kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План-конспект урока по истории в 5 классе на тему: «Древневавилонское царство. Законы царя Хаммурапи»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Древневавилонское царство. Законы царя Хаммурапи».

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель урока: создание условий для формирования представлений о законах царя Хаммурапи, первых законах в истории Древнего мира.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по истории в 5 классе на тему: «Древневавилонское царство. Законы царя Хаммурапи»»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2» с.  Новосысоевка

______________________________________________________________















План-конспект урока

по истории

в 5 классе

на тему: «Древневавилонское царство. Законы царя Хаммурапи»








Разработала:

Вохмякова Наталья Владимировна












2019 год

Тема урока: «Древневавилонское царство. Законы царя Хаммурапи».

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель урока: создание условий для формирования представлений о законах царя Хаммурапи, первых законах в истории Древнего мира.

Задачи урока:

образовательные: организовать работу по исследованию древнейшего из дошедших до нас свода законов вавилонского царя Хаммурапи; исследуя и сравнивая отдельные законы царя Хаммурапи, проиллюстрировать обучающимся тезис о социальном неравенстве шумерского общества; подвести обучающихся к представлению о праве как о совокупности установленных и охраняемых государством правил (законов), обязательных для исполнения всем населением страны;

развивающие: развивать внимательность на уроке, умение работать в группе, сотрудничать, договариваться, развивать мышление, речь обучающихся, умение анализировать отдельные статьи законов, делать умозаключения;

воспитательные: стимулировать мотив к поиску новых знаний; способствовать формированию толерантного мышления; воспитывать уважение к своей родине, формировать чувство сопричастности к жизни своей страны.

Планируемые образовательные результаты: 

предметные: через самостоятельную исследовательскую работу со статьями закона путем анализа и логических выводов ответить на вопросы и решить проблему «справедливости» законов царя Хаммурапи;

метапредметные УУД: осуществлять пошаговый контроль, вносить коррективы в действия обучающихся (при работе с лентой времени, на этапе первичного закрепления, рефлексии и т.д.); уметь работать в группе, сотрудничать, договариваться, контролировать свои действия и учиться анализировать деятельность в группе.

личностные УУД: ориентировать обучающихся на умение организовать свою деятельность на уроке, на понимание причин успеха в учебе.

Основные термины, понятия: закон, ростовщик, раб.

Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, презентация по теме, учебник А.А. Вигасин, Г.И. Годер. История древнего мира. 5 класс. М. Просвещение, 2015, дополнительный материал.

План урока:

1.

Организационный момент

1 мин.

2.

Актуализация знаний

10 мин.

3.

Мотивационный этап. Постановка цели

1 мин.

4

Открытие нового знания

15 мин.

4.

Закрепление знаний

8 мин.

5.

Этап проверки усвоения знаний

7 мин.

6.

Этап подведения итогов. Рефлексия

3 мин.


Ход урока


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

(1 мин)

Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.

Приветствие учителя

2.Актуализация знаний

(10 мин)

Проверка пройденного материала по теме «Древнее Междуречье»

Работа по карточкам в 3-х группах:

1 группа-работа с картой (Атлас «История Древнего мира» стр.8), характеристика географического местоположения и природных условий.


2 группа –  Составить рассказ (устно) о жизни древнего вавилонянина, используя опорные слова: реки, разлив, потоп, ил, поле, зерно, урожай, насыпи, глина, пальмы, финики, кирпичи, дом.


3 группа – Работа с историческим источником (учебник стр. 70 «Миф о Всемирном потопе»)

  • Что можно узнать из мифа о жизни людей Междуречья?

  • Что, по-вашему, является в мифе выдумкой, а что правдой?

3.Мотивационный этап. Постановка цели

(1 мин)




Постановка проблемы.


- Почему вы не смогли выполнить все задание?


- Как мы можем восполнить наш пробел в знаниях?

(Слайд 1)



- Мы не знаем, когда правил царь Хаммурапи и что он создал.

- Воспользоваться учебником.


4. Открытие нового знания (15 мин)

Организация работы в тетрадях по решению хронологических задач.









Проверка выполненного задания в тетрадях (Слайд 2)




- Что такое «закон»?

(Слайд 3)


1 задание – отметить на ленте времени даты правление царя Хаммурапи. (Рабочая тетрадь стр.41 № 52)

2 задание – Сколько лет назад началось правление царя Хаммурапи?

3 задание – Сколько лет правил царь Хаммурапи?


  1. Царь Хаммурапи правил 1792-1750гг до н.э.

  2. 3808 лет назад правил.

  3. Правил 42 года.


- Это правило, которое должны все выполнять.


- Есть ли правила, которые вы должны выполнять, несмотря на ваш возраст?



- Царь Хаммурапи составил первые в древности законы и они были высечены на высокой каменной плите, которая сохранилась до наших дней и сейчас хранится в музее (Слайды 4, 5). Что мы видим?

- Да, царь Хаммурапи считал себя самым справедливым из царей а свои законы – самыми справедливыми.

- мы сейчас поработаем с документами, где записаны некоторые из законов царя Хаммурапи и попробуем убедиться в справедливости этого.


Работа с историческим источником: организация групповой исследовательской работы с документами «Из законов царя Хаммурапи».


1-я гр. – документ 1:

«(п. 1) Если человек клятвенно обвинил кого-то в убийстве, но не доказал это, то обвинитель должен быть наказан…
(п. 3) Если человек выступил в суде для лжесвидетельства, то человек этот должен быть наказан…
(п. 5) Если судья разобрал дело, вынес решение, а затем изменил его, то этого судью следует изгнать с судейского кресла и наказать большим штрафом

Вопросы к документу 1:

  1. Придумайте заголовок для первого параграфа закона. Как вы думаете, почему именно с него начинает свои законы царь Хаммурапи?

  2. Какие требования предъявлялись к судье? Какими качествами должен обладать судья?


2 группа

«(п. 218) Если лекарь сделал человеку тяжелую операцию бронзовым ножом и убил его, то лекарю нужно отрубить кисти рук…
(п. 237) Если человек нанял лодочника и лодку и нагрузил её товарами, а этот лодочник потопил судно и погубил всё, что в нём было, то лодочник должен всё возместить…
(п. 239) Если строитель построил дом, а он рухнул и убил хозяина, то этот строитель должен быть

казнен».

Вопросы к документу 2:

  1. Сделайте вывод об уровне развития медицины в древнем Вавилоне.

  2. Какие сведения о занятиях жителей древнего Вавилона вы получили из документа 2?

  3. Применялись ли в Вавилонском царстве тяжелые наказания?


3 группа – «(п. 8) Если человек украл либо вола, либо овцу, либо раба, то он должен заплатить штраф. Если ему нечем платить, то он должен быть казнен…
(п. 117) Если человек за долги продал в рабство свою жену, сына, дочь, то они должны быть в рабстве три года, а на четвертый их отпустят на свободу…
(п. 282) Если раб сказал своему господину «Ты – не мой господин», то господин должен доказать, что это его раб, а затем он может отрезать рабу ухо»

Вопросы к документу 3:

  1. Кого в древнем Вавилоне могли назвать рабом?

  2. Какими путями можно было попасть в рабство?

Каково было положение рабов в древнем Вавилоне?


Проверка выполненной работы (Слайды 6,7, 8)

- Да, например, правила поведения в школе, правила перехода через проезжую часть.










- Мы видим изображение на камне, где Бог Шамаш вручает царю жезл – знак власти.















Группа 1.

1.«Торжество справедливости». Царь Хаммурапи начинает законы с данного пункта, чтобы судьи понимали, что они несут ответственность за вынесенное ими решение. Судья должен быть справедливым и объективным.

















Группа 2.

1.В Вавилоне была развита медицина, т.к. делались даже операции.

2.Жители Вавилона занимались медициной, торговлей, строительством.

3. Да, в Вавилонском царстве применялись тяжелые наказания.




















Группа 3.

1. Несвободного человека.

2. В рабство могли попасть за долги.

3. Раб являлся собственностью своего господина.


5.Закрепление знаний

(8 мин)

Организация самостоятельной работы:

- Ребята, вам необходимо изучить документ в учебнике на стр. 72 и определить, какие из законов Хаммурапи являлись справедливыми, на ваш взгляд, а какие нет. По результатам своей работы вы должны заполнить таблицу:

Справедливые законы

Несправедли-вые законы

 

 

Организация взаимопроверки. Обсуждение полученных результатов.

Учебник стр. 72


Выполнение самостоятельной работы.



- Не все законы являлись справедливыми. Были очень жестокие законы.

6.Этап проверки усвоения знаний (7 мин)

Выполнение тестов на тетрадных листках.

  1. За кражу раба человека
    а) наказывали штрафом;
    б) заключали в тюрьму;
    в) убивали.

  2. За неуплату долга человек
    а) наказывался плетью;
    б) отдавал в рабство детей;
    в) подвергался смертной казни.

  3. За убийство чужого раба убийцу
    а) изгоняли из страны;
    б) заставляли отдать раба;
    в) убивали.

  4. За оскорбление вельможи или жреца обидчика
    а) заключали в тюрьму;
    б) наказывали плетью;
    в) казнили.

Организация взаимопроверки.


Выполнение теста.














Взаимная проверка.

7.Этап подведения итогов. Рефлексия

(3 мин)

Обобщение темы урока (Слайд 9).

Выставление отметок с комментариями. Объявление домашнего задания.

Обсуждение:

  • Что понравилось на уроке ...

  • Что было трудно ...

  • Что хотелось бы ...


Домашнее задание: Прочитать § 15, устно ответить на вопросы.

Творческое задание: Письмо рабовладельцу XXI века. (В современном мире стали появляться новые рабовладельцы, которые по разным причинам превращают людей в рабов, напишите письмо рабовладельцу, как вы к нему относитесь)



Список использованной литературы:

  1. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свеницкая И.С.. Всеобщая история. История Древнего мира.5 класс/ М. «Просвещение», 2015-с.302

  2. Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск1,2./ М. 2015-43с.

  3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/

  4. Степанищев А.Т., Белозеров Н.М., Волков А.П. ''История в таблицах 5 -11 классы''. Дрофа; М.,2009

  5. Учительский портал: http://www.uchportal.ru/

  6. Цветкова Г.А. Дидактические материалы по истории Древнего мира. 5 КЛ. М.: Владос -Пресс, 2008-272 с.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Вохмякова Наталья Владимировна

Дата: 14.01.2020

Номер свидетельства: 535687


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства