kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

История возникновения письменности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема представлена двумя уроками  с презентацией. Цель: проследить историю возникновения письменности, её поэтапное развитие; формирование новых понятий; донести до учеников мысль, что возникновение письменности – долгий и сложный путь.Познакомить детей с историей письменности, появлением бумаги, алфавита и первых книг.

Просмотр содержимого документа
«История письменности 1 урок»

История письменности (1 урок)


Цель: проследить историю возникновения письменности, её поэтапное развитие; формирование новых понятий; донести до учеников мысль, что возникновение письменности – долгий и сложный путь,

Оборудование: путевые дневники, картинки с: предметным письмом, с вампумами, кипу, рисуночным письмом, наскальной живописью, берестяными грамотами.


Ход урока


  1. Актуализация знаний

На доске:


И100‘3Я письменности


- Разгадайте ребус. («История письменности».)

- О чём же пойдет речь? (О возникновении письменности.)

- Сегодня я предлагаю совершить путешествие в музей Истории письменности…Я буду экскурсоводом, а вы – моими ассистентами. В пути нам необходимо вести «Путевой дневник» (ПД). В него мы будем заносить наиболее важные открытия.

По ходу путешествия мы будем составлять план, который поможет запомнить, связно и последовательно передать полученную информацию, а также отмечать на колодце времени основные этапы возникновения и развития письменности.

Люди знают, кто придумал электродвигатель и антибиотики, конституцию и компьютер. Но эти изменения, изменившие жизнь человечества, никогда не состоялись бы, если бы в древности кто-то, чьих имен мы никогда не узнаем, не изобрел письменность. Времена, когда не существовало письменности, так и называют – доисторическими. Первые шаги на пути создания письма были сделаны человечеством 20–30 тысяч назад. (На доске табличка «20–30 тыс.лет назад».)

- Запишите дату в своем «Путевом дневнике»…

- Можете ли вы представить современную жизнь без книг или газет? (Высказывания детей.).

Обобщение: Они стали настолько обыденным делом, что кажется, что существовали вечно.

- Как развивалось бы человечество, если бы ему пришлось передавать всю информацию только устным способом? (Высказывания детей.)

- Знаний накопилось больше, чем люди могли удержать в памяти и устно передавать друг другу.

Вывод: Речь не могла служить единственным средством общения.

- Так почему возникла необходимость появления письменности? (Для сохранения информации.)

Вывод: Наилучший способ сохранения информации и передачи исторических знаний – это письменность. Поэтому такую ценность для ученых имеют письменные источники.

- Какие письменные источники вы знаете? (Хроники, грамоты, договоры, указы, дневники, летописи)

Обобщение: Письменные памятники – это все типы записей, сделанные на различных материалах: камне, глине, дереве, берёсте или бумаге.

- Путь к появлению письменности был долгим. Человек той ранней эпохи шел на ощупь к открытию письма.


  1. Открытие нового

- Мы в зале № 1. Он называется «Загадочные письмена».

(На доске табличка «Загадочные письмена».)

- Запишите в своем «Путевом дневнике»…Наша цель: проследить историю возникновения письменности, её поэтапное развитие.

Давным-давно люди начали использовать фигурки животных или просто предметы (палочки, камни.) для записи и учета скота, т.е. открыли предметное письмо. (На доске табличка «Предметное письмо».)

- Запишите в своем «Путевом дневнике»…


- У древних людей существовали простые способы записывать события или передавать известия. Если племя хотело объявить другому войну, оно посылало ему копьё или стрелу. А если речь шла о мире, посылали табак и трубку в придачу или зеленую ветку. (На доске табличка «Предметы».)

- Запишите в своем «Путевом дневнике»…


Ученик-ассистент: Древнегреческий историк Геродот рассказывал, что когда могущественный и непобедимый персидский царь Дарий I вел против кочевников-скифов войну, которая «затягивалась и конца ей не было видно», скифские цари отправили к Дарию вестника с дарами. Это были птица, мышь, лягушка и пять стрел. (По ходу рассказа достает предметы-рисунки из корзины.)

– Персы спросили посланца, что означают эти подношения, но тот ответил, что ему приказано только вручить дары и как можно скорее возвращаться. Персам предстояло самим понять значение этих даров…

Ученик-ассистент: Как бы вы разгадали смысл послания? (Высказывания детей.)

Ученик-ассистент: Персы собрали совет. Дарий полагал, что скифы отдают себя в его власть и потому принесли ему в знак покорности землю и воду, ибо мышь живет в земле, лягушка обитает в воде, птица, быстрая как конь, – знак бегства, а стрелы означают, что скифы отказываются от сопротивления. Один из мудрых мужей, сопровождавших царя с ним не согласился. Он истолковал послание скифов совершенно иначе: «Если вы, персы, как птицы, не улетите в небо, или, как мыши, не зароетесь в землю, или, как лягушки, не поскачете в болото, то не вернетесь назад, пораженные этими стрелами». Дальнейшие события показали, что прав был именно этот мудрец: самоуверенный царь Дарий потерпел поражение от скифов.

Обобщение: Дары скифов были своеобразным способом передачи информации.


На доске «Колодец времени» – фишка с изображением стрел, мыши, лягушки, птицы.


- Как ученые называют такой способ передачи информации? (Предметным письмом)

- Когда-то с него и началась история письменности. Удобен ли был такой способ письма? Почему? (Понять письмо можно было по-разному.)


- А сейчас посмотрим другую экспозицию…

Предметным письмом считаются и такие древние способы передачи информации, как вампумы и кипу. (На доске прикрепляются таблички с названиями, дети записывают в ПД.)

- Вампумы – это шнуры с нанизанными на них раковинами разного цвета или пояса, сплетенные из таких шнуров. Североамериканские индейцы использовали вампумы, чтобы передавать информацию. Количество, цвет и взаиморасположение раковин были значимы.


В «Колодец времени» кладём фишку с изображением вампумы.


- Свое древнее значение цвета сохранили и сейчас. С ними мы сталкиваемся в самых различных ситуациях. Враг выбрасывает белый флаг – значит, просит перемирия, человек весь в черном – траур по умершему. Где можно еще встретить такое цветовое письмо? (Сигналы на корабле, светофор, маяк…)

- Самый популярный вид предметной письменности древних индейцев – шнуры с узелками, которые назывались – кипу (узел). Вот как выглядело такое узелковое письмо.


В «Колодец времени» кладём фишку с изображением кипу.


- К основной, толстой веревке в строго определенном порядке прикреплялись более тонкие шнуры, каждый из которых имел свой цвет, свое значение. Кроме того, имели значение толщина и длина шнуров, число и форма узлов. С помощью этих узелков выражалось любое число, а цвет шнура обозначал тот или иной предмет.

- Вы можете прочитать, что здесь написано? (Высказывания детей.)

Вывод: Прочитать такое письмо было нелегко. Нужно было обращать внимание на толщину шнурков и на то, как завязан узел, какие узлы рядом.

- Посмотрите, что я принесла. (Показать узлы макраме.)

- Возможно, каждый узел макраме тоже что-то обозначает.

-Еще и ныне индейцы-пастухи в Южной Америке пользуются шнурами с завязанными на них узелками для подсчета своих стад. Есть индейское племя, которое пользуется веревочным календарем. Отправляясь в дальний путь, муж оставляет жене шнур, на котором столько узлов, сколько дней он предлагает пробыть в дороге. Дальним отголоском такого письма является и наша привычка завязывать для памяти узелок на носовом платке.


- Почему возникла необходимость появления письменности? (Для передачи мыслей, как способ передачи информации, средство общения.)

- Какой недостаток был у первобытных типов письма?

Вывод: Они с трудом могли быть поняты. Нельзя было выразить многие понятия, доступные человеческому мышлению и языку.


- А сейчас посмотрим следующую экспозицию в зале № 2.

Предписьменностью была и пиктография. Слово это означает «рисуночное письмо», т.е. такое, при котором сообщение передается с помощью рисунков.

(На доске табличка «Рисуночное письмо». Дети записывают в свои ПД.)

-К пиктографии относятся и древние наскальные рисунки. Анатоль Франс, французский писатель, сказал: «Первыми книгами людей были камни».

(На доске табличка «Наскальная живопись». Дети записывают в свои ПД.)

В «Колодец времени» – фишка с пиктограммой.


- Рассмотрите рисунок. Что на нем изображено? (Сцена охоты.)

.


- Почему на своих первых рисунках люди рисовали животных? (Высказывания детей.)

- Человек тогда не пахал землю и не сеял. Он охотился на диких зверей, и его жизнь зависела от удачной охоты. Поэтому животные интересовали людей больше всего. Их рисовали углем на стенах пещеры. И ныне, наскальные рисунки поражают нас точностью и реализмом.

Вывод: Несомненно, уже тогда человек сделал первый важный шаг к изобретению письма.

- Переходим к следующей экспозиции. Рисуночное письмо оперирует не буквами, из которых складываются слова, а рисунками (пиктограммами), каждый из которых графически изображает конкретный предмет или явление.


(На доске табличка «Рисунки-пиктограммы», дети записывают в ПД.)


- Пиктография не требует от воспринимающего какой-то особой грамотности. Более того, она может быть одинаково понятна людям, говорящим на различных языках.

Первобытный человек рисовал не ради развлечения, а для того, чтобы передать какое-то содержание или запечатлеть событие. «Нам никогда не узнать, как это происходило», – может быть, подумаете вы. И все-таки был человек, который рассказал нам о создании письменности так живо и красочно, как будто он видел все сам. Это американский поэт, который жил в прошлом веке, Генри Лонгфелло. Свою книгу о вожде индейцев по имени Гайавата Лонгфелло назвал «Песнь о Гайавате». Русскими стихами ее пересказал писатель Иван Алексеевич Бунин. Легендарный вождь индейцев горевал о том, что люди не могут передать своим потомкам то, что они сами знают и умеют. Все знания исчезают – растворяются во времени.


«При свиданье – с глазу на глаз

Мы ведём свои беседы;

Но, расставшись, мы вверяем

Наши тайны тем, которых

Посылаем мы друг к другу;

А посланники нередко

Искажают наши вести

Иль другим их открывают».


- И вот для того, чтобы ничего не забывалось, и люди могли даже через века передать свои мысли и чувства, Гайавата изобрел письменность.


Ученик-ассистент:

Из мешка он вынул краски,

Всех цветов он вынул краски

И на гладкой на берёсте

Много сделал тайных знаков,

Дивных и фигур и знаков;

Все они изображали

Наши мысли, наши речи.


(Показать рисунок на бересте, прикрепить на доске.)


Белый круг был знаком жизни,

Чёрный круг был знаком смерти;

Для земли нарисовал он

Краской линию прямую,

Для небес – дугу над нею,

Для восхода – точку слева,

Для заката – точку справа,

А для полдня – на вершине.

Все пространство под дугою

Белый день обозначало,

Звезды в центре – время ночи,

А волнистые полоски –

Тучи, дождь и непогоду.


- Для чего Гайавата изобрел письменность? ( Для того, чтобы ничего не забывалось, и люди могли даже через века передать свои мысли и чувства.)

- Как вы думаете, сколько же надо было изобрести рисунков, чтобы обозначить все, что окружает людей, и все, что они хотели сказать друг другу? (Высказывания детей.)

Вывод: Очень много рисунков надо было изобрести, а изучать эту грамоту надо было не недели, а месяцы и годы.


В «Колодец времени» – фишка с берестяной грамотой.


- Как только возникла письменность, возник и вопрос: а как читать? Если написавший придавал письменным знакам одно значение, а читающий – другое, то ничего хорошего не получалось. Об этом забавно рассказал Редьярд Киплинг в сказке «Как было написано первое письмо». История произошла в племени людей в далёкие «дописьменные» времена.

Ученик-ассистент: В сказке говорится о маленькой девочке по имени «Девочка-которую-нужно-хорошенько-отшлёпать-за-то-что-она-такая-шалунья». А попросту её звали Таффи.

Однажды она отправилась со своим отцом к реке, чтобы набить к обеду карпов. Но тут им не повезло: у отца сломалось копьё. Таффи подумала, что хорошо было бы послать маме записку, чтобы она прислала новое копьё.

Было очень досадно, что никто из них не умел ни читать, ни писать: в те времена письменности ещё не существовало.

В это время по берегу шёл Незнакомец, который не понимал их языка. Таффи решила направить его к маме за копьём. На куске берёзовой коры она процарапала акульим зубом такие рисунки: папу со сломанным копьём в руке, другое копьё, которое нужно принести, самого Незнакомца с копьём в руке, чтобы он не забыл его принести. Чтобы он легче нашёл дорогу, девочка нарисовала бобров, которые встретятся на пути. На последнем рисунке она изобразила маму с копьём в руке.


Таффи думала, что на этих рисунках всё понятно. Однако Незнакомец «прочёл» эти рисунки по-другому. Он подумал, что отец Таффи – вождь племени и что он в опасности. «Если я не приведу племя этого великого вождя ему на помощь, его убьют враги, которые подкрадываются с копьями со всех сторон», – подумал он. (За врагов с копьями он принял бобров которых девочка изобразила очень много.) «Я пойду и приведу ему на выручку всё его племя», – решил Незнакомец.

И уже совсем плохо получилось, когда письмо попало к маме. Мама «прочла» его так. Она подумала, что Незнакомец проткнул её мужа копьём, сломал ему руку, напугал девочку и целая шайка злодеев подкрадывается к Таффи и её отцу сзади (она тоже приняла бобров за врагов). Ох, и досталось же Незнакомцу от разъярённых женщин этого племени. А тот не мог им ничего объяснить: ведь он не знал их языка. Оказывается, написать письмо – это только полдела: нужно ещё уметь его прочитать.

Когда недоразумение выяснилось, все долго смеялись, а потом главный вождь племени сказал: «О Девочка-котрую-надо-хорошенько-отшлёпать-за-то-что-она-такая-шалунья, ты сделала великое открытие!.. Придёт день, когда люди назовут его умением писать!»

- Если вам понравилась история Таффи, прочитайте книгу.

- Давайте попробуем нарисовать в группах свое рисуночное письмо. Каждая группа получает задание. Вы пишите записку. А потом посмотрим, что у нас получится…

(Всем группам дается одинаковый текст: «Жди меня около дерева на углу футбольного поля в 3 часа дня – мы пойдем ловить рыбу». Ученики работают в группах по 4 человека.)

Показать свой вариант –


- Почему же получились такие разные работы? (Все по-разному поняли текст.)

- Почему способ сообщений пиктограммами не очень удобный? (Понять письмо можно по-разному.)


  1. Осмысление нового материала, применение усвоенного, закрепление изученного

- А могли бы вы придумать рисунки, обозначающие знакомые вам пословицы? Попробуйте!

Работа в группах произвольного состава по выбору. Каждой группе выдаются заранее напечатанные пословицы:

1. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

2. Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.

3. Волков бояться – в лес не ходить.

4. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

5. Не рой яму другому, сам в неё попадёшь.

6. Один в поле не воин.


- Много веков пользовались рисуночным письмом люди, но, как оказалось, не все граждане земного шара отказались от таких писем и в XX веке. В 1948 году вожди нескольких индейских племен послали президенту США письмо, очень озадачившее чиновников Белого дома. Индейский писец на куске коры нарисовал нескольких животных, соединив их глаза и сердца какими-то линиями. Рядом он нарисовал контуры озера, знакомого американцам по географическим картам.



- Как же все это было понять? Как бы вы перевели это послание? (Высказывания детей.)

- Нашелся переводчик, который все расшифровал. Вот что означало послание индейцев: «Племена Журавля, Трёх Куниц, Медведя, Морского Человека и Морского Кота поручили в едином порыве сердец (это изображено линиями, соединяющими все фигуры.) главе племени Журавля обратиться с просьбой к президенту о разрешении им переселиться в места, которые обозначены в прошении».

- Почему вы не смогли правильно понять содержание этого послания? (Индейцы придавали знакам одно значение, а мы – другое.)


- А где употребляется рисуночное письмо в наше время? (На вывесках магазинов, в дорожных знаках …)

- Почему пиктограммы удобны? (Пиктограммы удобны, поскольку всем понятны, простые, наглядные.)

- Какие же недостатки имеет пиктографическое письмо? (Трудно передать сложное содержание, авторы создавали все новые пиктограммы, что приводило к путанице.)

- По мере усложнения человеческого мышления совершенствовалось и рисуночное письмо.


Мы переходим к следующей экспозиции…

- Письмо ацтеков можно было бы назвать картинописью: все книги – это серии цветных картинок.

(На доске табличка «Картинопись». Дети записывают в ПД.)



- Все же это не просто картинки. А переходная к письму форма пиктографии. В них есть знаки для обозначения ночи, камня, воды, знаки для чисел. С помощью своего письма ацтеки вели календарь, отмечали религиозные и памятные даты, а также составляли исторические хроники. Письменность ацтеков делала лишь первые шаги на пути превращения в иероглифическую.

- Сегодня мы прошли по залам «дописьменных» времён. А на следующем уроке познакомимся с историей самой письменности.


  1. Итог урока.

– Назовите этапы возникновения и развития письменности.

– Что нового вы узнали на уроке?

– Кто доволен своей работой на уроке?


  1. Домашнее задание

Подготовить сообщение по темам:

1. О древней письменности шумеров и что такое – клинопись.

2. О священных знаках – иероглифах.

4. О древней письменности китайцев и изобретении бумаги.

План – схема уроков по теме «История письменности»

«Загадочные письмена»


«Долгий путь письменности»


«Рождение алфавита»


20-30 тыс.лет назад

5 тыс.лет назад

3 тыс.лет назад

ПРЕДМЕТНОЕ ПИСЬМО

РИСУНОЧНОЕ ПИСЬМО

ИЕРОГЛИФИЧЕСКОЕ ПИСЬМО

ЗВУКОВОЕ ПИСЬМО

ПРЕДМЕТЫ

Геродот

Дарий

(корзина)

НАСКАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ (картинка)

КЛИНОПИСЬ

шумеры

(картинка)

финикийцы

греки

Кирилл и Мефодий

ВАМПУМЫ

(картинка)

РИСУНКИ - ПИКТОГРАММЫ

Гайавата

берёста

пословицы

Таффи

(картинка

рисунки)

ИЕРОГЛИФЫ

Египет

(картинка)

Ж.Ф.Шампольон

папирус

пергамент

береста

бумага

КИПУ

(рисунок

картинка)

КАРТИНОПИСЬ

ацтеки

(картинка)

ИЕРОГЛИФЫ

Китай

(картинка)


Недостатки:

Понять письмо можно по-разному

Бедность языка

Недостатки:

Примитивная конкретность

Бедность языка

Не ограничено нормой – путаница

Почему удобны:

Не связаны с конкретным языком, всем понятны

Недостатки:

Сложность

Большое кол-во знаков

Значение:

Связь между звучащей речью

и написанными знаками

Типы письма на Руси:

  • XI-XIII -устав

  • XV-полуустав

  • скоропись

  • вязь

Средство общения, способ передачи информации, для передачи сведений, для записи учета

ОБЩЕЕ для предметного письма:

ЯЗЫК СИМВОЛОВ ПРОСТ – это +,

ЯЗЫК СИМВОЛОВ БЕДЕН - и это –

настолько большой, что человек не переставал искать более совершенный способ для объяснений.

Сначала символы уступили место письмам-картинкам – пиктографии, как назвали рисуночное письмо ученые.

Письма-картинки породили иероглифы, иероглифы дали жизнь буквенному алфавиту.



Просмотр содержимого документа
«История письменности»

История письменности


Цель: познакомить детей с историей письменности, появлением бумаги, алфавита и первых книг.

Оборудование: эпиграф на доске: «Книги суть реки, напояющие вселенную, источники мудрости, в них - неисчетная глубина". Из Повести временных лет. презентация


Ход урока


  1. Актуализация знаний

Как бы жили мы без книг


Мы дружны с печатным словом,

Если б не было его,

Ни о старом, ни о новом

Мы не знали б ничего!


Ты представь себе на миг,

Как бы жили мы без книг?

Что бы делал ученик,

Если не было бы книг,

Если б всё исчезло разом,

Что писалось для детей:

От волшебных добрых сказок

До весёлых повестей?..


Ты хотел развеять скуку,

На вопрос найти ответ.

Протянул за книжкой руку,

А её на полке нет!


Нет твоей любимой книжки -

«Чипполино», например,

И сбежали, как мальчишки,

Робинзон и Гулливер.


Нет, нельзя себе представить,

Чтоб такой момент возник

И тебя могли оставить

Все герои детских книг.

От бесстрашного Гавроша

До Тимура и до Кроша -

Сколько их, друзей ребят,

Тех, что нам добра хотят!


Книге смелой, книге честной,

Пусть немного в ней страниц,

В целом мире, как известно,

Нет и не было границ.


Ей открыты все дороги,

И на всех материках

Говорит она на многих

Самых разных языках.


И она в любые страны

Через все века пройдёт,

Как великие романы

«Тихий Дон» и «Дон Кихот»!


Слава нашей книге детской!

Переплывшей все моря!

И особенно российской -

Начиная с Букваря!


С. Михалков



- Какие замечательные слова написал Сергей Михалков «…Если б не было его (печатного слова), Ни о старом, ни о новом Мы не знали б ничего!» А как же жили раньше люди без книг? Но чтоб появились книги, нужно было сначала научиться писать.

Чтение 1 абзаца в учебнике на стр. 41

Сегодня мы с вами познакомимся с историей появления письменности, узнаем, как появились первые книги, кто придумал бумагу и алфавит…

  1. Открытие нового

Древнейшая цивилизация зародилась около 4000 лет назад в Месопотамии, в переводе с греческого это слово означает “земля между реками”, поэтому часто Месопотамию ещё называют Междуречьем. На плодородных землях между реками Тигр и Евфрат возникли поселения древнейшего народа – шумеров. В древних городах шумеров Ур и Урук жили до 50 тысяч человек в каждом. Города были возведены вокруг огромных, сложенных из глиняных кирпичей храмов, которые называли зиккуратами.

Слайд. Именно здесь появился первый вид письменности. Это были геометрические изображения и рисунки.

Слайд. Вместо слов и букв шумеры использовали рисунки. Шумерское письмо называется “клинопись”, от слова “клиновидный”, потому что для выдавливания знаков на глиняных табличках, служивших для письма, они пользовались палочкой, клинышком заострённой на конце. А научились они этому, подсматривая за обыкновенной кошкой, которая царапала глину когтями. Так шумеры и кошка изобрели письменность.

Слайд. Древние египтяне создали иероглифическую письменность примерно в 3100 г. до н.э. и пользовались ею в течение 3500 лет. Эту систему письменности применяли не только египтяне, но и другие народы. Египетская письменность начиналась с простых рисунков, обозначающих предметы, например солнце или цветок. Но поскольку рисунками довольно трудно было передать значение сложных понятий, египтяне стали обозначать их группой предметов. К примеру, воин с луком и стрелой, обозначал целую армию. В этом письме использовалось по меньшей мере 700 разных знаков.

Слайд. Но вот появились буквы. Большинство алфавитов, которыми люди пользуются сегодня, вероятно, возникло из древнего рисуночного письма.

Первый настоящий алфавит был, вероятно, создан в 15 веке ханаанеями – народом, жившим на территории нынешней Сирии. Он состоял из 32 букв. Финикийцы сократили число букв в ханаанейском алфавите до 22, этот алфавит распространился по всей территории Средиземноморья. От него произошли греческий, латинский, арабский и еврейский алфавиты. Английский алфавит ничем не отличается от латинского. В древнем латинском алфавите было 23 буквы. После распада Римской империи латинский алфавит сохранился в измененной форме во многих странах Европы. Жители большинства европейских стран до сих пор пользуются латинским алфавитом. В настоящее время это самый распространенный алфавит в мире.

Слайд. Латинская буква “А”, возможно, произошла от старого рисуночного знака быка.

Слайд. Египтяне писали на папирусе, изготовленном из листьев этого водного растения. Папирус скручивали в свитки. Чернила они делали из древесного угля, смешанного с водой и клеем. Они прославились своей письменностью. Писать умели немногие - только жрецы и чиновники, зато каждый египтянин знал, что писать надо на папирусе. Папирус тоже изобрели египтяне.

Слайд. Папирус – речной тростник с высоким и толстым стволом. Сделанный из папируса лист нельзя было складывать или перегибать. Страницы склеивались в длину и свёртывались в свитки, длина которых могла достигать нескольких десятков метров. Длинные ленты наматывались на палочку с ручкой.

Слайд. “Создателями” авторучки можно считать древних египтян. Среди сокровищ Тутанхамона ученые обнаружили медную ручку со вставленной в неё свинцовой заостренной трубочкой. Внутри трубочки находилась тростинка. Её заполняли темной жидкостью, которая просачивалась по волокнам стебля и накапливалась на заостренном конце. При письме оставался четкий след на папирусе.

Слайд. Наряду с папирусом распространение в Древнем мире получил материал, сделанный из шкур молодых животных – телят, коз, овец, кроликов. В древнем Пергаме в III веке до н.э. (государстве на полуострове Малая Азия, современная Сирия) и придуман этот материал для письма. Назван он был пергаментом, по наименованию места, где был изобретён. Этому материалу была суждена долгая жизнь.

Слайд. Способ изготовления пергамента был довольно сложен. Шкуру животных тщательно промывали и вымачивали в золе, затем очищали от остатков шерсти, жира, мяса. Кожу растягивали на рамах, выглаживали пемзой, сушили и осторожно скоблили, придавали ей ровную поверхность (иногда для отбеливания применяли известь). Из шкур получался белый, тонкий чрезвычайно прочный материал – пергамент. На нём можно было писать с обеих сторон. Пергамент был дороже, чем папирус, зато более универсален и долговечен.

Слайд. В начале из пергамента приготовляли свитки, как из папируса. Однако вскоре подметили, что в отличие от папируса он легко записывается с обеих сторон. Книги из пергамента стали похожи на современные. Переплёт делался из двух досок, обтянутых кожей. Его украшали медными наугольниками, бляхами, драгоценными камнями. Книга закрывалась на застёжки или замки, которые запирались.

Слайд. Массовое производство пергамент началось в г.Пергаме для нужд Пергамской библиотеки, он был дороже папируса и использовался для более дорогих изданий. На нём можно было делать иллюстрации.

Слайд. В Древнем Египте придумали книги – ленты, где использовалась специальная бумага из растений, а ассирийцы придумали книги – плитки. Существовала целая библиотека, сделанная из глиняных плиток. Такая странная библиотека без единого листа бумаги была найдена среди развалин древнего города ассирийцев – Ниневию Эта библиотека – хранилище принадлежала царю Ашшурбанипалу.

Слайд. В России писали на бересте деревьев. По свидетельству учёных, берестяные книги возникли у нас на Руси в 9 веке. Буквы на бересте процарапывались острым железным или костяным стержнем. Для изготовления книг бересту кипятили, соскабливали внутренний слой коры, а затем обрезали по краям, придавая нужную форму. Пройдя такую обработку, береста становилась эластичной, мягкой.

Слайд. Для письма русичи использовали кусочки берёзовой коры. Слова на ней царапали писалом – костяной палочкой. Исписанные кусочки бересты - берестяные грамоты – археологи находят в Великом Новгороде и других древнерусских городах.

Слайд. Многочисленные писцы стали вести записи: сколько зерна собрано на царских полях, сколько скота в их стадах. А ещё они записывали то, что знали и умели самые мудрые люди того времени. Так появилась книга.

Слайд. Русский алфавит был составлен священниками Кириллом и Мефодием на основе греческого. Чтобы записывать переводы священных книг, они создали славянский алфавит, добавив новые буквы. Новую славянскую азбуку назвали кириллицей.


Аз Буки Веди.

Глагол – Добро Есть...

Рцы Слово Твердо".

("Я знаю буквы.

Слово – это добро...

Говори слова правильно")


Славянская Азбука


Слайд. Летописи - это первые исторические сочинения на Руси. Первое собрание летописей было составлено в 11 веке киевским монахом Нестором. В нем рассказывалось о древнейших временах, начале русского государства и его первых князьях.

Ни деревянные планки, ни листья, ни кожа, ни ткани, ни папирус не были, конечно, тем писчим материалом, который отвечал бы всем необходимым требованиям. Некоторые из них были дешевы, общедоступны, и этим почти полностью исчерпывались все их преимущества. О камне и металле говорить не приходится. Пергамент же, как известно, был слишком дорог: для изготовления небольшого тиража одной книги нужно было забить целое стадо телят или ягнят. А книг требовались тысячи. Но человек, который придумал книгу, сумел придумать и подходящий материал для нее. Им стала бумага.

Трудно ответить без оговорок на вопрос: где, когда и кем изобретена бумага?


Слайд. Считается, что это сделал китайский ученный по имени Цай Лунь. Он сделал клейкую массу из бамбука и воды, раскатал её в плоский лист и оставил этот лист сушится на солнце. А подсказала Цай Луню этот способ обыкновенная оса. По преданию, Чай - Лун родился в Южном Китае. В 75 году нашей эры он поступил на службу к императору Хо, а в 89 году был назначен начальником императорского арсенала. Будучи на этой должности, Чай - Лун изобрел много видов нового оружия для китайской армии. Под конец своей жизни он получил должность главного смотрителя дворца. Чай - Лун принял участие в неудавшемся заговоре против императора. Чтобы спастись от позорной казни, он отравился.

Слайд. Однако существует легенда, согласно которой бумагу изобрел не Цай Лунь, а некий раб из Восточного Туркестана. Китайский император повелел сохранить в тайне имя изобретателя, а его самого казнить. Для изобретателя была уготована почетная казнь. Его заставили проглотить золотую пластинку с выгравированной на ней благодарностью императора.

Слайд. Секрет изготовления бумаги хранили почти пять столетий. Лишь в 6 веке о нем узнали японцы. В 751 году близ Самарканда арабам удалось взять в плен нескольких китайских мастеров, которые вынуждены были открыть секрет изготовления бумаги. Так бумага проникла в Персию, далее в Аравию, откуда арабы привезли её в Европу в 11 веке.

Слайд. Долгое время книги были рукописными. Представьте, сколько времени уходило на то, чтобы аккуратно, красиво, без ошибок переписать от руки толстенные тома для библиотеки. На переписку толстых книг уходили месяцы и годы.

Слайд. В средние века книги неспешно и тщательно переписывали в монастырях, копируя буквы и рисунки. Современный способ книгопечатания изобрел в 15 веке немец Иоганн Гуттенберг. За час на нём можно было напечатать примерно 16 страниц книги. Гуттенберг составлял слова, соединяя металлические буквы – их называют шрифтом. Первая русская печатная книга- “Апостол” – была выпущена 1 марта 1564 года Иваном Фёдоровым.

Слайд. Но время шло. И вот появились первые печатные станки. Сначала маленькие, ручные, а потом настоящие печатные машины.

Слайд. Началом промышленной революции в книгопечатании послужило создание печатной машины. 29 ноября 1814 года на ней впервые был отпечатан номер “Таймс” - лондонской газеты.

Слайд. Современные печатные машины работают на электричестве. Они печатают цвета один за другим на листе бумаги, из которого потом получается несколько страниц. Отпечатанные страницы складываются в правильном порядке. Затем они обрезаются до нужного размера, переплетаются и становятся книгой.

Слайд. Далеко ушла современная книга от своих древних предков. Она стала легче, радует глаз цветным переплётом и картинками. И всё-таки современная книга сохранила в своём облике черты, которые складывались веками. Как и много лет назад, создание книги требует труда многих людей: писателей, поэтов, художников, типографских рабочих и множества других. Если мы откроем книгу и посмотрим, то увидим, какие множество людей приложило свой труд к её созданию.

Слайд. Ребята, в США выпущена самая большая книга в мире. Её размер два с половиной на два метра, а вес более 60 килограммов. Красочная книга носит название “Бутан: путешествие по королевству в рисунках и фотографиях”. Книга официально признана самой большой в истории. Как же удержать в руках эту книжку. Оказалось, что книга продается вместе с подставкой. Так что в постели перед сном ее не почитаешь.

Как вы думаете, сколько библиотек существует в России?

Слайд. В России более 63 тыс. школьных библиотек, более 48 тыс. публичных. Около 3 тыс. библиотек работают в университетах, академиях, колледжах. Старейшие и богатейшие из них – в Московском, Санкт-Петербургском, Казанском, Саратовском, Томском, Иркутском университетах. Существуют также сети научно-технических, сельскохозяйственных, медицинских библиотек. Для обслуживания органов власти созданы Библиотека Администрации Президента Российской Федерации и Парламентская библиотека Российской Федерации. Свои библиотеки имеют религиозные и политические организации.


  1. Работа с учебником стр. 41-44.

  2. Закрепление нового

Слайд.

- Каким был первый вид письменности? (Геометрические изображения и рисунки).

- Как называлось письмо у древних шумеров? (Клинопись).

- Каким письмом пользовались древние египтяне? (Пиктографическим – рисунчатым письмом).

- Откуда появился русский алфавит? (На основе греческого алфавита священники Кирилл и Мефодий составили русский алфавит)

- Что такое летописи? (Это первые исторические сочинения на Руси).

- Кто изобрел бумагу? (Китайский ученный Цай Лунь)

- Как называлась первая русская печатная книга, кто её написал и в каком году? (Первая русская печатная книга- “Апостол” – была выпущена 1 марта 1564 года Иваном Фёдоровым).


  1. Итог урока. Практическое упражнение.

Соедините слово с его значением.

Клинопись предметное письмо

Пиктография тростник

Иероглифы письмо клинообразными знаками

Папирус письмо из рисунков и знаков

  1. Домашнее задание

Записать пиктографическим письмом приглашение на день рождения. Указать место и время.


Просмотр содержимого презентации
«история письменности»

" Книги суть реки, напояющие вселенную, источники мудрости, в них - неисчетная глубина". «Повесть временных лет».

Древние египтяне пользовались пиктографическим (рисуночным) письмом. Каждая маленькая картинка обозначала слово или звук. Такие рисунки, или символы, называются иероглифами.
  • Древние египтяне пользовались пиктографическим (рисуночным) письмом. Каждая маленькая картинка обозначала слово или звук. Такие рисунки, или символы, называются иероглифами.
Но вот появились буквы. Большинство алфавитов, которыми пользуются сегодня, вероятно, возникло из древнего рисунчатого письма.

Но вот появились буквы. Большинство алфавитов, которыми пользуются сегодня, вероятно, возникло из древнего рисунчатого письма.

Латинская буква «А», возможно, произошла от старого рисуночного знака быка.

Латинская буква «А», возможно, произошла от старого рисуночного знака быка.

Египтяне писали на папирусе, изготовленном из листьев этого водного растения. Папирус скручивали в свитки. Чернила они делали из древесного угля, смешанного с водой и клеем. Они прославились своей письменностью. Писать умели немногие - только жрецы и чиновники, зато каждый египтянин знал, что писать надо на папирусе. Папирус тоже изобрели египтяне.

Египтяне писали на папирусе, изготовленном из листьев этого водного растения. Папирус скручивали в свитки. Чернила они делали из древесного угля, смешанного с водой и клеем. Они прославились своей письменностью. Писать умели немногие - только жрецы и чиновники, зато каждый египтянин знал, что писать надо на папирусе. Папирус тоже изобрели египтяне.

     Папирус – речной тростник с высоким и толстым стволом.  Сделанный из папируса лист нельзя было складывать или перегибать. Страницы склеивались в длину и свёртывались в свитки, длина которых могла достигать нескольких десятков метров. Длинные ленты наматывались на палочку с ручкой.

  

Папирус – речной тростник с высоким и толстым стволом.

Сделанный из папируса лист нельзя было складывать или перегибать. Страницы склеивались в длину и свёртывались в свитки, длина которых могла достигать нескольких десятков метров. Длинные ленты наматывались на палочку с ручкой.

Чем древние египтяне писали на папирусе  Создателями» авторучки можно считать древних египтян. Среди сокровищ Тутанхамона ученые обнаружили медную ручку со вставленной в неё свинцовой заостренной трубочкой. Внутри трубочки находилась тростинка. Её заполняли темной жидкостью, которая просачивалась по волокнам стебля и накапливалась на заостренном конце. При письме оставался четкий след на папирусе.

Чем древние египтяне

писали на папирусе

Создателями» авторучки можно считать древних египтян. Среди сокровищ Тутанхамона ученые обнаружили медную ручку со вставленной в неё свинцовой заостренной трубочкой. Внутри трубочки находилась тростинка. Её заполняли темной жидкостью, которая просачивалась по волокнам стебля и накапливалась на заостренном конце. При письме оставался четкий след на папирусе.

Пергамент

Пергамент

Способ изготовления пергамента был довольно сложен. Шкуру животных тщательно промывали и вымачивали в золе, затем очищали от остатков шерсти, жира, мяса. Кожу растягивали на рамах, выглаживали пемзой, сушили и осторожно скоблили, придавали ей ровную поверхность (иногда для отбеливания применяли известь). Из шкур получался белый, тонкий чрезвычайно прочный материал – пергамент. На нём можно было писать с обеих сторон. Пергамент был дороже, чем папирус, зато более универсален и долговечен.

Способ изготовления пергамента был довольно сложен. Шкуру животных тщательно промывали и вымачивали в золе, затем очищали от остатков шерсти, жира, мяса. Кожу растягивали на рамах, выглаживали пемзой, сушили и осторожно скоблили, придавали ей ровную поверхность (иногда для отбеливания применяли известь). Из шкур получался белый, тонкий чрезвычайно прочный материал – пергамент. На нём можно было писать с обеих сторон.

Пергамент был дороже, чем папирус, зато более универсален и долговечен.

В начале из пергамента приготовляли свитки, как из папируса. Однако вскоре подметили, что в отличие от папируса он легко записывается с обеих сторон. Книги из пергамента стали похожи на современные. Переплёт делался из двух досок, обтянутых кожей. Его украшали медными наугольниками, бляхами, драгоценными камнями. Книга закрывалась на застёжки или замки, которые запирались.

В начале из пергамента приготовляли свитки, как из папируса. Однако вскоре подметили, что в отличие от папируса он легко записывается с обеих сторон. Книги из пергамента стали похожи на современные. Переплёт делался из двух досок, обтянутых кожей. Его украшали медными наугольниками, бляхами, драгоценными камнями. Книга закрывалась на застёжки или замки, которые запирались.

Массовое производство пергамента началось в г. Пергаме для нужд Пергамской библиотеки, он был дороже папируса и использовался для более дорогих изданий. На нём можно было делать иллюстрации.

Массовое производство пергамента началось в г. Пергаме для нужд Пергамской библиотеки, он был дороже папируса и использовался для более дорогих изданий. На нём можно было делать иллюстрации.

В Древнем Египте придумали книги – ленты, где использовалась специальная бумага из растений, а ассирийцы придумали книги – плитки. Существовала целая библиотека, сделанная из глиняных плиток. Такая странная библиотека без единого листа бумаги была найдена среди развалин древнего города ассирийцев – Ниневию. Эта библиотека – хранилище принадлежала царю Ашшурбанипалу.

В Древнем Египте придумали книги – ленты, где использовалась специальная бумага из растений, а ассирийцы придумали книги – плитки. Существовала целая библиотека, сделанная из глиняных плиток. Такая странная библиотека без единого листа бумаги была найдена среди развалин древнего города ассирийцев – Ниневию.

Эта библиотека – хранилище принадлежала царю Ашшурбанипалу.

В России писали на бересте деревьев. По свидетельству ученных, берестяные книги возникли на Руси в 9 веке. Для изготовления книг бересту кипятили, соскабливали внутренний слой коры, а затем обрезали по краям, придавая нужную форму. Пройдя такую обработку, береста становилась эластичной и мягкой.

В России писали на бересте деревьев. По свидетельству ученных, берестяные книги возникли на Руси в 9 веке. Для изготовления книг бересту кипятили, соскабливали внутренний слой коры, а затем обрезали по краям, придавая нужную форму. Пройдя такую обработку, береста становилась эластичной и мягкой.

Для письма русичи использовали кусочки берёзовой коры. Слова на ней царапали писалом – костяной палочкой. Исписанные кусочки бересты - берестяные грамоты – археологи находят в Великом Новгороде и других древнерусских городах.

Для письма русичи использовали кусочки берёзовой коры. Слова на ней царапали писалом – костяной палочкой. Исписанные кусочки бересты - берестяные грамоты – археологи находят в Великом Новгороде и других древнерусских городах.

Многочисленные писцы стали вести записи: сколько зерна собрано на царских полях, сколько скота в их стадах… А ещё они записывали то, что знали и умели самые мудрые люди того времени.   Многочисленные писцы стали вести записи: сколько зерна собрано на царских полях, сколько скота в их стадах… А ещё они записывали то, что знали и умели самые мудрые люди того времени.   Многочисленные писцы стали вести записи: сколько зерна собрано на царских полях, сколько скота в их стадах… А ещё они записывали то, что знали и умели самые мудрые люди того времени.   Так появилась книга.

Многочисленные писцы стали вести записи: сколько зерна собрано на царских полях, сколько скота в их стадах… А ещё они записывали то, что знали и умели самые мудрые люди того времени.

  • Многочисленные писцы стали вести записи: сколько зерна собрано на царских полях, сколько скота в их стадах… А ещё они записывали то, что знали и умели самые мудрые люди того времени.
  • Многочисленные писцы стали вести записи: сколько зерна собрано на царских полях, сколько скота в их стадах… А ещё они записывали то, что знали и умели самые мудрые люди того времени.

Так появилась книга.

  • Так появилась книга.

"Аз Буки Веди. Глагол - Добро Есть... Рцы Слово Твердо". ("Я знаю буквы. Слово-это добро... Говори слова правильно") Славянская Азбука

Русский алфавит был составлен священниками Кириллом и Мефодием на основе греческого. Чтобы записывать переводы священных книг, они создали славянский алфавит, добавив новые буквы. Новую славянскую азбуку назвали кириллицей .

Летописи- это первые исторические сочинения на Руси. Первое собрание летописей было составлено в 11 веке киевским монахом Нестором. В нем рассказывалось о древнейших временах, начале русского государства и его первых князьях.

Летописи- это первые исторические сочинения на Руси. Первое собрание летописей было составлено в 11 веке киевским монахом Нестором. В нем рассказывалось о древнейших временах, начале русского государства и его первых князьях.

Бумага

Бумага

Однако существует легенда, согласно которой бумагу изобрел не Цай Лунь, а некий раб из Восточного Туркестана. Китайский император повелел сохранить в тайне имя изобретателя, а его самого казнить. Для изобретателя была уготована почетная казнь. Его заставили проглотить золотую пластинку с выгравированной на ней благодарностью императора.

Однако существует легенда, согласно которой бумагу изобрел не Цай Лунь, а некий раб из Восточного Туркестана. Китайский император повелел сохранить в тайне имя изобретателя, а его самого казнить. Для изобретателя была уготована почетная казнь. Его заставили проглотить золотую пластинку с выгравированной на ней благодарностью императора.

Секрет изготовления бумаги хранили почти пять столетий. Лишь в 6 веке о нем узнали японцы.  В 751 году близ Самарканда арабам удалось взять в плен нескольких китайских мастеров, которые вынуждены были открыть секрет изготовления бумаги.  Так бумага проникла в Персию, далее в Аравию, откуда арабы привезли её в Европу в 11 веке.

Секрет изготовления бумаги хранили почти пять столетий. Лишь в 6 веке о нем узнали японцы.

В 751 году близ Самарканда арабам удалось взять в плен нескольких китайских мастеров, которые вынуждены были открыть секрет изготовления бумаги.

Так бумага проникла в Персию, далее в Аравию, откуда арабы привезли её в Европу в 11 веке.

Долгое время книги были рукописными…. Представьте, сколько времени уходило на то, чтобы аккуратно, красиво, без ошибок переписать от руки толстенные тома для библиотеки. На переписку толстых книг уходили месяцы и годы.

Долгое время книги были рукописными…. Представьте, сколько времени уходило на то, чтобы аккуратно, красиво, без ошибок переписать от руки толстенные тома для библиотеки. На переписку толстых книг уходили месяцы и годы.

В средние века книги неспешно и тщательно переписывали в монастырях, копируя буквы и рисунки.   Современный способ книгопечатания изобрел в 15 веке немец Иоганн Гуттенберг. За час на нём можно было напечатать примерно 16 страниц книги. Гуттенберг составлял слова, соединяя металлические буквы – их называют шрифтом…    Первая русская печатная книга-  «Апостол» – была выпущена 1 марта  1564 года Иваном Фёдоровым .

В средние века книги неспешно и тщательно переписывали в монастырях, копируя буквы и рисунки.

Современный способ книгопечатания изобрел в 15 веке немец Иоганн Гуттенберг. За час на нём можно было напечатать примерно 16 страниц книги. Гуттенберг составлял слова, соединяя металлические буквы – их называют шрифтом…

Первая русская печатная книга-

«Апостол» – была выпущена 1 марта

1564 года Иваном Фёдоровым .

Но время шло. И вот появились первые печатные станки.  Сначала маленькие, ручные, а потом настоящие печатные машины .

Но время шло. И вот появились первые печатные станки.

Сначала маленькие, ручные, а потом настоящие

печатные машины .

Началом промышленной революции в книгопечатании послужило создание печатной машины. 29 ноября 1814 года на ней впервые был отпечатан номер «Таймс» - лондонской газеты.

Началом промышленной революции в книгопечатании послужило создание печатной машины. 29 ноября 1814 года на ней впервые был отпечатан номер «Таймс» - лондонской газеты.

Современные печатные машины работают на электричестве. Они печатают цвета один за другим на листе бумаги, из которого потом получается несколько страниц. Отпечатанные страницы складываются в правильном порядке. Затем они обрезаются до нужного размера, переплетаются и становятся книгой.

Современные печатные машины работают на электричестве. Они печатают цвета один за другим на листе бумаги, из которого потом получается несколько страниц. Отпечатанные страницы складываются в правильном порядке. Затем они обрезаются до нужного размера, переплетаются и становятся книгой.

     В США выпущена самая большая книга в мире.        Её размер два с половиной на два метра, а вес более 60 килограммов.        Красочная книга носит название «Бутан: путешествие по королевству в рисунках и фотографиях». Книга официально признана самой большой в истории.             На пресс-конференции журналисты спросили – как же удержать в руках эту книжку. Оказалось, что книга продается вместе с подставкой. Так что в постели перед сном ее не почитаешь.

   

В США выпущена самая большая книга в мире.

       Её размер два с половиной на два метра, а вес более 60 килограммов.

      Красочная книга носит название «Бутан: путешествие по королевству в рисунках и фотографиях». Книга официально признана самой большой в истории.           На пресс-конференции журналисты спросили – как же удержать в руках эту книжку. Оказалось, что книга продается вместе с подставкой. Так что в постели перед сном ее не почитаешь.

      В России более 63 тыс. школьных библиотек, более 48 тыс. публичных. Около 3 тыс. библиотек работают в университетах, академиях, колледжах; старейшие и богатейшие из них – в Московском, Санкт-Петербургском, Казанском, Саратовском, Томском, Иркутском университетах. Существуют также сети научно-технических, сельскохозяйственных, медицинских библиотек. Для обслуживания органов власти созданы Библиотека Администрации Президента Российской Федерации и Парламентская библиотека Российской Федерации. Свои библиотеки имеют религиозные и политические организации.

      В России более 63 тыс. школьных библиотек, более 48 тыс. публичных. Около 3 тыс. библиотек работают в университетах, академиях, колледжах; старейшие и богатейшие из них – в Московском, Санкт-Петербургском, Казанском, Саратовском, Томском, Иркутском университетах. Существуют также сети научно-технических, сельскохозяйственных, медицинских библиотек. Для обслуживания органов власти созданы Библиотека Администрации Президента Российской Федерации и Парламентская библиотека Российской Федерации. Свои библиотеки имеют религиозные и политические организации.

Как называлось письмо у древних шумеров?  Каким письмом пользовались древние египтяне? Откуда появился русский алфавит? Что такое летописи? Кто изобрел бумагу? Как называлась первая русская печатная книга, кто её написал и в каком году?
  • Как называлось письмо у древних шумеров?
  • Каким письмом пользовались древние египтяне?
  • Откуда появился русский алфавит?
  • Что такое летописи?
  • Кто изобрел бумагу?
  • Как называлась первая русская печатная книга, кто её написал и в каком году?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
История возникновения письменности

Автор: Шумская Наталья Юрьевна

Дата: 16.11.2014

Номер свидетельства: 131393

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "История возникновения и развития старославянской письменности "
    ["seo_title"] => string(67) "istoriia-vozniknovieniia-i-razvitiia-staroslavianskoi-pis-miennosti"
    ["file_id"] => string(6) "208124"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1430742235"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(195) "Презентация "История  письменности" по внеурочной деятельности  «Основы информационной культуры»   5 класс"
    ["seo_title"] => string(110) "priezientatsiia-istoriia-pis-miennosti-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-osnovy-informatsionnoi-kul-tury-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "268746"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1450690333"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Урок по теме : "Как возникла письменность". Презентация . "
    ["seo_title"] => string(56) "urok-po-tiemie-kak-voznikla-pis-miennost-priezientatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "134481"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1416753830"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) "Письменность и книга на Руси "
    ["seo_title"] => string(29) "pis-miennost-i-knigha-na-rusi"
    ["file_id"] => string(6) "157578"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421605214"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Классный час на тему: "День славянской письменности"."
    ["seo_title"] => string(49) "klassnyi_chas_na_temu_den_slavianskoi_pismennosti"
    ["file_id"] => string(6) "494509"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1547061971"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства