 – 1943гг. произошли события,

которые военные историки называют коренным переломом.

– Как вы думаете, почему?

Как вы можете объяснить значение термина «коренной перелом»?


Работа с термином: (советские войска перехватили инициативу,

Красная Армия перешла от обороны к контрнаступлению;

потому что оно оказало большое влияние

на весь дальнейший ход Второй мировой войны).

Запись в тетрадях: Коренной перелом – перехват стратегической инициативы, переход от обороны к наступлению.


Западные исследователи считают таким событием

Битву у Эль-Аламейна (Северная Африка).

Отечественные историки утверждают, что такими событиями были Сталинградская битва, Курская битва и Битва за Днепр.

Вижу, вы удивлены. Почему? Так как существует две разные точки

зрения по одной проблеме.


Значит, какой вопрос возникает? Кто прав? (проблемная ситуация)

Если мы с вами возьмём в качестве гипотезы вторую точку зрения

и попытаемся её доказать или опровергнуть,

как будет звучать тема нашего урока?

«Сталинградская битва – начало коренного перелома в войне».

4. Поисково-исследовательский этап.

Почему именно Сталинград стал  целью захвата  гитлеровской армии?

Потеря Сталинграда имело бы крайне тяжелые последствия для России. 

В те годы основным источником нефти для страны был Кавказ.

Главной артерией, по которой «черное золото» поступало в центр страны,

была Волга, по ней переправляли и донской хлеб.

Взять под контроль реку означало бы лишить двигатели топлива,

промышленность – сырья, экономику в целом электроэнергии,

население тепла и хлеба.

Кроме того, за Волгой открывался прямой путь

в Среднюю Азию, к Каспийскому морю.

Обратимся к эпиграфу: «Железный ветер бил им в лицо, а они всё шли вперед, и снова чувство суеверного страха охватывало противника. Люди ли шли в атаку, смертны ли они…?»

В. Гроссман


А теперь давайте познакомимся с ходом битвы.

По ходу прослушивания сообщений и просмотра слайдов заполняйте кластер:

 а) составьте в тетрадях хронику событий,

 б) выпишите фамилии участников событий, фронты, командующих,

 в) определите значение битвы.

Сообщения учащихся:

Летом 1942 г противник вел бешеное наступление. Делают записи по ходу

просмотра и прослушивания.

Гитлеровцы считали, что они легко овладеют Сталинградом

силами только 6-й армии под командованием Ф. Паулюса

до 25 июля. Но упорное сопро­тивление советских войск

спутало планы врага. Потому гитлеровцы

основные удары летом-осенью 1942 года нацелили на Сталинград.


12 июля фашистские войска вторглись в пределы

Сталинградской области. 17 июля начались бои армий Сталинградского фронта с гитлеровцами.


Отрывок из приказа Народного комиссара обороны СССР № 227 от 28 июля 1942 года («Ни шагу назад!») .


Какой вывод следует из этих строк? Приказ, ужесточающий дисциплину

в Красной Армии, запрещающий отход войск без приказа,

вводивший формирование штрафных подразделений

из числа провинившихся в нарушении дисциплины

по трусости или неустойчивости.

Штрафные батальоны в составе фронтов

и штрафные роты в составе армий.

23 августа 1942 года немецкие самолеты под командованием Делают записи по ходу

В. Рихтгофена подвергли варварской бомбардировке Сталинград. просмотра и прослушивания.

За один день противник совершил более 2000 самолето-вылетов.

Город был превращен в руины, погибло свыше 40 тысяч мирных жителей.

Горели не только здания, горели земля и Волга,

поскольку были разрушены резервуары с нефтью.

На улицах от пожаров стояла такая жара, что возгоралась

одежда на людях, бежавших в укрытия.  Почти все деревянные

здания сгорели дотла. Пожар продолжался всю ночь, и было так светло,

что можно было читать газету в 70 километрах от города.

Это был акт террора, предпринятый с целью убить как можно больше

мирных жителей города, вывести из строя городские службы,

вызвать панику, деморализовать защитников Сталинграда.

«Весь город охвачен пожаром, - с удовольствием запишет в дневнике

Немецкий офицер Вильгельм Гофман, - по приказу фюрера люфтваффе предал его огню.

Так им русским и надо, чтобы прекратили сопротивление».

Межпредметная связь: ОБЖ: Огненный смерч.

23 августа 1942 года – самая скорбная дата в истории Сталинграда.

В 16 часов 23 августа 1942 года ударная группировка 6-й немецкой армии

прорвалась к Волге близ северной окраины Сталинграда.

Здесь немецкий танковый корпус встретил яростное сопротивление

советских зенитных батарей, в расчёты орудий которых входили и девушки.

Бой продолжался до самого вечера. К вечеру немецкие танки появились

в районе тракторного завода, в 1-1,5 км от заводских цехов,

и начали его обстрел.

На тракторном заводе продолжали строиться танки, которые укомплектовывались экипажами,

состоявшими из работников завода, и сразу же отправлялись с конвейеров в бой.

Немцы 13 сентября начали штурм центра Сталинграда.

Завязались уличные бои. К исходу дня немецкие части овладели вокзалом

и господствующей высотой – Мамаевым курганом. Когда судьбу Сталинграда

решали уже минуты, к этому огненному берегу под бомбами и снарядами

прорвались из-за Волги пробитые осколками бронекатера.

С них бросались в воду гвардейцы 13-й стрелковой дивизии

генерала Родимцева.

Фронтальная работа (краеведение): Что мы знаем о Родимцеве?

Через два дня они штурмом взяли Мамаев курган, Делают записи по ходу

который тогда называли Главной высотой России. просмотра и прослушивания.

В центре города на бетонной стене написаны слова:

«Здесь стояли насмерть гвардейцы Родимцева. Выстояв, мы победили смерть».

В дни Сталинградской битвы Мамаев курган стал ключевой позицией

обороны города. Кто держал вершину кургана в своих руках,

тот господствовал над округой. Вот почему здесь с сентября 1942

по январь 1943 года бушевала жесточайшая битва.

В дни боёв, даже зимой, курган чернел, как обугленный.

Две недели шла яростная борьба за вокзал. 13 раз он переходил из рук в руки.

Советские бойцы старались располагаться в десятках метров от врага,

в таком случае немецкая артиллерия и авиация не могли действовать

без риска попасть по своим. Часто противников разделяла стена,

этаж или лестничная площадка.

В этом случае немецкой пехоте приходилось на равных условиях драться с советской

 — винтовками, гранатами, штыками и ножами. Борьба шла за каждую улицу,

каждый завод, каждый дом, подвал или лестничный проход.

Даже отдельные здания попали на военные карты и получили названия:

Дом Павлова, Мельница, Универмаг, Дом Заболотного, Г-образный дом и другие.

Красная Армия постоянно проводила контратаки,

стараясь отбить ранее утраченные позиции.

И для Сталина, и для Гитлера битва за Сталинград стала вопросом престижа

в дополнение к стратегическому значению города.


О каком престиже идёт речь?

Утром 14 октября 6-я немецкая армия начала решающее наступление

на советские плацдармы у Волги. Её поддерживали более тысячи самолетов.

На фронте всего около 4 км на тракторный завод

и завод «Баррикады» наступали три пехотные и две танковые дивизии.

Советские части упорно оборонялись, поддерживаемые артиллерийским огнем

с восточного берега Волги и с кораблей Волжской военной флотилии.

«Горячий снег» - 1 часть.

Однако артиллерия на левом берегу Волги стала испытывать нехватку боеприпасов.

9 ноября начались холода, температура воздуха упала до минус 18 градусов.

Переправы через Волгу стали крайне затруднительными из-за плывущих по реке льдин,

войска 62-й армии испытывали острый недостаток боеприпасов и продовольствия.

К концу дня 11 ноября немецким войскам удалось захватить

южную часть завода «Баррикады» и на участке шириной в 500 м прорваться к Волге,

62-й армия теперь удерживала три изолированных друг от друга небольших плацдарма.

Всего 300 метров отделяли врага от Волги, от желанной воды.

Но эти 300 метров немцы не прошли.

Дивизии 62-й армии после понесенных потерь насчитывали всего

по 500—700 человек (д.б. 12000 чел.). Но немецкие дивизии также

понесли огромные потери, во многих частях в боях погибли более 40 % личного состава.



Сталинград представлял не только зрелище тяжелого разрушения.

Он демонстрировал умение советских людей противостоять врагу.

Работа в группах.

Выберите наиболее яркий, на ваш взгляд, пример мужества

советских солдат и объясните, что именно вас поразило, произвело впечатление.

Обсуждение 2 мин,

краткие выступления учащихся.

Беспримерное мужество сталинградцев потрясало даже бывалых гитлеровских вояк:

«Описать, что здесь происходит, невозможно.

В Сталинграде сражаются все, у кого есть голова и руки, – мужчины и женщины».

Главным в письмах немецких солдат становится мотив предчувствия смерти:

«Мы никогда уже не покинем Россию»;

«каждый из нас здесь и погибнет»;

«если из-за этого письма меня притянут к военному трибуналу и расстреляют, это будет для меня благом».

Извлечение из дневника убитого под Сталинградом гитлеровца:

«…Нам надо пройти до Волги только один километр, но мы его никак не можем пройти. Мы ведём борьбу за этот километр дольше, чем за всю Францию, но русские стоят как каменные глыбы».

    А вот извлечение из дневника Вильгельма Гоффмана:

«1 сентября: неужели русские действительно собираются сражаться на самом берегу Волги? Это же безумие!

8 сентября: …безрассудное упрямство.

11 сентября: …фанатики.

13 сентября:…дикие звери!

16 сентября: Варварство…это не люди, а черти.

27 октября: Русские  - это не люди, а какие-то железные существа. Они никогда не устают и не боятся огня…

28 октября: каждый солдат чувствует себя обречённым человеком».

Командир батальона армии Паулюса Г. Вельц впоследствии писал, что вспоминает это как страшный сон. «Утром пять немецких батальонов уходят в атаку и почти никто не возвращается. На следующее утро всё повторяется снова…»

Оборону Сталинграда выполняли две армии – 62-я и 64-я.

Но конечный успех оборонительного сражения определялся

и активными действиями остальных сил

Сталинградского направления, которые оттягивали на себя значительную часть

сил противника. Бои не прекращались даже в ночное время.

Советские войска не только мужественно оборонялись,

но и постоянно наращивали мощь своих контрударов.

В результате, потеряв в боях за Сталинград

около 700 тыс. убитыми и ранеными, более 1 тыс. танков

и свыше 1,4 тыс. самолётов, немецкие войска вынуждены были

к середине ноября перейти к обороне.

Работа с картой. Оборона Сталинграда.

Советским командованием был разработан план «Уран»

по разгрому гитлеровцев под Сталинградом.

19 ноября 1942 г. предутреннюю тишину донских степей

разорвали мощные залпы свыше 7 тыс. орудий и минометов

Юго-Западного и Донского фронтов. На врага обрушилась

огнен­ная лавина реактивных снарядов «Катюш».

Войска обоих фронтов одновременно перешли в наступление,

прорвали оборону противника и, ломая его ожесточенное сопротивление,

пошли вперед. 23 ноября соединения фронтов встретились.

Группировка противника численностью в 330 тысяч человек

с многочисленной техникой попала в окружение.


Командование вермахта приняло решение удерживать Сталинград

и деблокировать окруженные войска, и танковая группировка

под командованием генерала Гота 12 декабря 1942 года переходит в наступление.

Но наступление удалось остановить, а затем отбросить от Сталинграда на 200 километров.

Не желая мириться с поражением в Сталинградской битве,

гитлеровское командование предприняло попытку деблокировать

окружённую армию Паулюса. Но инициированные ими в середине декабря

операции «Зимняя гроза» и «Удар грома» окончились провалом.

Теперь были созданы условия для полного разгрома окружённых войск.

Операция по их ликвидации получила условное название «Кольцо».


10 января громом орудий и реактивных установок начался завершающий этап разгрома врага,

31 января войска 64-й ар­мии взяли в плен Паулюса вместе со штабом.

Гитлер заявил 1 февраля 1943 года в своей ставке:

«Возможности окончания войны на Востоке путём наступления больше не существует…»

2 февраля 1943 г. в 16.00 историческая Сталинградская битва закончилась.

«Горячий снег», 2-я часть.

Вынужденное реагировать на советское официальное сообщение о взятии в плен

около 91 тысячи солдат и офицеров, нацистское правительство

скрепя сердце сообщило немецкому народу о том, что 6-я армия полностью погибла.

В течение трёх дней все немецкие радиостанции передавали похоронную музыку,

в тысячах домов Третьего рейха воцарился траур.

Рестораны, театры, кинотеатры, все увеселительные заведения были закрыты,

и население рейха переживало поражение под Сталинградом.

 За время Сталинградской битвы Вермахт потерял четверть своих сил,

сосредоточенных на Восточном фронте.

У вас возникли вопросы?

А что же происходило у Эль-Аламейна?

23 октября - 3 ноября 1942 г. 8-я английская армия Монтгомери

начала наступление против немецко-итальянских войск

на территории Египта. После упорных боёв англичане вынудили противника

начать отступление из Египта. Военные действия в Африке

вели 17 итальянских и немецких дивизий,

а на советско-германском фронте – 260 дивизий…

5. Решение проблемного задания.

Итак, какой вывод можно сделать на основе услышанного и увиденного вами на уроке?

Какую проблему мы решили? Какая битва являлась началом коренного перелома

в ходе Второй мировой войны?

Отвечают.

6. Рефлексивный момент.

Какие этапы Сталинградской битвы можно выделить?

17.07.1942 г. – 18.11.1942 г. – оборона Сталинграда

19.11.1942 г. – 02.02.1943 г. – контрнаступление


Какую роль в победе сыграл приказ 227 “Ни шагу назад!”? Приказ, ужесточающий дисциплину в Красной Армии, запрещающий отход войск без приказа,

вводивший формирование штрафных подразделений

из числа провинившихся в нарушении дисциплины

по трусости или неустойчивости.

Штрафные батальоны в составе фронтов и штрафные роты в составе армий


Почему Сталинградская битва положила начало коренному перелому

в Великой Отечественной войне? (В ответах учащиеся используют знание термина “коренной перелом”).


В чём же значение Сталинградской битвы? Отвечают.


Заполняется кластер “Значение Сталинградской битвы”.

Дополнительный вопрос: Назовите причины победы советских войск в этой битве.

Отвечают.

Работа в группах.

Задание: в форме синквейна выразить основную тему урока. Выступления учащихся.

Сталинград.
Несгибаемый, мощный.
Сражался, наступал, победил.
Вся страна помогала городу.
Коренной перелом.

Работа с таблицей. Отметить знаком +: Выполняют задания, сдают для проверки.

7. Задание на дом.

§ 25, дозаполнить кластер.

Приём “древо предсказаний”: предположите, как развивались бы события,

если бы контрнаступление у Сталинграда оказалось неудачным?

2 сообщения по теме: Битва за Кавказ. (Узяков А., Назарова А.).

Оценки – после просмотра кластеров.

“Сам Сталинград стал символом мужества, стойкости русского народа и вместе с тем символом величайшего человеческого страдания…” (У. Черчилль)


Спасибо за урок!

















Приложение 1.

Итоги первого этапа войны.































Приложение 2.

Отрывок из приказа Народного комиссара обороны СССР № 227 от 28 июля 1942 года («Ни шагу назад!») .

Враг бросает на фронт все новые силы и, не считаясь с большими для него потерями, лезет вперед, рвется вглубь Советского Союза, захватывает новые районы, опустошает и разоряет наши города и села, насилует, грабит и убивает советское население…

Некоторые неумные люди на фронте утешают себя разговорами о том, что мы можем и дальше отступать на восток, так как у нас много территории, много земли, много населения…

Каждый командир, красноармеец и политработник должен понять, что наши средства небезграничны. Территория Советского государства – это не пустыня, а люди – рабочие, крестьяне, интеллигенция – наши отцы, матери, жены, братья, дети. Территория СССР, которую захватил и стремится захватить враг, - это хлеб и другие продукты для армии и тыла, металл и топливо для промышленности, фабрики, заводы, снабжающие армию вооружением и боеприпасами… Отступать дальше – значит загубить себя и загубить вместе с тем нашу Родину…

Ни шагу назад! Таким должен быть наш главный призыв…

Безусловно ликвидировать отступательные настроения в войсках и железной рукой пресекать пропаганду о том, что мы можем... отступать. Формировать в пределах армии 3-5 хорошо вооруженных заградительных отрядов, до двухсот человек в каждом, поставить их в непосредственном тылу неустойчивых дивизий и обязать их в случае паники и беспорядочного отхода частей дивизий расстреливать на месте паникеров и трусов.

Иосиф Сталин

Приложение 3.


Огненный смерчатмосферное явление, образующееся, когда возникшие разрозненные очаги пожаров объединяются в один. Воздух над ним нагревается, он поднимается вверх. Снизу на его место поступают холодные массы воздуха с периферии. Прибывший воздух тоже нагревается. Подсос кислорода действует как кузнечные мехи. Образуются устойчивые направленные потоки, ввинчивающиеся по спирали от земли на высоту до пяти километров. Возникает эффект дымовой трубы. Напор горячего воздуха достигает ураганных скоростей. Температура поднимается до 1000˚С. Всё горит или плавится. При этом всё, что находится рядом, «всасывается» в огонь. И так до тех пор, пока не сгорит всё, что может гореть.


Приложение 4.


Алекса́ндр Ильи́ч Роди́мцев (8 марта 1905 — 13 апреля 1977) — советский военачальник, генерал-полковник (09.05.1961), дважды Герой Советского Союза.

Родился 8 марта 1905 году в селе Шарлык (ныне Шарлыкского района Оренбургской области) в бедной крестьянской семье. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1929 года. Участвовал в гражданской войне в Испании.

Звание Героя Советского Союза майору Родимцеву Александру Ильичу присвоено 22 октября 1937 года за образцовое выполнение особого задания в Испании.

В 1940 участвовал в советско-финской войне.

13-я гвардейская стрелковая дивизия вошла в состав 62-й армии, героически защищавшей Сталинград. Генерал-майор (21.05.1942). С 1943 года Родимцев — командир 32-го гвардейского стрелкового корпуса, с которым дошёл до столицы Чехословакии — Праги. Генерал-лейтенант (17.01.1944).

Второй медали «Золотая Звезда» командир 32-го гвардейского стрелкового корпуса гвардии генерал-лейтенант Родимцев удостоен 2 июня 1945 года за умелое руководство войсками при форсировании реки Одер 25 января 1945 в районе населённого пункта Линден (Польша), личный героизм и мужество.

После войны окончил Высшие академические курсы при Академии Генерального штаба. Был командиром соединения, помощником командующего войсками округа, главным военным советником и военным атташе в Албании. С 1966 года — в группе генеральных инспекторов МО СССР.

А. И. Родимцев скончался в Москве 13 апреля 1977 года.

Приложение 6.

Отметить знаком +:

Моменты урока

интересно

неважно, неинтересно

новое для меня

Этапы Сталинградской битвы




Приказ № 227




Огненный смерч 23 августа 1942 г.




Оборона Мамаева кургана




Генерал Родимцев




Оборона тракторного завода и завода «Баррикады»




Операция «Уран»




Сообщения Совинформбюро




Героизм защитников




Сражение у Эль-Аламейна














Приложение 5.


Не только в стране, но и за рубежом известен «Дом Павлова». Простой, ничем не примечательный сталинградский дом, отмеченный на карте фельдмаршала Паулюса как крепость.

Неприступной крепостью сделали этот дом несколько солдат под командованием сержанта Я.Ф. Павлова и лейтенанта И.Ф. Арсеньева. В конце сентября 1942 г. командир  отделения сержант Я. Ф. Павлов, выполняя приказ командира, первым проник вместе с тремя бойцами в четырехэтажный дом, уже занятый гитлеровцами.

У них не хватало боеприпасов, продовольствия, воды. Они были почти отрезаны от своих  и 58 дней отбивали нападения врага, прикрывали расположенный рядом, в здании мельницы, наш наблюдательный пункт. Это срок больший, чем Германия затратила на захват це­лых европейских государств.

Генерал Чуйков в свое время отметил, что немецкая армия при взятии дома Павлова в Сталинграде понесла больше потерь, чем при взятии Парижа.


В дни битвы гремела слава о снайпере сибиряке В.Г. Зайцеве. 225 гитлеровцев уничтожил он в уличных бо­ях, в том числе 11 снайперов. Попал ему на мушку и руководитель немецкой снайперской школы в Берлине майор Конингс.

Михаил Пассар, снайпер, уничтожил 272 фашиста, погиб в атаке.


Связисты В.П. Титаев и М.М. Путилов, оба смертельно ранен­ные, во время исправления повреждения телефонной линии, теряя сознание, восстановили связь, зажав концы оборванного провода зубами.


Артиллерист Болтенко, оставшись у орудия один, смело вступил в единоборство с 15 вражескими танками и одержал победу.


Дивизия Н.Ф. Батюка, закрепившись на склонах Мамаева кургана, отбивала по 10-12 вражеских атак каждый день. Враг смог продвинуться вперёд всего на несколько метров и только там, где уже не осталось в живых ни одного батюковца. Четыре месяца беспрерывных боёв выдержала дивизия Батюка.

«Ни шагу назад!» - стало клятвой защитников Сталинграда.


Михаил Паникаха… Сентябрьской ночью батальон морской пехоты, в котором он служил стрелком-бронебойщиком, переправился через Волгу. И сразу же принял неравный бой. Семь фашистских танков шло прямо на бронебойщиков. Паникаха и его товарищи подбили один танк, затем второй.

Но оставшиеся пять танков шли вперёд, не давая нашим бойцам оторваться от земли. Кончились патроны, гранаты. Паникаха, взяв бутылки с горючей жидкостью, пополз навстречу танку.

Когда из разбитой пулей бутылки брызнула и охватила одежду бойца пылающая смесь, Паникаха не остановился, не повернул назад. Поднявшись во весь рост, живым факелом рванулся он навстречу ревущему танку, разбил о его броню вторую бутылку и сам упал на моторную часть машины…

Подвиг Паникахи запечатлён в камне, в памятнике-ансамбле на Мамаевом кургане.


Николай Сердюков… В одной из атак он закрыл своим телом амбразуру вражеского дзота.


Легендарный подвиг Гастелло повторил в небе Сталинграда Владимир Землянский, направив свой горящий самолёт на скопление вражеской техники.

13


Просмотр содержимого презентации
«pril»

Великая Отечественная война: итоги первого этапа

Великая Отечественная война:

итоги первого этапа

Цели урока:

Цели урока:

  • формирование знаний о военных действиях в 1942 - начале 1943 гг;
  • развитие мыслительной деятельности;
  • воспитание чувства гордости за народ, победивший фашизм.
Тема урока: Сталинградская битва – начало коренного перелома в Великой Отечественной войне Коренной перелом – перехват стратегической инициативы, переход от обороны к наступлению.

Тема урока:

Сталинградская битва

начало коренного перелома

в Великой Отечественной войне

Коренной перелом – перехват стратегической инициативы, переход от обороны к наступлению.

Эпиграф: «Железный ветер бил им в лицо, а они всё шли вперёд, и снова чувство суеверного страха охватывало противника. Люди ли шли в атаку,  смертны ли они…?»   В. Гроссман

Эпиграф:

«Железный ветер бил им в лицо, а они всё шли вперёд,

и снова чувство суеверного страха

охватывало противника.

Люди ли шли в атаку,

смертны ли они…?»

В. Гроссман

Отрывок из приказа Народного комиссара обороны СССР № 227 от 28 июля 1942 года («Ни шагу назад!») .  Враг бросает на фронт все новые силы и, не считаясь с большими для него потерями, лезет вперед, рвется вглубь Советского Союза… опустошает и разоряет наши города и села, насилует, грабит и убивает советское население… … наши средства небезграничны… Отступать дальше – значит загубить себя и загубить вместе с тем нашу Родину…   Ни шагу назад! Таким должен  быть наш главный призыв…  Иосиф Сталин

Отрывок из приказа Народного комиссара обороны СССР № 227 от 28 июля 1942 года («Ни шагу назад!») .

Враг бросает на фронт все новые силы и, не считаясь с большими для него потерями, лезет вперед, рвется вглубь Советского Союза… опустошает и разоряет наши города и села, насилует, грабит и убивает советское население…

… наши средства небезграничны…

Отступать дальше – значит загубить себя и загубить вместе с тем нашу Родину…

Ни шагу назад! Таким должен

быть наш главный призыв…

Иосиф Сталин

23 августа 1942 года – массированный налёт фашистской авиации на Сталинград. Пожар в городе перерос в огненный смерч. Погибло 40 000 мирных жителей.

23 августа 1942 года – массированный налёт фашистской авиации на Сталинград.

Пожар в городе перерос в огненный смерч.

Погибло 40 000 мирных жителей.

Танки из цехов сразу шли в бой… Мамаев курган

Танки из цехов сразу шли в бой…

Мамаев курган

Оборона Сталинграда Командир 13-й гвардейской дивизии, Герой Советского Союза генерал-майор А.И. Родимцев возле штабного блиндажа. Сталинград, сентябрь 1942 г. Генерал-полковник А.И. Ерёменко, командующий Сталинградским фронтом

Оборона Сталинграда

Командир 13-й гвардейской дивизии, Герой Советского Союза генерал-майор А.И. Родимцев

возле штабного блиндажа.

Сталинград, сентябрь 1942 г.

Генерал-полковник

А.И. Ерёменко, командующий Сталинградским фронтом

«За Волгой для нас земли нет!»   Василий Зайцев.

«За Волгой для нас земли нет!» Василий Зайцев.

И для Сталина, и для Гитлера битва за Сталинград стала вопросом престижа  в дополнение к стратегическому значению города.

И для Сталина, и для Гитлера битва за Сталинград стала вопросом престижа в дополнение к стратегическому значению города.

Потери гитлеровцев, пытавшихся занять Дом Павлова, превысили их потери при наступлении на Париж. Михаил Паникаха собою поджёг вражеский танк

Потери гитлеровцев, пытавшихся занять Дом Павлова, превысили их потери при наступлении на Париж.

Михаил Паникаха собою поджёг вражеский танк

Наступательная операция «Уран» Авторы плана стратегической операции «Уран» представители Ставки Верховного Главнокомандования Александр Михайлович Василевский Георгий Константинович Жуков

Наступательная операция «Уран»

Авторы плана стратегической операции «Уран» представители Ставки Верховного Главнокомандования

Александр Михайлович Василевский

Георгий Константинович Жуков

Наступательная операция «Уран» Командующие фронтами Генерал армии Н.Ф. Вату́тин Юго-Западный фронт Генерал-лейтенант К.К. Рокоссовский, Донской фронт

Наступательная операция «Уран»

Командующие фронтами

Генерал армии

Н.Ф. Вату́тин

Юго-Западный фронт

Генерал-лейтенант

К.К. Рокоссовский, Донской фронт

В ходе Сталинградской битвы гитлеровцы потеряли 1,5 млн. человек Арест фельдмаршала Фридриха Паулюса

В ходе Сталинградской битвы гитлеровцы потеряли 1,5 млн. человек

Арест фельдмаршала Фридриха Паулюса

Этапы Сталинградской битвы

Этапы Сталинградской битвы

Значение Сталинградской битвы

Значение Сталинградской битвы

Синквейн 1-я строка: тема одним словом. 2-я: описание темы двумя прилагательными. 3-я: описание действия тремя глаголами. 4-я: фраза из 4-х слов, отношение к теме. 5-я: синоним слова, которое повторяет суть темы.

Синквейн

1-я строка: тема одним словом.

2-я: описание темы двумя прилагательными.

3-я: описание действия тремя глаголами.

4-я: фраза из 4-х слов, отношение к теме.

5-я: синоним слова, которое повторяет суть темы.

Домашнее задание

Домашнее задание

«Сам Сталинград стал символом мужества, стойкости русского народа и вместе с тем символом величайшего человеческого страдания…»   \У.Черчилль\

«Сам Сталинград стал

символом мужества,

стойкости русского народа

и вместе с тем

символом величайшего человеческого страдания…»

\У.Черчилль\


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока и презентация по истории на тему "Сталинградская битва" (9 класс)

Автор: Мажаева Галина Александровна

Дата: 07.12.2014

Номер свидетельства: 140577

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Конспект урока по истории "Коренной перелом" "
    ["seo_title"] => string(46) "konspiekt-uroka-po-istorii-koriennoi-pierielom"
    ["file_id"] => string(6) "164717"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422691321"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(228) "Конспект урока по литературе в 10 классе " Уроки, заданные человечеству войной" ( на примере романа Ю. Бондарева" горячий снег") "
    ["seo_title"] => string(137) "konspiekt-uroka-po-litieraturie-v-10-klassie-uroki-zadannyie-chieloviechiestvu-voinoi-na-primierie-romana-iu-bondarieva-ghoriachii-sniegh"
    ["file_id"] => string(6) "136294"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417084526"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства