Казахстан во второй половине 40-х – середине 60-х годов
Казахстан во второй половине 40-х – середине 60-х годов
Тема: Казахстан во второй половине 40-х – середине 60-х годов
Цель: повторить,закрепить, обобщить полученные знания по пройденному материалу.
Задачи:
образовательная:отработать основные понятия, чёткое знание хронологии;
воспитательная: воспитывать уважение и любовь к истории своей родины; положительной мотивации к обучению через информационную среду Интернет пространства
развивающая: развивать речь, мышление, умение выделять главное, отстаивать свою точку зрения, соотносить события и время. - развивать критическое мышление, память, внимание;
умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; коммуникативные навыки; навыки самостоятельной работы; высказывать и обосновывать свою точку зрения, дисциплинированности
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Казахстан во второй половине 40-х – середине 60-х годов»
Урок №
Дата:
Тема: Казахстан во второй половине 40-х – середине 60-х годов
Цель: повторить,закрепить, обобщить полученные знания по пройденному материалу.
Задачи:
образовательная:отработать основные понятия, чёткое знание хронологии;
воспитательная: воспитывать уважение и любовь к истории своей родины; положительной мотивации к обучению через информационную среду Интернет пространства
развивающая: развивать речь, мышление, умение выделять главное, отстаивать свою точку зрения, соотносить события и время. - развивать критическое мышление, память, внимание;
умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; коммуникативные навыки; навыки самостоятельной работы; высказывать и обосновывать свою точку зрения, дисциплинированности
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Вид урока: урок-викторина.
Форма организации учебной деятельности: групповая.
Методы обучения: словесный (беседа), частично-поисковый, исследовательский, репродуктивный, игровой. RWCT
Педагогические технологии: активные методы обучения.
Межпредметная связь: литература, искусство.
Оборудование и наглядность: компьютер, интерактивная доска, программное обеспечение: приложение ватман (кластер, проект), карточки с заданиями, конверты с заданиями.
1. Организационный момент.Приветствие и проверка готовности учащихся к уроку.
Слайд 1 «Казахстан во второй половине…»
Учитель: Изучая события прошлого, мы обобщаем опыт человечества, чтобы легче понимать настоящее и предвидеть будущее, в котором необходимо избежать ошибок прошлых лет.
XX век, как и предыдущие периоды, был наполнен ярчайшими событиями: распадом знаменитых династий и колониальных империй, свершением мировых революций и войн.
Наш урок посвящён обобщению и закреплению материала по теме «Казахстан во второй половине 40-х середине 60-х годов».
40-е годы XX века - послевоенное время, время перехода к мирному строительству. СССР одержал победу в Великой Отечественной войне, но вышел экономически крайне ослабленным. Советские люди, вынесшие все трудности войны, свято верили в Коммунистическую партию, которая «с выдающейся мудростью сумела организовать победу» и отразить вражеский натиск. Ежедневная пропаганда личности вождя стала определяющим фактором в формировании политического мировоззрения и оказывала сильное воздействие на психологию масс.
Как следствие сложившейся социально-психологической обстановки, продолжались антигуманные действия командной администрации, направленные на искоренение демократии. В итоге стали нарушаться права человека, ограничиваться свобода граждан. В послевоенном планировании главным принципом экономической политики оставалось непропорциональное ускоренное развитие тяжелой промышленности, и именно в этот период командно-административная система достигла своего апогея.
2. Мозговая атака
Слайд 2 «Общественно-политическая жизнь 40-60-х годов»
В эти годы в стране существовал режим, осуществлявший полный контроль над всеми сторонами жизни общества.
? Как назывался этот режим? (тоталитарный режим) (ответы учащихся)
Вера в эффективность тоталитарной системы была подтверждена победой в Великой Отечественной войне, которая являлась составной частью Второй мировой войны, в годы которой погибло свыше 50 млн. человек.
?Какое количество людей погибло во время Великой Отечественной войны? (В Советском Союзе) (около 27 миллионов человек) (ответы учащихся)
Усилив свою позицию, тоталитарный режим стал устанавливать карательные меры.
? Меры тоталитарного режима. Как они назывались? (репрессии) (ответы учащихся)
Жертв политических репрессий ссылали в лагеря по всему Советскому Союзу. На территории Казахстана также располагалась сеть лагерей.
? Как называлось главное управление исправительных трудовых лагерей? (ГУЛАГ) (ответы учащихся)
? Какие исправительные лагеря были расположены на территории Казахстана? (Карлаг, Степлаг, Алжир) (ответы учащихся)
? Сколько казахстанцев прошли через ГУЛАГ? (101 тысяча, более 27 тысяч были расстреляны)
Слайд 3 «Казахстан во второй половине 40-х – середине 60-х годов»
3. Викторина.
А теперь мы перейдем к основной части урока. Вашим домашним заданием было повторение главы«Казахстан во второй половине 40-х – середине 60-х годов».
Вы обратили внимание на то, что класс разделён на три группы. Всю дальнейшую работу мы проведём в форме игровой викторины.
Викторина включает в себя четыре тура, в ходе которых мы выясним насколько хорошо, был усвоен материал пройденной главы. За правильные ответы вы будете получать бонусы, которые в конце урока будут суммированы и покажут результат вашей работы.
Итак, приступим к работе!
Слайд 4 «История в лицах»
1 Тур. «Политические деятели»
Исторические личности этого периода, представлены с различных сторон, как с положительных, так и с отрицательных.
Вам всем хорошо знакома работа по оформлению кластеров. Прошу спикеров команд выйти и выбрать тему задания. Необходимо составить и заполнить кластер. После выполнения задания мы проверим его результат..
Задание для 1 группы.Заполнить кластер «И.В. Сталин».
(1. Культ личности. 2. Тоталитарный произвол 3. Насильственная коллективизация 4. Массовые репрессии. 5.1922-53 гг. Генеральный секретарь ЦК. 6. Ссылки. 7. Казахстан – край лагерей. 8. Выиграл войну. 9. Семипалатинский ядерный полигон) (ответы учащихся)
Задание для 2 группы. Заполнить кластер «Н.С.Хрущев».
(1. С сентября 1953 по 1964 гг. занимает пост Первого секретаря КП СС. 2. XX съезд, осуждение культа личности Сталина. 3. Освоение целинных и залежных земель 4. Карибский кризис. 5. Кукурузная идея 6. Тоталитарный режим 7. «Догнать и перегнать Америку!» 8. Освоение космоса. 9. Денежная реформа) (ответы учащихся)
Задание для 3 группы.Заполнить кластер «Первые секретари ЦК КП Каз ССР (1940-60 гг.)»
(1. Скворцов Николай Александрович (1938-45гг.) 2. Борков Геннадий Александрович (1945-1946 гг.) 3. Шаяхметов Жумабай (1946-1954 гг.) 4. Пономаренко Пантелеймон Кондратьевич (1954-55 гг.) 5. Брежнев Леонид Ильич (1955-56 гг.) 6. Яковлев Иван Дмитриевич (1956-57гг.) 7. Беляев Николай Ильич (1957-1960 гг.) 8. Кунаев Динмухамед Ахметович (1960-62гг., 1964-86 гг.) (ответы учащихся)
Проверка по кластерам результатов первого тура. Подведение итогов: каждый правильный ответ приносит один бонус.
Слайд 5 «Развитие экономики»
2 Тур. «Экономика»
Вам уже известно из пройденного материала, что экономика СССР стала перестраиваться на мирные рельсы. Предприятия, выпускавшие ранее военную продукцию, были переориентированы на производство изделий повсеместного спроса.
Сейчас каждая команда, получит карточки, в которых указаны три столбика: первый – событие, второй – «+», третий – «-». Если вы считаете, что событие верное - ставьте рядом плюс, неверное - знак минус. («+» - 9; «-» - 4. Приложение 1)
Слайд 6 «Развитие экономики»
После работы по карточкам учитель проверяет задание с помощью слайда. Команды получают бонусы по количеству правильных ответов.
Слайд 7 «Сельское хозяйство»
3 Тур. «Сельское хозяйство»
Сельское хозяйство болезненно переживало последствия административных, насильственных методов руководства. Директивное планирование, засилье бюрократического аппарата способствовали отчуждению производителя и от средств производства, и от результатов труда.
Ну а сейчас, мы обратимся к учебнику, и поработаем по параграфу 21, на стр. 112. Я зачитываю вопрос, ваша задача найти в учебнике правильный ответ. Кто выполняет задание первым, поднимает руку и, ответив правильно, зарабатывает бонус своей команде.
1. План развития сельского хозяйства был принят в …. 1949 году
2. С каждого гектара посевных земель в среднем собрали всего 5-6 центнеров зерна в … 1946 -50-х гг.
3. Решение об освоение целинных земель было принято весной …. 1954 г.
4. За счет освоения новых земель предполагалось увеличить посевные площади до …. 13 млн.га.
5. В первые два года целинной компании в Казахстан приехали … 640 тыс. человек.
6. В 1954 г. было распахано … 6,5 млн. га целинных земель
7. Республика собрала в тот год 16 млн.тонн зерна …. 1956 г.
8. В начале 60-х годов на освоение целины в Казахстан приехало …. около 2 млн. человек.
10. В 40-е - 50-е годы в Казахстане возникли, были построены … 15 городов, 86 поселков
11.В результате доля городского населения с 28% в 1939 г. выросла в ….1959 г. до 44 %
12. По результатам переписи населения в 1959 году, представителей коренного населения в Казахстане было ….2 млн. 787 тыс. человек, т.е. 29%
13. До начала 60-х годов в Казахстан вернулись ….200 тыс. казахов
14. Освоение целины в республике шло в …. 6 областях.
Слайд 8 «Культура. Наука. Искусство»
4 Тур. «Культура. Наука. Искусство»
Во многом достижения культуры в этот период составляет двойственное впечатление. С одной стороны произошли позитивные перемены в области образования, науки и культуры, а с другой, партийный диктат мешал свободному творчеству.
Приглашаются спикеры команд, которые по очереди вытягивают тему задания.
Ребята, все вы наслышаны о работе над научно-исследовательскими проектами. Сегодня каждый из вас станет участником мини-проекта по истории. Следующее задание будет заключаться в том, что вам необходимо за короткое время и по предложенной теме составить коллаж, а главное представить и защитить проект.
У каждой группы на столе по четыре комплекта конвертов, в которых содержатся задания и листы-шаблоны, в которые необходимо вклеить содержимое конвертов. Содержимое конвертов – это портреты деятелей искусства и науки, писателей; биографические данные; фамилия, имя отчество и годы жизни; а также аннотация к книге или работе того или иного деятеля.
Слайд 9 «Заполнение листа-шаблона»
Учитель по слайду наглядно показывает последовательность выполнения задания.
После того как листы-шаблоны будут заполнены, команда готовится к защите-презентации данной работы.
Слайд 10 «Культура. Наука. Искусство»
Задание для 1 группы.
Мини-проект «Писатели послевоенных десятилетий»
(1. Сабит Муканов. 1900-1973. Классик казахской литературы, поэт, общественный деятель, академик, председатель Союза писателей Казахстана. Автор таких произведений, как «Ботагоз», «Школа жизни», «Сырдария», «Темиртас», «Светлая любовь». Книга «Школа жизни» - автобиографическая трилогия, удостоенная Государственной премии Казахской ССР.
2.Мухтар Ауэзов. 1897-1961. Выдающийся мастер художественного слова двадцатого века. Мастер психологического анализа. Его пьесы, рассказы и повести: «Енлик-Кебек «Серый Лютый», «Выстрел на перевале», «Лихая година», «Путь Абая». Значительным вкладом в литературоведение являются исследования устно-поэтического творчества казахского народа, эпоса «Манас», творчества Абая и других классиков.
3.Габит Мусрепов. 1902-1985. Народный писатель РК. Один из создателей литературного жанра – драматургии. Его произведения: «Солдат из Казахстана», «Аклима», «Пробужденный край». Велики заслуги писателя в деле укрепления дружеских и творческих взаимосвязей между деятелями культуры стран Азии и Африки, как инициатора многих интернациональных встреч)
Задание для 2 группы.
Мини-проект «Учёные послевоенных десятилетий»
(1. Сатпаев Каныш Имантаевич. 1899 – 1964. Доктор геолого–минералогичес-ких наук, профессор, академик. Организатор и первый президент АН КазССР, лауреат Государственной и Ленинской премий. Провел исследование Джезказганского меднорудного района. Автор первого учебника алгебра на казахском языке.
2. Бекмаханов Ермухан. 1915-1966. Ученый-историк, доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент Академии наук Казахстана. Его труды: «История Казахской ССР», «Казахстан в 20-е и 40-е годы XIX века». Обвинен в «буржуазном национализме».
3. Маргулан Алькей Хаканович. 1904-1985. Археолог, доктор филологических наук, академик АН КазССР, профессор, заслуженный деятель науки КазССР, основатель казахстанской археологической школы. Его труды: «Древняя культура Центрального Казахстана», «Бегазы-дандыбаевская культура Центрального Казахстана», «История Казахской ССР» в пяти томах)
Задание для 3 группы.
Мини-проект «Художники послевоенных десятилетий».
(1. Абылхан Кастеев. 1902-1973. Народный художник Казахской ССР. Учился в Алматинской художественной студии Н.Г. Хлудова. Его картины: «Красная юрта», «Турксиб», «Купленная невеста», «Золотое зерно», серия портретов Амангельды Иманова, Абая Кунанбаева разных лет. Его работы, посвящены казахскому народу, его истории, вошли в золотой фонд национальной культуры и искусства.
2. Канафия Темир-Булатович Тельжанов (род.1927). Один из ведущих казахстанских художников. Его работы середины 50-х годов: «Жамал», «Атамекен», «Кокпар», «Земля отцов». Воплотил в своих картинах исторический опыт многих поколений казахов с той целью, чтобы зритель был готов посредством материи красок и живописных образов воспринять такие идеалы казахского народа, как отечество, мать, традиция.
3. Молдахмет Сыздыкович Кенбаев. 1925-1993. Народный художник Казахской ССР. Живописец. Окончил факультет живописи Московского художественного института им. В. И. Сурикова. Развивал национально-историческую тематику в картинах «Песня чабана», «Ловля лошади», «Беседа»).
После выполнения задания, спикеры по очереди выступают с презентацией проектов.
Слайд 11 «Казахстан во второй половине 40-х – середине 60-х годов»
4. Заключение.
По теме нашего урока можно говорить много. Но мы с вами сегодня вспомнили самые главные исторические события второй половины 40-х–середины 60-х годов и людей, сыгравших важнейшую роль в развитии страны.
За это время командно-административная система окончательно достигла своего апогея, усилилась диктатура партии.
Развивалась в основном добывающая промышленность.
Создан Семипалатинский атомный полигон.
Лучшие представители интеллигенции подверглись политическим преследованиям.
Освоение целинных и залежных земель в северных областях Казахстана с одной стороны, дало положительные результаты, с другой, - отрицательно повлияло на культурные и демографические процессы.
Последствия событий этого периода имеют различный характер, и к ним мы будем ещё неоднократно возвращаться.
5. Рефлексия. Подведение итогов работы.
Ребята, пришло время подвести итоги нашей викторины. Спикеры, прошу сдать, полученные бонусы. Пока будет вестись подсчёт, прошу заполнить индивидуальные карточки, которые лежат у вас на столах, с их помощью мы узнаем ваше отношение к уроку. Выберите утверждение, с которым вы согласны и рядом поставьте галочку. А после этого мы подведём окончательные итоги нашего урока.
Проводится анализ деятельности учащихся на уроке. Выставление оценок.
Приложение 1
№
Событие
+
-
1
В 40-60-е годы бурно развивалась топливно-энергетическая отрасль промышленности Казахстана.
+
2
Под прикрытием гражданских объектов и предприятий, работали предприятия, производившие военную продукцию.
+
3
Месторождение Новый Узень дало первую нефть в 1940 г.
-
4
В этот период была построена железнодорожная ветвь Турксиб
-
5
В 50-е годы Карагандинский металлургический комбинат снабжал не только Казахстан, но и Сибирь, Урал и Среднею Азию.
+
6
В 40-50-е годы были построены железнодорожные ветки: Акмола-Павлодар, Мойынты-Чу, Усть-Каменогорск-Зыряновск.
+
7
Казахстан был зависимым от метрополии государством.
+
8
В послевоенные годы в республике был переизбыток рабочей силы.
-
9
Открытие Семипалатинского ядерного полигона
+
10
До середины 60-х годов в Республике развивалась химическая промышленность.
+
11
Экономика республики в 50-60 – е годы специализировалась на производстве сырья.
+
12
Отрасли обрабатывающей промышленности развивались непропорционально развитию добывающих отраслей.
+
13
Курс на индустриализацию промышленности был взят в 50-е годы