kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

История и система образования в 20-30 годы XX века.

Нажмите, чтобы узнать подробности

определить положение казахского языка и проанализировать положительные и отрицательные последствия в сфере образования и науки для населения Казахстана, в епрвой половине ХХ века,в советский период.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«История и система образования в 20-30 годы XX века.»

Раздел:

Культура Советского Казахстана: наука и образование

ФИО педагога

Тулегенова Кунзиля Токпаевна

Дата:


Класс: 9

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

Тема урока

Наука и система образования в 20-30 годы XX века.

Исследовательский вопрос: Каковы достижения и недостатки в сфере науки и образования в 20-30 годы XX века?

Цели обучения в соответствии
с учебной программой

8.2.3.3 анализировать изменения в сфере образования и науки в первой половине XX века

8.2.3.2 определять положение казахского языка в советский период;

Цели урока

Определить положение казахского языка и проанализировать положительные и отрицательные последствия в сфере образования и науки для населения Казахстана, в первой половине XX века, в советский период.


Ход урока:

Этап урока/ Время

Действия педагога


Действия ученика

Оценивание

Ресурсы

Начало урока

I.Организационный момент. Эмоциональный настрой учащихся на урок. 5 минут

Психологический настрой на урок. (создание коллаборативной среды). Старая притча:.

Голодный и оборванный человек подошел к рыбаку и попросил его накормить. Рыбак посмотрел на него и сказал: « Вот там лежит невод, возьми его и отнеси к морю». Человек огляделся, вздохнул, нашел невод и, недоумевая, понес к морю. Рыбак пошел следом за ним. Они сели в лодку и вышли в море. Человек греб сначала неумело, а затем лучше и лучше, наконец, сам привел лодку к месту, где ему предложили остановиться. Затем они забросили невод и поймали рыбу. На берегу рыбак попросил человека набрать сухих веток, и они вместе разожгли костер. Когда рыба была готова, они вместе наелись, отогрелись, отдохнули. И тогда человек спросил рыбака: «Почему ты не дал мне хлеба, который был у тебя в хижине, а заставил проделать все это?» Рыбак немного помолчал, а потом ответил: « В этом случае я бы только утолил твой голод, но только один раз., а так я научил тебя быть сытым всю жизнь»

Вопрос классу: какое отношение имеет эта притча к нашему уроку?

Вывод из притчи: чтобы быть сытым всю жизни- надо учиться, постигать способы добывания знаний, в условиях современной жизни. Имея знания- человек никогда не будет голодным.

Вызов: Глядя на эти картинки определите два ключевых слова нашей темы:



Ответ: наука и образование.



На прошлом уроке мы познакомились с одним из величайших интеллигентов казахской земли. (Тема вопросов и ответов по А. Байтурсынову) Указывает годы жизни и место рождения А. Байтурсынова

конкретные факты участия А. Байтурсынова в общественной дятельности

вклад А. Байтурсынова, как одного из влиятельных людей своего времени на в развитие общественного сознания своего народа.

А.Байтурсыновым в области развития казахской лингвистики. реформированию (изменению) алфавита. Вкладе А. Байтурсынова в развитие казахской лингвистики.

Определяет произведения, научные труды А. Байтурсынова. «Маса».

вывод о жизни А.Байтурсынова, как представителя казахской интеллигенции начала XX века.

ФО «Устная обратная связь»
















отвечают на вопросы учителя, дают свои варианты ответа.







Записывают тему урока, узнают целевую установку урока







Работа классом













комментирую ответы учеников










ФО: устная похвала















ФО устно






Середина урока

II. Изучение –объяснение нового материала.15

мин




СОР

. Объяснить смысл новых процессов в области культуры и образования:

Задание: Составляют характеристику с образования

Дескрипторы:

  1. Определяют: как шел процесс ликвидации неграмотности среди взрослого населения.

  2. Определяют деятельность нового органа «Долой неграмотность

Выполняют задание








ФО устно





Учебник История Казахстана.








Домашнее задание































Тест с ответами

В области культуры стояли задачи ликвидации разрыва между ранее отсталыми народами и Центральной Россией в первые десятилетия Советской власти.


В условиях перехода к мирной жизни встала необходимость:

В ликвидации неграмотности (ликбез);

В подготовке кадров;

В повышение культурного уровня трудящихся.

На пути осуществления культурного строительства в крае стояла немало преград:

Нехватка национальной интеллигенции; великодержавный шовинизм; отсутствие материально-технической базы.

Центрами организации просветительской работы и ликвидации неграмотности среди бедноты стали красные юрты.

В1924 г. было образовано общество «Долой неграмотность».

В декабре 1931 г. было введено всеобщее обязательное обучение трудящегося населения республики в возрасте от 15 до 50 лет.

Всеобуч в районах с кочевым населением был введён с весны 1931 г.

В мае 1926 г. СНК республики принял «Устав единой трудовой школы Казахской АССР»:


Снижен удельный вес одногодичных и двухгодичных школ;

Увеличен удельный вес «трехлеток» и «четырехлеток»;

Открывались школы для девушек.

Особое внимание в 20-30-е гг. XX в. уделялось охвату школьным образованием девушек-казашек.

В 1930-1931 учебном году был введен всеобуч в оседлых районах.

С весны 1931 г. - в районах с кочевым населением.

В результате голода 1931-1932 гг. в стране возросло количество детских домов и интернатов.

Осенью 1932 г. были устроены в детские дома 68 тыс. детей.


Предусматривалось:

Материальная помощь учащимся;

Выдача стипендий;

Бесплатное снабжение учебниками;

Снабжение обувью, одеждой, транспортом.

Шефство над всеобучем взял комсомол.

Накануне войны сотни учителей были награждены орденами и медалями.

Звание «Заслуженный учитель Казахского ССР» получили С.Кобеев, Л .Добра некая, Н.Волков, С.Акишев, А. Акатов, Ш.Сарыбаев идр.

Деятели национальной интеллигенции принимали активное участие в создании оригинальных учебников и учебных пособий на родном языке:

А.Байтурсынов написал учебные пособия по родной речи, иллюстрированный букварь;

Ж.Аймауытов - методика преподавания родного языка, ставившая проблему двуязычия, интернационального и нравственного воспитания учащихся;

К.Сатпаев - первый учебник алгебры для средней школы на казахском языке;

А.Букейханов - автор учебника по' географии.

В 1939 г. грамотность населения республики уже достигла 65%, а среди казахского населения - 40%.


Высшее и среднее специальное образование

В 1928 г. - первый педагогический институт, которому позже было присвоено имя Абая.

В 1929 г. - Алма-Атинский ветеринарнозоотехнический институт.

В 1930 г. - Казахский сельскохозяйственный институт.

1931 г. - Алма-атинский медицинский институт.

1931-32 гг. - Уральский и КзылОрдинекий пединституты.

В 1934 г. - Казахский горно- металлургический институт.

Крупным событием в культурной жизни республики стало открытие в 1934 г. Казахского государственного университета им. С.М.Кирова.

Накануне Великой Отечественной войны в Казахстане действовало 20 вузов, 118 средних специальных учебных заведений, в которых обучалось около 40 тыс. человек.

В вузах и техникумах различных регионов страны в 30-е годы обучались около 20 тыс. казахстанцев.

Народное хозяйство все еще ощущало нехватку научно-технических кадров.


Учебные заведения отражали сырьевой характер специализации отраслей промышленности;

Вследствие сталинских репрессий ряды инженерно-технической, научной и творческой интеллигенции Казахстана сильно поредели.

20-30-е годы стали периодом становления науки в Казахстане

Появились крупные центры по изучению истории, этнографии, экономики края, естественных наук.

Возникло Общество по изучению Казахстана. В работе секций этого Общества активное участие принимали

С.Асфендияров, А.Затаевич, А.Диваев, К.Жубанов, А.Байтурсынов, Ж.Аймауытов, М.Жолдыбаев, А.Чулошников, A. Якубовский и др.

В 1926 г. М.Е.Массон производил раскопки на месте древнего города Тараза.

Комплексная экспедиция 1926-1927 гг. осуществила статистико-экономическое, почвенно-ботаническое, геологическое, гидрогеологическое обследование всего Казахстана.

В 1932 г. основана база Академии Наук СССР в Казахстане, которая первоначально имела секторы - зоологический, ботанический и Ботанический сад в Алма- Ате.

В 1935 г. открыты секторы геологии и истории.

В развития науки в Казахстане принимали участие Президенты АН СССР С.Вавилов, B. Комаров, крупный тюрколог, академикА.Самойлович, ученый-геолог, академик А.Архангельский.

Видную роль в развитии науки в Казахстане сыграл К.И.Сатпаев.

В 1935 г. была издана первая часть «Истории Казахстана с древнейших времен», написанная профессором C. Асфендияровым.

Накануне Великой Отечественной войны в 57 учреждениях Казахстана (включая вузы) трудилось, более 1700 ученых.

К началу войны задачу ликвидации неграмотности среди взрослого населения в основном удалось выполнить.


Литература и искусство

Развитие литературы.

Особое место в культурном наследии этих лет занимает казахская литература.

С.Сейфуллин, который стоял у истоков многонациональной советской литературы продолжил традиции Абая и дал новое дыхание поэзии.

Сборник поэм М.Жумабаева, вышедший в 1913 г., внес жанровое разнообразие в казахскую поэзию.

- Любовная лирика Магжана, поэмы на гражданскую тематику подняли казахскую поэзию на новые вершины («Батыр Баян», «Сказка», «Кобыз Койлыбая», «Жусипхан»)

Казахская советская литература в те годы пополнилась произведениями;


С.Сейфуллин «Кокшетау»;

С.Муканов «Сулушаш», «Ботагоз»;

И.Жансугуров «Кулагер»;

И.Байзаков «Куралай сулу»;

Б.Майлин «Азамат Азаматыч»;

Ж.Аймауытов «Карткожа»;

С.Ерубаев «Мои ровесники»;

Г.Мустафин «Жизнь и смерть».

Историко-революционный роман:

С.Сейфуллин «Тернистый путь, трудный переход» (1927 г.). Темы: Национально- освободительное движение 1916 г., Февральская революция, Октябрьская революция, Гражданская война.

Успехи в драматургии:


М.Ауезов «Айман-Шолпан», «Ночные раскаты».

Б.Майлин «Жалбыр».

Г.Мусрепов «Кыз-Жибек», «Козы Корпеш и Баян сулу».

Ж.Аймауытов «Карьеристы», «Оплот народа».

В казахскую литературу в конце 20-х и в 30-е гг. пришла талантливая творческая молодежь - Ж.Саин, К.Аманжолов, Г.Орманов, А.Тажибаев, Ж.Сыздыков, А.Сарсенбаев, Т.Жароков, А.Жумагалиев, Д.Абилев, Х.Бекхожин.

Нурпеис Байганин, Шашубай Кошкарбаев, Иса Байзаков, Жамбыл Жабаев воспевали революцию, советскую Отчизну, свободу, гуманизм, любовь.


Многонациональная литература

И.Шухов «Горькая линия», «Ненависть».

Художественные произведения уйгурских писателей и поэтов.


Переводы

Велик вклад казахских писателей в процессе взаимного обогащения литературы:

М.Жумабаев перевел произведения Гете, Гейне, М.Горького, В.Иванова, Д.Мамина- Сибиряка; А.Байтурсынов - И.А.Крылова; Ж.Аймауытов - А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.Шиллера, Г.Тукая, пролетарский гимн «Интернационал»;

Искусным переводчиком проявил себя А.Букейханов, представитель казахской дореволюционной интеллигенции.

Однако процесс развития казахской литературы был прерван из-за сталинских репрессий 30-х гг.


Искусство

Организовались во многих городах:


Клубы;

Народные дома;

Казахские и русские хоровые;

Драматические, литературные кружки;

Народные театры.

Центром культурно-массовой работы стали национальные воинские формирования.

В 20-30-е гг. XX в. огромный интерес у эмигрантов вызывала народная музыка.

Огромный интерес к изучению народной музыки проявил А.В.Затаевич, он записал более 2300 народных песен и кюев, опубликовал:


В 1925 г. - сборник «1000 песен киргизского (казахского) народа»;

В 1931 г. - сборник «500 песен и кюев казахского народа»;

В 1932 г. был удостоен звания «народный артист Казахстана»;

Советский ученый-музыковед Б.В.Асафьев оценил «1000 казахских песен» ценнейшим памятником вековой и тысячелетней культуры.

В 1922 г. в Каркаралинске прошел конкурс народных певцов.

В Москве на концерте народов СССР принял участие хор Петропавловского педагогического училища под управлением И.Коцыка.

11 Амре Кашаубаев своим могучим талантом удивил зрителей Европы:


В 1925 г. - на Всемирной выставке прикладного искусства в Париже;

В 1927 г. - на Всемирной музыкальной выставке во Франкфурте-на-Майне в Германии.

Театральное искусство 1926 г. открыт первый в республике национальный казахский театр в Кызыл- Орде.


Режиссер театра - Ж.Шанин;

Артисты: Е.Умирзаков, С.Кожамкулов,

К.Бадыров, К.Жандарбеков,К.Куанышбаев, А.Кашаубаев, И.Байзаков.

Первая пьеса - «Енлик-Кебек» М.Ауезова. - «Козы Корпеш - Баян сулу» Г.Мусрепова, «Абай» М.Ауезова и Л.Соболева.

Поставлены: «Женитьба» и «Ревизор» Н.Гоголя, «Отелло» В.Шекспира.

В1937 г. театр стал называться «Казахский Академический театр драмы».

В 1933 г. в Алма-Ате - Уйгурский театр.

В 1937 г. в Кзыл-Орде - Корейский театр. Музыкальная драма, имевшая успех на сцене корейского театра в Кзыл-Орде: «Чупхин-дон».

В 1934 г. - Казахский государственный музыкальный театр (оперы и балета). Спектакль, показанный более 100 раз на сцене Казахского музыкального театра оперы и балета только в первом сезоне 1934 г. «Айман-Шолпан».

В 1934 г. - Казахский государственный оркестр им. Курмангазы (А.Жубанов).

В 1936 г. - Казахская государственная филармония им Жамбыла.

В 1936 г. в Москве проходила 1-ая декада казахского искусства, и там представлены оперы - «Кыз-Жибек», «Жалбыр».

Там К.Байсеитова была удостоена Народной артисткой СССР (1936 г.).


Киноискусство

В 30-е гг. XX в. Алма-Атинское отделение треста «Востоккино» положило начало развитию киноискусства. Выпустило ряд документальных и немых художественных фильмов.

Студия хроникальных фильмов Казахстана была организована в 1934 г.

В 1938 г. на «Ленфильме» поставили первую казахскую звуковую кинокартину «Амангельды».

Первый игровой фильм казахстанских кинематографистов: «Амангельды».

Изобразительное искусство Центром казахской профессиональной живописи стало мастерская П.Хлудова.

Его талантливым учеником был Абылхан Кастеев.


Культурно-просветительские центры

В1930 г. в республике было 290 библиотек; В 1939 г. - уже 3304;

Государственная публичная библиотека имени А.С.Пушкина (ныне Национальная библиотека РК) в Алма-Ате была открыта в 1939 г.

Действовали 5237 домов культуры и клубов.

В 20-30-е rr. XX в. в сфере культуры противоречивые процессы выразились в одновременном формировании и уничтожении достижений культуры.

В 20-30-е гг. XX в. огромный ущерб развитию культуры наносило идеологизирование.




В республике в годы войны были сосредоточены крупнейшие научные силы страны.

в Боровом вели научные исследования академики В.Алексеев, А.Бах, Л.Берг, С. Берн штейн, В.Вернадский, Н. Гамалея, Н.Зелинский, Л.Мендельштам, А.Орлов.

В столице республики разместилось свыше 20 научно-исследовательских институтов, в том числе институты философии, географии, физиологии АН СССР.

В 1946 году 1 июня была открыта Академия Наук Казахстана во главе К.И.Сатпаева.

В 1942 г. за многолетний труд, за освоение Джезказганского рудника удостоен Государственной премии.

В годы войны образованы:

Алма-атинский государственный педагогический институт иностранных языков;

Чимкентский технологический институт;

Казахская государственная консерватория;

Казахский государственный женский педагогический институт;

Институт физической культуры.

Эвакуированные в годы войны Московский авиационный институт, Московский институт цветных металлов и золота, объединённый Украинский государственный университет (Киевский и Харьковский) вели значительную работу по подготовке квалифицированных кадров.


Около 100 писателей и поэтов Казахстана сражались на фронтах войны.

Произведения тех лет показали идейную и художественную зрелость казахской советской прозы:


М.Ауезов «Абай»;

С.Муканов «Школа жизни»;

Г.Мусрепов «Солдат из Казахстана»;

Г.Мустафин «Шиганак»;

А.Абишев «Молодое поколение».

Казахская литература пополнилась но-выми именами в годы войны - С.Мауленов, Ж.Молдагалиев, Б.Момышулы, М.Габдуллин.

Публицистические статьи офицера- фронтовика Б.Булкышева, Ж.Саин, К.Аманжолов стали заметным явлением.

В Казахстане работали эвакуированные писатели: Ф.Панферов, О.Форш, С.Маршак, К.Паустовский, М.Зощенко.

А.Толстой работал над трилогией «Иван Грозный»;

С. Маршак, С. Михалков принимали участие в подготовке агитплакатов «Окна ТАСС».

В Казахстан было эвакуировано 23 художественных коллектива Москвы, Ленинграда, Киева и др. городов. Работали деятели сцены: В.Марецкая, К.Мордвинов, Г.Уланова, Ю.Завадский; Композиторы: С.Прокофьев, С.Туликов; Художники: Кукрыниксы (С.Куприянов, П.Крылов, (-(.Соколов) и др.

В ноябре 1941 г. на базе эвакуированных киностудий «Мосфильм», «Ленфильм» и Алма-атинской киностудий была организована Центральная объединенная киностудия художественных фильмов. Работали выдающиеся мастера советского кино: С.Эйзенштейн, Л.Трауберг, С.Юткевич, Ф.Эрмлер, Н.Черкасов, М.Жаров, Л.Орлова;

Была организована 4-годичная казахская киноактерская школа;

Были сняты «8-я гвардейская», «Песни Абая», «Сын бойца», «Казахский киноконцерт - фронту», «Тебе, фронт».

11 концертных бригад дали концерты, поднимали дух бойцов.

В 1942-1944 гг. Казахстан посетили 22 делегации с фронта.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
История и система образования в 20-30 годы XX века.

Автор: Тулегенова Кунзиля Токпаевна

Дата: 28.04.2021

Номер свидетельства: 579549

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Проблемы преподавания истории и обществознания с позиций межкультурного диалога "
    ["seo_title"] => string(92) "probliemy-priepodavaniia-istorii-i-obshchiestvoznaniia-s-pozitsii-miezhkul-turnogho-dialogha"
    ["file_id"] => string(6) "141396"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1418118528"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "Конспект внеклассного мероприятия, посвященного 550-летию Казахского ханства "По страницам нашей истории" "
    ["seo_title"] => string(122) "konspiekt-vnieklassnogho-mieropriiatiia-posviashchiennogho-550-lietiiu-kazakhskogho-khanstva-po-stranitsam-nashiei-istorii"
    ["file_id"] => string(6) "203326"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429458638"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Рабочая программа  и КТП  по истории "
    ["seo_title"] => string(37) "rabochaia-proghramma-i-ktp-po-istorii"
    ["file_id"] => string(6) "113729"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1410956584"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Конспект урока по истории "Серебряный век русской культуры""
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekt_uroka_po_istorii_sieriebrianyi_viek_russkoi_kul_tury"
    ["file_id"] => string(6) "361495"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1479824886"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "статья на тему "Применение ИКТ на уроках истории""
    ["seo_title"] => string(53) "stat-ia-na-tiemu-primienieniie-ikt-na-urokakh-istorii"
    ["file_id"] => string(6) "251279"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1447224726"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства