kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Казахстан и Россия в условиях нового времени

Нажмите, чтобы узнать подробности

Присоединение Казахстана к России. Различные подходы к этому процессу. Присоединение было частью многовековой территориально-политической экспансии России на сопредельные территории.

В течение трех первых лет после смерти Тауке на роль политического лидера казахской аристократической элиты официально претендовал хан Каип, принадлежавший к потомкам Жадика или старшей ветви казахских чингизидов. Однако реальное положение этого хана, не имевшего сколько-нибудь солидной социальной опоры в виде относительно сплоченной и многочисленной группы казахских родов и социальных структур, оказалось очень неустойчивым, и в 1718 г. В борьбе за власть он был убит соперниками из Среднего жуза.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Казахстан и Россия в условиях нового времени»

Методическая разработка теоретического занятия

Тема занятия: «Казахстан и Россия в условиях нового времени».

Цели занятия:

образовательная – знать исторические понятия, определения, события, факты и их хронологию.

воспитательная – воспитывать объективность в самооценке, дух соревновательности , стремление к самоутверждению личности.

развивающая – развивать память, мышление;уметь формулировать и конкретизировать ответы на вопросы.

Тип занятия: изучение нового материала.

Метод занятия: наглядный, словесный, частично – поисковый, продуктивный.

Время занятия: 90 минут

Место проведения: аудитория

Форма урока: групповая, индивидуальная.

Внутрипредметная связь: Внутриполитическая и социально-экономическая ситуация в Казахстане в первое четверти XVIIIв.

Межпредметная связь: История.

Оснащение занятия: интерактивная доска, электронные презентации, карточки, кластер, тест, оценочный лист.

Использованная литература:

Основная: 1.История Казахстана: Очерки. - Алматы, 1993.

2.История Казахстана. В 5-ти томах. Т. 1,2, 3. - Алматы, 1996, 1998,2001.

3. История Казахской ССР (с древнейших времен до наших дней). В 5-ти томах. - Алма- Ата, 1978г.

Дополнительная: 1.Назарбаев Н.А. В потоке истории. - Алматы, 1998.

Студент должен знать: предпосылки казахско-русских отношений в XV- XVIIвв. Казахско-русские отношения в первой четверти XVIIIв.; начало присоединения Казахстана к России: историография и источники. Хан Абулхаир как государственный, политический деятель и полководец. Казахстан в контексте внешней политике России второй четверти XVIII в.


Структурно-логическая схема и хронокарта занятия

І Организационный момент – 5 мин

ІІ Опрос домашнего задания – 40мин

ІІІ Объяснение нового материала – 25 мин

IV Закрепление нового материала - 10мин

V Подведение итогов занятия – 5 мин

VІ Задание на дом – 5 мин


Ход занятия


І Организационный момент (побуждение). Эмоциональный настрой учащихся на урок.

Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь отметку «пять»!



ІІ Опрос домашнего задания

1.Историческая разминка.

Освободительная борьба против джунгарских завоевателей

1. В первой четверти 18 века наибольшая угроза возникла со стороны ……………………………..

2. Российское правительство и Сибирскую администрацию ……………………………… интересы побуждали принять энергичные меры против ……………….

3. Агрессивность внешних врагов в отношении казахского края усиливала ……………………………..

4. Первый Курултай состоялся ……………….. г. в районе …………………

5. ………………………. в период войн с джунгарами было создано во главе с видным народным ……………………………..

6. В ……………………… для казахских земель наибольшую опасность представляла ………………..

7. В ликвидации ………………. как самостоятельного государства был заинтересован …………...

8. Агрессия Джунгарского ханства вошла в историю как ……………………………

9. Под напором джунгарских войск казахские роды были вынуждены откочевать в пределы ……………………………

10. «Годы великого бедствия» - ………………….

11. Годы Великого бедствия по своим разрушительным масштабам были сравнимы лишь с ……………………………………………...

12. Ситуацию в регионе обострили приближение казахских семей к пределам ………… , …………..

13. В период джунгарских нашествий особенно пострадало ………………

14. Трагедия в период джунгарского нашествия была обусловлена отсутствием в казахском обществе ……………………….

15. В 1725 г. джунгары захватили ………… и ……………

16. В начале 18 века отличились народные …………………………….

17. Казахское объединенное войско нанесло ощутимое поражение джунгарским силам в ………. у р. Буланты, в местности Кара сиыр и получило название «……………….» - «…………………….».

18. В ………..г. общее командование объединенными силами казахского ханства было возложено на ……………………..

19. Сосредоточение основных сил казахов состоялось в местности ………………..

20. Казахское войско было организовано и рассредоточено в районе Ордабасы по принципу принадлежности к ………………..

21. Самое кровопролитное сражение с джунгарами произошло в ………..г. в местности ………………, у оз……………..

22. Анракайская битва носит название «…………………………».

23. Хан Абулхаир с подчиненными ему отрядами отступил к границам ……………….

24. Отбросив межродовые разногласия, выступили единым сокрушительным фронтом правители ………………….

25. Большим доверием соседней России пользовался хан ……………………..

(Отвечают на вопросы тестов экспертам, который ведет опрос в своей группе и подводит итог, заполняя оценочный лист).

3.Знаешь ли ты? ( работа по карточкам – характеристика событий).

1.Дать характеристику взаимоотношений Казахского ханства с соседями. Какая ситуация сложилась на границах Казахского ханства в конце 17 – начале 18 веков?

2.Какая внутриполитическая ситуация сложилась в Казахском ханстве в конце 16 – начале 17 веков?



ІІІ Объяснение нового материала (показ презентации по теме)

План

1. Предпосылки и причины присоединения к России Младшего жуза

2. Посольство во главе с А. Тевкелевым в Младшем жузе

3. Формирование оппозиции хану Абулхаиру.

4. Принятие российского подданства ханом Абулхаиром и его окружением.

5. Дальнейшее укрепление позиций царизма в Казахстане.

6. Деятельность Оренбургской экспедиции

7. Укрепление царскими властями Уральской пограничной линии и обострение земельного вопроса

8. Последствия принятия казахами Младшего жуза российского подданства.

Присоединение Казахстана к России. Различные подходы к этому процессу. Присоединение было частью многовековой территориально-политической экспансии России на сопредельные территории.

В течение трех первых лет после смерти Тауке на роль политического лидера казахской аристократической элиты официально претендовал хан Каип, принадлежавший к потомкам Жадика или старшей ветви казахских чингизидов. Однако реальное положение этого хана, не имевшего сколько-нибудь солидной социальной опоры в виде относительно сплоченной и многочисленной группы казахских родов и социальных структур, оказалось очень неустойчивым, и в 1718 г. В борьбе за власть он был убит соперниками из Среднего жуза.

Исчезновение с политической арены хана Каипа и последовавшие затем драматические события крупномасштабной борьбы казахов с джунгарской военной агрессией выдвинули в Казахстане на первый план сложную личность хана Младшего жуза Абулхаира.

За время ойрато-казахской войны 1726 – 1729 гг. Абулхаир сумел существенно расширить границы своего политического влияния на территории Казахстана и добиться лидирующей роли в военно-политической жизни казахских общин. В 1730-1731 гг. фактический социальный статус Абулхаира в казахских жузах соответствовал званию «старшего» или «главного хана». По словам знатного батыра и старшины рода табын Богенбая, «после Тауке хана Абулхаир хан был главным и много чинил по своей воле, не имея ни от кого препятствия». Примерно также характеризовал политическую роль Абулхаира российский посол в Младшем жузе А.И. Тевкелев, когда писал в 1731 году в первом рапорте русской императрице, что до его приезда в казахскую степь Абулхаир был у казахов «между прочими ханами… в великом почтении». Все эти свидетельства современников убеждают о том, что в конце 20-х – начале 30-х гг. XVIII в. Самой крупной и влиятельной политической фигурой в Казахстана был хан Младшего жуза Абулхаира. Абулхаир своевременно осознал, что сложившаяся к тому времени в Казахстане система власти и управления была неспособна обеспечить политическое влияние хана на отдельные группы населения в исторической перспективе, непрерывно поддерживать согласованность военных, и тем более политических, действий предводителей казахских подразделений и гарантировать высокую степень управляемости различными звеньями социальной организации казахов со стороны хана.

Абулхаир стоял перед традиционной альтернативой – либо, повинуясь логике жизненных обстоятельств, неизбежно утратить приобретенную в кровопролитных сражениях реальную власть, либо же настойчиво бороться за ее сохранение.

Политическая программа хана Младшего отчетливо просматривается в его многочисленных к русским властям и протокольных записях личных бесед с царскими чиновниками в 30- 40-е годы XVIII в. Центральным пунктом ее явилось стремление Абулхаира сконцентрировать всю полноту власти в казахских жузах в одном звене, в лице так называемого одного «старшего» или «главного хана». Последнего предполагалось наделить правом решать все внутренние и внешнеполитические вопросы без санкции ханского совета и собрания казахских родоначальников и биев, а его решения становились бы обязательными для всех старшин, султанов и прочих ханов. Чтобы сделать социальное положение хана более устойчивым, Абулхаир считал необходимым изменить порядок престолонаследия. В интересах обеспечения стабильности правления того или иного хана и устранения почвы для бесконечных междоусобных ссор, процедуру передачи ханского титула, следовало, по его представлению изъять из компетенции народных собраний, отменить принцип выборности ханов и сделать ханскую власть наследственной в рамках строго очерченного чингизидского корня. С этой целью он считал необходимым законодательно закрепить титул хана только за одной султанской фамилией и внутри нее передавать данный символ верховной власти преимущественно по прямой линии, от отца к сыну и т.д.

В структуре правления основное различие между «властолюбивыми» амбициями хана Младшего жуза и его противников из лагеря жадиковских султанов заключалось в том, что политические интересы последних базировались на традиционных представлениях о самоценности «ханского имени» - уважение, общественное признание, престиж, почет и т.д., тогда как Абулхаир стремился перевести этот высший символ социальной иерархии из сферы компетенции обычного права в область государственных реалий и наполнить ханский титул реальной властью.

Однако такой сценарий развития событий совершенно не устраивал подавляющее большинство других представителей казахской аристократической элиты. Еще меньше были намерены считаться с политическими планами казахские правители, значительная часть которых была представлена биями. Представители этой социальной группы в соответствии с традициями обычного права играли видную роль в народных собраниях и совещательном органе при хане. В итоге все это привело Абулхаира к поиску потенциальных союзников и покровителей за пределами казахской степи. Поскольку же в сложившейся внутри- и внешнеполитической ситуации имело смысл обратиться только самой сильной и авторитетной на евроазиатском пространстве державе, имевшей помимо военной силы устойчивую традицию монархического режима, то, естественно, вектор геополитической ориентации хана Абулхаира обратился на рубеже 20-30-х годов XVIII в. В сторону соседней Российской империи.

Таким образом, необходимость удержания приобретенных Россией владений, установление со странами Центральной Азии торговых взаимосвязей, сочеталась с возрастающими потребностями страны в природных ресурсах, особенно в золоте, стимулируя стремление Петербургского двора к овладению, во всяком случае, к освоению земель, расположенных в стратегически важном направлении, где в постоянном противостоянии сталкивались далеко идущие интересы Джунгарского ханства, достигшего своего могущества в эти годы и казахских ханств, раздираемых внутренними противоречиями в ущерб важной цели – консолидации сил трех жузов. Все это определило интенсивный характер осуществления плана овладения территорией вверх по Иртышу еще при Петре I, искавшем кратчайшие пути к далекой Индии и Китаю. В то же время Россия, как известно, испытывала острую нужду в финансовых средствах, так необходимых для своих грандиозных преобразований, что обуславливалось затяжной для России войной со Швецией.

Говоря о стремлении русского царя к азиатским владениям, следует иметь в виду, что он не ставил перед собою план «захвата» Индии или какой-либо другой страны. Намерение Петра I было продиктовано его желанием установить широкие экономические связи с крупными странами Азии. Однако активизировавшееся при нем продвижение русских военно-разведочных отрядов в районе Северо-Восточного Казахстана вызвало противодействие джунгар, кое-где в пограничной полосе начались столкновения, участились взаимные претензии и конфликты.

На место умершего старшего хана Болата, сына Тауке, претендовали от Среднего жуза Самеке, от Младшего – Абулхаир. Выбор большинства пал на Абулмамбета. Самеке и Абулхаир сочли себя обойденными и покинули поле битвы, тем самым нанеся непоправимый удар общему делу освобождения казахских земель от джунгарских захватчиков.

Нашествие Джунгарии ослабило хозяйственно-политические связи между казахскими жузами, в особенности Младшего и Среднего жузов со Старшим. В ходе борьбы с Джунгарским ханством Младший и Средний жузы распались на отдельные владения. Считавшийся старшим ханом, Абулхаир не распространял своей власти даже на весь Младший жуз. В Среднем жузе были свои ханы. Из них известны Самеке, Кучук. Последний был ханом значительной части найманов и кочевал далеко от русских границ. Ближе к ним располагались кочевья хана Самеке. Кроме них, большим влиянием в Среднем жузе пользовались султан Абулмамбет и Барак.

Сложными оставались взаимоотношения казахских ханств с волжскими калмыками и башкирами. Не увенчались успехом переговоры Абулхаира с башкирскими старшинами о прекращении нападений. Добиться мира на западных границах Младшего жуза стало одной из главных задач хана Абулхаира. Это было крайне необходимо, чтобы развязать руки для борьбы с главным противником – Джунгарским ханством.

Укоренившаяся вражда между влиятельными султанами, старшинами, с одной стороны, между практически независимыми ханами трех жузовых объединений, с другой - сводили не нет усилия по консолидации народа, возрождению былой традиции формирования единого народного ополчения.

Абулхаир, прежде всего руководствуясь стратегическими интересами казахской государственности, с другой стороны, опираясь на российскую администрацию, стремился возвыситься над другими своими конкурентами, вытеснив их с политической арены, пытался объединить силы и возможности для предотвращения ойратской агрессии с ее пагубными для народа последствиями, с целью самому стать единоличным предводителем объединенного ханства, как это было о времена знаменитого хана Тауке. Стремясь практически реализовать эти задачи, летом 1730 он отправляет свое посольство через Уфимское наместничество в Петербург к Российской империи, покровительства которой добивались многие малые и большие народы Центральной Азии.

1. Стратегия "Предварительные фразы"

Учащимся предлагается список слов и работа в парах по составлению своего рассказа по теме:

-"Аќтабан шўбырынды"

-"Ќалмаќ ќырылған"

2. Стратегия "Кластер"

Усвоение предыдущей темы проверяется самостоятельной работой – составление "кластера"

Когда? Где?

Борьба казахов

с джунгарами

1. 1.

2. 2.

3. 3.

4. 4.

5. 5.

Причины неудач

в борьбе с джунгарами

1.

2.

3

3. Коллективное обучение

- группы организуются до начала урока

- варианты образования групп:

а) для формирования групп используется цветные карточки

б) учитель сам организует группы по уровню подготовки учащихся

Каждая группа получает тему и готовит презентацию темы

1 группа "Основные предпосылки присоединения Младшего жуза к России" Используется учебник

2 группа"Позиция биев и старшин Младшего жуза к вопросу принятия российского подданства"

Используется учебник, хрестоматия, документ "Из журнала А.Тевкелева"

3 группа"Позиция России в вопросе присоединения Младшего жуза"

Используется учебник, хрестоматия, документ "Грамота к Киргиз-кайсацкому Абулхаир хану и ко всему войску"

4 группа"Роль хана Абулхаира в присоединении Младшего жуза к России"

Используется учебник, хрестоматия, документ "Письмо Абулхаира Анне Иоанновне

5 группа"Основные последствия присоединения Младшего жуза к России"

Используется учебник

Работа в группах организована следующим образом:

4. Стратегия "Дневник двойной записи".

Лист делится на две части, с левой стороны ученики выписывают фразы из текста, которые они считают наиболее важными для себя, а справа пишут объяснения или комментарии к ним

Затем идет обмен мнениями в парах, обмен мнениями в группе, тем самым обучают друг друга. Ведущий группы представляет итог обсуждения темы


IV Закрепление нового материала

Вопросы для дискуссии:

Верна ли была ориентация Казахстана на Россию? (выскажите свою точку зрения. Опираясь на исторические факты)

Каковы были положительные и отрицательные последствия Казахстана к России. Вывод: Политика русского государства в Казахстане являлась частью восточной политики, казахские правители использовали фактор безопасности со стороны России в своей борьбе с джунгарами за возврат и освобождение своих земель, но в результате потеряли свою независимость.

«Последствия присоединения Казахстана к России»:

Казахстан стал колонией России, а казахский народ политически и экономически бесправным.

Шла интенсивная колонизация края, у казахов изымались лучшие земли.

Усиление самодержавного давления, гнета, произвола привело к национально-освободительной борьбе казахского народа.

Развивается промышленность, что положительно влияет на экономику аула.

Развивается культура, распространяется грамотность.

Получена гарантия защиты от внешних нападений и внутренних усобиц.

Соотнесите даты и события: 
1.Посольство Коштаева и Койдагулова в Россию                            1.1742 г. 
2. Принятие российского подданства Абулхаиром                          2.1735 г. 
3.Принятие послов Анной Иоановной                                               3.1742 г. Оренбург 
4.Образование Киргиз-кайсацкой комиссии                                    4.10.10. 1731 г. в Майтобе 
5Принятие российского подданства ханом Абулмамбетом и Абылаем         5.1734 г. 
6.Строительство Оренбурга                                                                    6.1740 г. 
7.Принятие каракалпаками российского подданства                          7.1730 г. 
8.Запрет казахам на кочевка на правобережье Яика                           8.19 февраля 1731 г. 
9.Посольство Тевкелева в Казахстан                                                9.30 апреля 1731 г. 



V Подведение итогов занятия

Преподаватель анализирует занятия в целом и дает оценку работы каждого студента, отмечая успехи и недоработки. Оценка складывается из всех выполненных работ.

VІ Задание на дом

Тема :«Казахстан и Россия в условиях нового времени».

История Казахстана с древнейших времен до наших дней. Стр231-233













VІ Задание на дом – 5 мин




История Казахстана с древнейших времен до наших дней. Стр231-233


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Казахстан и Россия в условиях нового времени

Автор: Тлембаева Анаргуль Барлыковна

Дата: 03.02.2017

Номер свидетельства: 387486

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Разработка урока истории Казахстана "Реформы 1867-1868г.г в Казахстане" "
    ["seo_title"] => string(75) "razrabotka-uroka-istorii-kazakhstana-rieformy-1867-1868gh-gh-v-kazakhstanie"
    ["file_id"] => string(6) "171933"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423742589"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "«Переход Казахстана с плавной экономики  на рыночную и его результаты» "
    ["seo_title"] => string(76) "pieriekhod-kazakhstana-s-plavnoi-ekonomiki-na-rynochnuiu-i-iegho-riezul-taty"
    ["file_id"] => string(6) "188147"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426615228"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "ноу " 25 лет независимости Казахстана""
    ["seo_title"] => string(38) "nou-25-liet-niezavisimosti-kazakhstana"
    ["file_id"] => string(6) "321022"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1461213704"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(28) "тема "Дагестан" "
    ["seo_title"] => string(16) "tiema-daghiestan"
    ["file_id"] => string(6) "116701"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1412593169"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(17) "Дагестан "
    ["seo_title"] => string(10) "daghiestan"
    ["file_id"] => string(6) "116719"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1412599279"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства