Просмотр содержимого документа
«Итоги и цена советской модернизации.»
30.10.2023 г.
Занятие № 16.
Тема занятия:Итоги и цена советской модернизации.
Актуальность. К концу 1920-х годов страна столкнулась с серьезными трудностями, что привело Сталина и его окружение к выводу, что НЭП исчерпал себя и нужны новые решения, выходящие за рамки нэповской системы. На вооружение берется программа форсированного развития (форсированный вариант модернизации), в основе которой лежат выбор одного приоритетного направления в развитии экономики (тяжелой индустрии) и концентрация всех ресурсов страны на этом магистральном направлении путем максимального напряжения всей хозяйственной системы. Для решения этой задачи приходится буквально выжимать все ресурсы из деревни. Различные аспекты сталинской модернизации и сегодня имеют неоднозначную оценку и трактовку среди историков и политиков. Поэтому необходимо выявить достижения и просчеты, плюсы и минусы, положительное и отрицательное в сталинской модернизации страны.
Цели занятия:
учебные: знать: причины и сущность индустриализации, её долгосрочные экономические, социальные и политические последствия, уметь: доказать истоки трудового героизма советских людей в годы первых пятилеток; раскрыть причины и сущность сплошной коллективизации, её экономические, социальные и политические последствия;
развивающие: продолжить работу над развитием умений студентов анализировать, обобщать, систематизировать исторические факты, обосновывать свое отношение к ним;
воспитательные: воспитывать чувство сопереживания великим событиям Отечественной истории, уважение к труду и человеку труда.
План занятия
1. Итоги и цена индустриализации в СССР.
2. Результаты коллективизации.
1. Итоги и цена индустриализации в СССР
Индустриализация привела к свёртыванию НЭПа, все финансовые и материальные средства сосредоточились в руках государства, что неминуемо привело к гибели частного сектора. Хозрасчёт на государственных предприятиях отменялся, все денежные средства и их распределение перешли в ведение правительства. Потеряв финансовую самостоятельность, предприятия утратили и возможность самостоятельно определять размеры труда, численность рабочих в цехах, изменения в технологии производства. Сырьё и оборудование распределялось централизованно на основании выделяемых лимитов — установленного сверху количества ресурсов. Так в советской экономике сложилась командно-административная модель управления, которая оказалась очень удобной и эффективной для индустриального рывка.
В результате индустриализации появились новые отрасли: автомобилестроение и тракторостроение, химическая промышленность. Одновременно произошли и изменения в управлении промышленностью: произошёл переход к отраслевой системе управления, для которой были характерны чрезмерная централизация, директивное командование, а также активное вмешательство партийных органов в производственные процессы. На базе ВСНХ СССР были образованы, например, наркоматы тяжёлой, лёгкой, нефтяной, авиационной, лесной промышленности.
Индустриализация в основном коснулась тяжёлой промышленности: к концу 1930-х гг. СССР прекратил ввоз чёрных металлов, тракторов и многих видов сырья. Лёгкая же промышленность всё больше отставала по темпам роста: наблюдался дефицит товаров народного потребления. «Товарный голод» привёл к введению карточнойсистемыснабжения (с 1929 по 1934 г.), росту цен и инфляции, увеличению налогов и обнищанию населения.
Карточная система снабжения — система нормированного снабжения населения продуктами питания и промышленными товарами повседневного спроса, которая вводилась для борьбы с продуктовым и товарным дефицитом.
Продуктовый талон. Ташкент. 1933 г.
Низкому достатку населения способствовала и принудительная подписка на государственные займы, с помощью которых государство пыталось компенсировать расходы на проведение индустриализации.
Плакат «Участием в займе второй пятилетки усилим экономическую независимость СССР, укрепим обороноспособность нашей страны». Ю. А. Ганф, М. Храпковский. 1933 г.
В годы первых пятилеток в СССР происходила стремительная урбанизация. Из-за резкого увеличения численности рабочих (с 10,8 млн человек в 1928 г. до 31,2 млн человек в 1940 г.) и, как следствие, городского населения (с 26,3 млн человек в 1926 г. до 61 млн человек в 1940 г.) обострился жилищный кризис. Приоритетными были промышленные предприятия, поэтому на строительство жилья инвестиций не хватало, и приезжавшие на стройки индустриализации жили в палатках, землянках, в лучшем случае – в бараках.
Урбанизация (от лат. Urbanus – городской) – процесс концентрации населения в городах, а также повышения роли городов в социально-экономическом развитии общества.
Барак – дешёвое, быстровозводимое жилое здание, чаще всего строившееся из дерева и рассчитанное на короткий срок службы, имеющее общие жилые помещения, общую кухню и санитарный узел.
Внутри одного из бараков в Магнитогорске. Фотография неизвестного автора. 1933 г.
Несмотря на все издержки индустриализации, СССР совершил мощный индустриальный рывок. По абсолютным показателям развития СССР вышел на первое место в Европе и на второе в мире после США.
Промышленность СССР вышла на первое место в Европе и на второе место в мире
1913
1936
В мире
В Европе
В мире
В Европе
Валовая продукция промышленности
5
4
2
1
Машиностроение
4
3
2
1
Сельскохозяйственное машиностроение
5
3
2
1
Тракторы
не было
2
1
Комбайны
не было
1
1
Автомобили
не было
6
4
В том числе грузовики
не было
2
1
Электроэнергия
15
7
3
2
Каменный уголь
6
5
4
3
Железная руда
5
4
2
1
Сталь
5
4
3
2
Медь черновая
7
3
6
1
Алюминий
не было
3
2
Золото
4
1
2
1
Суперфосфат
16
13
3
1
Сахар свекловичный
2
2
1
1
Однако к началу войны индустриализация не была завершена, СССР продолжал оставаться аграрно-индустриальной страной, так как большая часть национального дохода создавалась в сельском хозяйстве.
2. Результаты коллективизации
К концу второй пятилетки в стране было организовано более 243 тысяч колхозов. К 1937 г. колхозниками стали более 90% крестьян. Однако среднегодовое производство зерна снизилось до уровня начала XX века, а поголовье скота уменьшилось на 40–50%.
За счёт проведения коллективизации из деревни были выкачаны огромные денежные средства. Всё зерно, мясо, масло, сахар, которые изымались у крестьян и колхозов, продавали на мировом рынке, несмотря на нехватку этих продуктов внутри страны. За счёт вырученных средств покупали оборудование для строек индустриализации. Дешёвая рабочая сила, хлынувшая из деревни, также обеспечивала успех индустриализации: сельская молодёжь, не желая вести полуголодное существование в деревне, охотно шла на стройки.
Постепенно положение в деревне стало более стабильным: с увеличением количества тракторов и комбайнов повысилась производительность труда. Стали устанавливаться чёткие нормы сдачи зерна государству. Сельское хозяйство становилось составной частью командно-административной системы, для которой характерна жёсткая централизация и директивное распределение ресурсов. Внеэкономические методы принуждения к труду приводили к тому, что крестьяне не были заинтересованы в результате и воспринимали работу в колхозе как «барщину».
В результате форсированной индустриализации и сплошной коллективизации экономика СССР стала автаркичной – была создана система замкнутого воспроизводства сообщества, с минимальной зависимостью от обмена с внешней средой.
Таким образом, в 1930-е гг. в СССР окончательно сформировалась и была закреплена в Конституции 1936 г. однопартийная политическая система во главе с коммунистической партией. Советские люди получали широкие права и возможности, но некоторые из них оставались на бумаге. Укрепились авторитет и личная власть Сталина.
В ходе политических репрессий 1930-х гг. были арестованы сотни тысяч граждан. В рамках проводившейся советским руководством национальной политики во всех союзных республиках удалось создать современную промышленность, эффективное сельское хозяйство, развитые системы массового образования, здравоохранения, культуры. Был взят курс на сближение и слияние народов страны в «единую советскую нацию».
Вопросы для самоконтроля:
– Какие задачи стояли перед страной при проведении индустриализации?
– В чём вы видите плюсы и минусы форсированной индустриализации
– Каковы социально-экономические последствия первых пятилеток?
– Каков социально-политический и экономический смысл социалистического соревнования? Каковы были основные побудительные мотивы стахановского движения?
– Каковы причины провозглашения политики массовой коллективизации? Какова главная цель политики сплошной коллективизации? Почему коллективизация сопровождалась раскулачиванием?
– Какие задачи модернизации были выполнены в годы первых пятилеток?
Домашнее задание: просмотреть презентацию, устно ответить на вопросы для самоконтроля, выполнить тесты по вариантам: первая по списку половина группы пишет 1-й вариант, 2-я – второй, написать конспект, фото ответов выставлять в обсуждении.