kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Италия: время реформ и колониальных захватов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

От Австрийской империи к Австро-Венгрии: поиски выхода из кризиса

Цели: подвести к пониманию особенностей политического и экономического развития Италии и Австро- Венгрии в середине и второй половине XIX в.; закрепить навыки групповой работы с различными источниками информации; развивать умение аргументировать свою точку зрения.

Шанируемыерезультаты: познакомить с событиями истории Италии и Австро-Венгрии последней трети XLX в.; выявить причины роста противоречий с Англией и Францией; охарактеризовать особенности экономического и политического развития Италии

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Италия: время реформ и колониальных захватов.»

Урок 19. Италия: время реформ и колониальных захватов.

От Австрийской империи к Австро-Венгрии: поиски выхода из кризиса

Цели: подвести к пониманию особенностей политического и экономического развития Италии и Австро- Венгрии в середине и второй половине XIX в.; закрепить навыки групповой работы с различными источниками информации; развивать умение аргументировать свою точку зрения.

Шанируемыерезультаты: познакомить с событиями истории Италии и Австро-Венгрии последней трети XLX в.; выявить причины роста противоречий с Англией и Францией; охарактеризовать особенности экономического и политического развития Италии

и Автро-Венгрии; научиться анализировать исторические документы и включать в устный ответ сведения из различных источников; объяснять изученные положения на конкретных примерах.

Отношения, ценности, внутренние установки: дать оценку деятельности исторических личностей периода реформ в Италии и образования Австро-Венгрии, нравственным ценностям, которыми они руководствовались; выразить свое отношение к деятелям рассматриваемой эпохи.

Оборудование: учебник, карта «Европа во второй половине XIX в.», мультимедийное оборудование.

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Ход урока

1. Организационный момент

ll. Актуализация опорных знаний

 Составьте штан развернутого ответа по теме «Третья республика и демократические реформы во Франции», включающий не менее трех пунктов. Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов. Примерное содержание ответа план

1.  Политическое устройство Третьей республики.

2.  Демократические реформы 1880-х гг.

3.  Реформы радикальной партии.

Политическое устройство Третьей республики. Конституция 1875 г., утвердившая республиканскую форму правления. Высший законодательный орган — Национальное собрание. Нижняя палата — палата депутатов, верхняя палата — сенат. Исполнительная власть в руках президента и правительства. Избирательное право получили менее трети »штелей Франции.

Реформы радикальной партии. «Марсельеза» — гимн Франции, Марианна — символ страны. Закон о свободе печати и собраний. Разрешение политической агитации, от социалистической до националистической. Закон 1884 г., разрешающий свободную деятельность профсоюзов и забастовки. Выборы мэров органами местного самоуправления. «Школьные законы», отделявшие школы от церкви, вводившие светское образование. Всеобщее начальное бесплатное образование. Профессиональное образование. lll. Мотивационно-целевой этап

С 1846 по 1924 г. крупнейшие государства Европы в поисках лучшей доли покинули по меньшей мере 43 млн человек. Значительная часть эмигрантов была выходцами из центральной части Европы и Италии. Какие процессы происходили в этих странах? Как проходило их развитие? Сегодня на уроке с вашей помощью мы ответим на эти вопросы, а таюке выясним, может ли страна существовать в мире вчерашнего дня, к каким последствиям приводят колониальные авантюры.

Тема урока: «Италия: время реформ и колониальных захватов. От Австрийской империи к Австро-Венгрии: поиски выхода из кризиса».

План урока

1.  Экономическое развитие и политическое устройство Италии в последней трети XIX в.

2.  Внешняя политика Италии — «стать не хуже других».

3.  Экономическое развитие и политическое устройство Австро-Венгрии во второй половине XIX в.

4.  Национальные противоречия и внешняя политика АвстроВенгрии.

(Предварительно учитель напоминает алгоритм работы над проектами: выделить этапы работы, определить цели и задачи, формы представления материала, составить план сообщения, сделать выводы, проанализировать результаты работы.)

Этапы работы над проектом

Этап

Содержание

1

Информационный

Определение общего направления работы

2

Плановый

Определение целей и задач проекта. Составление плана работы

3

Поисковый

Сбор и анализ информации, работа с источниками, поиск иллюстративного материала

4

Обобщающий

Структурирование информации, систематизация данных

5

Защита проекта

Представ.ление проекта — презентация сообщения

6

Аналитический

Анализ результатов работы

(Группы, работая с источниками информации, раскрывают содержание определенного пункта плана.)

lV. Работа по теме урока

1. Экономическое развитие и политическое устройство Италии в последней трети XIX в.

(Первая группа использовала материал учебника (S 22,

с. 196-199).)

Примерное содержание сообщения первой группы план

1.  Цена объединения.

2.  Конституционная монархия.

3.  Экономическое развитие Италии.

4.  Движение протеста в стране.

I. Рост военных расходов. Долги упраздненных монархий. Огсутствие тяжелой промышленности. Полуфеодальные отношения в сельском хозяйстве. Необходимость модернизации страны.

2.       Создание двухпалатного парламента (сенат и палата депутатов). Право короля назначать сенаторов. Сенаторы — пожизненная должность. Депутаты — выборная должность. Избирательное право у 2% населения. Исполнительная власть в руках монарха. Власть папы римского священна.

3.       Разорение крестьянских хозяйств. Выделение трех отраслей сельского хозяйства: производство зерна; производство оливок, винограда и цитрусовых; скотоводство. Слабость промышленной буржуазии. Узий внутренний рынок, связанный бедностью населения. Отсутствие природных ресурсов. Необходимость государственной поддержки промышленных предприятий. Иностранные инвестиции, льготное налогообложение, создание государственного сектора экономики. Успехи автомобилестроения. «Фиат» — один из крупнейших мировых концернов. Правление Умберто 1. Массовая эмиграция.

4.       Восстание на Сицилии в 1893—1894 гг. Голодные бунты 1898 г. Всеобщая забастовка в Милане. Образование Итальянской социалистической партии в 1892 г. Убийство анархистами Умберто в 1900 г.

2. Внешняя политика Италии — «стать не хуже других»

(Вторая группа использовала материал учебника (S 22, с. 199, 200, документы на с. 201) и дополнительный материал, предложенный учителем.)

Примерное содержание сообщения второй группы план

l. Рост армии и военного флота.

2.  Начало захвата колоний.

3.  Участие в Тройственном союзе.

4.  Между двумя блоками.

1.      Рост расходов на вооружение, увеличение численности армии. Чрезвычайные кредиты на эти цели (127 млн в 1882 г., 212 Рушн в 1885 г.). Повышение. обычного бюджета на военные нужды на l0 млн. Увеличение числа корпусов с 10 до 12 и численности солдат действительной службы с 300 тыс. до 430 тыс.

Запас второй очереди под именем территориальной милиции. Подготовка молодого поколения к военной службе путем создания стрелковых обществ. Организация флота. Спуск на воду броненосцев нового типа «Дуилио» и «Лепанто».

2.      Эритрея — первая колония. Протекторат над Сомали. Вторжение в Эфиопию. Поражение в бою с армией абиссинцев в 1896 г. Участие в подавлении восстания в Китае. «Мирное проникновение» в страны Восточного Средиземноморья.

З. Взаимная гарантия неприкосновенности территорий странучастниц Тройственного союза. Упрочение за Германией обладания Эльзас-Лотарингией, за Австрией — Боснией и Герцеговиной, за Италией — Римом. Неудобства и выгоды Тройственного союза для Италии. Устранение из первоначального немецкого проекта пункта о проведении Италией строго консервативной политики внутри страны. Поражение Манчини по вопросу об обеспечении поддержания равновесия на Средиземном море странами-участницами Тройственного союза (ограничение Франции в ее новых предприятиях). Утрата Италией притязаний на Триент и Триест.

4 . Политика Виктора-Эммануила III. Создание Антанты. Соглашение Италии со странами Антанты о разделе сфер влияния на Средиземноморье. Италия — «нация-пролетарка».

Дополнительный материал

Внешняя политика. Вооружение

После того как тунисское дело резко вывело Италию из ее апатии, она подчинила все свои воспоминания и все свои мечты одной-единственной мысли: сделаться сильной, чтобы внушать страх другим, обеспечить себя на будущее время от всяких неожиданностей подобного рода, получить компенсацию за пережитое унижение. Силу Италия приобрела вооружениями, безопасности она искала в Тройственном союзе. Компенсацию она нашла, как ей казалось, на побережье Красного моря. Тотчас после происшествий в Тунисе она с величайшей энергией приступила к работе по увеличению своей военной мощи. Палаты беспрепятственно вотировали испрошенные чрезвычайные кредиты: 127 миллионов в 1882 году, 2l2 миллионов в 1885 году, не считая повышения обычного бюджета на 10 миллионов. Деньги эти пошли на увеличение числа корпусов с 10 до 12 и численности солдат действительной службы с 300 000 до 430 000, на учреждение — под именем территориальной милиции — запаса второй очереди, на перевооружение, на подготовку молодого поколения к военной службе путем создания стрелковых обществ. Организация флота была предметом такой же заботливости и потребовала таких же жертв. Как раз в это время по инициативе талантливого инженера Брина спущены были на воду огромные броненосцы, такие как «Дуилио» и «Лепанто», совершенно нового типа и невиданной до того времени боевой мощи.

Тройственный союз

Вооружения Италии делали ее способной при случае выдержать войну; но только союзы с другими державами могли обеспечить ей возможность предупредить вооруженное столкновение. В этом вопросе общественное мнение, которому политика сохранения изолированности надоела, было вполне единодушно. Где же искать такого союза? Депретис склонялся к основанному на забвении ПРОИТОГО соглашению с Францией, но большинство населения и парламентские круги отвергали такое решение как недостойное великой страны и стояли за соглашение с Австрией; предполагалось, что эта держава охотно вступит в соглашение со своей соседкой, чтобы иметь возможность в полной безопасности заняться осуществлением своих восточных проектов.

Выразителем этого настроения явился министр иностранных дел Паскуале Манчини, в октябре l882 года убедивший королевскую чету совершить пышно обставленное путешествие в Вену. Это путешествие имело целью только нащупать почву; искусству Бисмарка удалось превратить его в прелюдию союза. Желая дешево приобрести поддержку Италии, Бисмарк напугал ее, подняв в газетах римский вопрос, предложив папе убежище в Фульде; мало-помалу он убедил Италию в том, что ее присоединение к заиюченному в 1879 году австро-германскому соглашению — единственное для нее средство обезопасить себя от притязаний Льва Xl ll на светскую власть. Спешно были предприняты переговоры при посредстве де Лонэ, посланника в Берлине, и де Робиланта, посланника в Вене; переговоры привели к секретному договору 20 мая l882 года. В силу этого заключенного на пять лет соглашения высокие договаривающиеся державы взаимно гарантировали друг другу неприкосновенность их территорий, упрочивая таким образом за Германией обладание Эльзас-Лотарингией, за Австрией — Боснию и Герцеговину, за Италией — Рим. Манчини удалось устранить из первоначального немецкого проекта пункг, навязывавший Италии обязательство проводить внутри страны строго консервативную политику. Зато ему не удалось одержать верх по капитальному вопросу об обеспечении не только территорий, но и общих первостепенных интересов — под этим выражением он разумел поддержание равновесия на Средиземном море. Теперь нетрудно было рассчитать, в чем для Италии заключались неудобства и выгоды Тройственного союза. Что она выигрывала? Обладание Римом, которому никто не угрожал. Чем она жергвовала? Своими притязаниями на Триент и Триест, особенно близкими ее сердцу и вспыхнувшими с новой силой по случаю одного недавнего инцидента (дело Оберданка). Чего она добивалась? Обеспечения от каких бы то ни было новых предприятий Франции в Средиземном море, а как раз об этом пункте договор умалчивал.

Таковы были выводы, сделанные человеком, на которого в силу занимаемой им должности была возложена задача подготовки этого союза. С самого начала переговоров де Робилант указывал Риму, что неуместно проявлять в этом деле чрезмерное усердие; получилось бы впечатление, что Италия вымаливает себе этот союз, а не свободно договаривается о нем. Когда союз был заключен, тот же Робилант подчеркивал, насколько этот союз теряет свое значение вследствие сближения трех северных держав, происшедшего в Скерневицах (1884). Наконец, позднее (июль 1886 г.), сделавшись министром иностранных дел, Робилант, на просьбу де Лонэ посетить Бисмарка, самым откровенным образом из.ложил свои взгляды в следующих словах: «Положительно, Италия утомлена этим бесплодным союзом, и я слишком глубоко чувствую, что он всегда будет бесполезен для нас. Поэтому более чем вероятно, что я не возобновлю союза, а буду сознательно выжидать подходящего момента, прежде чем связывать себя». Однако возобномение союза состоялось, притом до истечения срока (март 1887 г.). Удалось ли министру ввести в договор новые пункты, расширявшие его значение? Обеспечрш ли он путем особого соглашения с Англией поддержание равновесия на Средиземном море? Друзья Робиланта распространили слухи об этом, но официальные документы, которыми эти слухи подтверждались бы, отсутствуют. Как бы то ни было, это событие еще более отдалило перспективу франкоитальянского сближения (Э. Лависс, А. Рамбо. История XIX века) З. Экономическое развитие и политическое устройство АвстроВенгрии во второй половине МХ в.

(Третья группа использовала материал учебника (S 23,

с. 203—205, дополнительный материал на с. 210).)

Примерное содержание сообщения третьей группы План




. «Мир вчерашнего дня».

2.   «Весна народов» в империи Габсбургов.

3.   Политическое устройство Австро-Венгрии.

4.   Начало промышленной революции.

1.      Австро-Венгрия — многонациональное государство. Средневековые пережитки: барщина и оброк, цеховые ограничения. Политическая цензура. Начало промышленной революции в Чехии и Нижней Австрии. Вена — крупный промышленный центр империи.

2.      Начало революции. Отставка Меттерниха. Создание двухпалатного парламента. Восстание в октябре 1848 г. Отставка императора Фердинанда 1. Реформы Франца Иосифа 1. Восстание в Чехии и Венгрии. Помощь России в подавлении венгерского восстания.

3.      Франц Иосиф — император Австрии и король Венгрии. Новая конституция Австрии. Три общеимперских министерства: военное, финансовое и иностранных дел. Общий государственный флаг, единые армия и финансовая система. Избирательное право только у 6—7 % населения Австрии и Венгрии.

4.      Промышленный подъем конца 1880-х гг. Образование крупных промышленных предприятий («Шкода»). Центр промышленного производства — чешские земли (около 60% всего производства империи). Венгрия — центр переработки сельскохозяйственной продукции. Объединение трех городов, образование Будапешта. Отсталость сельского и массовая эмиграция из страны.

4. Национальные противоречия и внешняя политика АвстроВенгрии

(Четвертая группа использовала материал учебника (S 23, с. 207, 208) и дополнительный материал, предложенный учителем.)

Примерное содержание сообщения четвертой группы План

1.   Внешняя политика Австро-Венгрии в первой половине

2.   Рост национальных идей у славянских народов.

3.   Особое положение Венгрии.

4.   Внешняя политика Австро- Венгрии в конце XIX в.1.     




Внутренняя слабость Габсбургской монархии, стремительное снижение влияния Австрии в европейских делах. Канцлер Метгерних на службе у двух императоров. Ненависть правителей Австро-Венгрии к изменениям. Неспособность Меттерниха предотвратить роста враждебности венгров к монархии. Усиление национального движения в итальянских и чешских провинциях. Австрия — главный враг для представителей нараставшего либерального движения в Германии.

2.      Развитие национальной культуры в Чехии и Словакии. Движение в Чехии за восстановление чешской короны. Компромисс с австрийской короной. Демократические реформы. Сохранение неравенства в положении славянских народов.

3.      Реформы в Венгрии после революции 1848 г. Политические права и свободы для коренного населения страны. Отказ в праве на национальную независимость национальным меньшинствам, проживающим в Венгрии. Образование Австро-Венгрии в 1867 г. из двух независимых во внутренних делах государств.

4.      Стремление Австро-Венгрии усилить свое влияние на Балканах. Получение права на управление Боснией и Герцеговиной в 1878 г. Образование Тройственного союза в 1882 г. между Германией, Австро-Венгрией и Италией. Курс на подготовку и участие в Первой мировой войне.

Дополнительный материал

Принципы Метгерниха

Меттерних занял пост австрийского канцера в 1821 г. Этот приверженец решений Венского конгресса в течение нескольких десятилетий оказывал в.лияние на правительство Австрии, а таюке на Пруссию и Россию. Этот государственный деятель считал себя хранителем социального и международного равновесия.

Международное равновесие, по мнению Меттерниха, состояло в сохранении системы государств, сложившейся после XV в. В рамках этой системы несколько великих держав взаимно уравновешивали друг друга, выступая совместно против попыток какой-либо страны занять доминирующее положение в Европе. Под свой контроль положение дел в Европе в свое время пытался взять Наполеон, и Меттерних опасался, что такие же амбиции мог лелеять Александр 1. Этот австрийский государственный деятель был убежден в необходимости подчинения интересов любого государства интересам системы государств в целом. В его представлении общий интерес заключался в сохранении баланса сил и неукоснительном осуществлении договорных обязательств. Тот же самый интерес требовал и защиты социального и государственного порядка внутри каждого из государств. Меттерних был сторонником абсолютной монархии при опоре на сильную армию, бюрократию и союз между государством и церковью, считал нежелательными любые уступки либерализму.

Меттерниху удалось привлечь Пруссию и Россию к доктрине «вмешательства», которая угверждала право и обязанность консервативных сил подавлять либеральные беспорядки, когда бы и в какой бы части Европы они ни происходили. Франция и Британия выступили против общего применения такого права, но не возражали против подавления Австрией революции в Неаполе, которая урожала позициям Вены в Италии. Австрия и Пруссия сотрудничали в подавлении либерального движения в Германии.



Со временем влияние Австрии в европейских делах стремительно уменьшалось, скрывать внутреннюю слабость Габсбургской монархии было все труднее. Метгерних понимал необходимость реформ, однако занимался в основном дипломатией и ценил спокойствие, находясь на службе у двух императоров, которые ненавидели любые изменения (до 1835 г. у Франца 1, а затем у Фердинанда 1). Меттерних не смог предотвратить роста враждебности венгров к монархии и устения национального движения в итальянских и чешских провинциях. Нараставшее либеральное движение в Германии видело своего главного врага в Австрии.

Система Меттерниха неожиданно распалась весной l848 г. В этом событии соединшшсь массовый бунт, дворцовые интриги и бюрократический саботаж, Престарелый канщлер не пожелал бороться за свое положение и с готовностью ушел в отставку, когда этого потребовали эрцгерцоги. Чтобы избежать насилия, уехал в Лондон, а в 1850 г. перебрался в Брюссель. Вернулся в Австрию в 1852 г. Умер Меттерних в Вене l l июня 1859 г. V. Закрепление изученного материала

(Фронтальный опрос.)

— Почему Австро-Венгрию называли «лоскутной империей»? (В ее состав входили австрийские, ПОЛЬСКИе, венгерские, чешские, саовацкие, словенские земли, часть территории совремеННЫХ Украины, Италии, Румынии.)

 Назовите причины эмиграции в Италии и Австро-Венгрии. (Сохранение полуфеодальных отношений в сельском хозяйстве и бедность крестьянства, отставание птмышенногоразвития.)

В чем особенности развития капитализма в Италии? (Создание государственного сектора экономики, неравномерное развитие севера и юга страны, отсталость сельского хозяйства, низкая покупательная способность населения.)   Покажите на карте колонии Италии.

 Покажите на карте национальные районы Австро- Венгрии.

Vl. Подведение итогов урока

(Оценивание работы групп, формулирование общего вывода.) Напряжение в итальянском обществе создавала авантюрная внешняя политика, направленная на захват колоний, и бедность населения. Империя Габсбургов не могла разрешить национальных противоречий, что вело к ее распаду.

Но и эти страны вступили в эпоху монополистического капитализма. Образуются крупные промышленные и банковские корпорации. В Италии создается государственный сектор экономики, усиливается связь государства с промышленными корпорациями. В Австро-Венгрии процесс модернизации происходил неравномерно. Центрами экономики стали Вена и Венгрия.

домашнее задание

Повторить S 19—23.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Италия: время реформ и колониальных захватов.

Автор: Гюлахмедова Альбина Назимовна

Дата: 24.04.2021

Номер свидетельства: 579177

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(228) "Методическая разработка урока по всемирной истории на тему: "Международные отношения в начале 20 века. Первая мировая война". "
    ["seo_title"] => string(138) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-vsiemirnoi-istorii-na-tiemu-miezhdunarodnyie-otnoshieniia-v-nachalie-20-vieka-piervaia-mirovaia-voina"
    ["file_id"] => string(6) "165777"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422874013"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Итоговая контрольная работа по Новой истории. 8 класс. "
    ["seo_title"] => string(55) "itoghovaia-kontrol-naia-rabota-po-novoi-istorii-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "132910"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1416420908"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства