kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Колонии Индии

Нажмите, чтобы узнать подробности

В начале XIX в. Англия  завершила колонизацию Индии. Ведущая роль в колонизации принадлежала  Ост-Индской компании. Индийцев, служивших в английском войске, на. сипаями. Англичане отнимали княжества у правителей, запретили передавать власть приёмным наследникам,   увеличивали поборы с населения, ввозили свои товары, чем способствовали обнищанию индийцев.  Колониальное угнетение и национальный гнёт  подстрекали на бунт местное население.

            В 1857-59 гг. началось восстание сипаев.  Движущие силы – крестьяне, ремесленники, сипаи. Повод- порох заворачивался в бумагу, смазанную свиным и коровьим маслом, чем  пренебрегали религиозные традиции мусульман и индуистов.  Сипаям не давали офицерский чин.  Причина – колониальный и религиозный гнёт. Цель – восстановление положения Индии до колонизации.  Результаты:  роспуск Ост-Индской компании и Индия полностью попала под  гнёт Великобритании.  Сипаям разрешалось подняться до младшего офицерского чина.  Местные богачи покинули ряды восставших и восстание пошло на спад. Религиозно-этнические разногласия способствовали поражению восстания. Административная власть была передана вице-королю. Открылось 3 университета, обучение в которых велось на англ. языке. Индия превратилась в рынок сбыта англ. товаров и источник сельхозсырья. Англичане заявили о невмешательстве в издревле сформированные традиции и обычаи.

            Англичане начали вкладывать свой капитал в стр-во фабрик и заводов, дорог, банков, связь и т.д.  Бомбей стал центром текстильной промышленности.  Выросло число рабочих и служащих, составлявших средний социальный слой Индии.

Рост национального самосознания явился причиной форм-я нац-х движений.  Образованные слои населения требовали проведения административных реформ. Либеральная группа образованных индийцев (те, кто получил высшее образование по европейскому образцу) боролась не за полную независимость, а за возможность иметь равные права с англичанами  в управлении своей страной, боялись роста народных политических движений и получили название «умеренных».  В 1885 г. Создали ИНК (Индийский национальный конгресс), в котором  было 2 течения: либеральное и радикальное.  Вождём радикального был Б. Тилак. Орудием борьбы радикалы избрали бойкот (свадеши). Бойкотировали английские товары.

В 80-е гг. XIX в.  образовались  мусульманские просветительские общества.

В 1905 г. Глава колониального правительства лорд Керзон принял решение о разделении Бенгалии на 2 части. В западной проживали индусы,  а в восточной – мусульмане. Раскусив политику англичан «разделяй и властвуй»,  индийский народ поднял восстание под девизом «свадеши» («за свои товары») и «свараджа» («за свою власть»), оно охватило всю Индию, но было подавлено. В 1908 г. Б. Тилак попал в тюрьму.  Столица Индии в 1911 г. была перенесена  из Калькутты в Дели.

            

Просмотр содержимого документа
«Колонии Индии »










Учебно-дидактическое пособие

к учебнику Н. Алдабека, Р. Бекиша, К. Кожахмет-улы «Всемирная история» 8 класс



Часть 4: Страны Азии и Африки XIX - начала XX вв.






































Составители:

  1. Зайцева Елена Павловна, учитель истории Майской СШ Тарановского района.

  2. Китаева Галина Владимировна, учитель СШ № 4 г. Рудного.

  3. Лашко Галина Ивановна, учитель истории Фрунзенской СШ Денисовского района.

  4. Сажина Лидия Александровна, учитель истории Тобольской СШ Тарановского района.

  5. Шарипов Аркабай Сабыржанович, учитель истории СШ им. Ш. Уалиханова Аулиекольского района.




Учебно-дидактическое пособие адресовано учителям истории. Оно содержит опорные конспекты, дополнительный материал, тесты и разнообразные творческие задания по истории стран Азии и Арабских стран (1800-1914 гг.), предназначенные для подготовки к ПГК (9 кл.), проведения консультаций при подготовке к ЕНТ (11 класс).

Пособие составлено на основе методической системы к учебнику Н. Алдабека, Р. Бекиша, К. Кожахмет-улы «Всемирная история» 8 класс и соответствует программе курса.

Данное пособие может быть использовано учащимися для самостоятельных занятий как при изучении курса «Всемирная история», так и при подготовке к ПГК и ЕНТ.






































Содержание:



  1. Введение…………………………………………………………………………………4

  2. Китай……………………………………………………………………………………..6

  3. Япония……………………………………………………………………………………9

  4. Индия…………………………………………………………………………………….14

  5. Османская империя……………………………………………………………………..16

  6. Иран………………………………………………………………………………………20

  7. Арабские страны…………………………………………………………………………24

  8. Список литературы………………………………………………………………………27























Введение

История представляет собой одну из базовых областей современного образования, ее роль обусловлена историческими обществоведческими и правоведческими знаниями в овладении закономерностями происхождения и развития человека, общества и природы, современной научной картины мира.

С развитием интеграционных процессов в мире нужна конкурентно-способная личность, овладевшая историко–культурными ценностями, выработанными человечеством. Задача учителя помочь овладеть этими ценностями на основе исторического анализа, осмысления событий и явлений действительности, в их уникальной принадлежности к единому потоку исторического движения. Школьное историческое образование отбирает самые важные исторические факты, события, явления, процессы и научные понятия, которые имеют большое значение в обучении, воспитании и развитии школьников. Данное учебно-дидактическое пособие является инструментом, помогающим учителю донести до обучаемого главные идеи и задачи курса всемирной истории.

Решение обозначенной проблемы нам представляется возможным с помощью учебно-дидактического пособия, составленного к учебнику Н. Алдабека, Р. Бекиша, К. Кожахмет-улы «Всемирная история» 8 класс и в соответствии с программой ГОСО.

Цель учебно-дидактического пособия это организация целенаправленной работы учителя на развитие у детей умения структурировать материал, работать с тестами, умений самостоятельно мыслить.


Задачи:

- формировать умение локализировать исторические факты во времени и в пространстве, в частности, соотносить даты событий с историческими явлениями и процессами;

- формулировать и объяснять, логически правильно строить доказательства, выводы;

- составлять в процессе сравнивания исторических фактов таблицы и схемы;

- формировать умения работать с учебником,

- формировать умения работать с тестами.

Данные вопросы и задания соответствуют трем уровням развития самостоятельной познавательной деятельности учащихся:

- усвоение информации, предлагаемой учителем в готовом виде;

- применение знаний и умений в знакомой ситуации по образцу;

- творческое применение знаний и умений в новой учебной ситуации.



Четвертая часть пособия охватывает период исторического развития стран Азии и Африки в XIX - начала XX вв. В период утверждения капитализма в Европе и Америке эти страны оставались отсталыми, в них господствовали феодальные порядки с пережитками более ранних общественных отношений.

В данной части составителями предложены разнообразные задания по новой истории стран Азии и Арабского региона, для закрепления и обобщения учителем изученного материала, контроля уровня знаний учащихся и для самостоятельной познавательной деятельности школьников.

Так, выполняя задания по теме «Индия», учащиеся должны повторить и осмыслить некоторые черты общественных порядков в Индии, особенности британского колониального господства, формы и методы колониальной эксплуатации индийского народа, характерные черты национального восстания 1857-1859 гг., причины его поражения.

Рассматривая тему «Китай», необходимо обратить внимание на понимание особенностей его развития, начавшегося закабаления страны капиталистическими державами, особенно указать на характерные черты движения тайпинов.

В теме «Османская империя» рекомендуется обратить внимание на сущность реформ танзимата и их результаты, роль и значение деятельности «младотюрков» в демократизации общественной жизни страны и переходе к капиталистической стадии развития, причины распада Османской империи.

Изучая тему «Япония», раскрыть положительные и отрицательные стороны политики «закрытых дверей», сущность переворота Мэйдзи, обратить внимание на влияние реформ на новый путь развития Японии.

Ряд заданий характеризует колониальную политику европейских государств в отношении народов арабского региона и африканского континента в целом.

Опорные конспекты составлены на основе учебника в соответствии с требованиями ГОСО.

Схемы и таблицы помогают выявить причинно-следственные связи, найти общие черты в исторических событиях и на их основе сделать необходимые выводы.

Понятийный аппарат выделен в каждой теме и акцентирует внимание учащихся на самых важных моментах темы.

Предлагаемые в пособии контрольно-измерительные материалы помогут школьникам более прочно усвоить материал параграфов. Контрольно-измерительные материалы представлены открытыми и закрытыми видами тестов, некоторыми видами творческих заданий. Вопросы и задания данного пособия можно применять на разных этапах уроков по всемирной истории, используя их как для коллективной, так и для индивидуальной работы. Тестовые задания позволяют организовать аналитическую работу с текстом учебника, приучить учащихся к более внимательному выборочному, «поисковому» чтению, активному использованию учебной информации.

Раздел «Это интересно» призван расширить кругозор учащихся, вызвать интерес к изучению предмета.

В целом предлагаемое учебно-дидактическое пособие предназначено для оказания методической помощи начинающим учителям и педагогам, испытывающим затруднения в работе при конструировании различных видов самостоятельной работы на уроках, а также для обобщения, контроля изученного материала по истории.





























Тема: «Китай в XIX- нач. XX вв.»

I. Опорный конспект.

Вначале 19в. Китай оставался феодальным гос-вом.

Правил император Маньчжурии. Он считался Сыном Неба.Его особа была священной..

Состав Цинской империи :Маньчжурия, Китай(18 провинций),Монголия, Синьцзянь, Тибет

Политика изоляции привела страну к отставанию в развитии от других стран.Внутренний кризис привел к колонизации.

Насильственное «открытие» Китая.


События

даты

итоги

1

Повод к войне между Англией и Китаем


Пекин запретил англичанам ввозить опиум,кит.

2

Действия Китая против англичан


Таможенники сбрасывали в воду ящики с опиумом.

3

Англо-китайская вайна

1840-1842гг

Первая «опиумная война»

Поражение Китая

4

Нанкинский договор


Открыто 5 портов,выплатить огромную контрибуцию,Китай полуколония.

5

Действия англо-французских войск

1856-1860

Вторая «опиумная война»,захват крепости Дагу,

6

Какие гос-ва подписали с Китаем Тяньцзиньское соглашение


Англия, Франция

7

Причины поражения восстания тайпинов


Отсутствие четкого руководства,помощь европейских стран Цинской империи,провозглашение тайпинскими вождями христианской веры

8

Англо-китайская война


Франко-китайская война


Японо-китайская война

1857-1870гг

1884-1885гг

1894-1895гг

Открыто 4порта


Отобрала у Китая Вьетнам


Захватила о.Тайвань,Пянху.Китай



В 1898г.в условиях обострения политической обстановки общество «Ихэтуань» (Кулак поднятый во имя мира и справедливости) начинает свою борьбу против властей и иноземных поработителей.Их цель - изгнать всех иностранцев и стать на путь независимости. Ихэтуаньское движение было раздавлено европейскими державами.

Китайская просвещенная общественность «шэньши» решила провести реформы. Попытка их проведения потерпела крах. Второе крупное движение , поставившее своей целью освобождение Китая, было революционно-демократическим. Вождем стал Сунь Ятсен.

В 1905г. противники маньчжурского правления создали организацию «Обьединенный союз», а в1912г – Сунь Ятсен--партию Гоминьдан.

В начале ХХв. китайские предприниматели обьявили бойкот иностранным товарам и организовали восстание. Оживилась деятельность революционных организаций. «Обьединенный союз» в основу своей программы взял три принципа Сунь Ятсена.


Три принципа программы Сунь Ятсена


- Принцип национализма-свержение чужеземного маньчжурского господства в Китае. Достижение независимости Китая.

- Принцип демократизма-свержение монархической власти в Китае и создание демократической республики.

- Принцип народного благосостояния - введение единого государственного налогооблажения для крестьян.

В 1911г. Началась Синьхайская революция. На севере было свергнуто маньчжурское правительство 1 января 1912г. считается днем официального провозглашения Китайской республики. Сунь Ятсен стал первым президентом Кит. Республики. На севере Цинский император передал власть военному генералу Юань Шикаю.Целью Юань Шикая было захватить гос. власть. Он заставил императора отказаться от трона. Взамен этому он потребовал уйти с поста президента республики Сунь Ятсена


Значение Синьхайской революции

- освободила Китай от 300-летнего чужеземного правления

- свергла монархическую власть.

В Китае установился диктаторский режим Юань Шикая.

II. Контрольно-измерительные материалы.

1. Альтернативные ( закрытые) тесты.

1. Тайпины в Китае – это:

А) Советники императора.

В) Торговцы опиумом.

С) Бойцы за справедливость.

Д) Прозвище маньчжуров.

Е) Крестьяне.

2. «Тяйпин тяньго» по-китайски это:
А) Название города.

В) Соглашение между Китаем и Англией.

С) Название дворца китайского императора.
Д) «Небесное государство великого благоденствия».

Е) Провинции Китая.
3. Вождем движения за освобождение Китая стал:
А) Лян Цичао.

В) Ян Сюцин.

С) Гуансюй.

Д) Дэн Сяопин.

Е) Сунь Ятсен.
4. Китайский «Объединенный союз» в основу своей программы взял:
А) Программу движения тайпинов.

В) Три принципа Мао Цэздуна.

С) Американскую политику «открытых дверей».

Д) Программу общества «Ихэтуань».

Е) Три знаменитых принципа Сунь Ятсена.
5. Синьхайская революция в Китае завершилась:
А) 12 января 1912г.

В) 12 сентября 1915г.

С) 12 января 1913 г.

Д) 12 января 1916 г.

Е) 12 января 1914г.
6. "Объединённый союз" во главе с Сунь Ятсеном был создан в:

А) 1895 г. В) 1900 г. С) 1910г. D) 1905 г. Е) 1890г.

7. Лидер «Объединенного союза» в Китае:

А) Хан Ювей. В) Сунь Ятсен. С) Юань Шикай. D) Чан Кайши. Е) Мао Цзэдун.

8. «Три народные принципа», сформулированные Сунь Ятсеном:

А) Национализм, народовластие, народное благосостояние.

Б) Самодержавие, православие, народность.

С) Безопасность, стабильность, прогресс.

D) Свобода, равенство, братство.

Е) Демократия, гласность, ускорение.

9. Столицей тайпинского восстания стал город

А) Нанкин В) Пекин С) Шанхай D) Кантон Е) Гонконг

10. Участников крестьянской войны 1850-1864 г.г. в Китае называли:

А) Сипаи. В) Тайпины. С) Федаи. D) Янычары. Е) Махдисты.

Ключ: с,д,е,е,а, д, в,а,а,в


2. Открытые тесты:


1. Целью восстания тайпинов было стремление: ____________

2. Столицей тайпинского восстания стал город: ______________

3. Инициатором «открытия» Китая в 40-х п. XIX в. выступила: _____________

4. Районы-сеттльменты в Китае - это: ________________

5. Победившие в Синьхайской революции провинции Китaя избрали вре­менным президентом республики с 1.01.1912г.: ____________


3. Творческие задания:

1. В результате так называемой первой «опиумной войны» 1840—1842 гг. Англия, а вслед за ней в другие капиталистические державы навязали Китаю неравноправные договоры: для торговли с иностранцами были открыты 5 портов; иностранцы получили право жить в этих портах в особых кварталах в подчиняться законам своей страны; на ввозимые иностранные товары были установлены низкие пошлины.
Какие последствия для экономического и политического развития Китая могли иметь такие договоры? Как они должны были повлиять на положение трудящихся?

(Первая «опиумная война», в которой Англия ставила целью закабалить Китай, носила с её стороны захватнический, несправедливый характер. Положение трудящихся катастрофически ухудшалось, т.к. товары местной кустарной промышленности не выдерживали конкуренции и ремесленники разорялись).


2. На первых порах к восстанию тайпинов присоединилась часть китайских помещиков и купцов, но в дальнейшем многие из них отошли от тайпинов и даже перешли в лагерь их врагов. Чем вы можете это объяснить?

( Народное движение в Китае приобрело характер крестьянской войны, направленной против маньчжурской династии и феодального гнёта. Антиманьчжурская направленность привлекла на первых порах к тайпинам часть китайских помещиков и купцов, но антифеодальные мероприятия тайпинов оттолкнули затем эти слои от движения).

3. Изданный тайпинами в 1853 г. «Закон о земле» содержал такие статьи: «Вся земля делится по числу едоков, независимо от пола... Все поля в Поднебесной обрабатываются всеми. Леность считается преступлением, так что каждому, даже самому богатому, предписывается работать не менее 5 часов в день. Повсюду должно быть равенство, и не должно быть человека, который не был бы сыт и в тепле».
Исходя из содержания закона, определите, в чьих интересах он был издан. * Как вы думаете, возможно ли было полностью провести в жизнь этот закон? К чему должен был привести в будущем уравнительный раздел земли?

(В «Законе о земле» и других уравнительных мероприятиях тайпинов проявилось стремление народных масс, прежде всего крестьян, к революционно-демократическому решению аграрного вопроса).

III. Понятия и термины:

тайпины, кули, ихэтуани, Синьхайская революция, шэньши, политика «открытых дверей», три принципа Сунь Ятсена, гоминьдан


IV.Это интересно:

Привилегированным сословием, принадлежность к которому передавалась по наследству, были шэньши - «ученые». Чтобы стать шэньши, необходимо было сдать экзамен и получить ученую степень, которая позволяла поступить на государственную службу. Правом сдавать экзамен пользовались не только помещики, но и крестьяне, ремесленники. Однако необходимость заучивать наизусть тексты религиозных книг, отвлеченный характер сочинений, предлагаемых на экзамене, неизбежно обрекали подавляющее большинство соискателей на провал. Между тем, за крупную взятку можно было одержать самый сложный экзамен и получить облюбованное местечко в государственном аппарате. Из среды шэньши назначались управители городов, судьи и другие высшие чиновники. европейцы прозвали их мандаринами (от португальского «мандар» - «управлять»). Внешним отличием мандаринов были маленькие шарики на головном уборе: рубиновые, коралловые или другие, в зависимости от ранга. На платьях они имели большие квадраты сукна, нашитые на грудь и спину, с изображением птиц журавля, фазана, павлина, цапли - у гражданских мандаринов, зверей - единорога, льва, леопарда, тигра и др. - у военных.



Тема: «Япония в XIX- нач. XX вв.»

I. Опорный конспект:

Япония переживала глубокий кризис. Сельское хозяйство пришло в упадок. Снизилась численность населения. Капитализм медленно набирал силу. Число мануфактур увеличилось до 180. из-за разделения страны по отраслям сформировался внутренний рынок. Развитие торговли привело к развитию центров и городов. Выступления городской бедноты и крестьян ослабили власть сёгуната и породили политический кризис. Самое крупное восстание против сёгуната было в 1837 г. в городе Осака под предводительством Осио Хэйхатиро – самурая, возглавлявшего городскую охрану. Непомерный рост цен на рис повлёк за собой голод, что послужило причиной восстания, а целью - свержение власти сёгуна. Политика «закрытых дверей» ослабила власть сёгуната и способствовала отсталости народа, приостановке развития производства, торговли, отсутствию связей с иностранными государствами, замкнутости и отстранённости японии от мировых событий.

Территория государства состояла из мелких и крупных островов. Первыми иностранцами, вступившими на японскую землю, были португальцы в 1542 г. в середине ХVII в. Токугава Измицу, боясь захвата японских территорий ввёл политику «закрытых дверей», запрещавшую японцам покидать страну.

«Открытие» Японии


1854 г. подписан договор между Японией и США.
1854 г. — подписаны англо-японские соглашения
1855 г. — подписаны РУсско-японские соглашения
1856 г. соглашение между Голландией и Японией.
1858 г. подписано французскояпонские соглашения


Задание: Заполните таблицу, используя учебник страница 207 – 209, параграфа 24.


Год открытия Японии

Страны Европы и Америки

Где и какую политику проводили

Последствия







Переворот Мэйдзи 1868 – 1872 гг.
1868 г. падение сёгуната Токугава.
1868-1912 гг. правление императора Муцухито. Его правление получило название «Мэйдзи», что в переводе означает «просвещенно правление». Перенес столицу из Киото в Токио (Эдо).
1871 г. —ликвидированы кияжества и вместо них созданы префектуры, Отменены сословные различия.
1872 г. — введена всеобщая воинская повинность, нанесен удар по привилегиям самураев.
1872-1873 гг. — проведена земельная реформа, законодательно закрепившая частную собственность

Агрессивная политика Японии.

1874 г. — вторжение японских войск на Тайвань - поиск новых источников сырья

1902 г. - договор с Англией

1894-1895 гг. — японо-китайская война.
1904-1905 гг. — война Японии с Россией за раздел влияния на Дальнем Востоке.
1910 г.— захват Японией Кореи.



Восстания и политические движения.


1877 г. — восстанiе самураев под началом Сайго Такамори, недовольных реформами.
1881 г. — создана либеральная партия Японии (дзиюто).

1882 г. — создана партия конституционных реформ (Кайсинто).
1889 г. — принята первая конституция Японии.
1890 г. — созыв первого японского парламента.

Первая Конституция 1889 г.

Император (микадо) – имел право

Парламент

СЕМЬЯ ИМПЕРАТОРА назначал император

ИЗБРАННЫЕ ДЕПУТАТЫ избираться могли мужчины, достигшие 25 лет и заплатившие налог в размере 15 йен. Правами выбора обладал 1% всего населения. Могли обсуждать законы, но не издавать.


II. Контрольно-измерительные материалы:


1. Альтернативные (закрытые) тесты.


1. 13 марта 1854 года:
А) Началась революция в Японии.
В) Подписан договор между США и Японией.
С) Подписан договор между Японией и Россией.
Д) Император отрекся от престола.
Е) Началась война США с Японией.
2. В июне 1868 года в Японии:
А) Императором стал Муцухито.
В) Подписаны англо-японские соглашения.
С) Столица страны Эдо переименована в Токио.
Д) Выла введена всеобщая воинская повишюсть.
Е) Введен денежный налог.

3. Время правления императора Муцухито в Японии называлось:
А) Время экономических реформ.
В) Время постоянных войн с соседними странами.
С) Время промышленного переворота.
Д) Время правления ученого Мэйдзи.
Е) Время улучшения экономических связей с Россией.
4. Русско-японская война началась в:
А) 1900 г. В) 1901 г. С) 1902 г. Д) 1905 г. Е) 1904 г.

5. Образцом для первой японской конституции 1889 г. послужила конституция:

А) Английская. В) Американская. С) Французская. D) Прусская. Е) Итальянская.

6. Промышленный переворот в Японии завершился:

А) В конце XIX - в начале ХХ в.

В) В середине XIX в.

С) В конце ХVIII в.

D) В начале XIX в.

Е) В середине ХХ в.

7. Сан Катаяма и Дэндзиро Котоку вошли в историю Японии как:
А) Члены правительства.
В) Владельцы монополий.
С) Герои русско-японской войны.
Д) Изобретатели.
Е) Создатели Социалистической партии.

8. Яркая черта японского общества, корпоративность, означает:
А) Преданность корпорации в лице вождя.
В) Верность традициям.
С) Стойкость.
Д) Высокий профессионализм.
Е) Исполнительность.

9. В начале XX века в Азии началась экспансия государства

A) Иран. B) Китай. C) Япония. D) Вьетнам. E) Корея.

10. Лидер Японской социалистической партии Д. Котоку был сторонником:
А) “Тактики осиных укусов”.
В) Тактики гражданского неповиновения.
С) “Прямых действий”.
Д) Соглашателей-реформистов.
Е) Нелегальной деятельности.

Ключ:

  1. Открытые тесты:


1. Сэн Катаяма и Дэндзиро Котоку вошли в историю Японии как: ____________

2. Японско-китайская война была: ________________


  1. Творческие задания:


1. Расскажи о крупнейшем восстании в городе Осака в 1837 г.

1) Причины восстания:

2) Цели восстания:

3) Результаты:

2. Перефразировав известный афоризм аббата Сийеса времен Великой французской революции, можно сказать: «Что такое сегун? Все. Что такое император? Ничто». Почему сегун сохранял императорскую власть в Японии, раз она «ничто»?

3.Японскому политическому деятелю конца ХVIII — начала ХIХ вв. Гамо Кумпэй приписывается следующее характерное высказывание: «Гнев богатых осакских купцов вселяет ужас в сердца князей». Как вы понимаете данное утверждение?

4. Согласны ли вы со следующим высказыванием: «Индия и Китай развивались исключительно самобытно, а Япония во многом шла по пути заимствования и преобразования на свой лад их религии, военного искусства, традиций, обычаев и т. д.»?



III. Понятия и термины:

Конституция, Контрибуция, Император, Парламент, Капитализм, Сёгунат, Политика «закрытых дверей»,

«Открытие» Японии, Переворот мейдзи, «реставрация мейдзи», Мэйдзи, Мицуи, Мицубиси, Сумитомо


ПЕРСОНАЛИИ

Осио Хэйхатиро - самурай, возглавлявший городскую охрану

Токугава Иэмицу - сёгун, ввел политику «закрытых дверей» в середине XVII в.

А. Лаксман, Н.П. Резановым - дипломатические миссии России

М. Пери - коммодор США

Аматерасу - посланник Бога Солнца

Муцухито - сел на трон в 15 лет

Кэйки - последний сёгун


РАБОТА ПО КАРТЕ:

Показать государства:

  • Японию, Корею, Китай, Россию, Англию, США, Португалию

Показать острова:

  • Хонсю, Кюсю, Сикоку, Хокайдо

Показать города:

  • Эдо, Киото, Осака, Нагасаки, Нагая, Хаката, Токио


IV. Это интересно:

1. Вся жизнь японского общества была опутана паутиной запретов и рекомендаций, наставлений и предписаний. Главной целью регламентирования было сохранение существующего порядка в обществе. Указы и своды правил определяли жизнь всех сословий, занятия, нормы поведения, качество и характер одежды, пищи и т. д.
Крестьянам специально изданными правилами предписывалось вставать на заре, не пить водки и чая, не курить табака, употреблять в пищу только простое зерно, носить одежду из хлопчатобумажных тканей, строить маленькие жилища, не употреблять носилок при свадьбах, не класть ковер на седло и т. п. Горожанам было запрещено носить шелковую одежду, и иметь в доме лакированную утварь, носить золотые в серебряные украшения, строить трехэтажные дома и т. д.


2. Согласно «кодексу чести», самураи должны были вести суровый образ жизни: довольствоваться малым, заниматься только военным делом, быть беспрекословно верными и послушными своему господину вплоть до готовности принять смерть через ритуальное самоубийство (харакири) по первому его требованию или в случае его смерти.

Самураи сохраняли свои военные организации и культ меча. Создавали школы для обучения военному искусству, особенно тем видам, которые считались важными с точки зрения формирования характера: фехтование на мечах, стрельба из лука, борьба дзюдо и верховая езда.


Тема: «Индия в XIX- нач. XX вв.»

I. Опорный конспект.


В начале XIX в. Англия завершила колонизацию Индии. Ведущая роль в колонизации принадлежала Ост-Индской компании. Индийцев, служивших в английском войске, на. сипаями. Англичане отнимали княжества у правителей, запретили передавать власть приёмным наследникам, увеличивали поборы с населения, ввозили свои товары, чем способствовали обнищанию индийцев. Колониальное угнетение и национальный гнёт подстрекали на бунт местное население.

В 1857-59 гг. началось восстание сипаев. Движущие силы – крестьяне, ремесленники, сипаи. Повод- порох заворачивался в бумагу, смазанную свиным и коровьим маслом, чем пренебрегали религиозные традиции мусульман и индуистов. Сипаям не давали офицерский чин. Причина – колониальный и религиозный гнёт. Цель – восстановление положения Индии до колонизации. Результаты: роспуск Ост-Индской компании и Индия полностью попала под гнёт Великобритании. Сипаям разрешалось подняться до младшего офицерского чина. Местные богачи покинули ряды восставших и восстание пошло на спад. Религиозно-этнические разногласия способствовали поражению восстания. Административная власть была передана вице-королю. Открылось 3 университета, обучение в которых велось на англ. языке. Индия превратилась в рынок сбыта англ. товаров и источник сельхозсырья. Англичане заявили о невмешательстве в издревле сформированные традиции и обычаи.

Англичане начали вкладывать свой капитал в стр-во фабрик и заводов, дорог, банков, связь и т.д. Бомбей стал центром текстильной промышленности. Выросло число рабочих и служащих, составлявших средний социальный слой Индии.

Рост национального самосознания явился причиной форм-я нац-х движений. Образованные слои населения требовали проведения административных реформ. Либеральная группа образованных индийцев (те, кто получил высшее образование по европейскому образцу) боролась не за полную независимость, а за возможность иметь равные права с англичанами в управлении своей страной, боялись роста народных политических движений и получили название «умеренных». В 1885 г. Создали ИНК (Индийский национальный конгресс), в котором было 2 течения: либеральное и радикальное. Вождём радикального был Б. Тилак. Орудием борьбы радикалы избрали бойкот (свадеши). Бойкотировали английские товары.

В 80-е гг. XIX в. образовались мусульманские просветительские общества.

В 1905 г. Глава колониального правительства лорд Керзон принял решение о разделении Бенгалии на 2 части. В западной проживали индусы, а в восточной – мусульмане. Раскусив политику англичан «разделяй и властвуй», индийский народ поднял восстание под девизом «свадеши» («за свои товары») и «свараджа» («за свою власть»), оно охватило всю Индию, но было подавлено. В 1908 г. Б. Тилак попал в тюрьму. Столица Индии в 1911 г. была перенесена из Калькутты в Дели.

II. Контрольно-измерительные материалы.


1. Альтернативные (закрытые) тесты:


1. Сипаями в Индии называли:
А) Индийских солдат.
В) Иранских солдат.
С) Английских солдат.
Д) Индийских крестьян.
Е) Сикских экстремистов.
2. Укажите временные рамки восстания сипаев в Индии:
А) 1857-1858 гг. В) 1857-1867 гг. С) 1857-1859 гг. Д) 1857-1860 гг. Е) 1857-1862 гг.
3. Центром текстильной промышленности в Индии стал город:
А) Мадрас. В) Бомбей. С) Дели. Д) Калькутnа. Е) Тадж-Махал.
4. Вождь радикального крыла Индийского национального конгресса
А) Ганди. В) Неру. С) Лакшми. Д)Тилак. Е) Ахмад-хан.

5. М. Ганди в индийском национально-освободительном движении отстаивал идеи:
А) Был сторонником борьбы не на жизнь, а на смерть.
В) Он проповедовал идею ненасильственных выступлений за права индийского населения, учитывал взрывоопасность разделенного на касты общества.
С) Являлся проповедником пролетарской революции в Индии.
Д) Опирался на помощь советской России.
Е) Создал мощное интернациональное движение в поддержку освобождения Индии.
6. Требование "свараджа", выдвинутое Индийским национальным конгрессом осенью 1906 г., означало:

А) Бойкот иностранных товаров.

В) Предъявление экономических требований к владельцам предприятий.

С) Самоуправление в рамках Британской империи.

D) Призыв к террору и насилию.

Е) Свержение колониальной зависимости.

7. Положительным следствием новых форм колониальной эксплуатации в Индии в конце XIX в. стало:

А) Смягчение форм эксплуатации.

В) Опережающее промышленное развитие среди зависимых стран.

С) Улучшение эпидемиологической обстановки.

D) Улучшение положения крестьянства.

Е) Уменьшение смертности от голода.

8. В конце XIX - нач. ХХ в. в ИНК видную роль стала игpатъ мелкобуржуазная интеллигенция во главе с:

А) Индирой Ганди. В) Радживом Ганди. С) Д. Неру. D) Муцихито. Е) Балом Тилаком.

9. Признанием мировой общественностью ценностей цивилизации Востока явилось присуждение в 1913 году Нобелевской премии выдающемуся мыслителю и писателю
А) Рабиндранату Тагору.

В) Сунь Ятсену.

С) Сен Катаяма.

Д) Юань Шикаю.

Е) Мустафе Кемалю.

10. Идеологом национально-демократического движения в начале ХХ века в Индии был
А) Тилак В) Рамаяна С) Неру Д) И.Ганди Е) Ашока
Ключ: а с, в, д, в, с, в, е, а, а.


2. Открытые тесты:


1. В начале ХХ в. вице-король Индии лорд Керзон проводил политику: ______________

2. Первые буржуазно-помещичьи организации в Индии возникают в XIX в.:_____________

3. Следствием реформы высшего образования в Индии (1904 г.) было: _________________
4. В конце ХIХ века индустриализация еще не началась в _______________________________

3. Творческие задания:

1. Современник-англичанин так описал восстание 1857— 1859 гг.: «Это больше, чем военный бунт; с самого начала движение все более принимало характер восстания, в которое были втянуты громадные массы. Не успели мы разгромить врага, отнять у него пушки, как он снова готов к борьбе; едва успели освободить один город, подать помощь второму, как опасность неожиданно вспыхивает в третьем месте; только закончили подчинение одного района, как восстание вспыхивает в соседнем».
Какие выводы на основании свидетельства современника можно сделать о сильных и слабых сторонах восстания в Индии?

(В национальном восстании участвовали широкие массы народа, оно охватило обширную территорию, хотя ряд областей остался в стороне от движения).

2. Основано это сообщество было в 1602 г. и просуществовало почти 200 лет, имея почти неограниченную власть, вплоть до чеканки собственных монет, а также монопольное право торговать на всех морях от мыса Доброй надежды до мыса Горн. Назовите это сообщество. (Ост-Индская Компания).

3. Разделяете ли вы следующее мнение о сипайском восстании:
«..восстание 1857 г. было… военным мятежом... Это восстание ни в коем случае не было национальным движением... его нужно признать, однако, явно реакционным. И ни один индийский националист, который борется за социальный прогресс своей страны и добивается для этого политической независимости, не должен следовать заветам 1857 года».


III. Понятия и термины:

Сипаи, Ост-Индская компания, свадеши, свараджа, Мусульманская лига, ИНК


IV.Это интересно:


Молодая княгини Лакшми Бай, правившая в джханси, во главе военного отряда и горожан оказала отчаянное сопротивление повстанцам. В мужской одежде, с оружием в руках, она бесстрашно появлялась в самых опасных местах. Когда противник ворвался в город, Лакшми Бай по веревочной лестнице ночью спустилась с одной из башен и ускакала от английской погони. В бою под Гвалиуром Лакшми Бай, командовавшая кавалерийской частью, была ранена и вскоре умерла от ран в бедной хижине на берету Ганга. Тело ее было сожжено, а пепел брошен в воды священной реки. Жизнь ее была короткой, но яркой, как звезда. Храбрая Лакшми Бай стала национальной героиней Индии.


Тема: «Османская империя в XIX- нач. XX вв.»


I. Опорный конспект.

1789-1807 гг. — правление султана Селима III. Провел ряд реформ. Были созданы суды, появилась система светских школ, принят ряд мер для реформирования земельных отношений и развития экономики. Начал реформирование армии. Был убит янычарами, недовольных реформированием армии.

1809-1839 гг. - правление султана Махмуда II. Продолжил реформы, начатые Селимом III. Проводил ненасильственную политику подчинения феодалов султанскому правительству.

1839-1870гг. - эпоха «танзимата» (реорганизация). Содержала 3 основные идеи:

  • обеспечение безопасности жизни и собственности

  • каждого гражданина империи, независимо от вероисповедания,

  • правильное взимание налогов, сокращение сроков военной службы.

1853-1856 гг. – Крымская война.

Россия

Франция

Англия






«восточный вопрос» (судьба колоний Османской империи)




Реформы танзимата 1839-1870 гг. были направлены на обновление государства.

Содержание реформ:

1. 1856г. - издан манифест, в котором впервые в истории Османской империи было провозглашено равенство всех граждан: мусульман и немусульман, перед законом, что вызвало недовольство мусульман и к обострению внутриполитического кризиса.

2. Гос-во узаконило право на существование немусульманских религиозных объединений.

3. Христиане получили разрешение служить в госучреждениях.

4. Система высшего образования перешла от мусульманского религиозного направления в светское русло.

Результаты:


«+»

«-»

  1. развитие промышленности и торговли

2) либерализация общественной жизни

1) налоги выросли, пострадали крестьяне,

2) уравнивание в правах мусульман и немусульман привело «к попранию мусульманских традиций», и, вследствие этого, росту недовольства мусульман


1865г. создано тайное общество «Новые османы», руководитель писатель Намык Кемаль.

1876г.-«Новые османы» привели к власти султана Абдул Хамида II.

1876-1908гг.-правление султана Абдул Хамида II. Период его правления называют «Зюлим» (зло, угнетение, давление).

1876г., - принятие конституции, провозглашавшей основные права и свободы граждан. Был образован парламент. Все эти нововведения вызвали недовольство мусульманского духовенства.

1877-1878 гг. – поражение в русско-турецкой войне султан Абдул Хамид II использовал для роспуска парламента. Конституция продолжала существовать формально.

1888г.-Германия установила с Турцией дружеские отношения.

1889г.-возникновение первых организаций младотурок, ставивших своей целью добиться возвращения к конституционным нормам.

«Новые османы»…

«+»

«-»

  • добились развития просвещения,

  • препятствовали абсолютизации феодальной власти,

  • угнетению страны иностранным капиталом,

  • формированию политического сознания в тур. об-ве

  • цель – создание конституционного государства


  • были далеки от истинных интересов народа,

  • не нашли поддержки нетурецких наций, т.к. предлагали объявить всех единым народом, не взирая на язык, национальность, вероисповедание

  • искали пути для сохранения целостности империи

1889 г. – «Единство и прогресс» - «младотурки»

1908-1909 гг. - «младотурецкая революция».

«Младотурки» не сумели остановить распад империи.

Причины распада Османской империи:

1) сохранение султанской власти,

2) экономическое отставание от западных стран,

3) неплатёжеспособность страны,

4) вмешательство западных стран во внутренние дела О.и.,

Потеря колоний привела к укреплению отношений с Германией. Вильгельм II – «покровитель мусульман».

1909г.-султан Мехмед V, пришедший на трон с помощью«младотурок», восстановил конституционную власть в Османской империи. Турецкая армия преобразована по германскому образцу. Построена ж/д Берлин – Стамбул - Багдад с целью дальнейшего продвижения на Дальний Восток, чтобы создать угрозу захвата колоний Англии, Франции и России. Османская империя вступила в Первую мировую войну в составе «Тройственного союза».


II. Контрольно-измерительные материалы.


1. Альтернативные (закрытые) тесты:


1. Танзимат в Турции — это:
А) «Священный указ».
В) Мусульманский обряд.
С) Сокращение армии.
Д) Воинская обязанность.
Е) Реформаторская эпоха.
2.После Крымской войны (1853-1856 гг.) Россия отдала Турции:
А) Бессарабию. В) Крым. С) Валахию. Д) Северный Кавказ. Е) Каспийское море.
3. Намык Кемаль стал руководителем организации:
А) «Новые турки».
В) «Новые османы».
С) «Новые янычары».
Д) Младотурков.
Е) «Новые султаны».
4. «Покровителем мусульман» считал себя:
А) Бисмарк. В) Вильгельм I. С) Вильгельм II. Д) Гинденбург. Е) Карл Альберт.
5. Младотурки — это:
А) Турецкие граждане.
В) Молодежная организация.
С) Члены общества «Новые османы».
Д) Члены партии «Единство и прогресс».
Е) Сподвижники султана.
6.Укажите годы русско-турецкой войны:
А) 1867-1868. В) 1857- 1858. С) 1877-1878. Д) 1877-1880. Е) 1887-1888.
7. Правление султана Абдул-Хамида II было названо "зулюм", т. е. эпоха:

А) Надежд. В) Реформ. С) Расцвета. D) Тирании. Е) Просвещения.

8. Стремясь разрядить политический кризис 70-х гг. XIX в., османское правительство:

А) Прекратило репрессии в отношении "новых османов".

В) Уменьшило налоги для крестьян.

С) Стало разжигать мусульманский фанатизм и религиозную рознь.

D) Ввело конституцию.

Е) Провело политические реформы.

9. Реформы в Османской империи в конце ХVIII- начале XIX века были проведены:

А) Мустафой Решид-пашой.

В) Селимом III.

С) Мустафой IV.

D) Абдул-Меджидой.

Е) Сулейманом Великолепным.

10. Первая конституция Османской империи была принята Абдул-Хамидом в.:

А) 1876 г. В) 1889 г. С) 1870 г. D) 1875 г. Е) 1877 г.

Ключ: е, а, в, с, д, с,д,д,в,а




  1. Открытые тесты:


1. Реформы Селима III поддержали в Османской империи: _____________

2. Младотурки находились у власти с_______ по _______ гг.

3. Младотурецкая революция состоялась в ________ гг.

4. Принятая в 1876 г. конституция османской империи фaктически пере­стала существовать в _______ г.


  1. Творческие задания:

  1. Назовите причины кризиса Османской империи в XIX – нач. XXвв.:

  1. _______________________________________________________________

  2. _______________________________________________________________

  3. _______________________________________________________________


  1. Заполните таблицу «Реформы танзимата»:


I период (1839-1853 гг.)

II период (1856 – 1870 гг.)



-

-

-

-


-

-

-

-



  1. Определите причины очередного обострения «восточного вопроса»:

  1. ____________________________________________________________________

  2. ___________________________________________________________________


4. Заполните пустые клеточки в схеме:


«Новые османы»

(руководитель)

(цели)




(значение)





III. Понятия и термины:

янычары, танзимат, «восточный вопрос», «Новые османы», «младотурки», «османизм», «зюлим».


IV. «Это интересно».

В конце XVIII века, когда Россия воевала с Турцией, в ставке верховного главнокомандующего не хватало музыкантов. Тогда из австрийского посольства пришло обещание "послать фюрсту отменнейшего клавесинщика", однако сей музыкант в силу то ли несобранности, то ли еще каких обстоятельств в Россию так и не прибыл. И встреча двух великих людей не состоялась. Русским фюрстом был Потемкин, а отменным клавесинщиком - Моцарт.

Дворцовый переворот «новых османов».

В ночь на 30 мая 1876 г. Абдул-Азиз был свергнут с престола. Спустя два дня было объявлено, что он покончил самоубийством. Мидхат-паша и его сторонники полагали, что при новом султане, Мураде V, они смогут осуществить свою конституционную программу. Однако вскоре выяснилось, что Мурад V болен тяжелой душевной болезнью и не в состоянии исполнять даже несложные обязанности, связанные с публичными выходами и богослужениями. Этим обстоятельством воспользовались представители реакционных феодально-клерикальных кругов. Они стали обвинять правительство и Мидхатпашу в том, что те, воспользовавшись болезнью султана, узурпировали его власть. Противники Мидхата требовали низложения Мурада V и передачи престола принцу Абдул-Хамиду. Сторонники Абдул-Хамида грозили вооруженным выступлением против правительства. Сам Мидхат тоже стремился к соглашению с Абдул-Хамидом. Получив от него обещание ввести конституцию, Мидхат поддержал кандидатуру Абдул-Хамида. 31 августа 1876 г. произошла новая смена султана. На престол вступил Абдул-Хамид II.. Вскоре Мидхат был назначен великим визирем и приступил к составлению проекта конституции.



Тема: «Иран в конце 19-начале 20 веков».


I. Понятия и термины:

Бабиды – последователи шиитского направления ислама

Концессия – передача государством права на эксплуатацию природных ресурсов или промышленных предприятий иностранной фирме.

Полуколония – внешне независимая страна, фактически являющаяся сферой влияния иностранного капитала.

Панисламизм – идеология уничтожения неверных и объединения всех мусульман в единое государство

Бест – сидячая забастовка.

Меджлис – нижняя палата парламента в Иране.

II. Опорный конспект.

До конца 18в. Иран – самостоятельное, феодальное, слаборазвитое государство.

  • Почему обострилось международное положение Ирана в начале 19 века?

Отношения с западными странами.

1796г. Тегеран – Франция подстрекала Иран против Англии и России.


Англо-иранский договор о торговле и политических действиях:

Англия (поверенный Малькольм)

Иран (шах)

Гарантировала военную помощь Ирану

1).Обещал не пускать французов в Иран.

2).В случае нападения Франции на Индию Иран отправляет войска в Афганистан.

Отношения с Россией – противоречивые из-за Закавказья.

1801г. – присоединение Грузии к России, сближение Армении и Азербайджана с Россией.


1804г. – русско-иранская война, поражение Ирана.

13.10.1813г. – Гюлистанский мирный договор:

Россия

Иран

1).Получила Дагестан, Грузию и Северный Азербайджан;

2).право держать военный флот в Каспийском море;

3).право свободной торговли в Иране.


Англия подстрекала Иран против России.

1826г. – русско-иранская война, поражение Ирана.


22.02.1828г. – Туркманчайский мирный договор:

Россия

Иран

1).Граница между Россией и Ираном пролегла по реке Аракс.

2).Восточная Армения вошла в состав России.

3).Узаконено право России держать военный флот на Каспийском море.

Заплатил России контрибуцию

20 млн. рублей.


Русско-иранские войны обострили англо – иранские отношения.

Итоги внешнеполитического курса шаха: Иран стал сырьевым придатком и рынком сбыта для западных стран, стал от них зависимым.


Восстание бабидов.

40-е г.г. 19в. – рост числа восстаний против шаха в областях Зенджан, Исфаган, Тебриз, Иезд.

Руководители бабиды (последователи шиитского направления ислама).

1844г. – предводитель бабидов Саид Али Мухаммед провозгласил себя Бабом («ворота»).

Саид Али Мухаммед изложил своё учение в книге «Беян»:

1).Все люди должны быть равны перед законом.

2).Царство бабидов должно располагаться в главных районах Ирана – Азербайджан, Мазендеран, Центральный Ирак, Фарс, Хорасан.

3).Иностранцы должны быть изгнаны, а их имущество конфисковано.

Сентябрь 1848г. – восстание бабидов в разных областях Ирана.

1850г. – восстание в Зенджане, Фарсе.

Цели восставших: 1). Ликвидация власти шаха.

2). Искоренение частной собственности на землю.

3). Провозглашение личной свободы человека.

Движущие силы: городские бедняки, ремесленники, безземельные

крестьяне.

Итоги:1850г. – по требованию визиря Мырза Таги в Тебризе Баб был расстрелян.

1852г. – покушение на Насер ад-Дин шаха. Восстание было подавлено.


Превращение Ирана в полуколонию.

Середина 19в. – усилилось проникновение иностранного капитала в Иран

(особенно Англии и России).

Англия – господствовала на юге

Россия – господствовала на севере

1872г. – барон Рейтер получил концессии на освоение нефти на 70 лет, на строительство ж/д,

телеграфных и телефонных линий, фабрик, заводов, банков.

1889г. – Рейтер получил концессии

ещё на 60 лет и разрешение на строительство банка «Шахиншах».

1879г. – по просьбе шаха русские офицеры обучали персидскую военную бригаду.

1879г. –русские получили концессию

на строит-во телеграфных линий.

1888г. –Лианозов получил концессию на развитие рыбной пром-ти в иранских водах Каспийского моря.

1890г. – Поляков построил в Тегеране расчётно-кредитный Банк.

1890г. – Россия предоставила Ирану заем 22,5 млн. рублей.


К началу 20в. – Иран стал полуколонией.


Иранская революция 1905-1911г.г.

Причины революции: Шахское правительство ущемляло интересы народа, допуская иностранный капитал в экономику и предоставляя льготы.

Начало 20в. – в Иране появились движения против шаха, против иностранной зависимости, возникли идеи панисламизма (идеи объединения мусульман под властью сильного халифа).

1905г. – образовалось антиправительственное общество «Энджумене махфи» (Тайный энджумен).

Декабрь 1905г. – массовая демонстрация в Тебризе и сидячая забастовка в мечети шаха Абдула Азима (бест).

Требования забастовщиков: 1). Уход иностранцев с правительственной службы.

2). Построение «справедливого государства», решающего народные проблемы.

Июнь-июль 1906г. – новая волна выступлений, требование принятия новой конституции.

7.10.1906г. – в Тегеране был создан первый меджлис (нижняя палата парламента). Впоследствии шах Мохаммед Али расправился с восставшими.

1907г. – 2-й этап революции.

1908-1909г.г. – центром революции стал Тебриз.

1911г. – с помощью войск Англии и России революция подавлена.

Значение революции: 1). Рост самосознания народа.

2). Удар шахскому руководству и иностранному господству.

Последствия революции: Шахское правительство было вынуждено принимать условия иностранных капиталистов. 1911-1914г.г. – Англия получила право на освоение нефти в Иране. Иран получил кредит от Англии 2 млн. фунтов стерлингов; от России 14 млн. рублей (русский капитал в Иране составил 164 млн. рублей).

Начало 20в. – Иран являлся отсталой полуколонией Англии и России.


III. Контрольно-измерительные материалы.


1. Закрытые тесты.


1. Какие страны были основными соперниками в борьбе за Иран?

а). Турция, США б). Великобритания, Россия в). Франция, Германия г). Италия, Германия

2. Причины русско-иранских войн?

а). Закавказье б). Афганистан в). Ирак г). Хорасан

3. Согласно Гюлистанскому договору право свободной торговли в Иране получила?

а). Франция б). Великобритания в). Германия г). Россия

4. Туркманчайский мир был подписан?

а). 13.10.1813г. б). 12.02.1829г. в). 22.02.1828г. г). 19.01.1848г.

5. Бабиды – это последователи …

а). шиитского направления ислама б). суннитского направления ислама в). буддизма г). иудаизма

6. Предводитель бабидов?

А). Мырза Таги б). Насер ад-Дин в). Саид Али Мухаммед г). Мохаммед Али

7. Одна из целей бабидов?

а). Привлечение иностранного капитала в экономику страны.

б). Искоренение частной собственности на землю.

в). Принятие новой конституции.

Г). Отмена налогов.

8. Концессия – это…

а). Передача государством иностранной фирме права на эксплуатацию природных ресурсов, промышленных предприятий.

б). Государственное предприятие.

В). Акционерное общество.

Г). Частное фермерское хозяйство.

9. Причина иранской революции 1905-1911г.г.?

а). Тяжёлое положение народа и засилье иностранцев.

б). Ликвидация частной собственности на землю.

в). Смещение иностранцев с государственной службы.

г). Противоборство между шиитским и суннитским направлениями ислама.

10. Полуколония – это…

а). полностью зависимая от другого государства страна.

б). самоуправляющийся доминион.

в). внешне независимая страна, фактически являющаяся сферой влияния иностранного капитала.

г). страна, находящаяся под протекторатом других государств.

11. В конце 19-начале 20в.в. Иран стал полуколонией…

а). Франции и Бельгии б). Германии и Италии в). США и Японии г). России и Великобритании

2. Открытые тесты:


1. Верховным собственником земель в Иране в XIX веке считался: _________

2. В к. XIX- н. ХХ вв. в Иране развиваются идеи: ____________________

3. В 1911 г. организовали контрреволюционный переворот в Иране и вернули трон шаху: _________


3. Творческие задания:


  1. Какие цели преследовала каждая страна, пытаясь завоевать Иран? Сравните их политику.


Страны

Причины

Цели

Россия



Англия



Франция




  1. Приведите в соответствие следующие события и даты:


1. Иранская революция

А. 1848-1852 гг.

2. Восстание бабидов в Иране

В. 1905-1911 гг.

3.Россия добилась режима свободной торговли в Иране

С. 1813 г.


  1. Заполните схему:


Религиозные движения

Характер

1.

2.


Значение для иранцев



4. Какие цели преследовала каждая страна, стремившаяся укрепиться в Иране? Сравните их политику.

Страны

Цели

Политика

Франция




Англия




Россия






IV. Это интересно.

Большая заслуга в подписании Туркманчайского мира принадлежит А.С.Грибоедову, знаменитому русскому писателю и дипломату.

В 1828 г. Грибоедов получил назначение на пост полномочного посланника в Персию. По дороге, в Тифлисе, он влюбился в княжну Нину Чавчавадзе, дочь грузинского поэта Александра Чавчавадзе.

   Через месяц молодые супруги поехали в Персию: Нина остановилась в пограничном городе Тавризе, а Грибоедов поехал в столицу Персии - Тегеран. И через месяц... В посольстве, которое представлял
Грибоедов, находился армянин Мирза Якуб, который хотел отречься от ислама и принять христианство. Вождями тегеранских мусульман было принято решение убить Мирзу Якуба. Но все оказалось гораздо страшнее. Посольство было разгромлено толпой фанатиков, и все зверски убиты.

   Похоронили Грибоедова в Тифлисе, в монастыре святого Давида. На могиле вдова поставила ему памятник: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила
тебя любовь моя?» В 1829 г. был убит Грибоедов. В это же время Пушкин был на Кавказе, где произошла его «последняя встреча» с Грибоедовым.

   Пушкин описал эту встречу в своем произведении «Путешествие в Арзрум во время похода 1829 г.»: «.. .Я переехал через реку. Два вола, впряженные в арбу, подымались по крутой дороге. Несколько грузин сопровождали арбу. «Откуда вы?» - спросил я их. «Из Тегерана». - «Что везете?» - «Грибоеда». Это было тело убитого Грибоедова, которое препровождали в Тифлис... Он погиб под кинжалами персиян, жертвой невежества и вероломства».


Тема: «Арабские страны в XIX – нач. XX вв.»


I. Опорный конспект.

В конце XIX века арабские государства пребывали в колониальной зависимости. В конце XIX – начале XX в.в отдельных арабских странах произошли изменения. В Египте, Сирии, Алжире и других странах появились капиталистические предприятия, железные дороги, банки, зародились товарные отношения, сформировался слой наемных рабочих.

Египет. Страна занимала стратегически важное место, находясь на стыке трех континентов. Это явилось главной причиной стремления западных держав установить над ним свое господство. Рост египетских долгов перед европейскими державами сильно пошатнул экономику страны. Так, английские банки, выдав Египту на 11 лет кредит на 68 млн фт. ст., 22 млн из них оставили в своих банках. В конце концов в 1876 г., когда Египет оказался не в состоянии выплатить долги, западные державы стали сами контролировать финансовую и платежно-налоговую систему Египта.

Положение других арабских стран. В 70-90 – х годах XIX в. Другие арабские страны превратились в аграрно-сырьевой придаток западных держав.

Франция-Тунис, Марокко

Англия – Египет.

Италия –Ливия.

В конце XIX –начале XX в. Арабский мир оказался объектом притязаний колониальных держав. Арабские народы по мере сил боролись против империалистических захватчиков.

В XIX в. освободительн.ая борьба в арабских странах в первую очередь была направлена против турецкого господства. В конце XIX в. В Сирии и Ливане, Ираке и Хиджазе, Палестине и Египте, Ливии и Тунисе, находившихся под турецким игом, стало формироваться национально саомсознание.

1878 г. В Бейруте образовались тайные и легальные организации. В начале XX в. Широкое распространение получило движение «Проснись, Азия»

Рост национального самосознания особенно был заметен в Египте. Определяющую роль в распространении реформаторских и просветительских идей сыграли Джемал ад-Дин, аль-Афгани, Мухаммед Абду и другие.




II. Контрольно-измерительные материалы:


1. Альтернативные (закрытые) тесты


1. С середины XIX в. народ Алжира боролся против колонизаторов

A) Португальских. B) Английских. C) Германских. D) Голландских. E) Французских.

2. Йеменский народ боролся против колониальной политики
А) Израиля В) Японии С) Англии Д) США Е) Франции

3. В 1899 году войну в Африке с бурами начала:

А) Голландия. В) Франция. С) Бельгия. D) Англия. Е) Испания.

4. Республика Либерия образовалась по инициативе
А) США В) Англии С) Голландии Д) Португалии Е) Франции

5. На восточном побережье Африки была создана португальская колония:

А) Тунис. В) Мозамбик. С) Алжир. D) Капская колония. Е) Ангола.

6. Раздел Африки завершен крупнейшими государствами в:

А) Конец XVIII в- начало XIX в.

В) Середина ХVIII - начало XIX в.

С) 70-80 годы ХVIII в.

D) Конец XIX в- начало ХХ в.

Е) 50-60 годы XIX в.

7. В ХVII в. Капскую колонию основала:

А) Португалия В) Франция С) Англия D) Голландия Е) Германия

8. Теодорос II был императором

А) Эфиопии В) Мадагаскара С) Алжира Д) Ливии Е) Египта

9. В 1882 г. Египет оккупировали войска:
А) Италии. В) Турции. С) Франции. Д) Германии. Е) Великобритании.

10. Суэцкий канал находится в

А) Иордании В) Аравии С) Сирии D) Палестине Е) Египте


Ключ: е, с, д, а ,в, д, д, а, е, е


2. Открытые тесты:


1. Наиболее крупными африканскими владениями к началу ХХ века обладала: __________

2. В конце ХIХ в. Юго-Западная Африка, Камерун, Того являлись колониями:_____________

3. В конце ХIХ в. Мадагаскар был захвачен: ___________


3. Творческие задания:


1. Американский офицер, находившийся в столице одного из африканских государств в середине ХIХ в., писал: «Было крайне необычно наблюдать, как эти освобожденные рабы принимали законы, свободно, если не сказать умело, обсуждая проблему о правах человека на том же континенте, а возможно, и на том же самом месте, где их предки были проданы в рабство.
О каком государстве Африки здесь идет речь?
2. С развитием текстильной промышленности в странах Европы в середине ХIХ в. возросла потребность в египетском хлопке.
Подумайте, какие последствия это могло иметь для Египта.
3. Командующий французской армией, посланной на завоевание Алжира, после вступления его войск в столицу страны хвастливо заявил: «Все королевство подчинится нам без единого выстрела».
На чем была основана уверенность французского генерала? Оправдалось ли его предсказание? Почему война затянулась? Чем она закончилась?
4. Император Эфиопии Теодрос II (1855—1868) временно объединил страну и начал проводить реформы. Он пытался обуздать своеволие феодалов и ограничить привилегии церкви, завел наемную армию и, чтобы платить ей жалованье, повысил налоги, запретил работорговлю, собирался открыть различные мастерские.
Оцените реформы императора Эфиопии. Недовольство каких слоев населения могла вызвать его политика?
5. Однажды император Теодрос II сказал французскому консулу: «Я знаю тактику европейских правительств. Когда они хотят захватить государство Востока, они посылают сначала миссионеров, затем консулов, чтобы поддержать миссионеров, затем батальоны, чтобы поддержать консулов. Я не какой-нибудь индийский раджа... Мне больше нравится иметь дело с батальонами».
Оправдалось ли предвидение императора в отношении Эфиопии? Чем закончилась борьба эфиопского народа с Англией?

6.Перечислите территории, подчиненные Османской империи.

7. Дополните предложения.

По своему социальному строю ________________________________________________________________________________________________________находились в патриархально-феодалных отношениях. Кочевые,___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________управлялись шейхами. ___________________________________Они платили налоги.

8.Ответьте на следующие вопросы.

  1. Кто управлял от имени султана в арабских странах?

  2. Что получали служащие вместо заработной платы?

  3. Как назывались земли во владении медресе и мечетей?

  4. Кто управлял войсками, финансами, налоговой системой?

  5. Где пользовались большим спросом восточные изделия?

  6. Кто назначал пашу?

  7. В каких отраслях европейцы заняли ведущие позиции?

  8. Чем платили 3 % от стоимости товаров иностранные торговцы?

  9. Какой город занимал ведущую позицию на Арабском Востоке?

  10. В какой империи разразился социально-экономический и политический кризис в конце XVII в.?

9. С какими событиями связаны следующие даты (г.г.)?

1830 , 1834, 1835,1844,1845,1847,1849,1851,1854-1857


  1. Понятия и термины:

феллахи, колония, колонизация, автономия


IV. Это интересно:

ЕВРЕИ ПАЛЕСТИНЫ ДО 1847 ГОДА

Евреям крайне опасно выходить хотя бы на шаг за городские ворота Иерусалима из-за арабских разбойников. Горе тому, кто попадал к ним в руки. Они говорили обычно: «еврей, раздевайся!»; видя их злобу и их ножи, еврей снимал одежду, и они делили ее между собой, оставляя его нагим и босым. Такую добычу они называют касб Аллах, т.е. награда от Аллаха.

Если еврей встречает мусульманина в узком переулке, мусульманин говорит ему: «проходи слева от меня». Если же еврей дотронется до него или ненароком толкнет, или, того хуже, запятнает его одежду либо обувь, тогда мусульманин набрасывается на него с побоями и зовет свидетелей, что де еврей оскорбил его, его веру и его пророка Мухаммада, и дело кончается тем, что еврея избивают до полусмерти. После этого его тащат в тюрьму, где подвергают всяческим наказаниям.

Когда еврей проходит но базару, в него бросают камни, дергают за бороду и пейсы, плюют на него и сбивают шапку. Несчастный так запуган, что на все это не смеет и слова сказать, боясь за свою жизнь, он лишь бежит от них со всех ног, как от диких зверей, и благодарит Господа, что ему удалось вырваться из их лап. Если еврей, покупая что-нибудь у мусульманина, спрашивает цену или пытается торговаться, как это принято при купле-продаже, они накидываются на него и плюют ему в лицо и пинают его жестоко, пока не вынуждают его купить вещь за первоначальную цену.

Когда им нужно отнести что-либо с базара домой, они поджидают там, пока не увидят еврея, хотя бы и старика, или ученого мужа. Им это все равно – они бьют его в свое удовольствие, пока тот не согласится нести груз к ним домой. Раз это приключилось с пресвятым рабби Исайей Бардаки. Увидев его, они пинками заставили его тащить на спине тяжелый груз к ним в дом. Если же они увидят еврея в платье зеленого цвета, то в ярости хватают его, срывают с него одежду и бросают его в тюрьму, заявляя, что он оскорбил их религию. Еврейские женщины не выходят на улицу, боясь мусульманского непотребства.



Список использованной литературы:


  1. Балсарин Ф.М. Сборник тестовых заданий по всемирной истории. 5-9 классы. Тематический.- Кокшетау, ТОО «Келешек-2030», 2006.

  2. Балсарин Ф.М. Всемирная история в датах и цифрах. Хронологический справочник, учебное пособие для школьников, абитуриентов, студентов. - Кокшетау, ТОО «Келешек-2030», 2007.

  3. Балсарин Ф.М. Сборник тестовых заданий по всемирной истории. 9 класс. Для подготовки к ПГК.- Кокшетау, ТОО «Келешек-2030», 2006.

  4. Алдабек Н., Бекиш Р., Кожахмет-улы К. Всемирная история. Учебник для 8 классов общеобразовательных школ. – Алматы, «Мектеп», 2004.

  5. Сборник тестов по всемирной истории. -Астана, НЦГСОиТ, 2004-2007.

  6. Учебно-методическое пособие. Сборник тестов по всемирной истории. -Астана, НЦГСОиТ, 2008.

  7. Донской Г.М. Задания для самостоятельной работы по новой истории. 9 класс. – М., «Просвещение», 1989 г.

  8. Кулипбаева К.Т. Всемирная история. Рабочая тетрадь. Учебное пособие для 8 классов общеобразовательных школ. – Алматы, «Мектеп», 2004 г.

  9. История. Мир в новое время (1640-1870). Учебник для 9 класса. Под редакцией Юдовской А.Я. – Санкт-Петербург, «Специальная литература», 1996 г.

  10. Бурин С.Н. Новая история. Учебник для общеобразовательных учебных заведений в двух частях. Часть 2. – Москва, «Дрофа», 1998 г.

  11. Юдовская А.Я. и др. Новая история. 1800-1918 г. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. – Москва, «Просвещение», 1999 г.

  12. Губер А.А. и др. Новая история стран Азии и Африки. Учебник для исторических факультетов педагогических институтов. – Москва, Главная редакция восточной литературы, 1975 г.






27


http://testent.ru - наш сайт.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Колонии Индии

Автор: Шурупова Юлия Михайловна

Дата: 22.01.2015

Номер свидетельства: 159617

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Экономико-географическая характеристика страны как вид практической работы на уроках географии "
    ["seo_title"] => string(108) "ekonomiko-ghieoghrafichieskaia-kharaktieristika-strany-kak-vid-praktichieskoi-raboty-na-urokakh-ghieoghrafii"
    ["file_id"] => string(6) "180151"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1425131682"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Архитектура каменная симфония"
    ["seo_title"] => string(34) "arkhitiektura-kamiennaia-simfoniia"
    ["file_id"] => string(6) "285272"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454135077"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру. Урок обощения "
    ["seo_title"] => string(72) "vklad-narodov-drievniegho-vostoka-v-mirovuiu-kul-turu-urok-oboshchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "110121"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1405567847"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) ""Культура Древнеиндийской цивилизации" "
    ["seo_title"] => string(40) "kul-tura-drievnieindiiskoi-tsivilizatsii"
    ["file_id"] => string(6) "237419"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1444311028"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Внеклассное мероприятие по химии "Химическое Поле-чудес" "
    ["seo_title"] => string(67) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-po-khimii-khimichieskoie-polie-chudies"
    ["file_id"] => string(6) "120545"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1413733236"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства