2.Актуализация знаний (10 мин) | Проверка пройденного материала по теме «Древнее Междуречье» | Работа по карточкам в 3-х группах: 1 группа-работа с картой (Атлас «История Древнего мира» стр.8), характеристика географического местоположения и природных условий. 2 группа – Составить рассказ (устно) о жизни древнего вавилонянина, используя опорные слова: реки, разлив, потоп, ил, поле, зерно, урожай, насыпи, глина, пальмы, финики, кирпичи, дом. 3 группа – Работа с историческим источником (учебник стр. 70 «Миф о Всемирном потопе») Что можно узнать из мифа о жизни людей Междуречья? Что, по-вашему, является в мифе выдумкой, а что правдой? |
4. Открытие нового знания (15 мин) | Организация работы в тетрадях по решению хронологических задач. Проверка выполненного задания в тетрадях (Слайд 2) - Что такое «закон»? (Слайд 3) | 1 задание – отметить на ленте времени даты правление царя Хаммурапи. (Рабочая тетрадь стр.41 № 52) 2 задание – Сколько лет назад началось правление царя Хаммурапи? 3 задание – Сколько лет правил царь Хаммурапи? Царь Хаммурапи правил 1792-1750гг до н.э. 3808 лет назад правил. Правил 42 года. - Это правило, которое должны все выполнять. |
| - Есть ли правила, которые вы должны выполнять, несмотря на ваш возраст? - Царь Хаммурапи составил первые в древности законы и они были высечены на высокой каменной плите, которая сохранилась до наших дней и сейчас хранится в музее (Слайды 4, 5). Что мы видим? - Да, царь Хаммурапи считал себя самым справедливым из царей а свои законы – самыми справедливыми. - мы сейчас поработаем с документами, где записаны некоторые из законов царя Хаммурапи и попробуем убедиться в справедливости этого. Работа с историческим источником: организация групповой исследовательской работы с документами «Из законов царя Хаммурапи». 1-я гр. – документ 1: «(п. 1) Если человек клятвенно обвинил кого-то в убийстве, но не доказал это, то обвинитель должен быть наказан… (п. 3) Если человек выступил в суде для лжесвидетельства, то человек этот должен быть наказан… (п. 5) Если судья разобрал дело, вынес решение, а затем изменил его, то этого судью следует изгнать с судейского кресла и наказать большим штрафом.» Вопросы к документу 1: Придумайте заголовок для первого параграфа закона. Как вы думаете, почему именно с него начинает свои законы царь Хаммурапи? Какие требования предъявлялись к судье? Какими качествами должен обладать судья? 2 группа – «(п. 218) Если лекарь сделал человеку тяжелую операцию бронзовым ножом и убил его, то лекарю нужно отрубить кисти рук… (п. 237) Если человек нанял лодочника и лодку и нагрузил её товарами, а этот лодочник потопил судно и погубил всё, что в нём было, то лодочник должен всё возместить… (п. 239) Если строитель построил дом, а он рухнул и убил хозяина, то этот строитель должен быть казнен». Вопросы к документу 2: Сделайте вывод об уровне развития медицины в древнем Вавилоне. Какие сведения о занятиях жителей древнего Вавилона вы получили из документа 2? Применялись ли в Вавилонском царстве тяжелые наказания? 3 группа – «(п. 8) Если человек украл либо вола, либо овцу, либо раба, то он должен заплатить штраф. Если ему нечем платить, то он должен быть казнен… (п. 117) Если человек за долги продал в рабство свою жену, сына, дочь, то они должны быть в рабстве три года, а на четвертый их отпустят на свободу… (п. 282) Если раб сказал своему господину «Ты – не мой господин», то господин должен доказать, что это его раб, а затем он может отрезать рабу ухо» Вопросы к документу 3: Кого в древнем Вавилоне могли назвать рабом? Какими путями можно было попасть в рабство? Каково было положение рабов в древнем Вавилоне? Проверка выполненной работы (Слайды 6,7, 8) | - Да, например, правила поведения в школе, правила перехода через проезжую часть. - Мы видим изображение на камне, где Бог Шамаш вручает царю жезл – знак власти. Группа 1. 1.«Торжество справедливости». Царь Хаммурапи начинает законы с данного пункта, чтобы судьи понимали, что они несут ответственность за вынесенное ими решение. Судья должен быть справедливым и объективным. Группа 2. 1.В Вавилоне была развита медицина, т.к. делались даже операции. 2.Жители Вавилона занимались медициной, торговлей, строительством. 3. Да, в Вавилонском царстве применялись тяжелые наказания. Группа 3. 1. Несвободного человека. 2. В рабство могли попасть за долги. 3. Раб являлся собственностью своего господина. |
5.Закрепление знаний (8 мин) | Организация самостоятельной работы: - Ребята, вам необходимо изучить документ в учебнике на стр. 72 и определить, какие из законов Хаммурапи являлись справедливыми, на ваш взгляд, а какие нет. По результатам своей работы вы должны заполнить таблицу: Справедливые законы | Несправедли-вые законы | | | Организация взаимопроверки. Обсуждение полученных результатов. | Учебник стр. 72 Выполнение самостоятельной работы. - Не все законы являлись справедливыми. Были очень жестокие законы. |