kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Шокан Валиханов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока на тему "Шокан Валиханов"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Шокан Валиханов"»

HAND-OUT


Предмет: История Казахстана

2019-2020 год

Тема урока: «Чокан Валиханов»

Класс 7 (8)

Учитель: Мизимбаев Т.С.


«…Для правильности роста и развития народа необходимы, прежде всего, свобода и знания.» (Ч.Валиханов)


Выдающийся просветитель, ученый и исследователь Ч.Ч. Валиханов родился в урочище Кушмурун (средний жуз). До двенадцати лет Чокан учился в частной школе и был знаком с мусульманским религиозным учением. Здесь он научился читать и понимать Восточную поэзию, любовь к которой сохранил на всю жизнь. Чокан «был человеком с поэтической душой и восточным воображением, – вспоминал позднее Н.М. Ядринцев. – Он любил арабские стихи и вместе с учителем своим Костылецким приходил в восторг от них». Наряду с этим занятием Чокан любил рисовать и это во многом помогало ему в дальнейшей научной работе.

Осенью 1847 года Чокана отдают в Омский кадетский корпус. Это учебное заведение являлось одним из лучших в Сибири, укомплектованное высококвалифицированными учителями. В кадетском корпусе учащиеся получали знания, кроме военных, по многим общеобразовательным дисциплинам: географии, истории (России и всеобщей), русской и западной литературе, основам философии, зоологии и ботанике, математике, геодезии, строительному искусству и основам архитектуры. Обучение было восьмилетнее. С периода совместного обучения в кадетском корпусе на всю жизнь подружились Чокан Валиханов и Г.Н. Потанин, впоследствии известный ученый, географ и исследователь Азии. В своих воспоминаниях Г.Н. Потанин писал, что Чокан «попал в совершенно плебейскую среду…жизнь в плебейской среде, вероятно, не оставалась без влияния на образование демократических идей Чокана».

Окружающая среда, демократическое влияние и выдающиеся способности Чокана послужили стимулом для всестороннего и быстрого его развития. Он прекрасно овладел русским языком, а уже к 14-15 годам кадетское начальство начало на него смотреть как на будущего исследователя-востоковеда. Чокан прекрасно знал не только материал программы корпуса, постоянно выискивал и зачитывался дополнительной историко-географической литературой, собрал личную библиотеку из книг по востоковедению.

Круг знакомых Чокана в период его пребывания в Омске состоял из высоко культурных людей. Хорошо знавший Чокана по выходу из кадетского корпуса, выпускник Казанского университета С.Я. Капустин писал о нем: «Чокан, на мой взгляд, был привлекателен, скажу даже красив…всякие черты его лица говорили в его пользу, свидетельствовали о доброте, мягкости. Все в нем было крайне симпатично, тянуло к нему… В Чокане я встретил и нашел всесторонне образованного человека. В особенности он обладал большими историческими знаниями и вообще отличался начитанностью, как в области научной, так и литературной… Приятнейшим собеседником Валиханова делал дар слова, умение метко и образно выражаться». Неизгладимое впечатление произвела на Чокана встреча с выдающимся русским писателем Ф.М. Достоевским и его другом, борцом против царского самодержавия С.Ф. Дуровым; оба они, отбыв сроки каторжных работ и тюрьмы, находились под строгим надзором полиции.

О дружеских отношениях, сохранившихся на всю жизнь у Достоевского к Чокану Валиханову свидетельствует ряд писем, написанных в разное время. Во всех письмах Ф.М. Достоевский, как старший брат и друг, давал полезные советы Чокану, призывал его служить родному народу.

В 1853 году Чокан после окончания кадетского корпуса направляется на службу в Сибирское казачье войско. Вскоре его способности обратили на себя внимание генерал-губернатора Западной Сибири Гасфорта и в 1854 году Чокан был назначен к нему адъютантом. Новая должность непосредственно столкнула его с чиновничьим аппаратом Сибири, среди которого были разные люди со столицы, Центральной России и всех ее окраин – Финляндии, царства Польского, Крыма, Кавказа, приехавшие сюда в поисках карьеры, поправления финансов, или замешанные в какой-либо истории. Демократические взгляды будущего просветителя постепенно отталкивали от него подобных ставленников царизма и на протяжении всей жизни он постоянно ощущал с их стороны недружелюбие и интриги. Беззаконие властей вызвало справедливый гнев в Чокане Валиханове, которому были близки чаяния угнетенного народа, а его письма к друзьям – Ф.М. Достоевскому, А.Г. Майкову, В.С. Курочкину, К.К. Гутковскому свидетельствуют о постоянной непримиримости к ним.

В следующем, 1855, году Чокан Валиханов сопровождает Гасфорта в поездке от Омска до Заилийского Алатау. Эта поездка послужила началом познания жизни простого народа, дала возможность сбора и записи большого количества исторических преданий, легенд и песен. Эрудиция и способности, проявившиеся в деле, послужили начальству основанием выдвижения кандидатуры Валиханова по возвращению к награде. Генерал-губернатор Гасфорт писал: «…корнет султан Валиханов, хотя и состоит на службе не более 2-х лет, но при совершенстве знаний оной, киргизского языка, а также и местных киргизских обычаев, сопровождая меня в степь, принес большую пользу… я нахожу необходимым поощрение Валиханова всемилостивейшей наградой, тем более он пользуется особым между киргизами уважением».

Весной 1856 года в жизни будущего исследователя Востока произошло знаменательное событие, во многом определившее дальнейшую судьбу – знакомство с выдающимся ученым, известным географом П.П. Семеновым, сумевшим оценить его научные интересы и направившим их на изучение наиболее актуальных проблем востоковедения. В этом же году Чокан Валиханов участвовал в 2 экспедициях: одна от Ала-Куля по Центральному Тянь-Шаню и на озеро Иссык-Куль; другая – в Кульджу с дипломатическим поручением. Зимой 1856-57 годов он занимался обработкой собранного в экспедициях этнографического материала, а также посещал Омский архив (где в это время работал Г.Н. Потанин) с целью отыскать интересные ранее неизвестные материалы из древней истории казахов.

В 1857 году Валиханов вновь совершает поездку к алатауским кыргызам, где, находясь среди кочевий, мог лучше узнать их жизнь и обычаи, глубже изучить историю, этнографию и устное народное творчество. С большим интересом в этот раз он записывал энциклопедическую поэму кыргызского народа «Манас». Особое внимание Валиханов обращал на памятники материальной культурой народов Востока. Остатки древних оросительных систем, памятники архитектуры, развалины древних городов, обнаруженные им во время экспедиции на Иссык-Куль, дали возможность представить жизнь далеких предков кыргызов. На основании изучения этих источников он пришел к выводу о существовании в прежние века на территории оседлости и наличии ряда городов.

Изучение истории соседних народов помогло Валиханову приоткрыть завесу неизвестности над древней и средневековой историей его родного казахского народа. Глубоко проанализировав и сопоставив весь собранный во время первых экспедиций материал, он пришел к выводу, что «в середине века оседлость здесь (в Кыргызстане и на юге Казахстана) сильно распространялась, особенно в Илийской долине», что «города Алмалык (ныне туркестанское селение), Хонакай и Кайнак (существующие и теперь) и Алматы (где ныне укрепление Верное) были известны по всей торговле и служили станциями на большой дороге, по которой ходили генуэзские купцы в Китай и кипчакские послы к великому хану». Во время экспедиции на Иссык-Куль Чокан Валиханов, наряду с научными данными, собрал большую коллекцию древностей. Результатом вышеназванных поездок являлись законченные историко-этнографические произведения: «Дневник поездки на Иссык-Куль», «Западная провинция Китайской империи и г. Кульджа», «Записки о киргизах». Научная деятельность Валиханова привлекла внимание Русского географического общества, которое в феврале 1857 года избирает его в действительные члены.

Новым этапом научной деятельности Чокана Валиханова явилась конфиденциальная поездка в Кашгарию в 1858 году, когда впервые после Марко Поло и иезуита Гоеса (1603) удалось побывать в этой малоизвестной стране и написать знаменитый труд «О состоянии Алтышара или шести восточных городов Китайской провинции Нан-Лу (Малой Бухары) (1858-1859)». Труд был высоко оценен востоковедами как в России, так и за ее пределами и вскоре переведен и издан на английском языке.

Тяжелые условия путешествия, нервное напряжение и лишения, встретившиеся в пути, вредно сказались на здоровье молодого ученого и поэтому, после возвращения домой, Чокан Валиханов заболевает. Только в 1860 году по вызову Военного министерства исследователь Кашгарии смог поехать в Петербург, где был встречен как отважный путешественник и знаток жизни народов Средней Азии и Казахстана, награжден орденом и повышен в чине.

Недолговременное пребывание в Петербурге (он пробыл там год) идейно обогатило Валиханова и укрепило его демократические взгляды. Он окунулся в гущу общественной жизни и развернул широкую научную деятельность, работал в нескольких учреждениях – Военно-учетном комитете Генерального штаба, Азиатском департаменте и Русском географическом обществе. Составление карт Средней Азии и Восточного Туркестана, подготовка к изданию трудов Риттера, сотрудничество в издании энциклопедии, изучение восточных рукописей, чтение лекций по истории Востока в Русском географическом обществе – всё это занимало много времени. Известный общественный деятель Н. М. Ядринцев вспоминал: «В Петербурге я встречал Чокана Валиханова офицером, как раз в пору его славы… я его заставал за разными восточными манускриптами и картами». Большое влияние на Чокана в период пребывания в Петербурге оказали его друзья и знакомые, представители научного мира: проф. А.Н. Бекетов, редактор «Записок Русского географического общества», востоковед, дипломат и публицист Е.П. Ковалевский, известные ученые-ориенталисты В.В. Григорьев, В.П. Васильев и В.В. Вельяминов- Зернов. Постоянную поддержку и дружеское расположение оказывал Валиханову вице-президент Русского географического общества П.П. Семенов-Тянь-Шаньский. В Петербурге Валиханов вновь встретился со своим другом Ф.М. Достоевским, подружился с его семьей и близкими. Круг его знакомых среди известных писателей, критиков и поэтов расширился. Среди петербургских друзей Валиханова мы видим поэтов А.Н. Майкова и Я.П. Полонского, братьев В.С. и Н.С. Курочкиных, состоявших членами общества «Земля и воля». Разночинная литературная среда обогащала кругозор выдающегося казахского ученого и просветителя, помогала ему лучше разобраться в событиях общественной жизни России в период революционной ситуации. Чтение Валихановым литературно-художественных и общественно-политических журналов «Современник», «Русское слово», «Эпоха», «Отечественные записки», «Время» и др., игравших большую роль в развитии общественного интереса к истории, в формировании исторических взглядов интеллигенции, помогло ему в утверждении демократических позиций. Однако, более длительному пребыванию в столице помешала болезнь. Влажный петербургский климат пагубно отразился на здоровье Чокана Валиханова, усугубил болезнь его легких. Особенно тяжело стало весной 1861 года, когда он вынужден был покинуть берега Нивы и вернуться в Степь для лечения. К приезду Валиханова родные перекочевали на жайляу, где он провел лето. Здесь, в непосредственной близости к народу, он мог теснее общаться с ним, слушать и записывать предания и сказания, наслаждаться музыкой и в то же время наблюдать тяжелую картину отсталости и страдания народных масс от собственных богачей и колониальных властей. С подобными явлениями просветитель не хотел мириться, отсюда и попытка, правда неудачная, быть избранным султаном-правителем, чтобы хоть как-то восстановить справедливость и облегчить жизнь народа.

Переехав в Омск, Валиханов принял непосредственное участие в мероприятиях по реорганизации местного управления и внес ряд практических предложений и рекомендаций. Основные мысли, изложенные им в ряде «Записок», поданных на имя властей, содержат: «О мусульманстве в степи», «О кочевых киргизах», «Записка о судебной реформе». Весной 1864 года Валиханов участвует в экспедиции Черняева, целью которой было присоединение к России территории Южного Казахстана. При Валиханове произошло взятие русскими нескольких кокандских укреплений, выстроенных ими в Казахской степи, а также и Аулие-Аты. В чине штабс-ротмистера он служил переводчиком при главном командовании, исполняя служебные обязанности, способствовал установлению дружественных взаимоотношений русских властей с местным населением, а также справедливому решению споров из-за пастбищ между казахами и кыргызами. Но деятельность Валиханова на этом поприще не была долгой, и летом 1864 года он вынужден был покинуть отряд, возвратиться в Верный, а затем уехать в аул Тезека – старшего султана казахов рода албан. Вероятно, уже в этот период Валиханов чувствовал себя очень плохо и не мог перенести тяготы походной жизни. В письме к своему отцу из аула Тезека он писал: «Устал, нет никакой силы, весь высох, остались одни кости, скоро не увижу света. Мне больше не суждено повидаться с моими дорогими и друзьями, нет для этого никаких средств. Это будет мое последнее письмо. Прощайте, обнимаю всех».

Скончался он в апреле 1865 года в ауле Тезека, в урочище Кочентоган, у подножья Алтынэмельского хребта (Старший жуз).

Оценивая деятельность Чокана Валиханова от имени Русского географического общества и от ученых России, известный ученый-востоковед Н.И. Веселовский писал: «Как блестящий метеор промелькнул над нивой востоковедения Чокан Чингисович Валиханов. Русские ориенталисты единогласно признали в лице его феноменальное явление и ожидали от него великих и важных открытий о судьбе тюркских народов; но преждевременная кончина Чокана лишила нас этих надежд. Он умер от чахотки, не достигнув и 30-летнего возраста».

Научное наследие Ч. Валиханова охватывает весьма широкий круг проблем Казахстана и других народов многонациональной России, и в рассмотрении каждой из них он сумел показать свое оригинальное мышление. Это относится к таким непреходящим историческим представлениям, как образование казахского народа, социальная и политическая история Казахстана 17-первой половины 19 вв., принятие казахами подданства России, история духовной и материальной культуры народов Средней Азии и Восточного Туркестана. Он внес конкретный вклад в изучение географии, этнографии и фольклора народов всего Среднеазиатского и прилегающих к нему регионов.

Творческое наследие Ч. Валиханова постоянно привлекает внимание самого широкого круга современных исследователей, поэтому естественно, что историография работ о его жизни и творчестве весьма обширна.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Конспект урока на тему "Шокан Валиханов"

Автор: Мизимбаев Талгат Сарсенбекович

Дата: 12.05.2020

Номер свидетельства: 549346

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Конспект  урока  по истории Казахстана:"Шокан Валиханов (1835-1865г)" "
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-po-istorii-kazakhstana-shokan-valikhanov-1835-1865gh"
    ["file_id"] => string(6) "197492"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428250230"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Конспект урока по русскому языку  "Сложное предложение""
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekturokaporusskomuiazykuslozhnoiepriedlozhieniie"
    ["file_id"] => string(6) "261973"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449238588"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства