Для определения темы урока. 1.Показ изображений людей, страдающих от чумы в период Черного мора. 2.Вопросы учащимся: -Что вы видите? -Какие вопросы у вас возникают? -Известно ли вам, о каком историческом событии рассказывают эти иллюстрации? 3.Сообщение темы урока, целей обучения и критерий оценивания. 4.Запись темы урока в тетрадь. 5.К/У, Краткая информация учителя о болезни: в XIV веке Европу постигло страшное несчастье: разразилась эпидемия чумы, которая унесла жизни трети населения средневековой Европы. Эпидемии в истории человечества встречаются с древнейших времён. Болезни косили целые города, на улицах лежали трупы людей, умерших от заболеваний. Медицина имела настолько низкий уровень развития, что не могла противостоять вспышкам чумы, малярии или холеры, создать нужный уровень безопасности. Одной из самых страшных эпидемий, которая чёрными страницами записана в историю человечества - бубонная чума, которую также в Европе называют Черный мор, когда от болезни погиб каждый третий европеец. Эта Пандемия охватила весь мир — были затронуты Северная Африка и Америка, Азия и Европа. На протяжении 200 лет болезнь свирепствовала в этих районах земного шара. Подсчитать точное число погибших историки не могут до сих пор. 6.Сегодня нам предстоит исследовать Причины распространения Черного мора, а также его Последствия. 7. К нам прибыл гость из позднего средневековья - встречаем – Купец Яков Акубара. Который поведует вам о стращной болезни чумы. (Выход Алибека). 8.История купца Якова Акубара Когда Вы увидите этого купца, Ваше сердце дрогнет. Этот человек не выглядит так, как будто знает вопросы. Он выглядит истощенным и измождённым, и его голос дрожит, когда он начинает рассказывать свою историю. «Голод (мор) существовал на Востоке много лет, появляясь в местах массовой торговли. Я видел последствия в Тунисе совсем недавно. Они все там мрут, богачи и бедные, мужчины и женщины, молодые и пожилые. Даже кошки, собаки и цыплята подхватывают болезнь и умирают. Когда чума пришла в Тунис, но никто не знал, что предпринять. Сначала, слуги, родители, дети или родные ухаживали за больными. А вскоре не осталось мест для захоронения всех умерших и мародёров, которые ограбили бы телеги с телами. Напуганные родители бросали своих заражённых детей. Другие бросают свои отеческие дома, когда становилось очевидно, что их родители протянут недолго. Некоторые уехали в деревни. Я никогда не видел их снова. Смерть быстро забирала больных в Тунисе. Сначала они жаловались на головные боли и лихорадку. Потом у некоторых началась рвота. Через день или два, появлялись тяжёлые, болезненные припухлости размером с яйцо на шее, ляжках и подмышках инфицированных. Некоторые из этих гнойников почернели и лопнули. Гной и кровь, вытекающие из этих нарывов, пахли ужасающе. С тех пор каждая жидкость, вытекающая из тел этих людей, воняла как протухшая еда. А затем наступал конец. Почти никто не выжил из заболевших. Владельцы торговых лавок, фермеры, солдаты, духовные лица, аристократы – все умирали. Открытыми для посещения оставались аптеки и церкви. Люди толпами стекались в церкви с надеждой на чудо. Но никаких чудес не происходило. Те, кто покупали ароматические растения в аптеках, затем держали освежающие листочки всё время перед носом. Дома эти люди носили повязки из крапивы, мальвы и ртути, чтобы вывести злые элементы из их тел. Я не знаю, срабатывал ли этот метод. Трудно представить, как эта чума проникает в организм, мозг и дух всех тех, кто живёт в городе. Люди, не пораженные болезнью, изменились во всём: в работе и вере, убеждениях и поведении во веки веков.» 9.Итог: 1.Какие чувства вызвал у вас рассказ купца? 2.Какие симптомы присутствовали у больных? 3.Куда постоянно люди стекались толпами с надеждой на выздоровление? 4. Были ли ограничения в социальной среде (между богатыми и бедными) 5. Как повлияла эпидемия на не пораженных болезнью, как менялось мировоззрение этих людей? На уроке предстоит провести исследование причин и последствий возникновения Черного мора и способов борьбы с ним. 10. Учитель демонстрирует учащимся график с изменением численности населения в Европе до и после Черного мора. Было дано опережающее задание группам. |