kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект по теме: "Крупнейшие страны мира: США".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс во внутренней политике. Президент США Дуайт Эйзенхауэр сразу же начал говорить о том, что политике он не учился и ничего в ней не смыслит. То же самое говорил лидер и об экономике. Планировал он покончить с преследованием за левые взгляды, построить автомагистрали по всей стране, увеличить государственную монополию в экономической сфере. Он решил продолжать программы Рузвельта и Трумэна («Новый курс» и «Честная сделка»), повысил минимальную зарплату, создал департамент образования, здравоохранения и социального обеспечения, укрепил программы социальной помощи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект по теме: "Крупнейшие страны мира: США".»

История

Лекция № 5.


Раздел II. Основные социально-экономические и политические тенденции развития стран во второй половине XX в начале XXI века.

Тема: Крупнейшие страны мира: США. Основные направления социальной и экономической политики Дуайта Эйзенхауэра, Джона Кеннеди и Линдона Джонсона.

Цель: раскрыть положение США после войны и на современном этапе, закрепить полученные ранее знания, стимулировать творческую активность студентов.

Оборудование: учебник, тетрадь, мел, доска.

Тип урока: Комбинированный урок


Ход занятия.

  1. Организационный момент. (3 минуты)

2. Проверка домашнего задания (25 минут)

1. Социально-экономическое положение.

2.Исламский фундаментализм.

3. «Движение не присоединение».

3. Изучение нового материала. (55 минут)


План

1. Основные направления социальной и экономической политики Дуайта Эйзенхауэра.

2. Основные направления социальной и экономической политики Джона Кеннеди

3. Основные направления социальной и экономической политики Линдона Джонсона.

№1. Курс во внутренней политике. Президент США Дуайт Эйзенхауэр сразу же начал говорить о том, что политике он не учился и ничего в ней не смыслит. То же самое говорил лидер и об экономике. Планировал он покончить с преследованием за левые взгляды, построить автомагистрали по всей стране, увеличить государственную монополию в экономической сфере. Он решил продолжать программы Рузвельта и Трумэна («Новый курс» и «Честная сделка»), повысил минимальную зарплату, создал департамент образования, здравоохранения и социального обеспечения, укрепил программы социальной помощи.

Социально-экономическое развитие. Годы правления Дуайта Эйзенхауэра (1953-1961) характеризуются бурным ростом монополии государства и капитализма в целом. Дефицит бюджета, который оставил «в наследство» Гарри Трумэн Эйзенхауэру, удалось уменьшить только к 1956-1957 годам. Кроме того, президенту не удалось в полной мере выполнить свои предвыборные обещания по поводу сокращения военных расходов – гонка вооружений не только требовала денег, но и значительно ослабляла экономику страны, порождала инфляцию. Антиинфляционные меры, предлагаемые президентом Дуайтом Эйзенхауэром, не принимал Конгресс, предлагая прямо противоположные действия.

При Эйзенхауэре США постигли несколько экономических кризисов. Доля Америки в мировом промышленном производстве упала, значительно увеличилось количество безработных. Ответные действия же президента были очень и очень скромными. Он поставил на высокие посты энергичных и по-настоящему талантливых людей, надеясь на их опыт, но сам был связан принципами партии и корпорациями, которые имели большое влияние на политику.

Направления внутренней политики:
  1. Социальная политика, но теперь республиканцы передали часть полномочий на места: штатам, городам, профсоюзам.

  2. Масштабное строительство жилья и дорог, что способствовало созданию новых рабочих мест.

  3. Снижение налогов, отмена некоторых мер, принятых предыдущим правительством, с целью стабилизации экономики Соединенных Штатов.

  4. Отмена контроля над ценообразованием и зарплатами, повышение минимальных оплат.

  5. Начало движения за гражданские права чернокожих американцев.

  6. Вытеснение малого фермерского хозяйства более крупными хозяйствами и так далее.

Вопрос расовой сегрегации в армии. К основным направлениям внутренней политики Дуайта Эйзенхауэра относятся также попытки решения вопроса расовой сегрегации. Во время войны в вооруженных силах США примерно 9 % личного состава составляли чернокожие. Большинство из них (более 90 %) были заняты на тяжелых работах, только 10 % служили в военных частях, но практически никто не поднимался выше звания лейтенанта.

Главнокомандующий вооруженными силами союзников Дуайт Эйзенхауэр занялся этой проблемой еще в 1944 году. Он издал указ «О равенстве возможностей и прав…», тем не менее четырьмя годами позже выступал за изоляцию негров в армии, т.к. противный случай мог бы угрожать интересам их самих.

В то же время обществом активно ставился вопрос о том, что расовые гонения и притеснения чернокожих – позор Америки. Особенно агрессивно настроены были молодые негры, которые отличились на полях сражений Второй мировой. Эйзенхауэр понимал, насколько эта тема животрепещуща, так что во время предвыборной гонки не забыл упомянуть, что будет служить интересам всех американцев вне зависимости от расы или вероисповедания. Но в годы президентства внутренняя политика Дуайта Эйзенхауэра была по этому вопросу молчаливой. Его правление ознаменовалось несколькими серьезными конфликтами на расовой почве.

Американское «руководство миром». «Внутренняя и внешняя политика, - Дуайт Эйзенхауэр то и дело не забывал упомянуть об этом, - связаны, неразрывны». Агрессивная позиция на международной арене только провоцирует дополнительные военные расходы, которые, в свою очередь, отягощают бюджет государства.

Доктрина Эйзенхауэра – важный документ, согласно которому американский президент оставался «позитивно нейтральным», занимает особое место во внешнеполитическом курсе тогдашнего американского правительства. Эта позиция была озвучена президентом в 1957 году. Согласно документу, любая страна в мире может попросить у США помощи и не быть отвергнутой. Имелась в виду как экономическая, так и военная помощь. Конечно, Дуайт Эйзенхауэр подчеркнул советскую угрозу, но и призвал защищать целостность и независимость стран, нуждающихся в помощи.

Внешняя политика США в Европе. Внешнеполитический курс американского лидера был направлен на укрепление позиций Штатов в различных регионах. В 1951 году Главнокомандующий решил, что США необходима помощь Западной Германии в том, чтобы разместить военные позиции. Америка добилась вступления Западной Германии в НАТО и даже выдвинула вопрос объединения страны. Правда, через десять дней был подписан Варшавский договор, и объединение произошло только через 34 года, а Европа снова разделилась на два лагеря. Корейский вопрос. На совещании министров иностранных дел в 1954 году решались два вопроса – индокитайский и корейский. Америка отказалась выводить войска из Кореи, хотя уже в 1951 году перевес был на стороне США, и всем стало понятно, что достичь победы войной не удастся. Дуайт Эйзенхауэр посетил Корею еще до вступления в должность, чтобы на месте выяснить ситуацию. Режим прекращения огня был принят после его вступления в должность, в 1953 году, но реальное мирное соглашение между Северной и Южной Кореей до сих пор не подписано. Формально соглашение заключили еще в 1991 году, но в 2013 г. КНДР аннулировала документ. Политика на Ближнем Востоке. Основные направления внешней политики Дуайта Эйзенхауэра включают в себя и курс на Ближнем Востоке. Национализация нефтедобывающей промышленности в Иране противоречила интересам империалистических государств и больше всего Великобритании. Тогда правительство Великобритании в лице Черчилля обратилось к президенту США за поддержкой английской позиции в иранском вопросе. Эйзенхауэр сохранил нейтралитет, но активно способствовал созданию военно-политического блока, получившего название «Багдадский пакт». Действия США в Южной Америке. Что касается Латинской Америки, имела место навязанная политикой администрации Эйзенхауэра «Антикоммунистическая резолюция». Этот документ сделал законным стороннее вмешательство в те страны, правительство которых станет на путь демократического режима. Это, по сути, дало Соединенным Штатам легальное право свергать любой «неугодный» режим в Южной Америке. США активно поддерживали диктаторов Латинской Америки, чтобы в ближайших странах не установился коммунистический режим. Дело дошло даже до того, что американские вооруженные силы оказали решающую помощь диктаторскому режиму Трухильо в Доминикане. Отношения с Советским Союзом. При Эйзенхауэре произошло незначительное смягчение отношений с Советским Союзом. Большую роль в этом сыграл официальный визит Хрущева в США. Страны подписали соглашение об обменах в области культуры, образования и науки.

№2. С 1960 до своей смерти Джон ввел несколько важных изменений:

  • Программа продовольственной помощи бедным, благодаря которой получили питание почти 400 тыс. человек.

  • Введение переквалификации за государственный счет для безработных, которые не могут занять вакансию из-за невостребованности профессии.

  • Меры по улучшению профессионального образования.

  • Государственную поддержку районам США, которые переживают «депрессию».

  • Отмена расовой сегрегации в образовании.

Кеннеди не смог реализовать многие полезные инициативы в социальной сфере, так как внутренняя и внешняя политика сдерживалась Конгрессом.

Отношение с СССР и критика Кеннеди. Политика Кеннеди по отношению к СССР во многом была связана с давлением на него со стороны Конгресса. Он был настроен к СССР нейтрально, его главной целью было сохранение безопасности капиталистических стран, а в особенности американской нации. Он считал, что нужно сохранить существующий в мире баланс сил и не пытаться захватывать новые территории.

Впрочем, Никита Хрущев, который в то время занимал пост руководителя СССР, не смог договориться с Кеннеди. Причина этого – желание СССР продолжать поддерживать социалистический режим в мире. Хрущеву показалось, что Кеннеди против подобных изменений, хотя напрямую политик об этом не говорил.

В итоге вскоре после личной встречи политиков в Вене в 1961 году была построена Берлинская стена. Руководители сошлись на том, что они не начнут войну, но любое нарушение мирового баланса может стать его причиной. Фраза американца «нас ждет холодная зима», которая завершила встречу в Вене, стала вскоре крылатой, и весь период напряженности между мировыми гигантами назвали холодной войной.

Впрочем, Кеннеди сразу же после встречи в Вене говорил, что войны он не хочет. Он подчеркивал, что начнет ее, только если СССР начнет прямое вторжение в Западную Европу. Его нейтральное отношение к СССР во всем объеме проявилось во время Карибского Кризиса 1962 года. После введения ядерного оружия в Турции (в зоне досягаемости вооружения находился СССР) руководство СССР ответило размещение ядерного оружия на Кубе. Назревал мировой конфликт, который мог обернуться ядерной войной. Однако американский президент подчеркнул, что настаивает на мире, и договорился о разоружении. Сначала СССР убрал свои войска с Кубы, а через год и США демонтировали все установки в Турции.

22 ноября 1963 года политик был застрелен. Инициатором убийства некоторые специалисты считают Линдона Джонсона, помощника президента, который после смерти Джона занял его пост.

№3. Внутренняя политика Джонсона. После смерти Кеннеди занявший его место Линдон Джонсон продолжил прежний курс на построение «великого общества». Администрация заявила о планах искоренить в США бедность. В стране начало действовать медицинское страхование для пенсионеров и семей с низкими доходами. Парламент продолжил искоренять расовую дискриминацию. В 1964 г. были за­прещены ограничения по цвету кожи при приёме на работу. В 1965 г. многие чернокожие граждане получили избирательные права. А в 1968 г. закон запретил дискриминацию при продаже и сдаче в аренду жилья. В 1965 г. первый афроамериканец возглавил новое ведомство — Министерство жилищного строительства и городско­го развития. Программа создания «великого общества» поначалу получила поддержку со стороны населения. Но вскоре выяснилось, что правительство не готово тратить на неё необходимые средства. А затем денег стало ещё меньше — их «съела» война во Вьетнаме, и Джонсону пришлось повышать налоги. Популярность демократов стала быстро падать. Внешняя политика Линдона Джонсона. В 1965 г. президент Джонсон отдал приказ о начале бомбардировок Северного Вьетнама. В борьбе с «коммунистической агрессией» против Южного Вьетнама американцы отправили в Индокитай более полумиллиона военнослужащих. Они приняли участие в гражданской войне вьетнамского народа. Крупномасштабные боевые действия были жестокими. Варварские бомбёжки с применением напалма сожгли сотни деревень. Трагедия деревушки Сонгми, мирные жители которой были расстреляны американцами, стоит в одном ряду с уничтожением немцами белорусской Хатыни. Но все усилия администрации США оказались тщетны. Десятки тысяч американских солдат погибли, но войну выиграть не удалось. В Америке развернулось массовое антивоенное движение. Поражение демократов в 1968 году. Выборы 1968 г. принесли победу республиканцам, обещавшим «защиту закона и порядка». Против правящих демократов работали экономические неурядицы, неудачное ведение войны во Вьетнаме. Значительную роль в поражении Демократической партии сыграли также пришедшиеся на время их правления массовые социальные движения.


4.Закрепление изученного материала.

1. Назовите основные направления внутренней политики Джонсона.

2. Назовите основные направления внешней политики Джонсона.

3. Назовите основные направления внешней политики Джона Кеннеди.

4. Назовите основные направления внутренней политики Дуайта Эйзенхауэра.


5. Домашнее задание. Артемов с. 218-219 (2 минуты)


6



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект по теме: "Крупнейшие страны мира: США".

Автор: Халардина Дарья Вячеславовна

Дата: 04.06.2021

Номер свидетельства: 582601

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Конспект урока по окружающему миру "ПервоЛого" "
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-piervologho"
    ["file_id"] => string(6) "128778"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415558933"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(287) "урок химии на тему:Основные месторождения металлов и неметаллов в Казах¬стане и проблемы защиты окружающей среды при процессах добычи и переработке сырья. "
    ["seo_title"] => string(184) "urok-khimii-na-tiemu-osnovnyie-miestorozhdieniia-mietallov-i-niemietallov-v-kazakh-stanie-i-probliemy-zashchity-okruzhaiushchiei-sriedy-pri-protsiessakh-dobychi-i-pierierabotkie-syr-ia"
    ["file_id"] => string(6) "151167"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420644227"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "План-конспект урока "Топливная промышленность мира" "
    ["seo_title"] => string(52) "plan-konspiekt-uroka-toplivnaia-promyshliennost-mira"
    ["file_id"] => string(6) "173381"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423988670"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Конспект урока по географии по теме "Научно-техническая революция" "
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt-uroka-po-ghieoghrafii-po-tiemie-nauchno-tiekhnichieskaia-rievoliutsiia"
    ["file_id"] => string(6) "172369"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423812149"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Конспект урока географии 10 класс Сельское население. Население и окружающая среда. "
    ["seo_title"] => string(100) "konspiekt-uroka-ghieoghrafii-10-klass-siel-skoie-nasielieniie-nasielieniie-i-okruzhaiushchaia-srieda"
    ["file_id"] => string(6) "168485"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423239493"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства